Научная статья на тему 'Обучение информатике на основе использования творческих задач'

Обучение информатике на основе использования творческих задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепурина Т. Н.

В представленной статье уточнены методы формирования творческих способностей школьников на уроках информатики. Определены условия и критерии развития творческих способностей. Конкретизированы методики стимулирования творческого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение информатике на основе использования творческих задач»

В каждой ячейке таблицы указано количество обучающихся, справившихся с указанным количеством задач (внизу процент таких обучающихся).

Программа MyPascal2 благодаря эргономичному интерфейсу, в котором умело сочетаются русские команды и помощь, альтернативные графический ввод данных, показ переменных, способствует лучшему усвоению материала, учащиеся самостоятельно решают большее количество задач.

Литература

1. Сидляр М.Ю. Mypascal: учеб.-метод. практикум. Версия 2. [Электронный ресурс]. Тамбов, 2010.

2. Сидляр М.Ю., Максимова Н.А. Инструмент «Инспектор клавиш» в учебно-методическом комплексе MyPascal при освоении основ программирования учащимися среднего профессионального образования // Гаудеамус. Тамбов, 2010. № 2(16). С. 141.

УДК 372.862

ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Т.Н. Чепурина

В представленной статье уточнены методы формирования творческих способностей школьников на уроках информатики. Определены условия и критерии развития творческих способностей. Конкретизированы методики стимулирования творческого развития.

Ключевые слова: творчество, критерии развития творческих способностей, творческие задания, педагогические технологии.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, определяют необходимость внесения изменений в деятельность педагога. Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность. Хочется, чтобы каждый урок был особенным, запоминающимся. Поддержанию и развитию познавательного интереса способствует создание новизны на уроке как в области содержания изучаемого материала, так и в используемых методах. Детям XXI в. нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни, чтобы легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. При таком подходе ученик должен научиться творчески использовать знания в конкретных ситуациях, а обучающая среда должна представлять собой специально организованное пространство для освоения разных видов и форм деятельности.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, выдающиеся педагоги: А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А. Пуанкаре, А.Ф. Осборн, И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович, К.Д. Ушинский [5]. Опираясь на их опыт, педагоги и сегодня продолжают теоретиче-

ски и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.Н. Скаткина, А.К. Марковой, Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской и других ученых [5].

Только при построении целостной системы педагогических условий, в которых творчество выступает как личностная ценность, а учащийся становится субъектом обучения, происходит развитие творческих способностей учащихся. Подбор заданий должен быть направлен на решение жизненных проблем, предполагающих выявление ценностно-смыслового содержания, имеющего личностное значение.

Для развития творческих способностей учащихся наиболее подходят игровые и проективные методы обучения. Игровые технологии и групповые проекты способствуют развитию творческих способностей, интеллектуальных процессов, ориентации в новых социальных ситуациях, развитию навыков уверенного поведения [4]. Развитие творческих способностей учащихся происходит тогда, когда строится целостная система пе-

1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

дагогических условий, в которой творчество выступает как личностная ценность, а учащийся становится субъектом обучения, активно вовлекаясь в результативную деятельность [2]. Так, в задачнике по моделированию Н.В. Макаровой приводится большое множество задач, требующих от учащихся умения работать как самостоятельно, так и в группе. В зависимости от типа задачи моделирование проводится в графическом, текстовом или табличном процессорах.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики необходимо предоставить учебный материал в наиболее интерактивном и мультимедийном виде. Информационные технологии требуют в большей степени навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет практическая деятельность учащихся. А результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов, можно рекомендовать сначала продемонстрировать удивительные результаты, которые может предоставить изучаемый материал. Но далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда нам поможет сам процесс деятельности. Путь к нему лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностями интереса. Чтобы научить ученика работать самостоятельно, необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с индивидуальными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность. Ценным методом стимулирования интереса к предмету выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Постановка перед учащимися перспективы тоже в значительной степени стимулирует интерес к предмету, например: «чей ряд справится с контрольной работой лучше?» [3].

Критериями результативности работы по развитию творческих способностей средствами информационных технологий могут быть: динамка развития каждого учащегося, разнообразие творческих достижений, удов-

летворенность учащихся собственными достижениями. Эффективность процесса обучения определяет готовность и желание учащихся познавать и творить. Основной двигатель изучения предмета - радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции.

Показателями эффективности применяемых методик проведения уроков и внеклассных мероприятий может быть повышение творческой активности учащихся в учебном процессе, творческие работы, выполненные вне занятий, выражение учащимися собственного мнения в ходе реализации творческих проектов, интерес при работе над проектами с творческим заданием [1, 6].

Результаты работы над темой показали, что движущая сила развития творческих способностей - формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов своей учебно-творческой деятельности.

На уроках информатики должна иметь приоритет практическая деятельность учащихся. Наиболее важный момент активизации самостоятельного творческого практического задания - результат. Цели деятельности учащегося должны побуждать у него личную заинтересованность.

Работая над развитием творческих способностей учащихся средствами информационных технологий, я обратила внимание, что у учащихся проявляется устойчивый интерес к творчеству, повышается уровень изобретательской активности, самостоятельности, мастерства. Учащиеся с большим интересом берутся за выполнение сложных проектов, находят необычные способы их решения, проявляют инициативу. Улучшается психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях.

Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность так, чтобы ориентировать детей на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

Литература

1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков, 1997.

2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.

3. Пахомова Н.Ю. Педагогические находки. Девять граней опыта учителя информатики. М., 1994.

4. Храмова М.В., Лапшева Е.Е. Организация учебной исследовательской деятельности

студентов наукоемких специальностей в СДО MOODLE // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2012. Т. 17, вып. 1. С. 215-217.

5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.

6. Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.