На наш взгляд, одной из важнейших долговременных целей образования является изменение отношения к здоровью у всех слоев нашего общества, а ближайшей — разработка и внедрение в вузах комплекса мер по укреплению здоровья и перенацеливанию студентов на здоровую жизнь, а именно:
• создание кабинетов здоровья, оснащенных средствами мониторинга здоровья, переподготовка преподавателей и медиков учебных заведений;
• разработка учебных курсов, создание специализированных аппаратно-программных средств наблюдения и изучения здоровья, предназначенных для решения как учебно-исследовательских, так и профессиональных медицинских задач, и т. п;
• создание в среде всех преподавателей предельно заинтересованного отношения к здоровью, личное участие в оздоровительных мероприятиях, усиление внеучебной работы со студентами в объединениях по интересам и занятиям физкультурой.
Университет должен создавать благоприятные условия для обучения студентов. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и объединяющей как учебную, так и внеучебную деятельность студентов. Необходимо совершенствовать процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, формировать их готовность работать в условиях личностно-ориентированного обучения. Одной из задач преподавательского состава вуза является усиление пропаганды идеи сохранения и укрепления здоровья студентов, которая должна стать как национальной, так и корпоративной идеей и интегрировать все направления образовательной деятельности вуза.
Список литературы
1. Морозова А. А. Основные направления работы учреждения среднего профессионального образования по здоровьесбережению студентов: сборник научно-методических материалов / Под ред. В. И. Авершина. - Пенза: ИПК и ПРО, 2005. - 42 с.
2. Фертик В. Е. Профессионально-творческое совершенствование студентов-хореографов в условиях здоровьесберегающей среды. - Москва, 2009 - 25 с.
3. Рожнов Р. В. Преемственность формирования культуры здоровья учащихся в образовательной среде региона: коллективная монография / науч. ред. Р. В. Рожнов. - Пенза : Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - 104 с.
4. Мавзютова И. П. Здоровьесберегающее образовательное пространство медицинского колледжа как условие в подготовке конкурентоспособных специалистов. - Казань, 2003. - 19 с.
5. Добротворская С. Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни. - Казань, 2003.
6. Петров К. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. - 2005. - № 2. - С.19-22.
7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121 с.
8. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. - 2005. - № 3. - С. 52-87.
Сведения об авторе
Самарин Артем Викторович, старший преподаватель кафедры лыжного спорта, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, тел. 89199258882, [email protected]
Samarin A. V., senior teacher of the chair of skiing, Tyumen State University, phone: 89199258882, e-mail: sama-ra4572 @yandex. ru
УДК 316.444
О ПЕРСПЕКТИВАХ РАСШИРЕНИЯ ПРОГРАММ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЖИЛЫХ РОССИЯН
ABOUT PROSPECTS OF EXPANDING THE PROGRAMS FOR THE ELDERLY RUSSIANS TRAINING
Г. Г. Сорокин
G. G. Sorokin
Ключевые слова: деятельность высшей школы, образование пожилых людей, университет третьего возраста Key words: activities of high school, education elderly, University of the Third Age
Анализируется существующий опыт организации университетов третьего возраста на базе вузов, обосновывается целесообразность распространения деятельности высшей школы на новую целевую группу — пожилых граждан.
The article analyzes the existing experience of organization of the third age universities on the basis of higher education institutions. The author proves the feasibility of extending the higher school activity to a new target group , that is senior citizens.
Демографическая ситуация в современном мире характеризуется резким увеличением доли пожилых людей в возрастной структуре населения. По данным Всемирной организации здравоохранения в 2025 г. число жителей планеты в возрасте старше 60 лет возрастет до 1,2 млрд человек [1]. В Российской Федерации к этому времени доля населения старше 65 лет составит около 18 %, причем каждый шестой пенсионер потребует долгосрочного обслуживания [2]. Установившиеся демографические тенденции требуют адекватных реакций со стороны общества, его ключевых социальных институтов. Очевидно, что любые меры, направленные на преодоление и профилактику обозначенных проблем, окажутся неэффективными в том случае, если их составным элементом не станет повышение профессиональных и социальных компетенций пожилых граждан до современных стандартов функциональной грамотности. Поэтому первым на происходящие социальные изменения, по нашему мнению, обязан отреагировать институт образования. Особую роль при этом должно сыграть высшее образование.
