Научная статья на тему 'Тюменский государственный нефтегазовый университет как культурно-образовательный кластер региона'

Тюменский государственный нефтегазовый университет как культурно-образовательный кластер региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ / ВУЗ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ВЫПУСКНИК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трушников Д. Ю.

The author of the article analyses the tendencies of development in the world educational systems, also Russian educational situation and the experience of Tyumen State Oil and Gas University. The author introduces the term of cultural- educational cluster, the core of which, according to the author’s point of view, can be any higher educational institute, which trains specialists in the frames of specific character of region and can influence on sociocultural situation of region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tyumen State Oil and Gas University as CulturalEducational Cluster of the Region

The author of the article analyses the tendencies of development in the world educational systems, also Russian educational situation and the experience of Tyumen State Oil and Gas University. The author introduces the term of cultural- educational cluster, the core of which, according to the author’s point of view, can be any higher educational institute, which trains specialists in the frames of specific character of region and can influence on sociocultural situation of region.

Текст научной работы на тему «Тюменский государственный нефтегазовый университет как культурно-образовательный кластер региона»

с этим эмпирическая база, необходимая для становления теории образования пожилых, формируется чрезвычайно медленно. Рост рассмотренных выше количественных показателей позволяет сделать вывод о развитии геронтообразования как института, но не системы образования пожилых.

2. Неадекватное восприятие геронтообразования в массовом сознании. Обучение пожилых людей в массовом сознании не наделяется каким-либо социально полезным смыслом. MJ. Елютина, Э.Е. Чеканова констатируют: «Современная образовательная ситуация остается закрытой для людей пожилого возраста, а общество либо негативно настроено в отношении их особых образовательных потребностей, либо индифферентно» [7]. Негативное отношение к геронтообразованию нередко встречается и у самих пожилых людей.

3. Отсутствие конкретных ориентиров функционирования и развития. Поскольку в основной массе образовательные учреждения для пожилых людей развиваются почти изолировано друг от друга, задачи и цели их функционирования не выстраиваются под некоторую общую канву. Поэтому, не смотря на то, что социально желаемые ориентиры развития геронтообразования в направлении решения актуальных социальных задач можно достаточно определённо обозначить, по факту, в настоящее время образование пожилых людей не имеет конкретного направления развития и чёткой цели. Увеличение количественных показателей, таких как число специализированных учреждений, число граждан, охваченных образовательными программами и т.д., не влечёт качественных изменений, ориентирующих геронтообразование на решение актуальных экономических, социальных и др. проблем. Данное обстоятельство существенно затрудняет анализ образования лиц третьего возраста как целостного социального феномена, оценку его потенциала, а также снижает степень точности прогнозов его развития. В значительной мере преодолению последней проблемы могло бы способствовать организационное и направляюще воздействие со стороны государства.

4. Проблема финансирования. Вопрос поиска источников финансирования образовательных программ для старшего поколения является чрезвычайно острым. Данная проблема, на наш взгляд, напрямую вытекает из предыдущей. Пока цели развития и функционирования геронтообразования не определены, не представляется возможным выявить заинтересованные в его поддержке социальные институты, государственные и иные структуры, конкретные категории граждан. Следовательно, непонятно, на кого следует возложить нагрузку по финансированию образовательных проектов.

Идеи о необходимости образования пожилых людей, которые имеют достаточно глубокие исторические корни, в настоящее время предстают в новом свете. Образование старшего поколения сегодня может рассматриваться как вынужденная защитная реакция общества на демографические изменения его структуры или как достижение человеческой цивилизации, связанное с использованием неза-действованного прежде ресурса социального развития. Трудно не согласиться с тем, что геронтообразование обладает большим потенциалом для решения ряда актуальных социальных проблем, среди которых: возрастание демографической нагрузки, повышение уровня функциональной грамотности населения, адаптация граждан к социальным изменениям, снижение демографической нагрузки и т.д. Пока же данный потенциал используется не в полной мере, он реализуется преимущественно в направлении решения задач просвещения и социальной реабилитации старшего поколения. На современном этапе развития геронтообразование сталкивается с рядом проблем, ключом к разрешению которых является сотрудничество с различными уже институализировавшимися структурами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кононыгина Т.М. Герагогика: Пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей / Т. М. Кононыгина. — Орел: Красная строка, 2006. — 168 с.

