Научная статья на тему 'Интеллектуальное развитие творческой личности в системе непрерывного образования'

Интеллектуальное развитие творческой личности в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование в воспитательном процессе / дошкольная подготовка / начальная школа / творчество / ТРИЗ / lifelong learing in upbringing process / pre-school training / primary school / creativity / TRIZ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каленчук Мария Константиновна, Мисюк Елена Вячеславовна

В статье раскрыты некоторые возможности использования теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в качестве педагогической технологии и дидактической основы устойчивого творчески интеллектуального развития личности в системе непрерывного образования от старшего дошкольного возраста и без границ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каленчук Мария Константиновна, Мисюк Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents possible application of the theory of inventing tasks solving (TRIZ) as a pedagogical technology and didactics basis of sustainable creative intellectual development of a personality in lifelong learning starting with the pre-school level.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное развитие творческой личности в системе непрерывного образования»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. К. Каленчук Е. В. Мисюк

В статье раскрыты некоторые возможности использования теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в качестве педагогической технологии и дидактической основы устойчивого творчески интеллектуального развития личности в системе непрерывного образования от старшего дошкольного возраста и без границ.

The article presents possible application of the theory of inventing tasks solving (TRIZ) as a pedagogical technology and didactics basis of sustainable creative intellectual development of a personality in lifelong learning starting with the pre-school level.

Ключевые слова: непрерывное образование в воспитательном процессе, дошкольная подготовка, начальная школа, творчество, ТРИЗ.

Key words: lifelong learing in upbringing process, pre-school training, primary school, creativity, TRIZ.

Необходимость внедрения ФГОС, сохранения критерия преемственности, повышения познавательной активности и самостоятельности человека на любом этапе обучения, по нашему мнению, обеспечивает творческий подход. Он необходим и обучающим, и обучающимся. На каждом возрастном этапе творчество имеет свои уровни и особенности, однако авторы статьи не раз замечали, что результаты творческой деятельности вызывают неподдельный интерес и увлеченность у творческих людей вне зависимости от возраста. Творческие работы - это связь поколений и взгляд в будущее.

Теория решения изобретательских задач (далее - ТРИЗ) предоставляет возможность решать сложные интеллектуальные, личностные, технические, художественные задачи, используя алгоритм изобретателя. Знакомясь с его основными содержательными элементами, ребенок и взрослый овладевают универсальным умением работать по правилу, которое, в свою очередь, приводит к получению новых правильных решений. Одной из серьезных проблем внедрения ФГОС является создание атмосферы успешности для обучающихся. Учебные программы предъявляют серьезные требования, а содержанием универсальных учебных действий (целеполагание, рефлексия и др.) зачастую не владеют и сами преподаватели. Несколько правильных решений раздвигают рамки возможной успешности для всех участников педагогического процесса: и детей, и родителей, и учителей. Развивая умение анализа и синтеза, оценивая ресурсы, учащийся и преподаватель выбирают оптимальное решение.

Обучение ТРИЗ ведется на примерах задач из различных областей знания, различных исторических эпох. Это расширяет кругозор учащихся, показывает универсальность изобретательских приемов ТРИЗ (их более 50). Эти приемы на занятиях гуманитарного цикла («Живое слово» - система дополнительного образования), литературное чтение, история, литература, иностранный язык) становятся приемами фантазирования. В помощь гуманитарному развитию и успешно используются изобретательские методы: «Би-

445

ном фантазий», «Морфологический ящик» и др. Это дает продуктивный толчок к развитию образного и системного мышления, логического фантазирования и возможности сознательной борьбы со стереотипами и психологической инерцией.

Несмотря на новое направления в образовании - отказ от заучивания огромного числа научных фактов и акцента на информационно-поисковые умения, нельзя отрицать, что образование предполагает наличие системы конкретных знаний. Тревогу вызывают жалобы воспитателей и педагогов школ, преподавателей вузов на плохую память обучающихся. Изобретательские методы, например «Метод ассоциаций», вооружают учащихся инструментами запоминания необходимой информации.

Теория Г.С. Альтшуллера интересна и полезна сама по себе, но, опираясь на свой 20-летний опыт, хотим обратить внимание на ее неоценимую пользу в качестве педагогической технологии, для которой нет недоступной темы в системе образования, нет возрастных ограничений. ТРИЗ создавалась для взрослых. Действительно, такие понятия как «поле», «вещество» и другие появляются в жизни учащихся в полной мере после 7-8 класса. Однако многолетнее проведение всероссийской интеллектуальной игры «Совенок» (с 1-го класса), городской олимпиады по ТРИЗ в Санкт-Петербурге (с 3-го класса) доказывают возможность высокого уровня творческой подготовки самых юных участников.

Современное образование должно быть личностно ориентированным. ТРИЗ разрабатывает «стратегию творческой личности», которая в унисон ФГОС подразумевает и достойное целеполагание, и программирование методов анализа и оценивания результата. Среди первостепенных воспитательных задач авторы ставят воспитание созидателя. Такая направленность в образовании позволяет снижать агрессию, повышать толерантность, коммуникативность, познавательный интерес личности.

Осуществление творческого подхода к решению задач может стать основой безболезненной адаптации дошкольников к учебе в начальной школе, выпускников начальной школы - в средней, старшеклассников - в вузе или училище, профессионала - на курсах повышения квалификации и пенсионера, стремящегося сохранить интерес к жизни. Все инструменты, методы и приемы ТРИЗ также работают и в системе самообразования. В помощь желающим различные сайты, книги, диски.

По итогам психолого-педагогических исследований 2006-2014 гг. оказалось, что дети, занимавшиеся в системе непрерывного творческого развития с элементами ТРИЗ в возрасте с 5-6 лет (на курсах «Адаптация детей к школе») до 13-14 лет (8-й класс гимназии) имеют средний балл на 0,8 выше, чем незанимавшиеся.

446

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.