в жизни человека, воспитывать уважение и любовь к своей семье.
Учащиеся класса, в котором я работаю уже четвертый год, разработали и выполнили информационный проект «Месяц май». Заказчик проекта: родители учащихся 1-3 классов, воспитатели детского сада. Цель проекта: собрать информацию о месяце мае, оформить ее в виде электронного информационно - исследовательского проекта. Этот проект включает 12 глав. 1. Значение названия месяца 2. Месяц, посвященный Пресвятой Деве Марии. 3. Народные приметы на май. 4. Православные праздники в мае.
5. Государственные праздники мая. 6. Природные аномалии.7. Явления природы в мае.
8. Бабушкины рецепты. 9. Растения для лечения 10. Майское цветение. 11. Птицы мая.
12. Стихи о мае.
Большую часть материала, фотографий, картин мы нашли в Интернете и оформили в программе Microsoft Power Point. Кроме коллективных проектов, учащиеся выполняют индивидуальные проекты с использованием ИКТ. Каждый учащийся класса выполняет проект по своим силам и интересной для него теме. В прошлом учебном году был выполнен исследовательский проект по окружающему миру «Лекарство на подоконнике. Календула лекарственная». Цель проекта: вырастить цветы календулы лекарственной из семян зимой в условиях отапливаемого помещения на подоконнике, использовать соцветия растения как лекарственное средство. Проект продолжался 4 месяца. Календула была выращена и расцвела пышным буке-
том. Для данных проектов было использовано много информационного материала о растениях из сети Интернет.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию [3]. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. В данной статье описаны лишь основные направления использования ИКТ при обучении в начальной школе. ИКТ также широко используются при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр.
1. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка // Начальная школа. 2009. № 4.
2. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии // Начальная школа. 2009. № 9.
3. Ефимов В.Ф. Использование информационнокоммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. 2009. № 2.
4. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. 2008. № 11.
Поступила в редакцию 3.02.2012.
УДК 372.862
ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Т.Н. Чепурина
Chepurina T.N. Teaching computer science using creative tasks. Methods of formation of creative abilities of schoolchildren at the lessons of computer science are specified in this article. It is defined conditions and criteria of development of creative abilities. Techniques of stimulation of creative development are concretized in the article.
Key words: creativity, cognitive interest, imagination, creative abilities, criteria of development of creative abilities, creative tasks, pedagogical technologies.
Изменения, происходящие сегодня в со- всегда доказывают свою эффективность. Хо-
временном обществе, определяют необходи- чется, чтобы каждый урок был особенным,
мость внесения изменений в деятельность запоминающимся. Поддержанию и развитию
педагога. Традиционные формы работы не познавательного интереса способствует соз-
дание новизны на уроке, как в области содержания изучаемого материала, так и в используемых методах. Детям XXI в. нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни, чтобы легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. При таком подходе ученик должен научиться творчески использовать знания в конкретных ситуациях, а обучающая среда должна представлять собой специально организованное пространство для освоения разных видов и форм деятельности.
Многие учителя используют на своих уроках творческие задания, занимательные нестандартные задачи, составление тестов и кроссвордов, написание стихов и минисочинений. Но необходимо подбирать задания, которые предполагали бы многовариантность решений.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х гг.: А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский. Опираясь на их опыт, педагоги и сегодня продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
В древности считали, что тайна творчества доступна только богам. Длительное время творческий процесс считался таинственным, непознаваемым. Об искусстве решения творческих задач задумывались ученые, среди которых следует отмерить автора трактата «Искусство решать задачи» Паппа Александрийского [16] .
В развитие методологии творчества свой вклад внес французский математик А. Пуанкаре. Творчество, по его мнению, заключается в создании новых полезных комбинаций. А.Ф. Осборн разработал методику группового генерирования новых идей под названием «мозговая атака» (brainstorming), в которой применяются как элементы традиционных методов творчества, так и приемы, стимулирующие воображение: обсуждение проблем в свободной обстановке без критики, создание обстановки соревнования, выдвижение шуточных предложений.