2. Колесникова И.А. и др. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И. А. Колесникова А. Е. Марон, Е. П. Тон-коногая и др.; Под ред. И. А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

3.Литвинова Н.П., Мухлаева Т.В., Соколовская Е.А Высшая народная школа в Санкт-петербурге: опыт, проблемы, перспективы. Высшая народная школа: вчера, сегодня, завтра // Материалы по проекту «Подготовка менеджеров для высших народных школ»; Под ред. Н.П. Литвиновой, Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной. - Спб.: 2005.

4.Ключарев Г., Огарев Е. Непрерывное образование в условиях трансформации / Г. Ключарев, Е. Огарев.- М.: ООО «Франтэра», 2002. -108 с.

5.Утеева Э.Н. Образовательный фактор социальной адаптации пожилых людей: региональный опыт // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. [Электронный ресурс] — М.: Издательство МГУ; СП МЫСЛь, 2008. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM);

6.Ключарев Г.А. Образование пожилых: новые проблемы и новые подходы // Образование для третьего возраста. Опыт. Проблемы. Перспективы. Материалы международной научно-практической конферении. - Орел, 1999.

7. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества // Социс. 2003. - №7

8.Непрерывное образование и потребность в нем / [отв. ред. Г.А. Ключарев]: ИКСИ РАН. - М.: Наука, 2005.

тюменский государственный нефтегазовый университет

как культурно-образовательный кластер региона

Д.Ю. Трушников

кластер, тенденции мирового развития, вуз, современность, выпускник, конкурентоспособность

Ситуация, складывающаяся в российском высшем профессиональном образовании, вызывает тревогу, нерешительность и неопределенность действий на местах, то есть на уровне высших учебных заведений. Речь идет о том, что внешнее окружение учебных заведений на сегодняшнем этапе социально-экономического развития страны таит в себе множество угроз для поддержания традиционно высокого уровня подготовки кадров в высшей школе России [1, 2]. Назовем некоторые, наиболее очевидные, угрозы, которые играют судьбоносный характер для дальнейшего развития системы высшего профессионального образования: неопределенность и непредсказуемость государственной политики в сфере образования вообще; резкое обострение демографической ситуации в стране; существенное отставание материально-технической базы вузов в области образовательной и научной деятельности от современных требований; неопределенность и непредсказуемость для российского образования последствий от реализации положений Болонской декларации;

низкая эффективность существующих механизмов стимулирования кадрового потенциала вузов; слабые возможности наращивания финансового потенциала вузов; отсутствие механизма взаимодействия вузов и работодателей и т. д.

Тенденции мирового развития - ускорение темпов цивилизационных процессов, поступательное движение к интеграции и созданию единой мировой системы, широкое внедрение наукоемких и информационных технологий, обострение экологических проблем оказывают определяющее влияние на состояние всех подсистем общества и, прежде всего, образование. Именно образование обладает тем потенциалом, реализация которого обеспечивает взаимодействие всех сил, средств и возможностей общества по воплощению идей и принципов устойчивого развития. Его культуроформирующая, стабилизирующая, консолидирующая функции высвечиваются сквозь призму социальных процессов и перемен.

