25. Краснянская Т.М. Влияние экстремальности на актуализацию у её субъекта потребности в безопасности // Информационное противодействие угрозам терроризма. - 2009. - № 12. - С. 23-31.
26. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, № 2. -С. 22-25.
27. Матейчик З. Родители и дети: пер. с чешского. - М., 1992.
28. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Кра-совского. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМо-Пресс, 1999. - 512 с.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕМЬЕ
© Зубун А.А.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
Статья посвящена рассмотрению современных подходов к пониманию психологической безопасности личности в семье. Основной акцент делается на обозначении основных ракурсов безопасности в семье воспитывающегося в ней ребенка.
Ключевые слова безопасность, психологическая безопасность, ребенок, семья, личность, информационно-психологическая безопасность, обеспечение безопасности, защищенность, развитие.
Важнейшим фактором становления личности ребенка является его психологическая безопасность. На это указывали многие известные психологи прошлого (А. Маслоу, К. Роджерс, К Хорни и др.) [1]. В настоящее время психологическая безопасность личности ребенка образует перспективное направление развития педагогической и возрастной психологии. Разработки в этой проблемной области базируются на понимании психологической безопасности личности, сложившемся в рамках одного из относительно молодых исследовательских направлений - психологии безопасности [2, 3].
Психология безопасности, развиваясь в истории психологии относительно недавно (около двадцати лет), тем не менее, вызвала к себе значительный интерес. К ее проблематике обращаются психологи, проводящие иссле-
1 Студент 1 курса Психолого-педагогического факультета.
дования в разных отраслях психологической науки, - социальной [4, 5], педагогической [6, 7, 8, 9], политической [10], экстремальной [11, 12] психологии. Многосторонность разработки проблематики способствовала утверждению понимания основного феномена, психологической безопасности, в качестве проекции средовых влияний на психические структуры личности, связанные с переживанием ею состояния защищенности в единстве с воспроизведением способности к неснижающемуся во времени развитию [13, 14]. Установлено, что, будучи латентным по своему характеру, субъектное состояние психологической безопасности актуализируется при наступлении экстремальных обстоятельств [15]. При этом она может принимать форму информационно-психологической [16], лингвистической [17, 18, 19] и др. безопасности. Основным механизмом обеспечения психологической безопасности обычно обозначают подконтрольность субъекту факторов, значимых для сохранения им состояния защищенности и устойчивого способности к развитию [20]. К настоящему времени обозначены закономерности психологической безопасности [21], выявлены ее ресурсные основания [22, 23], изучены стратегии [24, 25], уровни [26], темпоральные особенности [27] и личностные основания [28]. Массив эмпирических данных и концептуальных обоснований проблематики позволил наметить пути и предложить технологии обеспечения и самообеспечения безопасности личности [29, 30]. Состояние развития современной психологии безопасности позволяет использовать базовые для нее исследовательские подходы для научного рассмотрения проблемы безопасности личности в семье. Особенно актуальной данная проблематика представляется применительно к вопросам развития в семье психологической безопасности ребенка.
Психологическая безопасность в детском возрасте может быть определена как защищенность от угроз, психического воздействия, унижения и оскорбления, от всего того, что останавливает его развитие. Психологическая безопасность во многом определяется эмоциональным состоянием, в котором растет ребенок.
Согласно утвердившемуся пониманию, самым безопасным местом для ребенка является семья. Однако очень часто встречаются и такие семьи, где ребенок испытывает безответное, снисходительное отношение к себе. Встречаются семьи, находящиеся в состояниях, способных ранить психику ребенка. Между тем, дети очень чувствительны к влиянию психологического насилия, что зачастую сопровождается чувством опасности и дискомфортом.
Особенно губительно для безопасности личности ребенка переживание психологического насилия, т.е. влияния, вызывающего злость, обиду, эмоциональную неуверенность в себе. Нередкой является практика, которая отождествляет психологическое насилие родителей над ребенком с воспитательным воздействием. Ребенок неосознанно, а иногда и осознанно, по-своему начинает сопротивляться, отражая неблагоприятные воздействия со
стороны родителей, стараясь всячески защититься от возможных угроз, тем самым формируя психологическую защиту. К методам, часто используемым родителями, но которых стоит категорически избегать, чтобы не нанести психологические травмы ребенку, относится запугивания ребенка. Помогая эпизодически усмирить ребенка, они способны серьезно ранить его психику, нанести существенный урон его психологической безопасности. К такому же эффекту может привести перенос родителями на ребенка своих психологических проблем, внушение им ложных установок. Столь же опасен для психологической безопасности личности дефицит внимания к ребенку. Переживание им одиночества, собственной отчужденности от членов семьи приводит к формированию низкой самооценки, личностной тревожности, депрессии и другим психологическим образованиям, свидетельствующим о нарушении психологической безопасности личности.
Нарушения психологической безопасности могут проявляться в трудностях засыпания, в обидчивости, проявлениях упрямства, агрессии, рассеянности, невнимательности, повышенная тревожность.
Типичными нарушениями родительского поведения, которые нарушают психологическую безопасность ребенка можно отнести следующие внутрисемейные моменты: психологическое давление со стороны родителей, безразличие, недостаток теплоты и заботы, невыполнение обещаний. Родители, страдающие от неуправляемости и упрямства своих детей, не задумываются о том, что это всего лишь проявление детского бессилия. Они сталкиваются с реакцией защитного поведения своего ребенка. Поэтому взрослым не стоит огорчаться и показывать свое раздражение и злость, а стоит, всего-навсего, проявить терпение.
