Научная статья на тему 'Обучение иностранным языкам в гимназии в условиях внедрения ФГОС второго поколения'

Обучение иностранным языкам в гимназии в условиях внедрения ФГОС второго поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОЯЗЫЧИЕ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барменкова Ольга Ивановна, Кочергина А. Б.

В данной статье описан опыт работы учителей иностранных языков Домодедовской гимназии № 5, направленный на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов в условиях обучения трём иностранным языкам на уроках и во внеурочной деятельности. Проблема создания поликультурной среды в регионе является весьма актуальной и требует всеобщего внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барменкова Ольга Ивановна, Кочергина А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранным языкам в гимназии в условиях внедрения ФГОС второго поколения»

Мастер - класс

Барменкова Ольга Ивановна Кочергина А. Б.

Домодедовская гимназия № 5

г. Домодедово Московская область

J ^

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ГИМНАЗИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Л_______________________________________г

Аннотация. В данной статье описан опыт работы учителей иностранных языков Домодедовской гимназии № 5, направленный на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов в условиях обучения трём иностранным языкам на уроках и во внеурочной деятельности. Проблема создания поликультурной среды в регионе является весьма актуальной и требует всеобщего внимания.

Ключевые слова: многоязычие, интегрированное обучение, формирование универсальных учебных действий, проектные технологии.

Многоязычие - неотъемлемая часть настоящей и будущей Европы, а владение несколькими иностранными языками является показателем социального и культурного развития личности [1, 2]. По данным Института международных экономических связей Бургенланда (Австрия) языковую политику в странах ЕС в настоящее время определяют английский, немецкий, французский, русский и испанский языки. Для работы в 80% европейских фирм необходимо знание как минимум двух иностранных языков.

Овладение иностранными языками предполагает приобщение к культуре страны изучаемого языка и способствует осознанию своей собственной национальной культуры [3, 4]..

В нашей гимназии созданы все условия для того, чтобы учащиеся могли овладеть разными иностранными языками: кабинеты с современным оборудованием, опытные квалифицированные педагоги, владеющие инновационными технологиями обучения, программы для изучения первого и второго иностранных языков...

Поэтому не случайно, местом проведения регионального семинара по вопросам многоязычия в условиях внедрения ФГОС второго поколения стала Домодедовская гимназия № 5 [1,3].

25 апреля 2012 года в гимназии повсюду была слышна иностранная речь. Вежливые дежурные 10А класса здоровались с гостями на английском, немецком, французском, испанском языках.

На церемонии открытия семинара со словами приветствия на четырёх языках выступили обучающиеся 5-9 классов. Начальник управления образования администрации городского округа Домодедово Терещенко Юлия Валентиновна и директор гимназии Елена Васильевна Болмазова пожелали участникам форума плодотворной работы и обмена интересными идеями.

В работе семинара принимали участие учителя и преподаватели иностранных языков региона, работники ГОУ ПАПО, работники Управления образования администрации городского округа Домодедово.

В центре внимания участников встречи были такие вопросы, как интегрированное обучение ИЯ в условиях введения ФГОС, проектные технологии в обучении, формирование универсальных учебных действий средствами иностранного языка и другие.

Обучение проектированию на разных этапах обучения продемонстрировали учителя немецкого языка Ющенко О. А. (6Б класс) и Шубенкова Ю. М. (3Г класс), учитель английского языка Кочергина А. Б. (6Б класс) и учитель французского языка Орлова С. А. (2б класс). Учащиеся А. Б. Кочергиной активно использовали в своих проектах аутентичный материал современных УМК и свой личный опыт пребывания в Англии.

Обучающиеся 9А класса (учитель Барменко-ва О.И) удивили присутствующих умением свободно общаться по-английски в самых различных ситуациях - в телестудии в качестве ведущих программы новостей, в группе друзей, готовящих рекламный ролик о системе школьного образования в России, в диалоге, обсуждая возможность участия в программе обмена. Присутствие большого количества гостей девятиклассников не смущало. Они грамотно подготовили мультимедийные презентации к уроку и умело ими пользовались.