Непрерывно обновляющееся общество диктует системе образования социальный заказ на формирование новой генерации специалистов, обладающих высоким уровнем общей, профессиональной и экологической культуры, способных не только адаптироваться к быстроменяющимся цивилизационным условиям, но и активно влиять на них, обеспечивая сохранение качества жизненной среды. Образовательная политика на государственном, региональном и локальном уровнях должна строиться и развиваться с учетом этих условий и требований и приобрести опережающий характер по отношению к существующим практикам. Необходимо предвидеть будущее и, используя систему образования, как один из действенных механизмов воспроизводства интеллектуального потенциала государства и обеспечения его самостоятельности и безопасности, гармонично вписаться в мировое сообщество, найти в нем свою устойчивую нишу. Это предопределяет новые цели и задачи образования, новые концептуальные подходы к его моделированию и проектированию. Их новизна связана, прежде всего, с идеями интеграции образования, современной науки и производства, обеспечивающей комплексность и глубину подготовки специалиста, широкий кругозор, дающий возможность работать в смежных областях и успешно конкурировать на рынке труда, и одновременно узкую специализацию в конкретной области.

Важнейшие требования, которые предъявляет к системе образования современность - глобализация и интернационализация, стандартизация и унификация, открытость и доступность, высокое качество образовательных услуг, обеспечивающих конвертируемость образования, социальную и профессиональную мобильность выпускника, его конкурентоспособность. Возрастает количество желающих получить такое образование через разные формы обучения.

Одной из наиболее перспективных форм реализации этой идеи являются региональные многоуровневые учебно-научно-производственные инновационные культурно-образовательные кластеры, построенные по принципу пирамиды, в вершине которой находится головной вуз. Родственные образовательные учреждения разного уровня обеспечивают многоступенчатость подготовки кадров.

Такой кластер позволяет обеспечить целостность и единство научно-образовательного пространства не только головного вуза, но и региональной системы образования за счет многочисленных горизонтальных и вертикальных прямых и обратных взаимосвязей между созданными в его рамках учреждениями разного типа (лицей, колледж, техникум, система институтов, сеть филиалов) и оказывается взаимовыгодным для всех входящих в него структур. Они «питают» друг друга. Примером такого кластера показательно становится Тюменский государственный нефтегазовый университет. Лицеи, колледжи и техникумы, созданные при головном вузе или включенные в его состав в ходе развития, - «поставщики» будущей элиты, инкубаторы для взращивания технически одаренных, экологически культурных людей, осознающих ответственность за судьбы мира. Конечно, в реальности пока дела обстоят не так идеально.

Анализ деятельности некоторых высших учебных заведений [3, 4, 5, 6] за предыдущие годы показал, что основными проблемами их развития.

В области образовательной деятельности: существенная ограниченность аудиторного фонда; недостаточно издается учебников и учебных пособий с грифом Минобразования и учебно-методических объединений; недостаточная обеспеченность студентов учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами по ряду специальностей; низкоэффективное внедрение системы менеджмента качества подготовки кадров; недостаточно эффективно используются информационные технологии и в учебном процессе в связи с нехваткой современных компьютерных классов, их программного обеспечения; сложность организации практик на передовых предприятиях и в организациях региона, а также выездных практик; рост объема нагрузки преподавателей при переходе на систему рейтинговой оценки знаний студентов; почти отсутствует система изучения спроса на образовательные услуги в сфере дополнительного образования.

В области научной и инновационной деятельности: низкий удельный вес научных изданий (монографий и статей), публикуемых в центральных издательствах, рецензируемых журналах, зарубежной печати; низкая активность участия преподавателей и сотрудников в конкурсах грантов и проектов инновационных программ различного уровня; слабое участие научно-педагогических работников в зарубежных научных программах.

В области воспитательной работы: практическое отсутствие поликультурного воспитания и образования обучающихся в университете; отсутствует система форм и методов становления национального самосознания; неудовлетворительно ведется работа по формированию у студентов чувства ответственности за сохранение помещений и оборудования, санитарное состояние и чистоту в учебных корпусах, местах общественного пользования и на территории вуза; почти бездействует система мониторинга правонарушений и контроля студентами правил внутреннего распорядка; отсутствует система в работе по развитию традиций и формированию имиджа.

В области кадрового потенциала: медленный рост удельного веса преподавателей с учеными степенями и званиями; низкоэффективная система повышения квалификации и стажировок преподавателей; имеет место возрастное старение преподавательского состава, низок удельный вес молодежи на преподавательских должностях.

