ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
М. Ю. Сидляр
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия
Выбор языка и системы программирования для обучения программированию очень важен и оказывает влияние на сложность решаемых нами задач. Так, при выборе сложного языка программирования, мы будем вынуждены потратить часть времени на изучение собственно особенностей программирования в неудобной среде. Потраченное время можно было потратить на решение интересных задач и на другие содержательные вещи [5, с. 23].
Не секрет, что процесс программирования в средах Basic, Pascal и C одинаково привлекателен для русского студента. В текстовом редакторе с англоязычным интерфейсом и помощью вводится текст программы. Потом идет процесс компиляции (для Basic -трансляция) с последующим запуском программы. В зависимости от результата далее идет отладка по тому, как обнаруживаются ошибки (снова на английском языке). Далее нужно включить трассировку и просмотр значений переменных. В приведенных еще DOS-овских интерфейсах не очень наглядны (просмотр переменных и массива). После нахождения дефекта снова переходим к коррекции программы. Для русского уха также близки и дороги слова «PRINT, WRITE и COUT» из приведенных выше языков программирования, и уверения в том, что тут есть очевидная межпредметная связь с иностранным языком (английским) могут убедить только пришедшего на урок методиста. Насколько лучше выглядят слова-команды («печатай», «пиши» и «выводи» на консоль) в их русском варианте.
С приходом Windows стали развиваться объектно-ориентированные языки программирования. Во главу угла стало ставится визуальное программирование: расстановка
клавиш, элементы меню, работа с окнами, диалоговые меню, поля ввода информации -теперь все это изобилие стало общедоступным и добавление объекта на форму стало прописываться двумя щелчками клавиш. Чтобы создать простую клавишу в Pascal, нужно было не только нарисовать ее содер-
жимое, но и сымитировать тень нужной длины, а также наладить взаимодействие с мышью на щелчок по кнопке. Однако, многие думают, что расположив кнопки в нужном порядке на окно и грамотно указав их свойства, они уже достигли результат в программировании. Напротив, дело в том, что вся рутина по прорисовке клавиш и попаданию в нее мыши теперь не забивает голову программисту, однако событие для нажатой клавиши снова нужно писать вручную. Поэтому мы снова вернулись на уровень алгоритмического программирования. Интерфейс и помощь этих объектно-ориентированных сред программирования остались англоязычными, что и подвигает некоторых студентов дополнительно изучать иностранный язык.
Указанные проблемы стандартных языков и сред разработки привели к созданию на современном этапе большого количества обучающих программированию пакетов. Рассмотрим основные тенденции современных языков и систем программирования, направленных на обучение студентов программированию.
Рассмотрим особенности ввода данных.
Система «Алгоритм» [2] является объектно-ориентированной, но позволяет как просто писать методы для визуальных объектов, так и использовать встроенный конструктор, из которого выпадают различные встроенные подменю с командами.
Ряд программ имеет в меню опцию «шаблоны». Выбрав этот пункт, мы увидим, что все команды данной среды будут сгруппированы по категориям. При выборе необходимой команды она сразу же будет введена на текущее место в текстовом блоке, потом внутрь команды при необходимости проставляются необходимые параметры (Алго [1], «Исполнители» [4]).
Ввод с помощью блок-схем и логических схем компьютера. Все процессы представляются в виде совокупности потоков. Для ввода данных в такую конструкцию сначала необходимо перенести необходимые компоненты в рабочую область. Для этого доста-
Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
точно выбрать нужный значок в инспекторе объектов (такими объектами являются не только обычные визуальные компоненты: форма, кнопка, индикатор, но и обычное присвоение, условие и цикл). Затем перенести этот компонент на нужное место в рабочей области. Далее все элементы программы (которые представлены графически) связываются между собой связями (проводами), по которым и происходит передача данных. Для соединения же двух точек связью достаточно соединить их мышью. Таковы системы LabView (от 2007) [6], HiAsm (версия 4.0) [3]. В LabView есть окно, в котором лампочки, индикаторы, осциллографы и прочая техника представлена не только в виде схем, но и также в виде своего явного изображения.
А в системе Visual [8] перемещается не блок-схема, а кнопка с изображением команды. При этом показывается только часть алгоритма. Например, чтобы увидеть блок команд, соответствующих выполнению условия, нужно щелкнуть в нижнюю часть кнопки «условие».
Среда MyPascal2 (2.354 от 2010 г.) [7]. Это среда с тремя типами ввода данных (реализован визуальный ввод данных «инспектор клавиш», а также шаблонный ввод данных). При работе с режимом «Инспектор клавиш», выбранная клавиша добавляется в рабочее поле в виде правильной синтаксической оболочки, поля которой требуют дальнейшего заполнения. В системе MyPascal2 есть не только возможность сменить язык интерфейса, но и вводить команды не только на английском, но и в русском варианте. В среде MyPascal2 реализован наглядный способ просмотра текущего значения переменных, файлов, массивов, а также задачник с задачами для решения.
В 80-е гг. ХХ в. А. П. Ершовым был разработан школьный алгоритмический язык. В нем была использована русская лексика. Служебные слова языка пишутся на национальном языке и понятны студентам. Иностранные слова, принятые для обозначения конструкций в распространенных языках программирования, создают при изучении (особенно при первоначальном изучении) дополнительные трудности. Среди мультия-зычных сред можно выделить среду Алго. В ней команды меняются при смене языка
интерфейса. Система программирования: Visual (версия 240503 от 2003 г.) имеет версии на русском, английском и украинском языке. Очень удобно в указанных системах программирования еще и получать инструкцию по эксплуатации, сообщения об ошибках и помощь на родном языке.
В системе «исполнители» для робота и в системе PascalABC реализована система автопроверки, которая показывает ошибки после выполненного задания. Система PascalABC записывает результат прохождения всех заданий каждым учеником (их ошибки, количество и время прохождения) и формирует общую статистическую информацию в журнал для преподавателя, а также выставляет оценки за урок (или за задание).
Наряду со стандартными (Pascal и C) и визуальными языками программирования (Delphi и C Builder) появляются достойные, направленные на обучение программированию среды. В рассмотренных средах, кроме полнофункционального языка программирования, дружелюбный интерфейс, справочная система, русский синтаксис операторов. Кроме того, реализованы альтернативные средства ввода операторов. Все это оптимизирует процесс обучения.
Литература
1. АЛГО - это интерпретатор языка Паскаль в системе Windows. [Электронный ресурс]. URL: http ://petriv. ho.ua/algo/rus/index.php.
2. Алгоритм 2, Arctic Technology (пробная версия). [Электронный ресурс]. URL: http://www. twirpx. com/file/71040/
3. Графический Конструктор Программ hiasm. [Электронный ресурс]. URL: http://www. hiasm.com.
4. Исполнители. [Электронный ресурс].
URL: http ://kpolyakov. narod.ru/school/robots/ro -
bots.htm
5. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать: метод. пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
6. LabVIEW. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/LabVIEW.
7. Сидляр М. Ю. MyPascal: учеб.-метод.
практикум. Версия 2. [Электронный ресурс]. Тамбов, 2010. 1 СD. № госрегистрации
032101517.
S. Среда программирования VisuAL. Основные понятия и возможности. [Электронный
ресурс]. иКЬ: http://creonet.cdu.edu.ua/articles/ art6_r.html.