готовки школьников. Группе учеников с уровнем выше среднего были предложены задания со специальными вопросами, требующие полного, развернутого ответа. Остальная часть обучающихся получила задания с общими вопросами, при которых ответами являются слова «да» или «нет». Вторым задание являлось упражнение, дифференцируемое по тому же критерию. Первой группе было предложено написать план прочитанного текста, второй - пронумеровать предложения в соответствии с текстом.
Все задания выполнялись самостоятельно. В конце занятий был произведен обмен «опытом», т.е. обе группы учеников делились своими впечатлениями о тексте, самостоятельно про-
Библиографический список
веряли задания, при выявлении ошибок или недочетов, ученики совместно исправляли их и проговаривали правильные ответы, что приводило к формированию навыка говорения.
Подводя итоги нашего опыта, организация самостоятельной работы явилась основой дифференцированного подхода при активизации познавательной деятельности. Дифференцированный подход реализован в виде заданий и упражнений различной трудности. В результате нашего эксперимента было установлено, что шкала продуктивности познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка условно можно разделить на четыре уровня: низший, средне-низший, средне - высший, высший.
1. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т. 1.
2. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.
3. Чередов, И.М. О дифференциации обучения на уроках. - Омск, - 1973.
4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М., 2003.
5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособ. - М., 1998.
6. Шемякина, В.В. Активные формы и методы обучения иностранному языку // Специалист. - 2006. - № 2.
7. Щербаков, Ю.И. Педагогическое руководство познавательной деятельностью младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1980.
Bibliography
1. Rossiyjskaya pedagogicheskaya ehnciklopediya. - M., 1993. - T. 1.
2. Unt, I.Eh. Individualizaciya i differenciaciya obucheniya. - M., 1990.
3. Cheredov, I.M. O differenciacii obucheniya na urokakh. - Omsk, - 1973.
4. Podlasihyj, I.P. Pedagogika. Novihyj kurs: ucheb. dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj: v 2 kn. - M., 2003.
5. Selevko, G.K. Sovremennihe obrazovateljnihe tekhnologii: ucheb. posob. - M., 1998.
6. Shemyakina, V.V. Aktivnihe formih i metodih obucheniya inostrannomu yazihku ?? Specialist. - 2006. - № 2.
7. Therbakov, Yu.I. Pedagogicheskoe rukovodstvo poznavateljnoyj deyateljnostjyu mladshikh shkoljnikov s uchetom ikh individualjno-tipologicheskikh osobennosteyj: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1980.
Статья поступила в редакцию 03.04.14
УДК 376.3
Ignatyev G.V. THE PROBLEM OF FORMATION CREATIVE ACTIVITY IN CHILDREN WITH DISABILITIES. This article describes the theoretical and methodological aspects of creative activity in life of pupils and the problems of forming creative activity in children with disabilities. The research defines the main conditions for effective education of a creative personality of children with disabilities.
Key words: pupil, limited abilities, creativity, creative activity, visual arts, art and life conditions of education, upbringing creative personality.
Г.В. Игнатьев, аспирант Чувашского гос. педагогического университета им. И.Я. Яковлева,
г. Чебоксары, E-mail: geo1810@yandex.ru
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В работе описаны теоретико-методологические аспекты творческой активности в жизни учащихся, рассмотрены проблемы формирования творческой активности у детей с ограниченными возможностями, выявлены основные условия эффективного воспитания творческой личности детей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: учащийся, ограниченные возможности, творчество, творческая активность, изобразительные искусства, искусство и жизнь, условия воспитания, воспитание творческой личности.
Ученые, психологи, педагоги определяют детство как сенситивный период спонтанного, интуитивного поиска сферы творчества, в которой личность может реализовать свой творческий потенциал. Так, Д.Б. Богоявленская отмечает: «Каждый ребенок от природы - создатель разнообразных, в том числе и эстетических, ценностей: сооружая домики, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он - скульптор и живописец, наконец, он имеет очень большое стремление к хороводу, песням, танцам и драматизации» [1, с. 10].