В области финансово-экономической деятельности: недостаточное финансирование ремонтных и капитальных работ; недостаточный объем бюджетных и внебюджетных средств для обеспечения функционирования и развития вуза; слабо реализуются возможности подразделений вуза по привлечению дополнительных внебюджетных источников финансирования;

В области социально-экономических условий жизнедеятельности обучающихся и сотрудников: низкая заработная плата сотрудников; недостаточна финансовая база для оказания материальной поддержки сотрудников выделением ссуд на жилье, санаторно-курортным лечением, обучение детей и т. д.; ограниченный доступ к ряду важных социальных благ для обучающихся (питание, лечение, отдых, жилищные условия и т. д.).

Безусловно, большинство перечисленных выше проблем, присущих различным направлениям деятельности университетского комплекса, общеизвестны [7, 8, 9, 10]. Очевидно также, что вузы много и не безуспешно работают над их решением.

У Тюменского государственного нефтегазового университета есть все условия стать ядром кластера и процесс этого превращения

уже интенсивно осуществляется. Укрепляются международные, федеральные и межрегиональные связи университета с научными и образовательными учреждениями разных типов. Создана разветвленная система филиалов, в том числе и зарубежных. Появляются новые структурные научно-образовательные подразделения. Ежегодно возрастает набор студентов и учащихся учреждений СПО и НПО. Созданы условия для дистанционной формы обучения. Растет численность кадров высшей квалификации. Расширяется круг дополнительных образовательных услуг. Однако для создания и успешного функционирования Тюменского федерально-регионального многоуровневого учебно-научного инновационного образовательного комплекса на базе ТюмГНГУ крайне необходимы законодательная база, согласие органов исполнительной власти и ресурсная поддержка.

Для эффективного управления реализацией стратегии развития кластера необходимо разработать соответствующий механизм управления, в основу которого должны быть положены следующие принципы: постоянный мониторинг результатов реализации стратегии и гибкая система ее коррекции в виде адекватных и своевременных изменений; создание максимально возможных благоприятных условий для осуществления разработанных и вновь возникающих стратегических направлений развития; постоянное осмысление результатов реализуемой стратегии с целью формирования последующих (возможно, уточненных) циклов развития вуза. В стратегическом менеджменте вуза-кластера перспективной видится проектирование моделей типа «ресурсы-затраты», примеры которых автор приводит в Приложениях к настоящей статье (Приложения 1, 2, 3, 4).

Нельзя забывать и о том, что современное общество функционирует в условиях перманентного экологического кризиса. Все его социокультурные проблемы связаны с нарастающей технократизацией культуры, падением уровня духовности, ориентацией на рост материальных потребностей. Эти тенденции, характерные в целом для современной мировой цивилизации, находят свое специфическое отражение на региональном и локальном уровнях и, преломляясь сквозь призму природно-климатических, эколого-экономических, политико-правовых, демографических, этнонациональных и других особенностей, проявляются в жизни населения отдельных регионов. Тюменская область в этом плане не исключение. Специфика складывающихся здесь социокультурных проблем обусловлена рядом ее отличительных особенностей:

• огромная территория, на которой располагаются 3 равноправных субъекта Российской Федерации (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа и, собственно, сама Тюменская область), протянувшаяся с юга на север почти на две тысячи километров, включающая пять природно-климатических зон;

• неоднократная за последние сорок лет смена концепций развития региона, отставание темпов становления его социальной инфраструктуры от темпов хозяйственного освоения природы,;

• сырьевой характер хозяйства, направленный на добычу и транспортировку углеводородного сырья, монопрофильность производств и связанная с этим мировоззренческая установка людей на временность проживания на территории;

• особенности демографических процессов, высокий уровень миграции, приток населения из других областей России и ближнего зарубежья, многонациональный и многоконфессиальный состав населения, сравнительно невысокий уровень культуры;

• активное социально-культурное строительство в северных городах, где еще только начинает складываться инфраструктура, невысокие его темпы в малых городах юга с давними культурными традициями;

• высокий духовный потенциал и культурные традиции старых городов региона с четырехсотлетней историей, прежде всего г. Тобольска, который до начала XIX века был столицей всего Сибирского края;

• наличие достаточно большого количества самостоятельных высших учебных заведений (большинство из них (11) находятся на юге, при этом 8 - в г. Тюмени, 4 - в автономных округах), среди них 4 педагогических института, множество филиалов вузов из крупных образовательных центров России.