Социальная миссия вузов, которая состоит в подготовке специалиста и воспитании гражданина в соответствии с социальным заказом, с одной стороны, материальная и кадровая база — с другой, не только позволяют, но и обязывают высшую школу обратиться к решению проблем интеграции пожилых людей в общество, их профессиональной реабилитации. Неслучайно первое в истории образовательное учреждение для пожилых, университет третьего возраста в г. Тулузе (Франция), было открыто на базе вуза [3]. Многие современные университеты представляют собой мощные образовательные центры, включающие гимназии, учреждения дополнительного образования и переподготовки кадров, то есть фактически они распространяют свою образовательную и просветительскую деятельность далеко за пределы студенческой (молодежной) аудитории, хотя внимание вузов к проблемам образования старшего поколения пока является, скорее, исключением, чем правилом. В то же время, есть основания утверждать, что курс на образование геронтов обещает принести высшей школе существенные дивиденды. Еще в конце прошлого века стало очевидным, что традиционное вузовское образование приобрело серьезных конкурентов в лице альтернативных провайдеров образовательных услуг. Эта ситуация была предметом тщательного анализа на Генеральной Ассамблее европейских университетов в 1998 г. Конкурентами традиционных университетов выступают прямые поставщики сертифицированной продукции (например, структура национальных компьютерных систем Virtual University Enterprises (VUE)) и частный коммерческий сектор (например, Thesus International Managment Institute — международный институт менеджмента). Многие крупные фирмы и коммерческие корпорации (Microsoft, Intell, Air France, British Telecom, Hewlett-Packard, Renault, Thomson и др.) уже сегодня ориентируют свою политику по подготовке кадров и повышению квалификации сотрудников на сотрудничество с новыми провайдерами [4]. Деятельность новых провайдеров отражает актуальные потребности рынка, в частности, конкуренты появляются на тех участках рынка, которыми университеты пренебрегают или уделяют им мало времени и, прежде всего, в сфере непрерывного образования. Таким образом, можно ожидать, что в недалеком будущем конкуренция между традиционными и новыми провайдерами перейдет и в сферу геронтообразования. В качестве подтверждения последнего тезиса можно привести вывод, полученный в ходе исследования, проведенного Т. Л. Смирновой. Она констатирует, что одной из предпосылок формирования корпоративного образования (которое также является новым провайдером) в современной российской экономике является усиление влияния демографического фактора на рынок рабочей силы [5]. В сложившихся условиях расширение образовательных практик для старшего поколения на базе вузов выступает превентивной мерой, предоставляющей высшей школе значительное преимущество в предстоящей конкурентной борьбе. Целесообразность участия учреждений высшего образования в социальной интеграции и профессиональной реабилитации пожилых граждан уже давно осознана в некоторых западных странах. Например, в 1978 году Австрийская конференция ректоров передала университетам рекомендации открыть собственные учреждения для пожилых людей [6]. Заинтересованность правительств многих стран в повышении роли высшей школы в деле образования старшего поколения объясняется тем, что государство в данном случае получает возможность контролировать и координировать процесс развития геронтообразования, направлять его на решение актуальных социальных и экономических проблем.
