Научная статья на тему 'Обучение как «Диалог смыслов»'

Обучение как «Диалог смыслов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ / ДИАЛОГ СМЫСЛОВ / ПОЛИПЕРСПЕКТИВНОЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ-ЮРИСТЫ / PERSONAL AND SOCIAL SENSES / DIALOGUE OF SENSES / POLY-PERSPECTIVE SENSE-FORMATION / STUDIES / PROFESSIONAL ACTIVITY / ORIENTATION FRAMEWORK OF ACTIVITY / LAW STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яроцкая Л. В., Шевцова С. В.

Статья посвящена проблеме поиска эффективных путей обучения, обеспечивающих достижение образовательных результатов, отвечающих интересам личности и общества. Рассматриваются вопросы смыслообразования в образовательном контексте, возможности педагогической организации «диалога смыслов» личностных и социальных. К последним относятся национально-культурные, социокультурные, социолингвистические смыслы, а также педагогические смыслы самообразования, совокупность которых в избранной образовательной стратегии обеспечивает ориентировочную основу осваиваемой студентом профессиональной деятельности. В этих условиях полиперспективное смыслообразование становится механизмом освоения предметного содержания. В статье обсуждаются возможности методического решения рассматриваемых вопросов на примере обучения студентов-юристов межкультурному иноязычному профессиональному общению в курсе магистратуры. Авторы приходят к выводу, что предлагаемая образовательная стратегия и адекватные ей технологические приемы способны стабилизировать переход выпускника вуза от учебной деятельности к профессиональной.the article is devoted to the problem of substantiating effective ways of learning and teaching conducive to educational outcomes that meet both personal and social demands. different matters of sense-formation in educational contexts are discussed as well as prospects of encouraging the “dialogue of senses,” personal and social, by pedagogical means. the latter senses include: national-cultural, social-cultural, sociallinguistic and pedagogical self-education senses. Within the chosen educational strategy, they all form a complexity that is expected to form an orientation framework for the activity to be mastered. in that context, poly-perspective sense-formation turns into a tool for acquiring declarative and procedural knowledge. the article discusses teaching methods solutions to the matters under analysis, with special reference to teaching law students (master’s course) to communicate in intercultural legal framework. the authors come to the conclusion that the educational strategy in question and adequately chosen techniques are likely to contribute to graduates’ sustainable transition from studies to professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение как «Диалог смыслов»»

УДК 378

Л. В. Яроцкая, С. В. Шевцова

Яроцкая Л. В., доктор педагогических наук, доцент;

профессор кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации

в области права Института международного права и правосудия Московского

государственного лингвистического университета; e-mail: lvyar@yandex.ru

Шевцова С. В., доктор педагогических наук, доцент;

доцент кафедры № 7 Военного университета Министерства обороны

Российской Федерации; e-mail: svet-svet343@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ КАК «ДИАЛОГ СМЫСЛОВ»

Статья посвящена проблеме поиска эффективных путей обучения, обеспечивающих достижение образовательных результатов, отвечающих интересам личности и общества. Рассматриваются вопросы смыслообразования в образовательном контексте, возможности педагогической организации «диалога смыслов» - личностных и социальных. К последним относятся национально-культурные, социокультурные, социолингвистические смыслы, а также педагогические смыслы самообразования, совокупность которых в избранной образовательной стратегии обеспечивает ориентировочную основу осваиваемой студентом профессиональной деятельности. В этих условиях полиперспективное смыслообразование становится механизмом освоения предметного содержания. В статье обсуждаются возможности методического решения рассматриваемых вопросов на примере обучения студентов-юристов межкультурному иноязычному профессиональному общению в курсе магистратуры. Авторы приходят к выводу, что предлагаемая образовательная стратегия и адекватные ей технологические приемы способны стабилизировать переход выпускника вуза от учебной деятельности к профессиональной.

Ключевые слова: личностные и социальные смыслы; диалог смыслов; полиперспективное смыслообразование; учебная деятельность; профессиональная деятельность; ориентировочная основа деятельности; студенты-юристы.

