Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА'

ОБУЧЕНИЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чтение / виды чтения / немецкий язык / школа / образование / reading / types of reading / German / school / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулишова Мария Николаевна, Швецова Марина Геннадьевна

В данной статье мы рассмотрели цели и содержание обучения чтению в школе. Чтения является одним из наиболее важных процессов обучения, которым должны овладеть обучающиеся. Чтение подразделяется на четыре основных вида: просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое. В зависимости от целей, которые ставит учитель на уроке можно использовать разные виды чтения. Тем не менее, обучение чтению чаще всего начинают именно с ознакомительного чтения. Данный вид чтения относится к быстрым, и подразумевает под собой понимание основного содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулишова Мария Николаевна, Швецова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, we have reviewed the aims and content of teaching reading at school. Reading is one of the most important learning processes that students should master. Reading is divided into four main types: revision reading, exploratory reading, reading for detail, reading for specific information. Depending on the aims that the teacher sets in the lesson, you can use different types of reading. Nevertheless, teaching reading most often begins with exploratory reading. This type of reading is rapid, and implies an understanding of the main content.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»

3. Круподерова, Е.П. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики с помощью сетевых сервисов. / Е.П. Круподерова, Н.В. Никитина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. - С. 141-144

4. Круподерова, Е.П. Формирование метапредметных результатов в учебной проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0 / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова // Нижегородское образование. - 2012. - № 3,- С. 149-153

5. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-1. - С. 179-182

6. Круподерова, K.P. On-line сервисы визуализации для развития критического мышления / K.P. Круподерова, H.A. Царева // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: сборник статей по материалам конференции кафедры прикладной математики и информатики. - Нижний Новгород: НГПУ, 2014. - С. 42-48

7. Круподерова, K.P. Формирование информационно-образовательной среды на основе облачных технологий / K.P. Круподерова, Л.А. Шевцова // Педагогическая информатика. - 2015. -№ 2. - С. 37-43

8. Круподерова, K.P. Использование сетевых сервисов для мотивации обучающихся к изучению информационных технологий / K.P. Круподерова, Т.И. Калиняк // В мире научных открытий. - 2015. -№9-2 (69). - С. 596-601

9. Круподерова, K.P. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / K.P. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2022. - 112 с.

10. Панюкова, C.B. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие / C.B. Панюкова. - М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. - 33 с.

11. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Информатика» базовый уровень (7-9). - URL: https://clck.ru/33Eagb.

12. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. - URL: https://clck.ru/epjgi

13. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие / Т.И. Канянина, В.Б. Клепиков, Е.П. Круподерова [и др.]. - Н. Новгород: НИРО, 2019.- 188 с.

14. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762.

УДК 378.2

ОБУЧЕНИЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

бакалавр Кулишоеа Мария Николаевна Вятский государственныйуниверситет (г. Киров); кандидат филологических наук, доцент Швецова Марина Геннадьевна Вятский государственныйуниверситет (г. Киров)

Постановка проблемы. В современном обществе владение иностранным языком является неотъемлемой частью образованного и успешного человека. Иностранные языки позволяют человеку получить хорошее образование, работать с иностранными партнерами, путешествовать по миру. Обучение дисциплине «Иностранный язык» начинается на начальной ступени в общеобразовательной организации и продолжается в течении всей жизни. Одним из наиболее важных факторов, при обучении дисциплине «Иностранный языку», является обучение чтению. Обучение чтению на начальном этапе вызывает ряд трудностей, с которыми учитель помогает справляться благодаря использованию комплексу упражнений. Стоит отметить что, исходя из поставленных целей, можно выделить четыре основных вида чтения: просмотровое, ознакомительное, поисковое и изучающее. Ознакомительное чтение - основополагающее; подразумевает быстрое чтение с извлечением основной информации. Однако, даже ознакомительному чтению нужно обучить, чтобы обучающиеся могли быстро и качественно анализировать прочитанный материал, применяя свои знания и умения на практике.

Изложение основного материала исследования. В современной педагогике чтение является рецептивным видом речевой деятельности, а также включен в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей. Чтение так или иначе связано со зрительным восприятием речевого сообщения (текста), закодированного с помощью графических символов (букв). Чтение является одним из видов речевой деятельности, и оно тесно связано с письменным и устным общением. Е.И. Пассов утверждает, что «все виды речевой деятельности тесно связаны между собой, поэтому трудно провести четкую границу между ними» [5]. Обучение чтению происходит в совокупности с формированием и развитием умения понимать печатный текст, формулировать свои мысли о прочитанном и высказывать собственное мнение.