В современной науке проблеме творчества и творческой активности личности в целом уделяют внимание философы, психологи, педагоги. Они доказали, что творческие способности присущи каждому, однако проявление их зависит от условий развития и становления человека. Если не способствовать творческой деятельности индивида, то в дальнейшем это будет препятствием для всестороннего становления личности. Именно
поэтому развитию творческих способностей и формированию творческой активности подрастающего поколения необходимо уделять значительное внимание на всех уровнях образования. Поэтому нам важно исследовать и анализировать базовые проблемы становления и развития творческой активности в педагогической теории. В этом направлении ее изучение является одним из основных признаков развития науки преподавания изобразительных искусств, что позволяет творчески подойти к осмыслению различных аспектов современных образовательных процессов в художественно-педагогической деятельности.
Феномен творчества всегда привлекал внимание исследователей как важнейший компонент социальной культуры. Творчество определяется как положительно направленная деятельность, катализатор прогрессивных изменений в обществе, культуре. Это многогранное понятие, которое пронизывает все стороны деятельности личности и проявляется во всех направле-
ниях общественной жизни. Дети должны учиться самостоятельно мыслить, иметь собственное мнение, чувствовать ответственность за дело. Творческая личность значительно лучше адаптируется к социальным, бытовым и производственным условиям, эффективно их использует, совершенствует, меняет.
Творческая активность и изобразительные искусства особенно важны для детей с ограниченными возможностями, так как они помогут выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности, ребенок сможет более творчески и уверенно решать жизненные задачи, также они могут создать правильную профессиональную ориентацию, выработать наличие творческой инициативы. Также они помогут развить такие качества как «открытость опыту», чувствительность к новому, способность видеть и ставить проблемы, отклониться от шаблона, оригинальность, энергичность, независимость, внутреннюю зрелость, критичность, высокую самооценку; можно указать на ценность таких творческих качеств, как возвышенность, сдержанность, устойчивость, целеустремленность, свободолюбие, трудоспособность, чувство успешности в делах. Все эти качества приводят к развитию таких деятельно-творческих ценностей, как самостоятельность, саморегуляция, креативное самопроявление. Таким образом, современные научные исследования показывают, что творческая личность должна обладать рядом взаимодополняющих качеств. С одной стороны, это устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор; с другой стороны, это гибкость, лабильность, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора и др.
В настоящее время большинство учащихся не раскрывает в детстве свои способности, свой творческий потенциал. Вследствие этого они могут испытывать трудности в личностной самореализации в будущем. Поэтому создание педагогических условий, выявление возможных путей и направлений педагогической работы, благоприятствующих творчеству, воспитанию творческих качеств личности является одной из приоритетных задач педагогической практики.
На наш взгляд, нельзя согласиться с некоторыми авторами, которые рассматривают результативность определенной деятельности как прямое следствие наличия или отсутствия соответствующих способностей, а сами способности определяют как совокупность свойств личности, обусловливающих успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней (В.Л. Венгер, Е.А. Голубева, Р.М. Грановская, В.Г. Казаков, К.К. Платонов). При таком подходе не уделяется внимания другим важным факторам, которые тормозят или способствуют продуктивной деятельности. Подчеркивая главную особенность детского творчества - его тотальность (присутствие в жизни каждого ребенка) Л.С. Выготский справедливо замечает: «Каждый ребенок от природы в той или иной степени обладает творческим потенциалом, "творчество" является нормальным и постоянным спутником детского развития» [2, с. 21]. По мнению автора, «лучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности детского творчества».
С психологической точки зрения творческий акт представляет собой обобщение ранее виденного и слышанного, отбор типового и трансформацию существующего материала на основе творческого воображения. Процесс творчества характеризуется интуитивностью решений, в основе которых лежит реализация ранее накопленного жизненного и художественного опыта [3].
Среди психологов и педагогов нет единодушия относительно природы творчества детей, тем более детей с ограниченными возможностями. В решении этого вопроса можно выделить две противоположные позиции.
В основе первой лежит точка зрения, которая заключается в том, что источником творчества ребенка являются внутренние творческие силы, которые зарождаются в недрах детской психики и сводятся к спонтанному моменту, интуиции. Из этого следует вывод о неуправляемости процесса развития творчества детей и вреде педагогического воздействия [4].