L. V. Yarotskaya, S. V. Shevtsova

Yarotskaya L. V., Doctor of Pedagogy (Dr. habiL.), Associate Professor;

Professor of the Department of Linguistics

and Professional Communication in the Field of Law, Institute

of International Law and Justice, MSLU; e-maiL: Lvyar@yandex.ru

Shevtsova S. V., Doctor of Pedagogy (Dr. habiL.), Associate Professor;

Associate Professor of Department 7, Military University of the Ministry of Defense

of the Russian Federation; e-maiL: svet-svet343@maiL.ru

LEARNING AND TEACHING AS "DIALOGUE OF SENSES"

The articLe is devoted to the probLem of substantiating effective ways of Learning and teaching conducive to educationaL outcomes that meet both personaL and sociaL

demands. Different matters of sense-formation in educational contexts are discussed as well as prospects of encouraging the "dialogue of senses," personal and social, by pedagogical means. The latter senses include: national-cultural, social-cultural, social-linguistic and pedagogical self-education senses. Within the chosen educational strategy, they all form a complexity that is expected to form an orientation framework for the activity to be mastered. In that context, poly-perspective sense-formation turns into a tool for acquiring declarative and procedural knowledge.

The article discusses teaching methods solutions to the matters under analysis, with special reference to teaching law students (master's course) to communicate in intercultural legal framework. The authors come to the conclusion that the educational strategy in question and adequately chosen techniques are likely to contribute to graduates' sustainable transition from studies to professional activity.

Key words: personal and social senses; dialogue of senses; poly-perspective sense-formation; studies; professional activity; orientation framework of activity; law students.

Введение

Как известно, важнейшей, сущностной характеристикой обучения является единство двух начал - преподавания и учения, обусловливающее достижение результатов, значимых как в социальном, так и в личностном планах. Однако на методическом уровне это христома-тийное для дидактики положение, очевидно, требует более глубокой конкретизации, определения диалектики процессов внутри рассматриваемой бинарной системы, а также способов и средств означивания связей и отношений составляющих ее компонентов.

По существу, педагогический поиск эффективных путей обучения, гарантирующих достижение образовательных целей, как планируемого результата обучения, а следовательно, актуального заказа общества к системе образования - это выявление целесообразных способов присвоения социального опыта индивидом, обеспечивающих воспроизводство этого опыта на новом качественном уровне. В данной статье в качестве механизма такого воспроизводства рассматривается диалог смыслов, проектируемый педагогическими, и прежде всего методическими, средствами в условиях подготовки профессиональных кадров в высших учебных заведениях.

Диалектика смыслообразования в педагогическом контексте

В педагогической действительности личностные смыслы принято соотносить с тем значением, которое приобретает для обучающегося

поступающая к нему информация в качестве «ориентировочной основы его практического действия и поступка», обеспечивая таким образом присвоение личностью информации, ее превращение в подлинное знание [Вербицкий 2018, с. 46]. Образовательные результаты, очевидно, находятся в прямой зависимости, с одной стороны, от возможности создания педагогических условий, благоприятных для продуктивного, смыслообразующего диалога субъектов образовательного процесса, а с другой - от востребованности полученных результатов в конкретном социальном контексте. Диалектика подобного смысло-образования обусловливает необходимость системного подхода к проектированию способов педагогического взаимодействия, и прежде всего структурирования уровней смыслообразования в осваиваемой предметной (профессиональной) области.

Социальные смыслы, как созданный «коллективным разумом общества» культурный продукт, включающий «знания, умения, стимулы, эмоции, полезные для жизни общества» [Соколов 2002, с. 74] и отражающий многообразие условий и форм общественного бытия, в образовательном контексте образуют широкий диапазон объектов целенаправленного, специально организованного освоения. Так, например, в парадигме современной лингводидактики значимыми представляются следующие уровни такого смыслообразования, реализующиеся как в общекультурном, так и в профессионально-культурном «измерениях»:

- уровень национально-культурных смыслов, связанный с глубинными пластами культурно-исторического развития социума;

- уровень социокультурных смыслов, определяющий сложившийся к настоящему времени образ культуры современного социума;

- уровень социолингвистических смыслов, отражающий общественные настроения дня сегодняшнего.