С.К. Фоломкина считает, что чтение как вид речевой деятельности направлено на получение информации из письменного текста и имеет аналитический и синтетический характер, который предопределяется конкретной целью читателя [6]. Чтение также можно рассматривать с психологической точки зрения, при этом данный вид языковой деятельности выступает как сложный вид психологической деятельности, результатом которой является восприятие и переработка текста с последующим пониманием.

H.Д. Гальскова начинает рассматривать виды речевого общения с чтения. По ее мнению, чтение -это сложная аналитико-синтетическая деятельность, состоящая из восприятия и осмысления текстов. Наталья Дмитриевна также считает, что «чтение считается совершенным, когда эти два процесса сливаются воедино» [2].

Из рассмотренных определений можно сделать вывод, что чтение - это вид речевой деятельности, который предполагает поиск и извлечении информации, с последующим ее восприятием, отраженной в печатном тексте.

Чтение сегодня является как самостоятельным видом речевой деятельности, так и средством обучения. Если говорить о чтении как самостоятельном виде речевой деятельности, то мы подразумеваем цель обучения. Когда мы рассматриваем чтение как средство обучения, то мы говорим о формировании и развитии лексических, фонетических и грамматических навыков. Навыки говорения, аудирования и письма также можно развивать при обучении чтению, и тогда текст выступает в качестве опоры.

Необходимо также обучать стратегиям чтения, чтобы учащиеся могли работать над текстовым материалом [2]. Определение «стратегии чтения» дается в научных работах различных авторов, например, Р. П. Мильруд рассматривал стратегии чтения в качестве «планирования и осуществления действий, меняющихся в зависимости от познавательной задачи» [4]. Н.Д. Гальскова понимает стратегии чтения как набор знаний и умений, позволяющих учащимся понимать типы и особенности текстовых материалов; ориентироваться в них; извлекать из них информацию и применять компенсационные умения [2]. Компенсационные умения - это умения, которые позволяют учащемуся использовать языковую догадку, если он встретил незнакомое слово. Обучающиеся должны уметь выводить значение слов из контекста и элементов словоформы, использовать уже предоставленную опору в виде картинок, описаний, сносок и иллюстраций, а также игнорировать слова, не занимающие важное место. При правильном овладении стратегиями чтения учащиеся смогут работать с текстами разных уровней сложности, не прибегая к переводу каждого слова. Нами были выделены рекомендации, которым нужно следовать при работе с текстом материалом:

I. Работа над текстовым материалом не предусматривает досконального перевода каждого слова.

2. Необходимо уделять внимание на иллюстрации, заглавия, схемы и рисунки, чтобы понять текстовый материал.

3. Нужно опираться на слова и фразы, которые вы уже знаете, а не концентрироваться на незнакомых словах.

4. Следует использовать жизненный опыт для вывода значения незнакомых слов.

5. Прибегать к использованию словаря в самый последний момент, когда понимание сути текста затрудняется из-за незнакомых слов.

Чтение, как цель обучения, предусматривает развитие основных универсальных учебных действий (УУД), которые ФГОС рассматривает как действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Освоение УУД позволяет сформировать способность к обучению и саморазвитию, вырабатывает познавательную мотивацию, помогает учащемуся ставить перед собой цели и задачи обучения. Существует четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные УУД помогают школьнику самостоятельно определять свои цели и задачи обучения, брать ответственность за результат своего обучения. Личностные УУД являются основными, так как на их основе строятся остальные учебные действия.

Регулятивные УУД дают школьнику возможность самостоятельно организовывать и контролировать получение новых знаний. Регулятивные УУД при обучении чтению проявляются, когда ученик определяет смысл чтения для себя, систематизирует прочитанное и сделает выводы.

Познавательные УУД позволяют ученику выстраивать гипотезы, учиться создавать причинно-следственные связи, сравнивать результаты, делать выводы и проводить рефлексию. В процессе обучения чтению учащийся формирует свою читательскую культуру, учиться выделять главное, реферировать и структурировать информацию.

Коммуникативные УУД охватывают разнообразные действия, направленные групповое или коллективное взаимодействие. Могут быть использованы такие задания, которые направлены на развитие навыков письма, аудирования и говорения.

В зависимости от поставленной цели, полученной учеником или определенной им самостоятельно, чтение будет продвигаться на разных уровнях и с разной степенью полноты, глубины и точности понимания текста. В нашей работе мы воспользовались классификацией по С.К Фоломкиной [6], которая выделяет четыре основных вида чтения:

1. Просмотровое - это беглое чтение, которое используется для получения общего представления о текстовом материале. Данный вид может носить выборочный или блочный характер. Этот вид используется при самом первом просмотре текстового материала, например, когда нужно узнать содержится ли необходимая информация в данном текстовом материале или нет.