К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний, пригодных для развития в стране торговли и промыш-
ленности, были привлечены образованнейшие для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики, -И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович [14].
Обстоятельно проблему развития творческих способностей рассмотрел К.Д. Ушин-ский. Он обосновал психологические аспекты творчества в обучении.
Практическое применение прогрессивных идей по проблеме развития познавательного интереса и творчества в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.
Информатика и ИКТ - особый предмет. Нестандартность мышления, не традиционность решения проблем, креативность идей, -самые востребованные качества личности сегодня, но зачастую выпускники школы недостаточно подготовлены к творческому решению практических задач.
Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.Н. Скаткина, А.К. Марковой, Д.Н. Богоявленской и Н.А. Менчинской и других ученых [19].
Только при построении целостной системы педагогических условий, в которых творчество выступает как личностная ценность, а учащийся становится субъектом обучения, происходит развитие творческих способностей учащихся. Подбор заданий должен быть направлен на решение жизненных проблем, предполагающих выявление ценностно-смыслового содержания, имеющего личностное значение.
Энциклопедия приводит следующее определение творчества:
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.
Дж. Брунер считает творческим любое действие, которое эффективно и вызывает удивление.
«Творчество - это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объектив-
ные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью» (В.И. Андреев).
Американский психолог Э. Фромм предложил следующее определение понятия «творчество»: способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [14].
Развитие творческих способностей ученика невозможно без наличия устойчивого познавательного интереса.
Познавательный интерес рассматривается как:
- активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова) [15];
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо) [20];
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн) [16];
- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер).
Таким образом, «познавательный интерес можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности» [17, 18].
Без воображения трудно представить творчество.
Воображение - это начало мыслительной деятельности. В ходе творческого воображения человек создает самостоятельно образы и идеи, творчески преобразовывает мир.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение, желание сделать что-то, что ранее еще никем не было сделано, или то, что существовало, сделать по-другому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке -это всегда стремление вперед, к прогрессу, к лучшему, к совершенству [7].
Для развития творческих способностей учащихся наиболее подходят игровые и проективные методы обучения. Игровые техно-
логии и групповые проекты способствуют развитию творческих способностей, интеллектуальных процессов, ориентации в новых социальных ситуациях, развитию навыков уверенного поведения [11].
Развитие творческих способностей ребенка не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. Особая роль школьного обучения состоит в том, чтобы проследить изменения в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения. Эти задачи позволяют решать используемые педагогические технологии:
- технология критического мышления;
- игровые ситуации;
- проектный метод обучения.
Эти технологии ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую [5].
Развитие творческих способностей учащихся происходит тогда, когда строится целостная система педагогических условий, в которой творчество выступает как личностная ценность, а учащийся становится субъектом обучения, активно вовлекаясь в результативную деятельность [4].
С целью формирования творческих способностей учащихся необходимо сочетать творческую и предметно-познавательную деятельность школьников, поэтому можно попробовать самостоятельно разработать творческие задания, постепенно внедрять их в свои уроки. При этом может возникнуть ряд проблем:
- временная - на подбор материала и составление задач уходит очень много времени, также на теоретические знания, на закрепление их на практике. Выход - использование творческих заданий во внеклассной деятельности, домашних работах. Помимо этого, многие темы повторения и углубления знаний, позволяют включать задания творческого характера и в урок;
- методическая - как оценить данные задания? При разработке заданий нужно обязательно ответить на них самому, разработать критерии оценки, сообщить их учащимся;
- психологическая - не все ученики готовы к выполнению данных заданий. Решение проблемы - создание ситуаций успеха на уроке через разбор наиболее удачных реше-
ний, систематическое включение творческих заданий в образовательный процесс [18].
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики необходимо предоставить учебный материал в наиболее интерактивном и мультимедийном виде. Информационные технологии требуют в большей степени навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет практическая деятельность учащихся. А как же ее можно активизировать?
