Научная статья на тему 'Изучение возможностей систем программирования для студентов высшей школы'

Изучение возможностей систем программирования для студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
94
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение возможностей систем программирования для студентов высшей школы»

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

М. Ю. Сидляр

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия

Выбор языка и системы программирования для обучения программированию очень важен и оказывает влияние на сложность решаемых нами задач. Так, при выборе сложного языка программирования, мы будем вынуждены потратить часть времени на изучение собственно особенностей программирования в неудобной среде. Потраченное время можно было потратить на решение интересных задач и на другие содержательные вещи [5, с. 23].

Не секрет, что процесс программирования в средах Basic, Pascal и C одинаково привлекателен для русского студента. В текстовом редакторе с англоязычным интерфейсом и помощью вводится текст программы. Потом идет процесс компиляции (для Basic -трансляция) с последующим запуском программы. В зависимости от результата далее идет отладка по тому, как обнаруживаются ошибки (снова на английском языке). Далее нужно включить трассировку и просмотр значений переменных. В приведенных еще DOS-овских интерфейсах не очень наглядны (просмотр переменных и массива). После нахождения дефекта снова переходим к коррекции программы. Для русского уха также близки и дороги слова «PRINT, WRITE и COUT» из приведенных выше языков программирования, и уверения в том, что тут есть очевидная межпредметная связь с иностранным языком (английским) могут убедить только пришедшего на урок методиста. Насколько лучше выглядят слова-команды («печатай», «пиши» и «выводи» на консоль) в их русском варианте.

С приходом Windows стали развиваться объектно-ориентированные языки программирования. Во главу угла стало ставится визуальное программирование: расстановка

клавиш, элементы меню, работа с окнами, диалоговые меню, поля ввода информации -теперь все это изобилие стало общедоступным и добавление объекта на форму стало прописываться двумя щелчками клавиш. Чтобы создать простую клавишу в Pascal, нужно было не только нарисовать ее содер-

жимое, но и сымитировать тень нужной длины, а также наладить взаимодействие с мышью на щелчок по кнопке. Однако, многие думают, что расположив кнопки в нужном порядке на окно и грамотно указав их свойства, они уже достигли результат в программировании. Напротив, дело в том, что вся рутина по прорисовке клавиш и попаданию в нее мыши теперь не забивает голову программисту, однако событие для нажатой клавиши снова нужно писать вручную. Поэтому мы снова вернулись на уровень алгоритмического программирования. Интерфейс и помощь этих объектно-ориентированных сред программирования остались англоязычными, что и подвигает некоторых студентов дополнительно изучать иностранный язык.

Указанные проблемы стандартных языков и сред разработки привели к созданию на современном этапе большого количества обучающих программированию пакетов. Рассмотрим основные тенденции современных языков и систем программирования, направленных на обучение студентов программированию.

Рассмотрим особенности ввода данных.

Система «Алгоритм» [2] является объектно-ориентированной, но позволяет как просто писать методы для визуальных объектов, так и использовать встроенный конструктор, из которого выпадают различные встроенные подменю с командами.

Ряд программ имеет в меню опцию «шаблоны». Выбрав этот пункт, мы увидим, что все команды данной среды будут сгруппированы по категориям. При выборе необходимой команды она сразу же будет введена на текущее место в текстовом блоке, потом внутрь команды при необходимости проставляются необходимые параметры (Алго [1], «Исполнители» [4]).

Ввод с помощью блок-схем и логических схем компьютера. Все процессы представляются в виде совокупности потоков. Для ввода данных в такую конструкцию сначала необходимо перенести необходимые компоненты в рабочую область. Для этого доста-

Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

точно выбрать нужный значок в инспекторе объектов (такими объектами являются не только обычные визуальные компоненты: форма, кнопка, индикатор, но и обычное присвоение, условие и цикл). Затем перенести этот компонент на нужное место в рабочей области. Далее все элементы программы (которые представлены графически) связываются между собой связями (проводами), по которым и происходит передача данных. Для соединения же двух точек связью достаточно соединить их мышью. Таковы системы LabView (от 2007) [6], HiAsm (версия 4.0) [3]. В LabView есть окно, в котором лампочки, индикаторы, осциллографы и прочая техника представлена не только в виде схем, но и также в виде своего явного изображения.

А в системе Visual [8] перемещается не блок-схема, а кнопка с изображением команды. При этом показывается только часть алгоритма. Например, чтобы увидеть блок команд, соответствующих выполнению условия, нужно щелкнуть в нижнюю часть кнопки «условие».

Среда MyPascal2 (2.354 от 2010 г.) [7]. Это среда с тремя типами ввода данных (реализован визуальный ввод данных «инспектор клавиш», а также шаблонный ввод данных). При работе с режимом «Инспектор клавиш», выбранная клавиша добавляется в рабочее поле в виде правильной синтаксической оболочки, поля которой требуют дальнейшего заполнения. В системе MyPascal2 есть не только возможность сменить язык интерфейса, но и вводить команды не только на английском, но и в русском варианте. В среде MyPascal2 реализован наглядный способ просмотра текущего значения переменных, файлов, массивов, а также задачник с задачами для решения.

В 80-е гг. ХХ в. А. П. Ершовым был разработан школьный алгоритмический язык. В нем была использована русская лексика. Служебные слова языка пишутся на национальном языке и понятны студентам. Иностранные слова, принятые для обозначения конструкций в распространенных языках программирования, создают при изучении (особенно при первоначальном изучении) дополнительные трудности. Среди мультия-зычных сред можно выделить среду Алго. В ней команды меняются при смене языка

интерфейса. Система программирования: Visual (версия 240503 от 2003 г.) имеет версии на русском, английском и украинском языке. Очень удобно в указанных системах программирования еще и получать инструкцию по эксплуатации, сообщения об ошибках и помощь на родном языке.

В системе «исполнители» для робота и в системе PascalABC реализована система автопроверки, которая показывает ошибки после выполненного задания. Система PascalABC записывает результат прохождения всех заданий каждым учеником (их ошибки, количество и время прохождения) и формирует общую статистическую информацию в журнал для преподавателя, а также выставляет оценки за урок (или за задание).

Наряду со стандартными (Pascal и C) и визуальными языками программирования (Delphi и C Builder) появляются достойные, направленные на обучение программированию среды. В рассмотренных средах, кроме полнофункционального языка программирования, дружелюбный интерфейс, справочная система, русский синтаксис операторов. Кроме того, реализованы альтернативные средства ввода операторов. Все это оптимизирует процесс обучения.

Литература

1. АЛГО - это интерпретатор языка Паскаль в системе Windows. [Электронный ресурс]. URL: http ://petriv. ho.ua/algo/rus/index.php.

2. Алгоритм 2, Arctic Technology (пробная версия). [Электронный ресурс]. URL: http://www. twirpx. com/file/71040/

3. Графический Конструктор Программ hiasm. [Электронный ресурс]. URL: http://www. hiasm.com.

4. Исполнители. [Электронный ресурс].

URL: http ://kpolyakov. narod.ru/school/robots/ro -

bots.htm

5. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать: метод. пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

6. LabVIEW. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/LabVIEW.

7. Сидляр М. Ю. MyPascal: учеб.-метод.

практикум. Версия 2. [Электронный ресурс]. Тамбов, 2010. 1 СD. № госрегистрации

032101517.

S. Среда программирования VisuAL. Основные понятия и возможности. [Электронный

ресурс]. иКЬ: http://creonet.cdu.edu.ua/articles/ art6_r.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.