Научная статья на тему 'Обучение по станциям - технология организации автономного учения студентов в аудиторной и внеаудиторной деятельности'

Обучение по станциям - технология организации автономного учения студентов в аудиторной и внеаудиторной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
758
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНОЕ УЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ ПО СТАНЦИЯМ / AUTONOMOUS LEARNING / TECHNOLOGY / LEARNING STATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Канцур Анна Германовна

Статья посвящена проблеме организации автономной деятельности в рамках системной лингвометодической подготовки будущего учителя иностранных языков в логике диалогичности и целостности образовательного пространства. Рассматривается педагогическая технология организации автономного учения в аудиторной и внеаудиторной деятельности как модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателя и ее внедрение в будущую профессиональную деятельность в рамках педагогической практики. Описаны особенности технологии «Обучение по станциям», предложены примеры заданий, этапы организации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Канцур Анна Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the problem of autonomous learning in the development of pre-service foreign language teachers’ linguo-methodical competence at teacher training universities. The article focuses on the analysis of ways of managing students’ autonomous learning and describes a model of designing an educational process which enables a comfortable learning environment for students and teachers and its implementation in future teaching practice. The basics of the technology “Educational Learning Stations” are described, certain activities are suggested.

Текст научной работы на тему «Обучение по станциям - технология организации автономного учения студентов в аудиторной и внеаудиторной деятельности»

УДК 378.147

Мосина Маргарита Александровна

доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания

иностранных языков

Канцур Анна Германовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания

иностранных языков

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Пушкина, 42, +7 (342) 238 63 29, e-mail: margarita_67@inbox. ru, ankanisur@mail. ru

ОБУЧЕНИЕ ПО СТАНЦИЯМ - ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОНОМНОГО УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Margarita A. Mosina

Ph.D., Professor of the Foreign Language Education Department

Anna G. Kantsur

Ph.D., Assistant Professor of the Foreign Language Education Department

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»

42, Pushkin, 614990, Perm, Russia e-mail: margarita 67@inbox. ru, ankantsur@mail. ru

EDUCATIONAL LEARNING STATIONS AS A TECHOLOGY OF

AUTONOMOUS LEARNING

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации автономной деятельности в рамках системной лингвометодической подготовки будущего учителя иностранных языков в логике диалогичности и целостности образовательного пространства. Рассматривается педагогическая технология организации автономного учения в аудиторной и внеаудиторной деятельности как модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателя и ее внедрение в будущую профессиональную деятельность в рамках педагогической практики. Описаны особенности технологии «Обучение по станциям», предложены примеры заданий, этапы организации самостоятельной работы студентов.

© Мосина М.А., Канцур А.Г., 2016

Ключевые слова: автономное учение, технология, обучение по станциям.

Abstract. The article analyses the problem of autonomous learning in the development of pre-service foreign language teachers' linguo-methodical competence at teacher training universities. The article focuses on the analysis of ways of managing students' autonomous learning and describes a model of designing an educational process which enables a comfortable learning environment for students and teachers and its implementation in future teaching practice. The basics of the technology "Educational Learning Stations" are described, certain activities are suggested.

Key words: autonomous learning, technology, learning stations.

С 2011 г. в российском образовательном пространстве поэтапно вводятся новые федеральные государственные общеобразовательные стандарты, которые устанавливают требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В основу стандарта положена программа формирования универсальных учебных действий, которая направлена на развитие системы универсальных учебных действий, выступающей основой образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В соответствии с современными требованиями к образовательному процессу формируется инновационное пространство урока, основной составляющей которого становится использование современных образовательных технологий. ФГОС НОО и ФГОС ООО также акцентируют внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Разумное использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя, так как благодаря современным образовательным технологиям на уроках осуществляется деятельность учеников.

Понятие «педагогическая технология» изучается многими современными учеными, среди них В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, И.П. Волков, В.В. Гузеев, В.М. Монахов. Вслед за доктором педагогических наук, профессором, членом корреспондентом АПН (РАО), заведующим кафедрой методики обучения и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова В.М. Монаховым мы будем рассматривать педагогическую технологию как продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [1].

Согласно ФГОС ВО выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», должен быть готов решать ряд профессиональных задач:

30

в области педагогической деятельности:

- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;

- осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

- использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

- обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;

- формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

в области проектной деятельности:

- проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы;

- моделирование индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры [4].

Для реализации основных положений стандарта на кафедре методики преподавания иностранных языков разработан курс «Современные образовательные технологии» по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование». Для освоения дисциплины «Современные образовательные технологии» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин: «Теория и технологии обучения», «Теоретические основы методики преподавания иностранных языков», «Принципы и технологии обучения иностранным языкам» и «Организация обучения иностранным языкам». В результате освоения данной дисциплины формируется профессиональная компетенция ППК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики.