Наиболее важным моментом выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов, но не всякую деятельность возможно и/или необходимо трансформировать в проектную. Тогда предлагается использовать следующие приемы:
- особенным образом сформулировать цели деятельности ученика, обозначив его личную заинтересованность (даже если эта заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который необходимо преодолеть);
- добавить в практическую деятельность игровой, соревновательный момент, тогда она приобретет значимость, пусть даже и временную (например: вместо банального ответа о графическом интерфейсе можно организовать театральное представление, где каждый из учеников будет играть свою роль, рассказывая свою «интерфейсную биографию»);
- создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным, например: сгруппировать вместе столы и попросить учащихся решить задачу урока совместно или группами, распределить роли, позволить обсуждение, назначить ответственных и т.п.) [13].
Очень важно во всем этом не допустить одной грубой ошибки: практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма. Большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан.
Также для активизации познавательной деятельности при изучении «скучного» или сложного материала, каким часто бывает программирование, можно рекомендовать сначала продемонстрировать удивительные результаты, которые может предоставить изучаемый материал.
А как же активизировать познавательный интерес учащихся к другим областям знаний на уроках информатики, используя средства информационных технологий?
Здесь могут помочь межпредметные связи, например: построение динамики популяций в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда и т.д. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда нам поможет сам процесс деятельности. Путь к нему лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностями интереса. Но как научить ученика работать самостоятельно? Для этого необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с индивидуальными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность. Ценным методом стимулирования интереса к предмету выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Постановка перед учащимися перспективы тоже в значительной степени стимулирует интерес к предмету, например: «Чей ряд справится с контрольной работой лучше?» [2].
Критериями результативности работы по развитию творческих способностей средствами информационных технологий могут быть:
- динамика развития каждого учащегося;
- разнообразие творческих достижений;
- удовлетворенность учащихся собственными достижениями.
Эффективность процесса обучения определяет готовность и желание учащихся познавать и творить. Основной двигатель изучения предмета - радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции.
Показателями эффективности применяемых методик проведения уроков и внеклассных мероприятий может быть повышение творческой активности учащихся:
- активность учащихся в учебном процессе;
- наличие творческих работ, выполненных вне занятий;
- выражение учащимися собственного мнения в ходе реализации творческих проектов;
- интерес при работе над проектами с творческим заданием [3, 6].
Результаты работы над темой показали, что движущая сила развития творческих способностей - формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов своей учебно-творческой деятельности.
На уроках информатики должна иметь приоритет практическая деятельность учащихся. Наиболее важный момент активизации самостоятельного творческого практического задания - результат. Цели деятельности учащегося должны побуждать у него личную заинтересованность.
Работая над развитием творческих способностей учащихся средствами информационных технологий, я обратила внимание, что у учащихся проявляется устойчивый интерес к творчеству, повышается уровень изобретательской активности, самостоятельности, мастерства. Учащиеся с большим интересом берутся за выполнение сложных проектов, находят необычные способы их решения, проявляют инициативу. Улучшается психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях.
Каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Любая образовательная технология должна способствовать овладению умениями самообразования, раскрытию субъективного опыта ученика.
Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность так, чтобы ориентировать детей на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.
1. Вахтомин Н.К. Практика-Мышление-Знание. К проблеме творческого мышления. М., 1998.
2. Пахомова Н.Ю. Педагогические находки. Девять граней опыта учителя информатики. М., 1994.
3. Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. № 6.
4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
5. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994.
6. Волков И.П. Учим творчеству. М., 1988.
7. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления.
8. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. М., 1991.
9. Львова Ю.Л. Развивать дар творчества. Киев, 1987.
10. Мусницкая Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем / ИЯШ. 1989. № 3.
11. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков, 1997.
12. Бочкин А.И., Гордеева З.Ю. Информатика: от ремесла - к технологиям и творчеству // Информатика и образование, 2004. № 1.
13. Лапчик А.М. Методика преподавания информатики. М., 2001.
14. Фромм Э.З. Природа человека = The Nature of Man. М., 1968.
15. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
17. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. М., 2002.
18. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л., 1988.
19. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Л., 1971.
20. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. СПб., 2002.
Поступила в редакцию 20.05.2012.