Какую же роль сегодня играют российские вузы в деле просвещения и образования старшего поколения? В ходе контент-анализа печатных и электронных СМИ нами были собранны данные о работе 110-и специализированных образовательных программ для пожилых граждан, реализуемых в РФ с 1991 по 2011 гг. Всего было выявлено пять основных типов организаций-учредителей проектов геронтообразования: учреждения социальной защиты, вузы, общество «Знание», учреждения культуры и некоммерческие организации (НКО) (рисунок). Как видно из рисунка, большинство образовательных программ за рассмотренный период было реализовано на базе учреждений социальной защиты. Но при
98
этом наибольшее количество слушателей прошло обучение по программам высших учебных заведений. Проекты геронтообразования в вузах отличаются большой пропускной способностью (количество слушателей, прошедших курс обучения за единицу времени), лишь незначительно уступая по данному показателю обществу «Знание». Во многом высокая пропускная способность вузовских образовательных программ определяется их ориентацией на одновременное (в одном потоке) обучение большого числа слушателей, которое может достигать нескольких сотен. В то же время срок обучения в данных проектах является достаточно длительным: от нескольких месяцев до нескольких лет. Это обстоятельство значительно осложняет реализацию платных образовательных проектов для старшего поколения на базе высших учебных заведений. Более привлекательными в данной ситуации выглядят коммерческие образовательные центры, организующие краткосрочные учебные курсы. Российские вузы могли бы укрепить свои позиции на перспективном рынке образовательных услуг, реализовав ряд своих преимуществ: возможность предоставления формального образования, профессионального образования, большой кредит доверия у старшего поколения и др.
><
2 Ф
х m
S s?
га s
m ц
о о
M X
ü S
Ю Ф
О 3"
05 О
«5 ш
* i
S &
о CI
35% -г 30% -25% -20% -15% -10% -5%
0%
16930 8%
Г^Г53б0
70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
Учреждения Вузы Общество Учреждения НКО социальной "Знание" культуры
защиты
Другие
Рисунок. Сопоставление долей организаций-учредителей программ геронтообразования в РФ с количеством слушателей, прошедших курс обучения с 1991 по 2011 год
Наиболее распространенной формой реализации образовательных программ для пожилых граждан в российской высшей школе является университет третьего возраста. В данном формате функционирует более 70 % «вузовских» проектов геронтообразования. Форма университета обычно избирается организаторами в случае, когда в качестве главной цели проекта предполагается просветительская и образовательная деятельность. Для университетов третьего возраста характерно наличие различных вузовских атрибутов. В их структуре выделяются факультеты, возглавляемые деканами, учащиеся называются студентами, период обучения разбивается на семестры или сессии, иногда вводятся студенческие билеты. В том случае, когда университет третьего возраста функционирует на базе реального вуза, перечень сходств дополняется вовлечением в учебный процесс вузовских преподавателей, специфической атмосферой alma mater. Поскольку в массовом сознании (особенно в сознании старшего поколения) высшее образование ассоциируется с серьезной учебной деятельностью, наличие подобных атрибутов выделяет университеты третьего возраста из всего многообразия форм организации досуга пожилых людей, подчеркивает, что их деятельность носит образовательную, а не развлекательную или реабилитационную направленность. Специфика данной формы определяется, конечно же, не только внешними атрибутами, но и особым подходом к организации учебного процесса. Студентам предоставляется возможность обучаться по нескольким направлениям, курируемым факультетами.