В рамках курса студенты изучают такие современные образовательные технологии, как проект, обучение в сотрудничестве, развитие критического мышления, здоровьесберегающие технологии и пр. В рамках данной статьи остановимся на технологии организации автономного учения в аудиторной и внеаудиторной деятельности, так как именно данной технологии уделяется большое внимание в курсе «Современные образовательные технологии». Цель настоящего научного рассуждения состоит в рассмотрении педагогической технологии организации автономного учения в аудиторной и внеаудиторной деятельности как модели совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателя и ее внедрение в будущую профессиональную деятельность в рамках педагогической практики.

Основные понятия данной технологии: автономность, самостоятельная работа, виды и формы самостоятельной работы, средства организации самостоятельной работы. Содержанием изучаемой темы является: характер

учебной деятельности и ее значимость для будущей профессиональной деятельности; понятие автономного учения и самостоятельной работы; требования к системе и условиям организации и проведения самостоятельной работы студентов; цели и задачи самостоятельной работы студентов; виды самостоятельной работы студентов; развитие у студентов навыков самостоятельной учебной работы и формирование потребностей в самообразовании; разработка и планирование рациональных видов и форм самостоятельной работы студентов; оптимизация методов обучения, внедрение современных образовательных и информационных технологий в организацию самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов и их автономного учения; виды, формы и приемы контроля самостоятельной работы студентов; материальное и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Один из видов работы в рамках технологии организации автономного учения в аудиторной и внеаудиторной деятельности - «обучение по станциям», или занятие со свободным выбором деятельности. Данная технология обучения предполагает взаимодействие обучающихся в любых видах деятельности на основе четкого целеполагания, алгоритмизации приемов учения на основе инструкций, четко сформулированных заданий и рефлексии собственной деятельности [3].

Для ознакомления с данной технологией студентам предлагается занятие со свободным выбором деятельности. Данное занятие состоит из трех этапов: ориентировочного, рабочего и заключительного.

На ориентировочном этапе студенты знакомятся с правилами работы на занятии, получают маршрутные листы, просматривают виды станций и заданий, делают свой первый выбор:

Работа на станциях

> Вы имеете возможность познакомиться со станциями (материалами и различными заданиями).

> Выбор станций, их последовательность и количество выполняемых заданий определяется вами.

> Вы можете работать индивидуально. Однако в некоторых случаях более разумно обсудить и выполнить задание вдвоем или в микрогруппе. Выбор партнеров остается за вами.

> При выполнении заданий с ключом не забудьте проверить свою работу. Ключи вы найдете на специальной станции.

> Если у вас возникнут вопросы при выполнении заданий, обратитесь к товарищам или преподавателю.

^ По ходу выполнения заданий заполняйте маршрутный лист.

Выполнение заданий осуществляется на рабочем этапе, на который отводится определенное время - 45 минут. Студенты самостоятельно определяют последовательность прохождений станций. Определившись с выбором первого задания, студенты приступают к его выполнению.

В зависимости от практических задач, поставленных преподавателем, на занятии могут быть организованы различные «станции».

Станция на ознакомление с новым материалом предлагает обучающимся самостоятельно познакомиться с теоретическими материалами об образовательной технологии «Обучение по станциям». Этап введения нового материала расширяется за счет индивидуальной работы. При этом необходимо отметить, что работа на данных станциях необязательно может проходить в начале рабочего этапа. В рамках данного занятия обучающимся предлагаются задания на ознакомление с новым материалом на станциях «Научная», «Понятийная» и «По требованию».

Станция «Научная». Задание: прочитайте статью Е.Н. Нельзиной «Обучение по станциям» на раннем этапе овладения иностранным языком» [3], составьте ментальную карту. При прохождении других станции дополняйте данную ментальную карту.

Станция «Понятийная». Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Сравните с ключами. Данное задание вы можете выполнить также на компьютере._

Пропущенные слова: время дифференцированно индивидуальному интересов итогового лист наблюдателя немецким помощь программы слабыми темпе

«Обучение по станциям» - одна из современных методик, которая

применяется в основном при проведении (1)_контроля по какой-либо

теме. Разработка данной методики принадлежит (2)_ методистам.

«Обучение по станциям» делает возможным подойти к процессу обучения

более (3) _, так как при этом каждый ребенок работает по-своему

(4)_ плану и в своем индивидуальном (5) _. Перед началом

работы каждый ученик получает (6)_ с названием станций, которые

ему необходимо пройти за определенное (7)_, но при этом лишь он сам

вправе решать, на какую станцию он отправится сначала, а на какую, возможно,

лишь на следующем уроке. Задания, составленные с учетом (8)_

учащихся, требований (9)_, имеют различную степень сложности, что

также способствует тому, чтобы работа учеников была успешной. При работе с

применением данной методики учителю отводится роль (10)_. Но он в

любой момент может и оказать (11)_ учащимся. Это дает ему

возможность индивидуально поработать с более (12)_учащимися.

Станция «По требованию». Задание: соберите пазл и узнайте, какие требования предъявляются к организации занятий в форме свободного выбора деятельности.

Тренировочные станции предполагают организацию тренировки обучающихся в использовании предложенного на станции материала. Обучающимся необходимо выполнить многообразные виды заданий, которые должны обеспечить достаточную тренировку в работе с учебным материалом, при этом используются копии заданий из книг, учебные игры, рабочие листы и многое другое. Примеры тренировочных станций - станции «13», «Кинозал», «Кладовая».