2. Ознакомительное - чтение с пониманием основного содержания, т.е. извлечение из текста основных идей и информации. Этот тип чтения подразумевает способность различать первичную и вторичную информацию; иногда его называют "чтением для себя".

3. Изучающее - чтение с полным пониманием содержания. Этот вид чтения отличается вдумчивостью, предполагает последующий анализ прочитанного. При процессе обучения изучающему виду чтения используется чтение «вслух» и «про себя», повторное прочтение частей отрывков текста.

4. Поисковое - чтение с извлечением интересующей информации. Цель поискового чтения -найти определенные данные или конкретную информацию.

Ознакомительное чтение относят к быстрым видам чтения. Цель этого вида чтения - понять основное содержание текста и основные аргументы и выводы автора. Уровень понимания определяется от 70% до 100% содержащейся в тексте информации. В процессе обучения данному виду чтения используются достаточно объемные текстовые материалы, но легкие в языковом плане. Ознакомительное чтение выступает в качестве проводника в процессе обучения чтению, так как с него начинается вся работа. Данный вид чтения считается наиболее простым и понятным. Ознакомительное чтение не осложнено большим количеством задач, поэтому создаются подходящие условия для формирования и развития навыков техники чтения. Стоит отметить, важную роль занимают упражнения, при выполнении которых создаются хорошие условия, чтобы учащийся смог вырабатывать широкое поле зрения и учился охватывать весь прочитанный материал [6]. При работе с данным видом чтения на среднем звене обучения можно также использовать уже изученные способы и приемы чтения из родного языка. Согласно С.К. Фоломкиной данный вид чтения «более чем другие, способствует и развитию устной речи».

Существует три этапа обучения чтению: дотекстовый, текстовый и послетекстовый. На каждом этапе учащиеся выполняют учебные действия, которые должны помочь им понять основное содержание текстового материала. Н.Д. Гальскова выделяет условия при которых определяется успешность обучения ознакомительному чтению: проведение в режиме дефицита времени, темп работы в классе достаточно высокий; чтение в классе чаще всего организовывается как чтение «про себя», чтобы каждый учащийся смог самостоятельно работать и не отвлекаться; после прочтения производится проверка только основной информации текста. В заключении, Н.Д. Гальскова, ссылаясь в свою очередь на С. К. Фоломкину, говорит: «нужно постараться полностью исключить перевод на родной язык, так как это противоречит природе ознакомительного чтения» [3].

Помимо условий, нужно учитывать и умения, которые лежат в основе данного вида чтения. К таким умения Н.Д. Гальскова относит:

• определять идею текстового материала;

• уметь предсказывать содержание опираясь на заголовок, иллюстрации;

• разделить первичную и вторичную информацию;

• уметь пользоваться сносками в виде ключевых слов, реалии;

• выявлять причинно-следственные связи;

• резюмировать прочитанную информацию, делать выводы;

• уметь классифицировать информацию по одному/критериям;

• выделять из текстового материала весомую информацию;

• давать оценку новизне, полезности, достоверности.

Для иллюстрации работы над текстом при обучении ознакомительному чтению приведем пример из УМК «Horizonte 5» [1].

Die CarJ-StreliJ-SchuIe ist eine besondere Schule. Sie liegt in der Mitte von Deutschland, in Marburg. Sie isi das einige Gymnasium für blinde und sehbehindert« Schülerinnen und Schüler in Deutschtand, Die Schüler können ab Klasse 5 die Schule besuchen und dort nach 0 Jahren das Abitur machen, Die Schüler Kommen aus ganz Deutschland und wohnen im Internat. Das Internat ist nicht in der Schule. Bs gibt mehr als 40 Wolmgrjppen in der ganzen Stadt Marburg, In jeder Wohngruppe wohnen 4-8 Schüler und Schülerinnen. Sie müssen jeden Morgen seit) st stand ig zu r Schule gehen. Die Schuler lernen in der Schule die ganz normalen Schulfächer. Zusätzlich haben sie

Unterricht in Blindenschrift, Orientierung und Mobilität fr, B,: Wie komme ich vom Wohnheim zur Schule?), lebensprak tischen w Fähigheiten (r, B. aufräumen, ordnen, Essen machen) und Computer. Diese Fächer sind für die blinden Schüler besonders wichtig. Die Carl-Strehf-Schule bietet viele Freizeitaktivitäten. Die Schüler können Sport machen a [z. B. reiten, Sehr fahren, Fußball spielen und balancieren}, sie können Theater spielen, im Chor singen oder in emer Band spielen. Die Carl-Strehl-Schule ist e«ne „europäische Schule". Sie organisiert schon seit mehr als 30 30 Jahren einen Scheerau st ausch z. B. mit England, Frankreich und Polen,

Mehr: www.blista.de.