Большой интерес вызвал у молодых учителей мастер-класс, проведённый Л. С. Борисовой. Она не только поделилась своим опытом работы с учащимися, а и пошагово продемонстрировала, как эту работу организовать. В результате педагоги подготовили свои проектные работы.

Планирование урока - важная часть деятельности учителя. О том, как спланировать современный урок

50

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

Мастер - класс

немецкого языка для достижения хороших результатов рассказала коллегам Паршикова В. Н.

Ни для кого не секрет, что внеурочная и внеклассная работа по иностранным языкам повышает интерес к предмету. Школьников любого возраста можно к ней привлечь. Необыкновенно яркие, эмоциональные, весёлые, задорные внеурочное занятие «Встреча друзей» на немецком и английском языках (учителя Позднякова З. И. и Данилейко ТА., 5Б класс) и занятие кружка с второклассниками (учитель Тарасова В. В.) явились тому подтверждением.

В это время наши интеллектуалы представляли свои научные работы на мини - конференции победителей, которую проводила Паршикова В. Н.

А заключительное шоу «Всё начинается с любви» никого не оставило равнодушным. Здесь было всё: песни и стихи на английском, французском, немецком, испанском и русском языках, музыка и танцы. Романтичные ведущие (Торопов Димитрий и Кузнецова Ольга), серьёзный Шекспир (Шпинёв Виталий), неповторимые солисты - Е. Дубровская и А. Бибичадзе. Дружная команда педагогов готовила их к выступле-

нию: Шарова И. А., Барменкова О. И., Нефёдова Н. Н., Гореликова Н. В., Ющенко О. А., Ларина Ж. В., Овчарен-ко Л. С., Закиева Л. В. Ну как же талантливы наши гимназисты - обучающиеся 5-11 классов!

В ходе свободной дискуссии участники семинара дали высокую оценку всем урокам и мероприятиям, отметили актуальность и практическую значимость инновационного опыта педагогов гимназии и выразили готовность использовать его в своей работе.

А теперь мы бы хотели поделиться своим опытом внедрения ФГОС в нашей гимназии. Предлагаем вниманию читателей технические карты урока. Материал представлен в виде таблиц, с помощью которых можно упростить подготовку к занятию, а также представить отчет об уже проведенном занятии или внеклассном мероприятии.

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

51

Мастер - класс

Техническая карта урока Барменкова О. И. Проектируем учебные ситуации

Предмет, класс Формируемые предметные результаты Учебная ситуация Используемая педагогическая технология, методы, формы, приемы Вид деятельности учащегося Формируемые личностные результаты Формируемые метапредметные результаты

Английский язык, 9 а класс с углублённым изучением английского языка. Тема урока: «Different countries -different people”/ Речевая компетенция в говорении (умение описывать события в мире и стране); аудировании (понимать речь одноклассников); владение языковыми средствами. Телевизионная программа новостей. Ролевая игра. Монологическая речь (официальный стиль). Аудирование речи одноклассников, анализ высказывания с точки зрения содержания формы представления. Повышение мотивации к изучению ИЯ. Расширение культурологического кругозора. Сформирован-ность речевой культуры обучающихся. Умение планировать своё речевое и неречевое поведение. Сфор-мированность исследовательских учебных действий (поиск и выделение нужной информации).

Представление о целостном поликультурном мире. Сравнение стран на основе ассоциограммы «Почему важно знать сходства и различия»? Фронтальная работа с учащимися. Аргументированные ответы учащихся. Стремление к лучшему осознанию различий между странами и народами. Развитие умений аргументированного высказывания.