В содержании учебных программ теоретические учебные дисциплины преобладают над курсами, направленными на развитие различных практических навыков. Из всех существующих форм организации образовательной деятельности пожилых людей (клубов, лекториев, учебных курсов и т. д.) степень близости обучения в университете третьего возраста к традиционному формальному образованию является наивысшей. И все же университет третьего возраста — это учреждение неформального образования, в котором всячески учитываются особенности контингента учащихся. Это проявляется в адаптации учебного материала, специфике построения общения преподавателей с аудиторией и отдельными студентами, дополнении учебных задач мероприятиями, направленными на установление между учащимися неформальных отношений и многом другом. Примером данного типа учреждений геронтообразования является Социально-гуманитарный университет третьего возраста при Тюменском государственном нефтегазовом университете, который начал свою работу в 2006 году. Данный проект содержит все упомянутые атрибуты вузовской жизни. Преподавательский состав сформирован из ведущих профессоров и доцентов университетов города Тюмени [7]. Слушатели обучаются на факультетах валеологии, социологии, информатики, психологии, посещают факультативные занятия по оздоровительной физкультуре. Аудиторные занятия дополняются насыщенной культурной программой, которая включает посещение театров, музеев, концертов, а также встречами со студентами ТюмГНГУ. Самой большой популярностью у слушателей пользуется факультет информатики: чтобы пройти курс обучения на нем, пожилые тюменцы готовы ждать несколько лет. За время работы Социально-гуманитарного университета третьего возраста при ТюмГНГУ курс обучения по различным направлениям прошли более 300 человек. Большое внимание в проекте уделяется взаимодействию со средствами массовой информации. Широкое освещение деятельности университета в СМИ регионального и федерального уровня распространяет социальный эффект данного проекта далеко за стены учебного заведения. Как результат, желание посещать учебные занятия изъявляют не только тюменцы, но и жители близлежащих населенных пунктов, а также жители других городов. Университет третьего возраста при ТюмГНГУ является также своеобразной экспериментальной площадкой, на которой ведется обширная научная работа по изучению различных аспектов образования в третьем возрасте, разрабатывается методика обучения пожилых граждан. Большое значение придается обмену опытом с коллегами из аналогичных учебных заведений России. По результатам работы сотрудниками данного учреждения опубликованы 2 монографии и более 50-и научных статей. В настоящее время Социально-гуманитарный университет третьего возраста входит в сферу социальной ответственности Тюменского государственного нефтегазового университета. Его наличие в структуре университета является важным детерминантом формирования имиджа ТюмГНГУ как вуза, ориентированного на образование «через всю жизнь».
Таким образом, сегодня в нашей стране вузы являются главными агентами образования старшего поколения. Высшие учебные заведения располагают хорошей базой для реализации программ геронтообразования, но ее ресурсы используются далеко не в полной мере. Расширение образовательных практик для старшего поколения на базе высшей школы будет способствовать повышению управляемости процессом развития геронтообразования, его ориентации на решение актуальных социальных задач. При этом сами вузы уже в недалеком будущем получат ощутимые экономические выгоды от распространения своей деятельности на новую целевую аудиторию. Таким образом, в сложившихся демографических, экономических и социальных условиях образование старшего поколения представляется перспективным направлением работы высшей школы.
Список литературы
1. Гергокова Ж. Х. Образование лиц «третьего возраста» // Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 3-7.
2. Раменский С. Е., Раменская Г. П., Раменская В. С. Вопросы использования квалифицированного труда пенсионеров на предприятиях // Третий возраст: старшее поколение в современной информационной среде: Материалы Всерос. междисциплин, науч. конф. СГУ. - Москва, - 2008. С. 75-79.
3. Маханьков А. Университет золотого возраста // Наша дача. - 2011. - № 24. - С. 3.
4. Гавриков А. Л., Литвинова Н. П. Образование взрослых в XXI веке, новая роль университетов в его развитии -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 174 с.
5. Смирнова Т. Л. Преимущества подготовки и адаптации кадров на рынке рабочей силы в модели корпоративного образования // Профессиональная подготовленность выпускников к рынку труда: проблемы и пути решения. Материалы международной научно-практической конференции. 3-4 декабря 2008 года. ТюмГНГУ/ Тюмень, 2008. - С 385-389.
6. Филла В., Фатер С. Свободное время, образование и общение. Образование пожилых людей. Высшая народная школа: вчера, сегодня, завтра. Материалы по проекту «Подготовка менеджеров для высших народных школ» / под ред. Н. П. Литвиновой, Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. - СПб.: Русь, 2005. - 400 с.
7. Меньшикова С. Бабушка пошла учиться // Российская газета. - 2007. - № 215. - С. 17.
Сведения об авторе
Сорокин Геннадий Геннадьевич, к. с. н., доцент кафедры «Высшая математика», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89097428894, e-mail: [email protected]
Sorokin G. G., Candidate of Sciences in Sociology, associate professor of the chair of higher mathematics, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89097428894, e-mail: [email protected]