В этом ракурсе можно выделить две плоскости, две особо важных стороны функционирования инженерного вуза.

• - Опосредованное влияние вуза на уровень культуры населения через своего выпускника.

• - Непосредственное влияние инженерного вуза и его филиалов на социально-культурную среду поселений разного уровня и прилегающих к нему территорий, превращение его в культурно-образовательный комплекс.

Эта проблема чрезвычайно актуальна, однак,о в социологических исследованиях она остается слабо разработанной. Необходимы новые концептуальные подходы к организации его работы, реализация которых будет способствовать успешности процесса преобразования технического вуза в территориальный культурно-образовательный кластер.

Предпосылки для такого перехода сегодня налицо. Анализируя опыт работы Тюменского государственного нефтегазового университета, следует отметить, что наряду с традиционными функциями (подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации инженерных кадров для региона) он приобретает новые, свойственные университетам и учреждениям дополнительного образования. Намечаются явные тенденции усиления его культурологической функции в социуме, превращение в культурно-образовательный кластер региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности в высшей школе. Составитель В.В. Балашов.- М., 2000.

2.Оценка качества в российских вузах. Материалы межвузовского семинара. Под ред. И.А. Дементьева. - СПб., 2004.

3.Матлица М. Вхождение стран Черноморского региона в европейское пространство высшего образования// Высшее образование в Европе. - 2003. - №3.

4.Системы высшего образования стран Запада. В 2-х ч. М., 1991. Университетское образование в мире.- М., 1995.

5.Трунин В.А., Лонташев А.С. Зарубежный опыт организации высшего образования. Н.Н., 1991.

6.Университеты в формировании специалиста в XXI века. Тезисы докладов научно - методической конференции. Пермь, 1999.

7. Згага П. Реформы университетов Юго-Восточной Европы с учетом Болонского процесса//Высшее образование в Европе. 2003. № 3.

8.Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира.- М., 1994.

9. Проблемы качества высшего образования. Материалы международной конференции.- Уфа, 1993.

10. Трушников Д.Ю. Воспитание в вузе: гуманистический аспект.- Тюмень, 2006.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВИРТУАЛЬНОЕ ПОСТРАНСТВО

электронное правительство в россии: проблемы и перспективы развития

П.В. Григорьев

электронное правительство, информатизация системы государственного управления, государственные услуги,

раскрытие государственной информации

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) сегодня является одной из доминант современного этапа развития государства. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет, которая все активнее применяется в политическом процессе и открывает новые эффективные средства управления и взаимодействия органов власти, ком-мерческих структур и граждан. Примером таких средств является электронное правительство (e-government). Это одна из управленческих инноваций конца XX - начала XXI века.

Русскоязычный термин «электронное правительство» является не вполне точным переводом английского термина electronic government (e-government). В английском языке e-government относится скорее к формам и методам деятельности всех органов государственной власти, а не только правительству как исполнительной ветви власти. В качестве русского эквивалента «e-government» более корректным представляется использование термина «электронное государство». Однако в настоящей статье будем отдавать предпочтение традиционному термину «электронное правительство» с учетом его расширенного значения.

Идеи электронного правительства появились с начала 1990-х годов XX века в ходе реализации административных реформ в западных странах. Отправной точкой стал кризис господствовавшей бюрократической модели управления, а также подрыв доверия населения к традиционным политическим институтам, обеспечивавшим легитимность власти на протяжении всего столетия. Преобразования были направлены на оптимизацию работы государственного аппарата, эффективное использование ресурсов, расширение спектра и повышение качества государственных услуг, а также построение более эффективной системы социально-политического взаимодействия государства и гражданского общества. В процессе поиска средств, способных «работать лучше, а стоить меньше» [1,14], выяснилось, что информационные технологии могут стать отличным подспорьем в решении сложившихся проблем, выступая в роли катализатора, а подчас и главного инструмента преобразований.