Умение понимать на слух речь учителя, представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка. Развитие языковой догадки. Игра-загадка: «Назови страну по описанию». Работа в режиме «Учитель - класс». Аудирование высказываний учителя. Стремление к осознанию особенностей разных культур. Умение анализировать и сопоставлять.

Умение начинать и поддерживать диалог, высказывать своё мнение, используя для этого адекватные языковые средства (речевые клише, оценочную лексику). Существует стереотип, что британцы не очень общительны и дружелюбны». Обсудите это со своим партнёром, используя информацию, полученную из прочитанного, и свой личный опыт пребывания в Британии. Диалогическая речь. Подготовка диалогов на местах (одновременно вся группа), диалогическое высказывание у доски. Сформирован-ность коммуникативной компетенции учащихся. Умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Умение выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения.

Умение логически строить монологическое высказывание. 1. В жизни подростков разных стран имеются сходства и различия. О каких из них вы можете рассказать? 2. Различия имеются в повседневной жизни не только молодых людей. Некоторые из них связаны с менталитетом народа. Защита мультимедийного проекта «Что делает нас разными»? Сообщение по результатам исследования “Information signs and people's mentality” (индивидуальное задание). Презентация мультимедийных проектов (домашнее задание), взаимооценка коммуникативной деятельности на АЯ. Развитие таких качеств, как креативность. Стремление к самосовершенство-ванию в сфере образовательной области «Иностранный язык». Сформирован-ность навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, исследовательские умения, умения публичного выступления.

52

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

Мастер - класс

Карта открытого урока Кочергина А. Б.

Проектируем учебные ситуации

Предмет, класс Формируем предметные результаты Учебная ситуация Используемая педагогическая технология, методы, формы, приемы Вид деятельности учащихся Формируемые личностностные результаты Формируемые метапредметные результаты

Английский язык, 6б Умение понимать речь учителя на слух, представление о стране изучаемого языка Разминка. Краткая беседа по теме «Великобритания» Фронтальная работа с учащимися. Работа в режиме «учитель-класс». Аргументированные ответы учащихся Стремлению к лучшему представлению о стране изучаемого языка Развитие умений отвечать на вопросы по теме

Представление о политической и культурной жизни Британии Викторина «Великобритания» Работа в группах. Игра-викторина. Аргументированные ответы учащихся. Повышение мотивации к изучению ИЯ. Расширение культурологического кругозора. Развитие уровня речевой культуры обучающихся. Развитие умений работы в группе Развитие умений аргументированного высказывания. Развитие языковой догадки.

Умение высказывать свое мнение, говорить о своих впечатлениях и опыте путешествия. Беседа о поездке в Великобританию Фронтальная работа с учащимися. Работа в режиме «учитель-класс». Ответы учащихся Стремление к осознанию культуры Великобритании Развитие умений аргументированного высказывания

Умение логически и эмоционально строить монологическое высказывание Экскурсия по Лондону Работа по группам. Работа р режиме «уча-щийся-учащие-ся-учитель» Презентация мини-докладов о достопримечательностях Лондона. Развитие таких качеств, как креативность. Стремление к самосовершенствованию в сфере образовательной области « Иностранный я зык». Развитие навыков самооценки и оценки работы одноклассников. Сформирован-ность навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, исследовательские умения, умения публичного выступления.

Развитие навыков и умений аудирования аутентичного материала. Развитие языковой догадки. Работа с документальным видео-сегментом «Карнавал Ноттингхилл». Работа индивидуально и в группах Аудирование на основе видеофрагмента. Расширение культурологического кругозора. Повышение мотивации к изучению ИЯ. Стремление к осознанию особенностей разных культур Великобритании. Формирование умений работать в группах. Умение анализировать и сопоставлять

Литература

1. Барменкова О.И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка. // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 6.

2. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - № 1.

3. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010.- № 4.

4. Соловьева Н.Г Влияние коллективной работы на изучение иностранного языка// Муниципальное образование: инновации и эксперимент- 2010.-№ 3.

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.