Представленные выше уровни могут иметь разный «вес» в каждой конкретной осваиваемой предметной (профессиональной) области, что влияет на отбор соответствующего им содержания обучения. Так, например, формируя / развивая готовность обучающихся к межкультурному иноязычному профессиональному общению в сфере юриспруденции актуальным оказывается всё вышеперечисленное, причем в обеих / всех культурах, включенных в подобное гипотетическое (на этапе учебной деятельности) взаимодействие. Это обусловливает

необходимость реализации в образовательном процессе такой модели смыслообразования, которая предусматривала бы возможность полиперспективного анализа событий и явлений действительности (во-первых, в синхронии и диахронии - в пределах одной культуры; во-вторых, с позиций разных культур) с обязательным выходом на уровень личностных / личностно значимых смыслов. Полиперспективное смыслообразование становится механизмом освоения предметного содержания в рамках образовательной стратегии, направленной на становление современной профессиональной личности, стремящейся реализоваться в своей профессии и способной созидать действительные ценности этой профессии.

Как показывают специальные исследования этого вопроса, в процессе освоения обучающимися разноуровневых общекультурных и профессиональных смыслов происходит превращение значительной по объему и разнообразию профессионально релевантной информации в ориентировочную основу действий и поступков формирующейся профессиональной личности [Алейникова 2019; Яроцкая 2018]. Более того, осознание личностью необходимости постоянного самообразования и саморазвития в современном мире требует также освоения соответствующего инструментария в контексте педагогических смыслов самообразования, значимых в лингводидактическом отношении.

«Диалог смыслов» в методическом аспекте

Мы полагаем, что методический аспект смыслообразования относится к числу наиболее сложных вопросов, поскольку требует технологических решений, позволяющих «провоцировать» и с достаточной степенью надежности констатировать значимое появление новых смысловых структур у обучающихся на основе освоенного ими содержания. При этом в системе профессионально релевантных проблемных задач предпочтение должно быть отдано, очевидно, задачам с открытым, но в общих чертах прогнозируемым решением, поскольку в педагогическом контексте смыслообразование реализуется прежде всего на индивидуальном, личностном уровне.

Приведем пример подобной проблемной задачи, содержащейся в учебном пособии, предназначенном для магистрантов международно-правового профиля. Студентам предлагается расшифровать замысел авторов иллюстрации (авторов пособия), в которой каждый из составляющих ее образов имеет существенное значение.

Legal Practices - Social Senses [Алейникова 2019, с. 112-113; Яроцкая, Алейникова 2019, с. 26-27]

Как показывает практика, каждый из обучающихся предлагает свое решение этой задачи, однако общая канва решения вполне прогнозируема, поскольку она обусловлена всей предшествующей работой с осваиваемым содержанием. Более того, полученный студентом результат служит основанием для его последующего «погружения» в профессиональный юридический дискурс, определения вектора его анализа.

Не менее важным моментом является этап первичного «подключения» обучающихся к определенному сегменту концептуальной картины мира. В качестве примера рассмотрим освоение студентами-юристами концепта reasonableness в рамках соответствующего модуля [Яроцкая, Алейникова 2019].

Прежде всего представляется необходимым актуализировать уже имеющиеся знания в формирующейся картине мира юриста, что достигается посредством наводящих и проблемных вопросов, вовлечения обучающихся в дискуссию. Прояснение и доопределение национально-культурных, социокультурных, социолингвистических

смыслов англо-саксонской правовой культуры проходит с опорой на известные студентам фундаментальные понятия, произведения литературы, искусства, массмедиа, современный политический контекст. В частности, в рамках первичного обсуждения темы «Reasonableness» можно предложить следующий блок вопросов:

1) What basic notions of Anglo-American legal culture can you recall?

2) Such words and word combinations are often referred to as "key notions." What do you think they are key to?

3) What frame of reference / frame of evaluation / frame of orientation in professional settings / ... do they form?

4) There is an opinion that such "key words" are perceived as "badges of cultural distinctiveness" and are used as "tools for describing models of behaviour or thought" [Wierzbicka 2006, p. 230]. How do such "tools" operate? Can you give an example of that kind?

5) Which of the key words do you think are the most cherished in Anglo-American legal culture? How does reasonableness fit in here?

