Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК ПРОЦЕСС АККУЛЬТУРАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ'

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК ПРОЦЕСС АККУЛЬТУРАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ / РЕЧЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова С.А.

В статье рассматриваются психологические аспекты обучения иностранным языкам. Акцент поставлен на особенности данного процесса, возникающие при психических нарушениях детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК ПРОЦЕСС АККУЛЬТУРАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ»

3. Губа В.П., Маринич В.В., Хорунжий А.А. Исследование вариабельности ритма сердца при оценке переносимости физических нагрузок у спортсменов // Сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией Г.Н. Греца, Ю.А. Глебова. - Смоленск: СГУОР, 2015.

4. Данилова Н.Н. Функциональные состояния. Механизмы и диагностика. - М., 2005.

5. Ерохин А.Н. Антистрессовая релаксация в системе подготовки борцов греко-римского стиля // Теория и практика физической культуры. - 2011. -№ 3.

6. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.: Изд-во МГУ 1984.

7. Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека. - М.: Смысл, 2009.

8. Фролов В.М. Уровни функционирования физиологических систем и методы их определения. - Л.: Медицина, 1999.

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК ПРОЦЕСС АККУЛЬТУРАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

© Кузнецова С.А.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются психологические аспекты обучения иностранным языкам. Акцент поставлен на особенности данного процесса, возникающие при психических нарушениях детей.

Ключевые слова: иностранный язык, овладение языком, речь, социализация, психическое нарушение, эмоционально-волевая сфера.

Умение человека мыслить является базой для рефлексии, освоения социальных норм. Эдисон Т.А. говорил, что основная задача цивилизации - научить человека мыслить. Человек, способный мыслить, владеет наблюдательностью, следовательно, может самостоятельно выбирать, чему учиться. Вершиной мыслительного процесса, по нашему мнению, необходимо считать речь, так как она является важным механизмом интеллектуального процесса. Изучением «рождения» речи у отдельно взятого человека занимается молодая,

1 Студент 1 курса Гуманитарно-технического факультета.

но прогрессивно развивающаяся наука, онтолингвистика (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Гвоздев, Р. Браун, М. Бауерман, Е. Кларк и др.) [1].

Развитие речи человека можно рассматривать как постепенную смену языковых систем. Каждый период развития имеет свои особенности. В процессе когнитивного развития происходит дифференциация. Для обозначения осознанного ребенок начинает заимствовать подходящие языковые формы из окружающей языковой среды либо начинает конструировать их самостоятельно [2, 3]. На данный момент мы имеем возможность изучения весьма внушительного по своим масштабам фонда фундаментальных исследований, посвященных, как развитию отдельных отраслей психологии, так и конкретной периодизации (Б.Г. Ананьев, В.В. Большакова, Л.В. Лидак, И.Б. Ко-това, В.А, Якунин и др.) [4]. Очередной этап развития отечественной психологии как науки на рубеже ХХ-ХХ1 вв. выявил необходимость в рефлексивном анализе и в восстановлении основных моментов становления психологии. Особенности преподавания иностранных языков, все ещё остаются своеобразным белым пятном на карте психологических дисциплин отечественной науки [5]. Это, в свою очередь, является плодотворной почвой для последующих исследований. К настоящему времени существует устойчивая тенденция выделения психологии обучения иностранным языкам как специально формирующейся отрасли психологического знания [6].

Эмоционально-волевые расстройства - это реверс жизни современного человека. Причина эмоциональных расстройств чаще всего кроется в раннем возрасте, когда закладываются базовые навыки общения на примере взаимоотношения внутри семьи. Родители, занимаясь воспитанием детей с момента появления их на свет, вкладывают в них своё эмоциональное состояние, отношение к окружающему миру и к себе в этом мире. От психологического здоровья окружающих напрямую зависит психическое здоровье ребёнка. Умение правильно общаться со своими детьми в современном обществе становится первоочередной из социально значимых задач. Многие современные люди, испытывают дефицит живого общения и связанные с этим последствия нарушения психологической безопасности личности [7], что делает актуальным их изучение. Одной из основных задач коррекцион-ной психологии и педагогики является корректировка психофизического состояния людей, нуждающихся в квалифицированной помощи специалистов. Благодаря проведённым исследованиям была выявлена связь между умением человека владеть артикуляционным аппаратом и психическим состоянием индивида. Даже если с ребенком не проводят целенаправленного обучения языку, на котором разговаривают окружающие, к четырём годам он осваивают речь самостоятельно (при условии, если ребёнок является психофизически здоровым) [8]. Более подробно этим вопросом стала заниматься молодая наука, родившаяся на слиянии психиатрии, психологии педагогики и лингвистики - психопатолингвистика. Осознание факта внедре-