Для обеспечения психологической безопасности стоит обратить внимания на то, как родители относятся к своим детям, как ведут себя с ними. Существуют три фактора, которые помогают оказывать родителям позитивное влияние на своих детей. Одним из них является взаимоотношение родителей. Если ребенок видит любовь и гармонию между родителями, то он будет чувствовать себя в безопасности. Поэтому, никогда не стоит конфликтовать в семье при детях, проявлять агрессию к ребенку и к супругу. Не стоит плакать на глазах у детей. Также очень важным моментом является то, что в первую очередь ребенок берет пример с родителей. Поэтому, если сложись какие-то проблемы с ребенком, стоит проанализировать себя и свои взаимоотношения в семье. Немаловажен безопасный климат в семье. Ребенок должен чувствовать безопасность в семейной атмосфере. Для этого необходимо поощрять и хвалить детей, это поможет им для развития адекватной самооценки. Ребенок должен чувствовать, что ему рады, что его уважают, что за него переживают, и что он играет огромную роль в жизни своих родителей. Значимым фактором является эффективное общение с детьми. Для детей очень важно знать то, что он хороший для родителей и что его
очень любят. Для этого стоит всего лишь искренне радоваться малейшим достижениям и успехам своего ребенка, интересоваться его делами, формировать веру в успех. При неудачах ребенка стоит подчеркнуть его достоинства, формировать уверенность в себе.
Психологическая безопасность ребенка является условием жизненной успешности и благополучия дальнейшей жизни ребенка. Поэтому, родителям не стоит экономить свои силы на ее обеспечение в жизни ребенка. Ребенок очень нуждается в поддержке своих родителей. А для этого, родителям очень важно уделять больше времени ребенку, проявлять интерес к его жизни. Нужно спрашивать, как прошел день, как успехи у него в школе, что он думал, переживал, чувствовал. Стоит также спрашивать не только про школу и уроки, но и не забывать про его друзей, а также про его интересы. Достаточно будет, если вы спросите про последний фильм, который он смотрел и какие остались у него впечатления. Для родителей должно быть очень важно, чтобы ребенок не потерял доверия. Ведь если рассказывает - значит доверяет. Поэтому стоит выслушивать своих детей предельно внимательно, что бы они ни говорили. И не забывайте о том, что нужно уважать мнение ребенка, уделять ему больше времени и проводить с ним каждую свободную минуту.
Список литературы:
1. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект. -Ставрополь, 2005. - 216 с.
2. Краснянская Т.М. Личная безопасность человека в проблемном поле психологии безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. - 2005. -№ 40. - С. 145-153.
3. Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «человек» // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - Т. 56, № 1. - С. 238-247.
4. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. - 2015. - № 11. - С. 1158-1166. - DOI: 10.7256/2070-8955.2015. 11.17018.
5. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. -Т. 68, № 13. - С. 299-305.
6. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая реальность иноязычных образовательных практик: от комфорта к личной безопасности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2008. -№ 3. - С. 317-321.
7. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность личности в овладении иностранным языком // Europäische Fachhochschule = European Applied Sciences. - 2013. - № 2. - С. 140-142.
8. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.
9. Тылец В.Г. Психология освоения иноязычного лингвистического опыта: теоретические и прикладные аспекты: монография. - Ессентуки, 2002. - 110 с.
10. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Имплементация принципа безопасности в политической психологии // Политика и Общество. - 2016. - № 10. -С. 1421-1431. - DOI: 10.7256/1812-8696.2016.10.20611.
11. Краснянская Т.М. О некоторых результатах исследования психологии самообеспечения безопасности субъекта в экстремальных ситуациях // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. -Т. 51, № 7. - С. 100-103.
12. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологические ресурсы безопасности личности с различным опытом экстремальности // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2015. - № 2. - С. 100-107.
13. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. - 2013. - № 1 (23). - С. 59-64.
14. Краснянская Т.М. Психология личной безопасности субъекта: монография. - Ессентуки: РОССЫ, 2002. - 156 с.
15. Краснянская Т.М. Экстремальная ситуация как актуализатор потребности человека в безопасности и развитии // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - Т. 56, № 1. - С. 252-258.
16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. -№ 4. - С.210-216.
17. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 3. - С. 4.
18. Тылец В.Г. К психологии освоения иноязычного лингвистического опыта // Наука. Инновации. Технологии. - 2002. - № 30. - С. 30.
19. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления. - Таганрог, 2005. - 304 с.
20. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности (феноменология, механизмы, стратегии): дис. ... д-ра психол. наук / НОЦ РАО в г. Сочи. - Таганрог, 2006. - 383 с.
21. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности. - Пятигорск, 2009. - 280 с.
22. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Вестк Магшёускага дзяржау-
нага ушверсиэта iMH А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вую: педагогiка, псiхалогiя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
23. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2012. - № 3. - С. 221-225.
24. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.
25. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.
26. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2016. - № 2. - С. 31-36.
27. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Вып. 3. - С. 70-75. -DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-70-75.
28. Krasnyanskaya T.M. Tylets VG Fractal Approach to the Interpretation of Psychological Safety of the Person // European Journal of Psychological Studies. -
2015. - Vol. (6), Is. 2. - P.48-57. - DOI: 10.13187/ejps.2015.6.48.
29. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: развитие и современное состояние. - Пятигорск, 2010. - 312 с.
30. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Возможности сценарного подхода в проектировании психологической безопасности личности // Психолог. -
2016. - № 4. - С. 67-78. - DOI: 10.7256/2409-8701.2016.4.20087.