В основу второго утверждения положена идея, которая заключается в том, что источник творческих проявлений ищут в самой жизни, в искусстве. Создание необходимых условий и является гарантией влияния на развитие творчества детей [5].
На наш взгляд, обе точки зрения имеют место, уточним в каком контексте. Имея дело с детьми, в том числе и с ограниченными возможностями, можно сказать, что творчество берет начало из их внутреннего мира, от их психики и интуиции. Также непосредственное влияние оказывает и внешний мир, жизнь вокруг. Ребенок, эмоционально переживая обстоятельства жизни, всегда имеет свое отношение к окружающей действительности, которое может выразить, например, в изобразительном искусстве. И здесь творческая активность и проявляет себя, и основная цель педагога на наш взгляд, помочь сформировать и развить в ребенке творческую активность, самостоятельность. Поэтому создание педагогических условий для развития творческой активности детей с ограниченными возможностями крайне важно. Также следует заметить, что преподаватель не должен оказывать сильного давления на творчество ребенка, указывая как именно выполнять то или иное задание, конечно он должен научить ребенка правильным техникам, но здесь есть очень тонкая грань между свободным творчеством и правильным технически творчеством. Преподаватель должен направить ребенка, не ограничивая его, указать ему вектор, дать знания как инструмент, а ребенок самостоятельно решить задачу и прийти к цели.
Педагогическая антропология К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания» на уровне физиологических и психологических сведений того времени раскрывала родителям и педагогам большое значение всестороннего изучения формирующейся личности. Ученый утверждал, что ребенок не должен быть пассивным объектом обучения, а активность является одним из важнейших мотивов развития духовности и творческих способностей. Целью умственного воспитания К.Д. Ушинский считал развитие познавательного потенциала и мышления и привитие культуры труда путем целенаправленной деятельности воспитателей, родителей и учителей. Этот процесс предполагает приобретение в процессе обучения знаний, развитие познавательных и творческих способностей, формирование интереса и потребности в умственном обогащении, самостоятельном получении знаний и применении их на практике [6, с. 107].
Актуально и сегодня исследование Н.И. Пирогова (18101881 гг.). В июле 1856 г. в журнале «Морской сборник» была опубликована статья «Вопросы жизни», в которой автор изложил свое педагогическое кредо, где обозначил важность творческого развития личности воспитуемого: в процессе обучения должны формироваться не бездушные прислужники, чиновники, а настоящий человек, гармонично развитая личность, патриот, гражданин, мыслитель. «Все те, кто готовятся стать полезными гражданами, - отмечал Н.И. Пирогов, - должны сначала научиться быть людьми» [7, с. 130]. В своих циркулярах Н.И. Пирогов обращал внимание учителей на необходимость отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы:
- необходимо стимулировать развитие собственного мнения,
- развивать умственные способности,
- формировать навыки самостоятельной работы.
Главная обязанность педагога заключается в том, чтобы
преподавание осуществлять не ради собственно науки, а для развития с помощью науки определенных умственных или душевных способностей. Опытный учитель должен активизировать внимание и способствовать заинтересованности новым учебным материалом. Это, по мнению Н.И. Пирогова, самое главное для успешного обучения. Основными дидактическими принципами ученый считал осознанность обучения, активность и наглядность. В процессе реформирования образования Н.И. Пирогов нацеливал педагогов на творческую работу.
Мы полагаем, что основными условиями воспитания творческой личности детей с ограниченными возможностями являются: ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности человека; раннее выявление готовности личности осуществлять творческую деятельность (диагностика творческих способностей); формирование мотивации к творческой деятельности; опора на педагогическую теорию творчества в процессе организации учебно-воспитательного процесса; нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса; наличие демократичных взаимоотношений воспитателя и воспитуемых; согласование воспитательного процесса с индивидуальными психологическими особенностями воспитан-
ников; ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию); создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе, организация развивающей образовательной среды, которая способна обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного творческого саморазвития; ориентация на комплексное воспитание личности, проектирование личности на основе ее интересов и способностей; организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.
В связи с этим можно предположить, что эффективности воспитания творческой личности детей с ограниченными возможностями будет способствовать деятельность педагога по следующим направлениям:
- включение учащихся в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятель-
Библиографический список
ности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;
- работа над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;
- организация творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества настоящего творца, а также способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.