ния иноязычной культуры в обыденную жизнь дает нам понять, что знание второго и более языка является необходимостью [9]. Таким образом, речь идет не только о культуре общения, но и о возможности работать на более квалифицированном уровне, привлекая международные ресурсы.

Учитывая темпы роста социального и экономического развития, подготовка базы знаний происходит на ранних этапах социализации. На занятиях по изучению иностранных языков происходит мягкое внедрение чужеродной культуры, менталитета, обычаев и традиций в быт обучаемого. Ребенок знакомится с многополярностью мира. При комбинации различных методик происходят ярчайшие сдвиги в развитии эмоционально-волевой сферы и укрепление психологической безопасности личности [10]. Специалисту важно не только донести до ребенка базовый материал программы обучения, но и характер чужой культуры, показать все тонкости и нюансы взаимоотношений людей, принадлежащих к разным языковым группам [11].

При работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы необходимо учитывать их состояние [12]. Первым этапом становления и развития социальных эмоций является знакомство с базовыми эмоциями, приобретение навыка произвольно выражать мимикой и движением некоторые эмоциональные состояния. На данном этапе важным является возможность ребенка прочувствовать и самостоятельно дать оценку своему эмоциональному состоянию и вербализировать его [13]. Для достижения этой цели воспитатели используют задания, развивающие зрительное и ассоциативное восприятие, формирующие представления о собственных состояниях и переживаниях, акцентируемых речью [14]. Впоследствии эмоциональная социализация ребенка происходит через освоение навыков моделирования различных жизненных ситуаций: процесс взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми. Дети учатся распознавать и понимать эмоциональное состояние партнера, его отношение к себе, усваивают нормы и правила поведения. Этот момент характерен моделированием различных проблемных ситуаций, которые им предлагается обыграть, затем объяснить и оценить поступки героев.

Эффективной формой работы при обучении языку является игра [15]. Игра для ребенка - это основной вид деятельности, средство всестороннего развития и становления навыков обеспечения личной безопасности [16]. В силу этого является жизненно необходимым этапом развития социальной психологии ребенка. Воспитанник привносит в игру свои фантазии, поэтому в ней переплетаются вымысел и реальность. Одним из ключей к социализации сложных детей, помимо игротерапии, на сегодняшний день является сказкотерапия, так как сказка сама по себе - это активатор речевой и мыслительной деятельности. Благодаря интересному сюжету, последовательности развития и возможности фантазировать наравне с автором, сказка является наиболее любимый жанром детей. Чётко прорисованные характеры героев и повторы, облегчающие восприятие, позволяют ребенку безопасно для него

