Научная статья на тему 'Обучение детей старшего дошкольного возраста иностранному языку с использованием элементов теории решения изобретательских задач'

Обучение детей старшего дошкольного возраста иностранному языку с использованием элементов теории решения изобретательских задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИЗ / ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ФАНТАЗИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуйкова Т. П.

В статье содержится краткое описание сущности ТРИЗ и раскрываются формы обучения детей дошкольного возраста немецкому языку. Приводится примерная тематика лексического материала для игр и примеры некоторых занятий, в которые включены методы ТРИЗ. Представлены методические требования к проведению игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение детей старшего дошкольного возраста иностранному языку с использованием элементов теории решения изобретательских задач»

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

© Жуйкова Т.П.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

В статье содержится краткое описание сущности ТРИЗ и раскрываются формы обучения детей дошкольного возраста немецкому языку.

Приводится примерная тематика лексического материала для игр и примеры некоторых занятий, в которые включены методы ТРИЗ.

Представлены методические требования к проведению игр.

Ключевые слова: ТРИЗ, ТРИЗ-педагогика, развитие творческих способностей, фантазия.

За последние 6-7 лет число людей, изучающих иностранный язык, резко возросло. Знание иностранных языков современному человеку просто необходимо. Это стало очевидным почти для всех. Изменился и возраст учащихся. Если до сих пор методика ориентировалась, прежде всего, на школьников, то теперь родители стремятся как можно раньше начать обучение детей иностранному языку. Тем более что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности. Овладение ребенком вторым языком ведет за собой развитие многих психических познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, речь), а также воспитывает качества характера ребенка (культура общения, поведения, знакомство с обычаями страны, толерантность и т.д.), которые позволяют ему освоить социально-культурные нормы страны изучаемого языка. Следует отметить также, что расширяется и кругозор ребенка. Практически все дошкольные образовательные учреждения предоставляют дополнительные услуги по изучению иностранного языка. Языковые группы детских садов оснащены дидактическим оборудованием, занятия проводят специализированные педагоги.

Выбор форм и методов обучения также актуален. Последнее десятилетие показало, что адаптированная к дошкольному детству ТРИЗ-технология стала интересной для многих педагогов, увлеченных идеей развития творческих способностей ребенка. Автор Теории решения изобретательских задач Альт-шуллер Генрих Саулович. Его идеи продолжили: А.В. Зуеман, И.М. Верткий, А.М. Страунинг, Т.А. Сидорчук, О.А. Белобрыкина, И.Н. Мурашковска,

* Доцент кафедры Дошкольного и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

114

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

М. Шустерман, Л. Шуб и др. В самом начале своего развития теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) создавался как инженерная дисциплина. Сейчас теория получила широкое распространение в педагогике, психологии, рекламе и других областях.

Цель ТРИЗ в работе с детьми не просто развивать фантазию, а учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки педагогу инструменты по конкретным практическим вопросам воспитания. Главная идея заключается в признании существования объективных и познавательных законов развития различных систем.

Нельзя не сказать, что существует понятие «ТРИЗ-педагогика». В основу ТРИЗ-педагогики была положена теория решения изобретательских задач отечественной школы Г.С. Альтшуллера [1]. ТРИЗ-педагоги ка как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для работы по данной теории. Так, дошкольники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т.п. Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы, используемые при обучении детей дошкольного возраста, как мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов [2].

На основе этого нами были разработаны игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на немецком языке, с помощью которых осуществлялось обучение детей данному языку в группе детского сада. Следует отметить, что при подборе лексического материала для игр и упражнений мы базировались на педагогических требованиях при изучении детьми старшего дошкольного возраста немецкого языка, разработанных педагогическим коллективом «Центра развития детей «Сказка» г. Абакана. В данных требованиях указаны темы для изучения в группе старшего дошкольного возраста, лексические единицы, а также речевые грамматические образцы. В этом же детском саду на протяжении трех лет проводился эксперимент по внедрению ТРИЗ в образовательное учреждение.

Приведем примеры некоторых игр с элементами ТРИЗ.

«Волшебный АВС». Дети из разных подручных материалов и игрушек пытаются соорудить образ буквы-образца. Педагог говорит, что все буквы в алфавите умеют прятаться среди вещей, затем называет букву, обращает внимание Детей, на что она похожа (предметы, игрушки и т.д.), предлагает «сделать» данную букву.

«Спаси букву от Буквоеда». Дорисовывание буквы до сюжетной картинки.

«Домино». Дети встают лицом друг к другу. Затем подходят по очереди и называют общие признаки, например, по половому признаку («1сЬ bin

Мädchеп!» «Und ich bin Mädchen!»), цвет («Rot, grün, gelb») или детали одежды («Das Kleid, die Bluse, der Rock, die Hose, das Hemd, der Schuhe, die Mütze»). Можно вставать по парам с предметами или изображениями по темам (Die Wildtiere, die Haustiere, das Geschier, die Gemüse, das Obst).

