Школа и ФГОС второго поколения
Агарёва Людмила Анатольевна
МАОУ Домодедовская гимназия № 5 учитель английского языка Барменкова Ольга Ивановна
МАОУ Домодедовская гимназия № 5 учитель английского языка
J ^
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТРЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Л____________________.______________________г
Аннотация. В данной статье описана система работы, направленная на формирование ИКТ компетенции школьников средствами английского языка. Авторы показывают эффективность использования образовательных ресурсов для достижения обучающимися личностных и метапредметных результатов в процессе овладения иностранным языком на среднем этапе обучения.
Ключевые слова: Интернет-ресурсы, форум, сайт, блог, портал, поисковая система, информационное пространство, ИКТ-компетенция.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике сегодня требуют от человека способностей быстро адаптироваться к новым условиям, проявляя творчество, умения пользоваться разными источниками информации, находить ответы на самые сложные вопросы. ФГОС нового поколения предполагает, что уже в школе у учащихся будут сформированы умения самостоятельно добывать новые знания, собирать и осмысленно использовать новую информацию. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения [1,2,3,4,5].
В данной статье нам хотелось бы поделиться опытом применения образовательных Интернет-ресурсов в обучении английскому языку детей среднего школьного возраста (5-6 классы) экскурсий [1,5].
Современное поколение (digital generation) не представляет своего существования без глобальных сетей, форумов, чатов и т.д. Но чтобы ребёнка не затянуло во всемирную паутину, учителю совместно с родителями необходимо грамотно и осторожно задавать правильное направление, идя по которому, он будет применять свои знания, умения и навыки для достижения лучшего результата в той или иной области.
Опыт показывает, что чёткое планирование работы с сетевыми образовательными ресурсами позволяет достигнуть положительных результатов.
В зависимости от планируемого результата и возраста обучающихся мы выделяем следующие этапы работы:
Первый этап - знакомство с образовательным Интернетом [7,8,9,10,11, 12, 13]. Оно начинается с создания почтового ящика. Следует заметить, что при со-
ставлении названия e-mail нужно учитывать, для каких целей вы собираетесь его использовать:
- если для переписки с друзьями, то составляющие в виде уменьшительно-ласкательных названий животных допускаются;
- если электронный почтовый ящик создаётся для обращения в серьёзные организации или на образовательные сайты, то письмо от «pussycat» вряд ли воспримут всерьёз и станут отвечать.
Следующим этапом является знакомство с сетевым этикетом. Никому не хочется попасться на провокации тролля или утонуть в «запрудах» флудиль-щиков. Этикет реальный мало чем отличается от виртуального. Здесь также действует основное правило: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
На третьем этапе обучающиеся проходят тренинг, цель которого - попрактиковаться в культурном поведении в сети и «встретиться» в форуме с троллями, флудильщиками, спамерами, флеймерами.
Результаты работы ученики выкладывают в таблице «Путь к успеху» (The Way of Success), отмечая их зелёным цветом.
Ещё одним ресурсом, направленным на развитие умений чётко формулировать свои цели, является «Доска желаний» www.dreamsboard.com, где каждый может виртуально воплотить свою мечту с помощью картинок или видео или просто правильно сформулировать цель (в нашем случае на английском языке). Её можно сделать доступной для любого желающего, можно открыть доступ только друзьям, а можно мечтать одному.
2
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
Школа и ФГОС второго поколения
Приведем примеры работ учащихся:
Одним из наиболее важные сетевые ресурсов, который помогает организовать рабочий стол ученика, является www.symbaloo.com. Yandex и eambler предлагают запомнить ваши любимые, часто посещаемые сайты. Но если вы работаете за чужим компьютером, в другом городе, стране? А вот здесь на помощь приходит Symbaloo, положительных стороны1 которого заключаются в следующем:
- возможность войои с любого компьютера (при условии, что вы1 по мните пароль и логин, которых прпду-мали во веемя регистрации, и у вас есть выгод в Интернет);
- возможность делать множество вебмиосов (закладок), разбивая их на темы. Например: «грамматика» -собираются все ссылки на сайты, где есть информация о гиамматике английского языжа или грамматические
упражнежия. «Всё о Лсндоне»-сайты1 с информациео о достопримечательностях Лондона, королеве, парламенте и т.д., а также подборки пнимационны1х картинок, клипартов, которые могут пригодиться для создания презентаций, интерактивных плакатов, 3-D книг, сайтов. «Класеное рукооодство»-можно оргаоизосать подборку разработок классных часов, сценариев, раз-личны1х положений и инструктажей;
- возможность делиться своими «информационнын ми копилкгми» с друзьями, пополнять свою коллекцию понравившимся по содборке спйто» вебнакс (ГИА + ЕГЭ, клипарты и т.д.);
- можно с помощью цветовой гаммы1 .азличать тематики, оформлять значки на свой вкус и знаками, которые у вас ассоциируются именно с этой информацией.
Школа и ФГОС второго поколения
Итогом работы на третьем этапе было проведение конкурса работ учащихся, в котором учитывались такие критерии как информативность, целесообразность размещения определенных сагтоя и дгзайн (использованы ли дополнительные истичыиси для оформления фон г).
На следующем, четвёртом, этапе ученики узнают, что тапяе блог о ото такие блоггеры. Создавая своё со-пбщение в блогя, обучающиеся находят информацию о традиционных праздниках Британии, а назвиоия выносят в таблицу.
