Научная статья на тему 'Результаты внедрения учебно-методического практикума MyPascal2 при изучении программирования студентами НПО в многопрофильном колледже'

Результаты внедрения учебно-методического практикума MyPascal2 при изучении программирования студентами НПО в многопрофильном колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / КОЛИЧЕСТВО РЕШЕННЫХ ЗАДАЧ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидляр М. Ю., Максимова Н. А.

Рассматриваются результаты внедрения учебно-методического комплекса MyPascal в 2007-2012 гг., описываются этапы проведения эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты внедрения учебно-методического практикума MyPascal2 при изучении программирования студентами НПО в многопрофильном колледже»

качественно новое изделие. Новую систему действий обучаемый приобретает для себя на основе предшествующих этапов - алгоритмического и с элементами эвристической деятельности.

Следует отметить, что методика обучения решению графических задач через сочетание алгоритмической и эвристической деятельности студентов средствами САПР особенно значима с точки зрения задачи формирования навыков самообразования, которые являются необходимыми для осуществления последующего образования, а в дальнейшем -непрерывного образовании, рассматриваемого сегодня как способ адаптации человека к условиям быстро изменяющихся технологий

и техники, реализации лозунга «образование через всю жизнь».

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

2. Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения. М., 1989.

3. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракити-на Е.А. Современный курс информатики: от элементов к системе // Информатика и образование. 2004. № 1. С. 1-7.

4. Морякова Е.В. Обучение САПР через сочетание алгоритмической и эвристической деятельности при решении графических задач// Вестник Поморского университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 3. С. 138-142.

УДК 378.147.88

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА МУРА8САЬ2 ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ НПО В МНОГОПРОФИЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ

М.Ю. Сидляр, Н.А. Максимова

Рассматриваются результаты внедрения учебно-методического комплекса MyPascal в 2007-2012 гг., описываются этапы проведения эксперимента.

Ключевые слова: программирование, обучение, количество решенных задач.

Программирование как часть курса «Информатики и ИКТ» является одной из самых трудных. Для обучения основам программирования студентами НПО Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева г. Тамбова авторами разработана среда программирования МуРа8са12 [1].

На первом этапе (в 2007 г.) были обозначены темы, которые проходились в рамках модуля «Алгоритмизация и программирование», составлены поурочные планы, вопросы входного анкетирования и задачи итоговой контрольной работы. В модуле «Алгоритмизация и программирование» 10 часов. За это время проходятся темы «Ввод и вывод информации» (2 часа), «Математические формулы» (2 часа), «Математическая задача» (1 час), «Оператор условия» (2 часа), «Графика» (2 часа), «Контрольная работа» (1 час)[2].

На контрольной работе решаются задачи по этим темам. Формулируются три задачи: на ввод-вывод, математическая задача и графика. К каждой задаче формулируется до-

полнительное задание, которое тоже оценивается. К вводу-выводу текста добавляется требование ввода-вывода переменных. К математической задаче надо добавить условие, и усложнить формулу.

В первый год эксперимента (2007-2008 гг.) обучающиеся начинали программировать в среде Turbopascal 7.0. Как итог много невынужденных синтаксических ошибок, которые возникают при вводе в текстовом редакторе. Английский интерфейс и английская помощь не способствуют дальнейшему освоения языку программирования. Дети только копируют написанное на доске. Компьютерная графика не подключается (для ее подключения необходимо писать длинную шапку инициализации).

Было решено модифицировать программу MyPascal с учетом указанных пожеланий. Необходимы русский интерфейс и русская помощь. А главное, чтобы была возможность шаблонного ввода данных: когда из списка команд выбирается одна, потом вводится отдельно и последовательно каждый параметр. Вся конструкция вставляется в нужное

1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

место экрана. В этой версии оператор присвоения вводился не как самостоятельная команда, а как набор различных между собой команд (сумма и разность были разными командами). Сделан графический блок операторов с минимальной инициализацией.

В 2008-2009 гг. в итоге была установлена первая версия МуРа8еа1 на компьютеры Многопрофильного колледжа. Внешний вид и русский интерфейс оказались многообещающими. Однако ввод данных с помощью шаблона оказался слишком долгим. Он выигрывал в том, что невозможно было вставить строку с ошибкой, но проигрывал в скорости. С выбором команды из списка справлялись только самые терпеливые. Ввод оператора присвоения и вывод на экран требовал особого мастерства. В итоге, несмотря на кажущиеся успехи по сравнению с предыдущим годом, результат не внушал оптимизма. Кроме того, обучение этому шаблонному вводу отнимал слишком много времени. Результат по сравнению к предыдущему году вырос с 3,25 до 3,47 (в таблице 1 указаны все эти результаты).