Станция «13». Кристиане Рауер и Мануэль Зальценберг в своей книге «Обучение по станциям» [5] выдвинули 13 тезисов, отражающих данную методику.

1. Каждый ребенок выбирает свой собственный путь обучения.

2. Каждый ребенок работает в своем собственном темпе.

3. Каждый ребенок (по крайней мере частично) сам определяет основные направления своей работы.

4. Каждый ребенок изучает стратегии своего учения, он пробует различные техники учения.

5. «Обучение по станциям» помогает развивать чувство самоконтроля, чувство ответственности за выполнение поставленной задачи.

6. Учитель во время такого урока имеет больше времени для наблюдения.

7. Учителю в данном случае принадлежит роль советника.

8. Постановка задач и материальное оснащение станций облегчают деятельностный подход к решению поставленных на станциях задач.

9. На некоторых станциях можно приготовить материал индивидуально для каждого ученика.

10. Часто на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль выполненного им задания.

11. Задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и по обращению с учебным материалом.

12. Работа на станциях всегда посвящена какой-либо одной теме.

13. «Обучение по станциям» предполагает различные возможности участия школьников в планировании и организации урока.

Задание: познакомьтесь с данными тезисами. Выберите один тезис и проиллюстрируйте его. Оставьте свою работу на станции.

Станция «Кинозал». Задание: посмотрите видео: [6]. Определите требования к аудитории и ее оснащению. Сравните с ключами.

Станция «Кладовая». Задание: познакомьтесь с одной из предложенных разработок занятия в организационной форме «Обучение по станциям» и проанализируйте его, заполнив рабочий лист:

Название темы: Класс:

Наличие элементов Содержание элементов Личные комментарии

Пояснительная записка

Станция 1

Станция 2

Станция 3

Наличие дидактической поддержки

Примечание: примеры разработок занятия в организационной форме «Обучение по станциям» можно найти в сети Интернет.

Творческие станции предполагают, в соответствии с названием, выполнение творческих заданий с использованием предметной деятельности: задания с подключением таких видов деятельности, как рисование, создание коллажа, а также сочинение стихотворения. При работе на данной станции студенты могут сами определять задачи, подбирать форму презентации материалов или выполнять творческое задание в соответствии с предложенным на данной станции шаблоном.

Станция «Творческая». Задание: познакомьтесь с образцом стихотворения в стиле конкретной поэзии «синквейн» и правилами его написания. Напишите свое стихотворение о технологии «Обучение по станциям».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мышление критическое, оценивающее Организует, направляет, развивает, Учит думать, осмысливать, действовать.

Попробуй!

Внешние станции могут располагаться не только в учебной аудитории, но и в других помещениях, например в коридоре или в библиотеке.

Станция «Лайкни меня». Задание: познакомьтесь с маршрутными

листами, представленными в коридоре. Поставьте ¿Ь на маршрутные листы, которые вам понравились. Вернитесь в аудитории и зарисуйте наиболее понравившийся маршрутный лист.

Рис. Примеры маршрутных листов

Станция сервиса и контроля имеет своей целью помочь обучающимся выполнить наиболее трудные задания и осуществить само- и взаимоконтроль. На этой станции студентам предлагаются ключи для само- и взаимопроверки.

Заключительный этап занятия предполагает ознакомление всей группы с выполненными творческими заданиями, если такие были представлены на станциях и рефлексию своей деятельности. Студенты учатся выражать свое

мнение о том, с какими трудностями они столкнулись при выполнении заданий и понимать причину их возникновения, а также оценивать объем проделанной работы. В ходе занятия со свободным выбором деятельности студенты учатся выстраивать стратегию самостоятельного учения, тем самым овладевая такими профессиональными навыками, как организация самостоятельной работы учащихся общеобразовательных учреждений.

Итак, «обучение по станциям» как одна из составляющих технологии организации автономного учения в аудиторной и внеаудиторной деятельности позволяет нам увидеть реализацию педагогической технологии как продуманной во всех деталях модели педагогической деятельности, осуществляемой преподавателем на этапе разработки и подготовки заданий и студентами в ходе их выполнения. Возможность апробировать данную технологию через деятельностный подход позволяет нам предположить эффективное ознакомление с данной технологией студентами и ее последующее использование в рамках педагогической практики.

Список литературы

1. Монахов В.М. Методологические основы теории педагогических технологий // Педагогический журнал Казахстана. Творческая педагогика, 2006. № 1. URL: http://collegy.ucoz.ru/load/16-1-0-46 (дата обращения: 02.03.2016).

2. Нельзина Е.Н. Обучение «по станциям» на раннем этапе овладения иностранным языком // Начальная школа До и После. 2004. № 5. С. 31-34.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата). М., 2015.

4. Rauer C., Salzenberg M. Lernen an Stationen im Zweit und Fremdsprachunterricht. 2 Auflage. Bremen. 2000. 148s. S. 37.

5. Stations (Kinesthetic Learning) - A Real Class Example. URL: http://www.youtube.com/watch?v=2EmwH5IDFmU (дата обращения: 02.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.