Авторы учебника предлагают учащимся прочитать текст и соотнести его содержание с иллюстрациями.

0 Die Carl-Strehl-Schule in Marb

a Lies den Тек!. Suche zu jedem Foto «ine Information im Text.

Текст рассказывает о гимназии для слепых детей, детей с нарушением зрения. Лексические единицы blind, sehbehindert учащиеся могут понять, опираясь на фотографии. Предполагается, что новые слова das Abitur, das Internat, die Wohngruppe, die Orientierung, der Schüleraustausch будут понятны учащимся из их языкового опыта. Далее учащимся предлагается ответить на вопросы по содержанию текста.

b LinocPi einmal Lmd h^nlwortp di^ Hrctqen

3 V^-i:, liircii ciic GL-.tuI?:- m

Для того, чтобы работа с текстом была продуктивной нужно разделить процесс на три этапа. На дотекстовом этапе (до первого прочтения) предложить обучающимся прочитать заглавие, посмотреть фотографии и дать возможность высказать их предположения о тематике текста. На текстовом этапе (во время прочтения) предлагается соотнести фотографии с информацией из текстового материала. Также учитель может предложить дополнительные упражнения для работы с лексикой. На послете кетовом этапе (после прочтения) обучающиеся дают ответы на вопросы. Для высокомотивированной группы учащихся можно предложить составить дополнительные задания к тексту: задать вопросы, высказать свое мнение, вставить пропуски в предложениях. Благодаря тому, что работа разделена на три этапа, учитель может проконтролировать понимание на каждом этапе.

Выводы. Таким образом, обучая чтению на уроке педагог выполняет ряд задач, которые в общей мере развивают все стороны личности учащегося. Чтение дает возможность учителю осуществить индивидуальных подход к учащимся, учитывая из возрастные и психологические особенности. Правильно подобранные тексты смогут заинтересовать обучающихся, что повысит их мотивацию в изучении дисциплины «Иностранный язык». Сегодня отсутствие мотивации является актуальной проблемой. Помимо этого, чтение способствует работе мышления, развивает нравственное и культурное восприятие учащихся. Исходя из всего сказанного, мы можем с уверенностью отметить, что функции чтения достаточно разнообразны.

Аннотация. В данной статье мы рассмотрели цели и содержание обучения чтению в школе. Чтения является одним из наиболее важных процессов обучения, которым должны овладеть обучающиеся. Чтение подразделяется на четыре основных вида: просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое. В зависимости от целей, которые ставит учитель на уроке можно использовать разные виды чтения. Тем не менее, обучение чтению чаще всего начинают именно с ознакомительного чтения. Данный вид чтения относится к быстрым, и подразумевает под собой понимание основного содержания.

Ключевые слова: чтение, виды чтения, немецкий язык, школа, образование.

Annotation. In this article, we have reviewed the aims and content of teaching reading at school. Reading is one of the most important learning processes that students should master. Reading is divided into four main types: revision reading, exploratory reading, reading for detail, reading for specific information. Depending on the aims that the teacher sets in the lesson, you can use different types of reading. Nevertheless, teaching reading most often begins with exploratory reading. This type of reading is rapid, and implies an understanding of the main content.

Key words: reading, types of reading, German, school, education.

Литература:

1. Аверин, M.M. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват, организаций / М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман. 7-е изд. - М.: Просвещение: Cornelsen, 2019. - 96 е.: ил. - (Горизонты). - ISBN 978-5-09-068234-3.

2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - Москва: АРКТИ: ГЛОССА, 2000. - 165 с.

3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Гез Н.И. - М.: Академия, 2006. - 335 с.

4. Мильруд, Р.П. Теория обучения языку: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Зарубеж. филология" / Р.П. Мильруд. - 2-е изд., доп. - Тамбов: изд-во ТГУ, 2004. -20 см. - (Серия: Профессиональная подготовка учителя / М-во образования Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина).

5. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса. - Пресс, 2010. - 640 с. - (Настольная книга преподавателя иностранного языка).

6. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учебно-методическое пособие / С.К. Фоломкина; науч. ред. Н.И. Гез. - Изд. 2-е, испр. - Москва: Высшая школа, 2005. - 253, [2] е.; 21 см.; ISBN 5-06-005417-9: 3000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.