В результате было принято решение модифицировать оператор присвоения. В итоге количество команд в списке шаблонов сократилось на четверть. Но благодаря универсальному оператору присвоения в MyPascal2 вносятся радикальные изменения. В нем появляется блок текстового ввода данных. Кроме этого, в MyPascal2 появилась графическая система ввода данных. Каждая команда-клавиша располагается в инспекторе команд и готова к перемещению. Возможно добавлять группы клавиш внутрь уже заполненной программы. Далее параметры заполняются внутри полей появившейся «клавиши». Незаполненные поля не вызывают синтаксических ошибок.

В 2009-2010 учебном году обучающиеся программируют в среде MyPascal2. Ученики сосредоточены на программировании, а не на том, чтобы искать пропущенную букву (что улучшает психологический фон обучения). Поиск красивых значков на первом этапе обучения становился «игрой». Особенный интерес вызывает изучение раздела «графика», где студенты проявляют свои творческие способности.

Результат обнадежил: резкий скачок

производительности (вызванный сменой способа ввода) привел к улучшению всех показателей. Средний балл - 4 решенные задачи (к 3,47 за предыдущий год). Увеличилось общее количество максимально сделанных задач и успешно написавших контрольную работу (табл. 1).

На следующем этапе было решено разработать много разнообразных задач на указанные темы разной категории сложности. В итоге появился в MyPascal2 электронный учебник и внутренний задачник (800 задач по 20 темам). В 2010-2011 гг. студенты обучались в MyPascal2 и показывали похожие результаты на всех этапах обучения. Возникла мысль, что улучшить процесс обучения можно (следовательно, улучшить и качество знаний), сделав так, чтобы можно было вводить команды как в русском языке, так и в английском языке. Эта идея была реализована в языке Logo.

С 2011 г. команды в MyPascal2 на русском и английском языке равноправны. Смена языка ввода команд программирования - щелчок по пункту меню. При вводе данных следующие две команды line (1,2,3,4) и отрезок (1,2,3,4) - равноправны. Итог 2011-2012 г. указан в таблице 1. Видим, что средний балл (и количество обучающихся полностью выполнивших контрольную работу) еще увеличился.

Таблица 1

Количество решенных задач на контрольной работе

^^^^Задачи Год 1 2 3 4 5 6 Среднее кол-во задач

2007-2008 2 2 27 14 2 0 3,25

4% 4% 57% 31% 4% 0%

2008-2009 2 3 24 13 9 0 3,47

4% 6% 47% 25% 18% 0%

2009-2010 5 6 15 21 24 9 4

6% 8% 19% 26% 30% 11%

2011-2012 2 5 6 6 6 10 4,11

6% 14% 17% 17% 17% 29%

В каждой ячейке таблицы указано количество обучающихся, справившихся с указанным количеством задач (внизу процент таких обучающихся).

Программа MyPascal2 благодаря эргономичному интерфейсу, в котором умело сочетаются русские команды и помощь, альтернативные графический ввод данных, показ переменных, способствует лучшему усвоению материала, учащиеся самостоятельно решают большее количество задач.

Литература

1. Сидляр М.Ю. Mypascal: учеб.-метод. практикум. Версия 2. [Электронный ресурс]. Тамбов, 2010.

2. Сидляр М.Ю., Максимова Н.А. Инструмент «Инспектор клавиш» в учебно-методическом комплексе MyPascal при освоении основ программирования учащимися среднего профессионального образования // Гаудеамус. Тамбов, 2010. № 2(16). С. 141.

УДК 372.862

ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Т.Н. Чепурина

В представленной статье уточнены методы формирования творческих способностей школьников на уроках информатики. Определены условия и критерии развития творческих способностей. Конкретизированы методики стимулирования творческого развития.

Ключевые слова: творчество, критерии развития творческих способностей, творческие задания, педагогические технологии.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, определяют необходимость внесения изменений в деятельность педагога. Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность. Хочется, чтобы каждый урок был особенным, запоминающимся. Поддержанию и развитию познавательного интереса способствует создание новизны на уроке как в области содержания изучаемого материала, так и в используемых методах. Детям XXI в. нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни, чтобы легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. При таком подходе ученик должен научиться творчески использовать знания в конкретных ситуациях, а обучающая среда должна представлять собой специально организованное пространство для освоения разных видов и форм деятельности.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, выдающиеся педагоги: А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А. Пуанкаре, А.Ф. Осборн, И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович, К.Д. Ушинский [5]. Опираясь на их опыт, педагоги и сегодня продолжают теоретиче-

ски и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.Н. Скаткина, А.К. Марковой, Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской и других ученых [5].

Только при построении целостной системы педагогических условий, в которых творчество выступает как личностная ценность, а учащийся становится субъектом обучения, происходит развитие творческих способностей учащихся. Подбор заданий должен быть направлен на решение жизненных проблем, предполагающих выявление ценностно-смыслового содержания, имеющего личностное значение.

Для развития творческих способностей учащихся наиболее подходят игровые и проективные методы обучения. Игровые технологии и групповые проекты способствуют развитию творческих способностей, интеллектуальных процессов, ориентации в новых социальных ситуациях, развитию навыков уверенного поведения [4]. Развитие творческих способностей учащихся происходит тогда, когда строится целостная система пе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.