6) Reasonable, reasonably, reasonableness, very reasonable, unreasonable or barely reasonable are all evaluative words used to assess behaviour, perspectives, qualities and other things. Aren't those assessments subjective? Then, why should we discuss the notion of reasonableness in legal settings?

7) Who is "the reasonable person," that "excellent but odious character" who seems to inhabit every nook and cranny of the common law? (John Gardner) [Яроцкая, Алейникова 2019, с. 35].

8) What underlying levels of proof operate in Anglo-Saxon law? Which of them is linked to the notion of reasonableness? What does it imply?

Дальнейшее «погружение» в проблемное поле предполагает анализ англо-американского академического юридического дискурса, в результате которого раскрывается высокочастотное в англо-саксонском правом дискурсе понятие the man on the Clapham omnibus, исследуются его истоки, особенности юридического бытования, а также составляющие соответствующего юридического концепта (reasonable man, reasonable parent, reasonable landlord и др.), включая новации, отражающие реалии последних лет (with / without additional passenger from the EU). Значительный интерес в этом отношении представляют лекции юристов англо-саксонского права на английском языке,

предназначенные для британских студентов-юристов (см., например, www.youtube.com/watch?v=_lkLiuMfqiM). Почерпнутая из них информация служит основанием для анализа важнейших понятий общего права, таких как: reasonable person standard, reasonable woman (victim) standard, reasonably foreseeable risk и др.1

Последующий анализ студентами знаковых решений, вынесенных судами Соединенного Королевства с опорой на понятие reasonableness, позволяет осознать глубину различий в подходах юристов, действующих в рамках разных правовых культур - по существу, разных систем профессионально-культурных координат. Ярко выраженные межкультурные правовые различия в этой области вызывают активное обсуждение в студенческой группе с выстраиванием своей линии аргументации, обращением к историческому опыту других стран, анализу перспектив международного сотрудничества в правовой сфере.

В этом контексте логично встает вопрос о «юридической новации» последних лет - феномене highly likely, вышедшем в качестве знакового прецедента в международное правовое пространство. Анализ этого феномена дополняет картину исследуемого объекта, способствует переосмыслению перспектив складывающихся отношений в межкультурном правовом пространстве.

Очевидно, что подобная организация образовательного процесса возможна лишь на междисциплинарной основе, при этом происходит не только интенсивное развитие межкультурной иноязычной профессиональной (коммуникативной) компетенции обучающихся (целевой для учебной дисциплины «Иностранный язык»), но и активное обретение студентами-юристами профессиональной картины мира в полиперспективном формате (взгляда с позиций разных правовых культур), что позволяет гармонично входить в межкультурное правовое пространство, решать задачи профессиональной деятельности и профессионального общения, опираясь на полученные знания, навыки, умения как ориентировочную основу практических действий и поступков.

Формирование педагогических смыслов самообразования в лингводидактическом контексте

К числу важных вопросов подготовки современных профессиональных кадров относится создание условий для обретения

1 Об этом подробнее см.: [Яроцкая, Алейникова 2019, с. 32-41].

обучающимися смыслов самообразования, значимых в лингводидак-тическом отношении. Мы соотносим такую возможность с образовательной стратегией, ориентированной на развитие продуктивной учебной деятельности (в понимании Н. Ф. Коряковцевой [Коряковце-ва 2003]). При таком подходе на определенном этапе учебной деятельности образование трансформируется в самообразование личности, а для профессиональной личности актуальным вопросом становится ее профессиональное саморазвитие.

Одним из существенных факторов, обеспечивающих высокую динамику этих процессов, оказывается модель с полисубъектным вектором управления, включающая индивидуальных (студента, преподавателя) и коллективных (студенческую группу) субъектов деятельности. Не менее значимым условием, влияющим на развитие педагогических смыслов самообразования, является освоение студентами способов деятельности, релевантных для последующих этапов развития.