Появление электронного правительства оказало серьезное влияние на структуры и процессы государственного управления. По мнению российского эксперта в области e-government Л.В. Сморгунова, вначале это влияние выразилось в повышении эффективности сбора, обработки и использовании информации в процессе принятия решений, а в дальнейшем в трансформации всех институтов и методов системы управления [11]. Комплексная модель e-government позволила выявить все слабые места административной системы - ее избыточные и дублирующие функции и элементы, то есть оптимизировать систему управления, и сделать это независимо от ведомственных и частных интересов чиновников, их субъективного отношения к реформам.

Электронное правительство открыло возможности более эффективного взаимодействия государства и гражданского общества, предоставило новые способы вовлечения граждан в процессы выработки и реализации государственной политики, с акцентом на свободное обсуждение проблем и равноправное участие всех заинтересованных сторон в процессе принятия решений. Потенциал ИКТ позволил ставить новые цели реформ, которые ранее были недостижимы из-за технологических ограничений коммуникационной среды. В Великобритании, США и других странах мира e-government рассматривается сегодня как важный инструмент модернизации системы государственной власти, отвечающий новым ожиданиям общества и доминирующим в нем политическим и социальным ценностям.

Россия не может остаться в стороне от данных процессов. Среди причин, обуславливающих актуальность тематики электронного правительства для нашей страны необходимо отметить следующие:

1) электронное правительство связано с решением конкретных проблем, существующих сегодня в практике публичного управления (необходимость повышения уровня прозрачности государственных услуг, предотвращение коррупции, повышение эффективности государственного управления на всех уровнях);

2) электронное правительство открывает новые каналы политической коммуникации для государства и общества. Способствует повышению уровня доверия граждан к власти.

Современная политическая система в России характеризуется тесной взаимосвязью трех основных проблем: неэффективностью функционирования, коррупцией и устаревшей системой государственного управления. Это подтверждается внутренними и внешними оценками. В отчете экспертов Всемирного банка Россия по уровню эффективности деятельности правительства находится в одном ряду с африканскими странами [15]. При этом, как свидетельствует официальная статистика, число чиновников растет. В начале 1990-х годов их было 1 млн 4 тыс., в 2000 г. уже 1 млн 168 тыс., в 2005 г. - 1 млн 318 тыс. В бюджете 2007 г. расходы на содержание госаппарата и зарплаты чиновникам выросли почти в два раза [6].

Параллельно растет коррупция. По результатам очередного рейтинга уровня коррупции в мире, опубликованного Transparency Int. в 2008 году, Россия занимает 149 место из 180 (в 2004 году она была на 90-й позиции) [12]. Рейтинг России составил 2,1 балла - худший за последние 8 лет. Специалисты Transparency Int. отмечают, что коррупция по-прежнему остается характерной чертой для России. Она не только кардинально сдерживает социально-экономическое развитие страны, но и препятствует дальнейшей интеграции российского бизнеса в глобальную экономику. В последнее время тема противодействия коррупции не сходит с повестки дня Президента РФ, однако, ситуация реально не улучшается.

Коррупция в органах государственной власти является индикатором проблем существующих в системе государственного управления, среди которых можно выделить персонификацию власти, рост бюрократии, снижение уровня регионального влияния на федеральном уровне. Все это дополняется низким уровнем участия граждан в процессе принятия политических решений. Эксперты Всемирного банка отмечают, что за последние десять лет положение дел в сфере повышения качества государственного управления в России не улучшилась, а показатель «учета мнения населения и подотчетности государственных органов» оказался ниже, чем у некоторых абсолютных монархий. Конечно, оценки западных экспертов можно списать на их предвзятость, но вряд ли это позволит далеко продвинуться в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.