Таким образом, организуя процесс воспитания творческой личности, педагог-воспитатель должен помнить о том, что основной чертой творческой личности является потребность индивида в активном, творческом созидании; эта потребность является смыслообразующей. Основной путь для создания творческой личности в ребенке - ориентация всего образовательного процесса на развитие творческого потенциала учащихся, что достигается посредством применения педагогических условий, стимулирующих творческую деятельность детей с ограниченными возможностями.
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2012.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 2009.
3. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособ. для вузов. - М., 2011.
4. Мейлах, Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. - М., 2009.
5. Мелик-Пашаев, A.A. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М., 2011.
6. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. - М., 2009. - Т. 5.
7. Пирогов, Н.И. Вопросы жизни. - М., 2005.
Bibliography
1. Bogoyavlenskaya, D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnosteyj. - M., 2012.
2. Vihgotskiyj, L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. - SPb., 2009.
3. Ermolaeva-Tomina, L.B. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva: ucheb. posob. dlya vuzov. - M., 2011.
4. Meyjlakh, B.S. Process tvorchestva i khudozhestvennogo vospriyatiya. - M., 2009.
5. Melik-Pashaev, A.A. Stupenjki k tvorchestvu / A.A. Melik-Pashaev, Z.N. Novlyanskaya. - M., 2011.
6. Ushinskiyj, K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. / sost. S.F. Egorov. - M., 2009. - T. 5.
7. Pirogov, N.I. Voprosih zhizni. - M., 2005.
Статья поступила в редакцию 29.03.14
УДК 378.881.124 (571.56)
Kornilova O.S. LATIN IN THE TEACHING BILINGUALS. The article is devoted to the problem of teaching Latin proverbs for the students of Translation Department. The students use Latin proverbs in their oral speech, translate Latin aphorisms and learn to write them at French classes. The students also get acquainted with the authors of aphorisms. Various exercises and tests using Latin proverbs are presented in the article. Key words: subordinative bilingual, aphorisms, proverbs, saying.
О.С. Корнилова, канд. филол. наук, проф. каф. методики преподавания иностранных языков института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Email: 9241666987@mail.ru
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ОБУЧЕНИИ БИЛИНГВОВ
В статье рассматриваются особенности работы с билингвами. Перевод афоризмов, понимание сути перевода, знакомство с авторами изречений, основные черты их биографии, упражнения для проверки усвоения и понимания афоризмов, латинских пословиц. Показано значение латинского языка для студентов, изучающих французский язык.
Ключевые слова: субординативные билингвы, афоризм, пословицы, поговорки, изречение.
По учебному плану латинский язык является обязательной общеобразовательной дисциплиной, так как наш институт готовит филологов. Латинский язык расширяет лингвистический кругозор студентов, содействуя развитию научного подхода к современным языкам, изучаемым в институте.
Преподаватели работают по учебнику В.И. Мирошенковой, Н.А. Федорова Lingua latina 9-ое изд., М.: Флинта; Наука, 2006. В учебнике после текста даются задания. На каждом уроке для анализа и перевода приводятся поговорки, пословицы, изречения, ставшие афоризмами, которые студенты учат наизусть по усмотрению преподавателя, включаются в зачеты и экзамены. Латинские изречения и пословицы используются в русском языке. Они являются наследием многовековой латинской культурной традицией, могут употребляться без перевода.
Республика наша многонациональная, поэтому контингент студентов билингвы, как координативные, владеющие одинаково как русским, так и якутским языками и субординативные. Большинство студентов субординативные билингвы с доминированием якутского и других языков. Обучение ведется на русском языке.
Преподаватели предлагают студентам выучить афоризмы, многие не понимают слово «афоризм». Изучение латинского языка включено в программу первого курса, поэтому следует объяснить, что афоризм слово греческое (aphorismos «краткое высказывание») - устойчивое изречение в котором в краткой, лаконичной, образной легко запоминающейся форме высказывается обобщенная и законченная мысль. В отличие от пословиц, поговорок, афоризмы имеют конкретного создателя (писателя, историка, политика, ученого, художника и др.).