«Волшебная дорожка» ^Юег ZаuЬеrweg»). Желательно брать 3-4 класса лексических тем по 3-4 лексические единицы. Каждый ребенок в группе берт 2-3 картинки с изображениями предметов посуды, одежды, мебели, животных, овощей, фруктов и т.д., выкладывает на стол. Дети ищут общие признаки.

«Цепочка» («Кеttehen»). Первый ребенок называет объект по выбранной теме, второй - его свойства, третий - объект с названным свойством, четвертый - новое свойство нового объекта и т.д.

Например: Тема «Das Essen». 1) Die Birne; 2) Die Birne ist süß; 3) АиЛ der Zucker ist süß; 4) Dег Zucker ist weiß; 5) Auch die Milch ist weiß.

«Снежный ком» («Schneeball»). Употребление речевых конструкций (образцов) по типу нарастания. Первый называет фразу, второй повторяет фразу первого и называет свою, третий повторяет фразы первого и второго и называет свою и т.д. Можно передавать какой-либо предмет.

Например: Тема «Знакомство». 1) Ich heiße Mischa; 2) Ег heißt Mischa; 3) Ег heißt Mischa. Sie heißt Rita. Ich heißt Olga. и т.д.

Тема «Квартира» (Дети перечисляют мебель, используя предлоги). 1) Das ist meine Zimmer; 2) Das ist meine Zimmer. In der Ecke steht ein Tisch. Auf dem Fußboden liegt der Teppich; 3) Das ist meine Zimmer. In der Ecke steht ein Tisch. Auf dem Fußboden liegt der Teppich т.д.

Таким образом, мы провели формирующий эксперимент в языковой группе детского сада «Центр развития «Сказка» и выявили, что игры с использованием элементов ТРИЗ эффективно влияют на овладение иностранным языком (в сравнении с контрольной подгруппой). В связи с этим определили некоторые методические требования к проведению игр.

1. С самого начала обучения необходимо выработать определенный стиль работы с детьми, ввести своего рода ритуалы, соответствующие наиболее типичным ситуациям общения.

2. Важнейшее условие успешности обучения активизация речемысли-тельной деятельности детей и вовлечение их в иноязычное общение.

3. Необходимо постоянно менять порядок речевых действий (порядок вопросов, обращений, названия предметов и т.д.), чтобы дети реагировали на смысл слова, а не запоминали звуковой ряд механически.

4. При повторении игр нужно обязательно делать ведущими, активными участниками разных детей, чтобы хотя бы по одному разу все дети выполнили предусмотренное учебной задачей речевое действие.

5. Чтобы предупредить утомление, потерю интереса у детей, учитель должен каждые 5-7 минут занятия проводить игры с элементами движения, с командами на иностранном языке.

116

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

6. Нужно организовать игру так, чтобы 5-7 человек играли, а остальные следили за ними, не отвлекаясь. Также необходимо: чаще менять ведущих; просить детей оказывать игрокам помощь в том случае, если они не могут справиться с игровым заданием; просить детей хором оценивать действия игроков (Ja da, Nein - нет, Richtig -правильно, Unrichtig - неправильно).

7. Не забывать, что в первую очередь ТРИЗ развивает детское мышление, не загоняя ребенка в рамки, определенные требованиями детского сада. Необходимо дать ребенку возможность выразить свою мысль, обосновать ее.

Подводя итоги своей работы, отметим, что технология ТРИЗ направлена на динамическое восприятие действительности и ориентации на постоянный поиск оптимальных способов ее преобразования. Главной положительной чертой технологии ТРИЗ ставится отсутствие догм, гибкость подходов, стимулирование педагогов к творчеству в преобразовании педагогического процесса [3].

Исследовательская работа, прежде всего, касалась использования ТРИЗ, которая одновременно является эффективной формой стимулирования творческих способностей личности в условиях групповой деятельности. Важность этого условия подтверждается тем, что педагог не только сам становится активным исследователем, но и учит других использовать активные формы для развития себя как личности.

Список литературы:

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи / Г.С. Альтшуллер. - 3-е изд., дополненное. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - 240 с.

2. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками / А.В. Корзун. - Минск, 2000. - 97с.

3. Жуйкова Т.П. Технология ТРИЗ в обучении студентов педагогических специальностей /Т.П. Жуйкова. - Абакан, 2012. - 104 с.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

© Менгардт Е.Р.*

Томский университет систем управления и радиоэлектроники, г. Томск

Представлены результаты анализа организации обучения иностранному языку студентов технического университета в соответствии с фе-

* Заведующий кафедрой иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.