Иапример, учащиеся создали опроснив в www. ankeCee.ru, сдо составляли вспросы то изложенному материалу, г остальные участники блога должны были из-ычить информацию и празвноках и ствттить ва вопросы. Такая ыабота имеет практииесвую значимость при изучении иностранных языков-совершенствпются граммати-ческиенаыыки(составлязь вопросы различсыхвипог).
Рысширению культурологического кругозора, гвз-витию уменяй отбиртть, анализироввть г обобщать информацию служит работа с Лентой времени http:// www.dipity.com.
Отображение исторических событий, значимых дат в жизни королевы, истории создания империи Дисней Уолта в хронологическом порядке, в сопровождении фото, графики, видео, позволяет увидеть всю картину в целом, а также в деталях.
Работая с такими образовательными ресурсами, как фабрика кроссвордов, http://puzzlecup.com/ crossword, 3-D книги http://www.zooburst.com, интерактивными плгкттами www.Kdu.glogster.com и другими, р ебята учатся самостоятельно ыаходсть он формацгю. Знагсмство с поисковыми сиитемами и обучение прас вильни запраиивать информацию произошло на страничках блога http://linc|uisteias5b.blogsTotnu/2012/10/ blog-post_11.html (доступен только длк учаезникое). Ребята училиоь анализировать, осуществлять выбтр наиболее эффективных способов решения востав-ленных задач, использовать ИКТ в творческой деятельности, использовать возможности электронной почты для информацитнноeо обмена, формиротать собственно- инфсрма-ионное пространство и т.д.
Понпзывая детям, что в мире Интернета существуют не только развлеоттельныт, но и образтваттльные порталы, згасомя их с правилами сетевого стикття, следует помнить об опасности, югория подсзекегавт детей в безграничном пространстве глобальной сети. Неопытность ребят в общении с «безликими» друзьями, доверчивость, желани е найти «родную» душу, могут привести к печальным последствиям. И чтобы этого не случилось, на протяжении всех этапов работы мы знакомим учащихся со следующими правилами, которые постепенно вводятся в виде памяток:
4
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
Школа и ФГОС второго поколения
В заключение следует отметить, что английский язык как учебный предмет обладает большим потенциалом развития познавательных интересов школьников и способствует формированию у них навыков ИКТ -компетенции. При этом учителю-предметнику всегда следует проводить целенаправленную системную работу по созданию безопасной Интернетсреды.
Примеры работ обучающихся:
1. Интерактивный плакат Корчемной Дарии по 2. Интерактивный плакат Коньковой Ксении по теме: «Защита окружающей среды». теме: «Здоровый образ жизни».
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
5
Школа и ФГОС второго поколения
3. Кроссворд Бороненковой Анастасии по теме: «Страны».
4. Лента времени ПирожковнДаниила ««История Play Station»:
6
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
Школа и ФГОС второго поколения
5. 3D- книга Пантюхина Артёма: «House in the Wood»
6. Страничка из блога.
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
7
Школа и ФГОС второго поколения
Литература
1. АбрамоваТ.В., Баранова Ю.Ю. Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения ФГОС начального общего образования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011.- № 5.
2. Акутина С. П., Николина В. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 3.
3. Ганичева Е. Ю. «Почта психологу» - новая форма взаимодействия с родителями. // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.- № 4.
4. Коптева Т. В., Шувалова У. А. Фактор родительского участия в психологической работе с детьми. // Эксперимент и инновации в школе.-2011.- № 2.
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф.пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат,- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 272 с.
6. Селюкова М. А., Сиденко Е. А. Тренинг для родителей учащихся 5 классов «Школа родительской компетентности». // Эксперимент и инновации в школе. 2012 - № 6
7. http://agaryova.ru
8. www.dreamsboard.com
9. www.symbaloo.com
10. www.anketer.ru
11. http://www.dipity.com.
12. http://puzzlecup.com/crossword
13. http://www.zooburst.com
J
Л
Наумова Татьяна Николаевна
педагог-психолог по сопровождению ФГОС МОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри РС (Якутия)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ФГОС:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
__________________________________________________Г
(на примере взаимодействия ОУ и УДО)
Аннотация. Автор рассматривает систему психологического сопровождения участников ФГОС на примере взаимодействия информационно-технологического лицея и учреждения дополнительного образования, предлагает комплекс мер по взаимодействию психолога УДО и педагогов начальных классов ОУ, внедряющих образовательные стандарты.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, ФГОС, внеурочная деятельность.
Дополнительное образование есть часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательный учреждений. Внеурочная деятельность учащихся, которая организована в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр Развития Творчества Детей и Юношества г. Нерюнгри, это пространство, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания, социализации, адаптации в микро и макро обществе.
Внеурочная деятельность в начальном образовании решает следующий ряд задач:
• Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
• Оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
• Улучшить условия для развития ребенка;
• Учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Суть программы внеурочной деятельности заключается в закреплении и развитии универсальных учебных действий (УУД) средствами организации ребенка своего жизненного пространства. Уровень организации внеурочной деятельности - это глубокая интеграция основного и дополнительного образования, где информационно-технологический лицей № 24 и ЦРТД и Ю г. Нерюнгри являются социальными партнерами.
Первый предмет диагностики - это возможность выбора своего индивидуального маршрута.
8
Эксперимент и инновации в школе 2013/2