Для студентов-юристов таким полезным лингвоориентированным инструментом, с нашей точки зрения, может служить образовательный аналог дискурсивного анализа, поскольку он отвечает специфике профессиональной деятельности юриста: работа с текстом предполагает учет не только лингвистической составляющей дискурса, но и социального контекста, в котором произошло действие или событие, психологического аспекта, иных юридически значимых факторов. Не случайно, именно анализ юридического дискурса внес во второй половине XX века столь существенный вклад в развитие дискурсивного анализа, как научного направления лингвистики. Осознание студентами значимости освоения таких лингвоориентированных способов профессиональной деятельности юриста, их интеграция в ориентировочную основу профессиональной деятельности позволяют заложить основы важных в педагогическом плане умений, ориентированных на специфику лингводидактических условий самообразования.

Заключение

По замыслу авторов, предлагаемая в данной статье стратегия построения образовательного процесса отвечает базовым антропоцентрическим установкам современной педагогической науки, реализуется в русле компетентностной парадигмы и межкультурного подхода в обучении иноязычной профессиональной коммуникации. Особо

следует подчеркнуть важность контекстного характера обучения, что позволяет выпускнику вуза стабилизировать свое вхождение в профессиональную сферу, включая предметно-операциональный аспект и социальные условия этой деятельности. Безусловно, молодому специалисту еще предстоит гармонизировать личностные и социальные смыслы в этой сфере, однако опыт подобного «диалога смыслов» в образовательной среде, с нашей точки зрения, способен оказать ему значительную помощь в этом отношении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алейникова Д. В. Методика обучения юристов межкультурному профессиональному общению в условиях коллизии правовых культур (английский язык, магистратура) : дис. ... канд. пед. наук. М., 2019. 191 с. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы контекстного образования // Психология и педагогика контекстного образования : коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. М.-СПб. : Нестор-История, 2018. С. 7-88. Коряковцева Н. Ф. Теоретические основы организации изучения иностранного языка учащимся на базе развития продуктивной учебной деятельности (общеобразовательная школа) : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003. 421 с. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учебное пособие.

СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 2002. 461 с. Яроцкая Л. В. «Диалог смыслов» в межкультурном правовом пространстве как актуальный объект освоения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. Вып. 17 (815). С. 204-211. URL : www.vestnik-mslu.ru/Vest/17_815.pdf. Яроцкая Л. В., Алейникова Д. В. Введение в межкультурное профессиональное общение : учебное пособие по английскому языку для студентов-юристов (уровень обучения: магистратура). М. : Изд-во ТРИУМФ : Лучшие книги, 2019. 88 с. Wierzbicka А. English: Meaning and Culture. N. Y. : Oxford University Press, 2006. 368 р.

REFERENCES

Alejnikova D. V. Metodika obuchenija juristov mezhkul'turnomu professional'nomu obshheniju v uslovijah kollizii pravovyh kul'tur (anglijskij jazyk, magistratura) : dis. ... kand. ped. nauk. M., 2019. 191 s. Verbickij A. A. Psihologo-pedagogicheskie osnovy kontekstnogo obrazovan-ija // Psihologija i pedagogika kontekstnogo obrazovanija : kollektivnaja

monografija / pod nauch. red. A. A. Verbickogo. M.-SPb. : Nestor-Istorija,

2018. S. 7-88.

Korjakovceva N. F. Teoreticheskie osnovy organizacii izuchenija inostrannogo jazyka uchashhimsja na baze razvitija produktivnoj uchebnoj dejatel'nosti (obshheobrazovatel'naja shkola) : dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2003. 421 s. SokolovA. V. Obshhaja teorija social'noj kommunikacii : uchebnoe posobie. SPb. :

Izd-vo V. A. Mihajlova, 2002. 461 s. Jarockaja L. V. «Dialog smyslov» v mezhkul'turnom pravovom prostranstve kak aktual'nyj ob#ekt osvoenija // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2018. Vyp. 17 (815). S. 204-211. URL : www.vestnik-mslu.ru/Vest/17_815.pdf. Jarockaja L. V., Alejnikova D. V. Vvedenie v mezhkul'turnoe professional'noe obshhenie : uchebnoe posobie po anglijskomu jazyku dlja studentov-juristov (uroven' obuchenija: magistratura). M. : Izd-vo TRIUMF : Luchshie knigi,

2019. 88 s.

Wierzbicka A. English: Meaning and Culture. N. Y. : Oxford University Press, 2006. 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.