«объяснить» окружающий мир, переложить на себя те или иные бытовые ситуации, сказка просто учит жить. Игротерапия и сказкотерапия в современной педагогике активно внедряются на занятиях иностранного языка. Реализация в их рамках принципа безопасности позволяет детям более активно и легко втянуться в познавательный процесс [17]. Зачастую во время таких уроков самые робкие и необщительные дети начинают самостоятельно идти на контакт со сверстниками и педагогом. Погружаясь в мир чужого языка, воспитанник так же познаёт чужеродную для него культуру, что позволяет лучше ощущать себя в обществе. В старшей возрастной группе детей начинают знакомить с более сложными литературными произведениями, которые требуют серьёзной личностной проработки. Изучение второго и более языков мотивирует обучаемых к самостоятельному изучению окружающего мира (сравнение, анализ, прогнозирование). Дети учатся сравнивать родной и изучаемый язык, находить схожие моменты как самих языков, так и различия психотипов их носителей. Для формирования у детей критического мышления, необходимого в образовании личности, на занятиях важно создать условия, в которых ученик научится самостоятельно работать с информацией [18]. Гибкость, настойчивость, поиск компромиссных решений и готовность исправлять свои ошибки - это неполный список качеств, которые первоначально должны прививаться, на наш взгляд, педагогами на современных уроках. При их наличии перед ребенком открываются горизонты успешного человека с богатым внутренним миром. В работе со сложными детьми и подростками перед педагогами стоит задача адаптации своих учеников, в ходе которой аккультурация не является целью, а лишь средством на пути социализации обучаемых. По причине того, что развитие речи неотъемлемо от понятия развития мыслительной деятельности ребенка. Овладение рассуждением происходит в симбиозе с расширением и укреплением речевой базы. При грамотном дозировании информации ребенок-дошкольник свободно овладевает поступающей информацией и свободно пользуется ею. Умение грамотно донести свои мысли до окружающих является прочным фундаментом эмоционального здоровья человека, связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Адаптация человека к окружающему миру возможна только в живом диалоге. Отечественная психология изучения иностранных языков является многоступенчатой совокупностью связующих компонентов. Единым свойством концепций (экспериментально-психологической В.А. Артемова, психолого-методической Б.В. Беляева, личностно-деятельностной И.А. Зимней) стоит считать обширность разработки всего комплекса, поднявшихся при рассмотрении потребностей иноязычной образовательной практики [19].

Анализ проблемы показывает, что изучение иностранного языка привносит в жизнь ребенка новые впечатления и жизненные навыки. Урок ино-

странного языка является одним из немногих предметов, в ходе которого ребенок имеет возможность примерить на себя различные ситуации, мысленно пропутешествовать в другую страну и время. При грамотном подходе педагога ребенку дается уникальный шанс высказать свои эмоции по поводу изученного материала, тем самым проводя тонкую работу социализации ребенка, обучая его самостоятельному выбору во взрослой жизни.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Наука, 1974.

2. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. - М., 2004.

3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М., 2000.

4. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теория и история: учеб. пособие. - Ставрополь, 2004.

5. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам (историко-теоретический аспект): дис. ... докт. психол. наук. - Таганрог, 2005.

6. Тылец В.Г. К психологии освоения иноязычного лингвистического опыта // Наука. Инновации. Технологии. - 2002. - № 30. - С. 30.

7. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 3. -С. 4. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

8. Тылец В.Г. Анализ психологических концепций овладения иностранным языком // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - Т. 56, № 1. - С. 104-113.

9. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психология обучения иностранным языкам в контексте педагогических концепций и образовательной практики // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2012. - № 3. - С. 186-189.

10. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность личности в овладении иностранным языком // Europäische Fachhochschule = European Applied Sciences. - 2013. - № 2. - С. 140-142.

11. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: развитие и современное состояние: монография. - Пятигорск, 2010. - 312 с.

12. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.

13. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики: учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

14. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления: монография. - Таганрог, 2005. - 304 с.

15. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая реальность иноязычных образовательных практик: от комфорта к личной безопасности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2008. -№ 3. - С. 317-321.

16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2016. - № 2. - С. 31-36.

17. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188.

18. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. -2011. - № 1-1. - С. 109-113.

19. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: рефлексивно-ретроспективная реконструкция. - Пятигорск, 2011. - 340 с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

© Макушина Д.Э.1

Институт психологии Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург

Обсуждаются вопросы эмоционального выгорания во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом у сотрудников полиции. Подчеркивается высокий уровень нагрузки на профессионалов силовых структур, риск развития личностных деструкций. Приводятся данные эмпирического исследования, выявляющие значимость деперсонализации как стадии выгорания и ее взаимосвязи с некоторыми компонентами межличностного эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, эмоциональный интеллект, сотрудники полиции.

Современное общество, в ситуации социальной нестабильности, высокой террористической угрозы, роста преступности нуждается в эффективной защите. Функцию защиты в нашей стране призвана нести полиция. Профессиональная деятельность сотрудников полиции относится к типу «человек-человек», представители которого имеют дело с социальными системами, сообществами и людьми разных возрастов, т.е. важное значение имеют ля них качества, обуславливающие эффективное взаимодействие.

Среди таких качеств в настоящее время исследователи выделяют эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект - это способность понимать, распознавать и управлять своими эмоциями, проявляя одновремен-

1 Студент 4 курса (бакалавриат) кафедры Общей психологии Института психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.