Научная статья на тему 'Развивающее обучение детей дошкольного возраста с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ'

Развивающее обучение детей дошкольного возраста с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
2032
244
Поделиться
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Сивкова Татьяна Петровна

Автор доказывает актуальность использования технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ. Описывает методы технологии ТРИЗ, которые позволяют получить личностные, метапредметные и предметные результаты, реализовать принципы педагогики сотрудничества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Развивающее обучение детей дошкольного возраста с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ»

ФГОС второго поколения

УДК 373.2:608.1

J

л

Т. П. Сивкова

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

______________________________________________Г

Аннотация. Автор доказывает актуальность использования технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ Описывает методы технологии ТРИЗ, которые позволяют получить личностные, метапредметные и предметные результаты, реализовать принципы педагогики сотрудничества.

Ключевые слова: развитие творческой личности, метапредметные и предметные результаты, личностно - ориентированный подход, педагогика сотрудничества.

Abstract. The author proves the relevance of the use of technology in the educational process of TRIZ Doe. Describes methods of TRIZ technology, which allow to get personal, meta-subject and object results, to implement the principles of pedagogy of cooperation.

Keywords: development of a creative personality, a meta-subject and object results, learner - centered approach, pedagogy of cooperation.

Детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Процесс воспитания и обучения ребёнка - это взгляд человека в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, интернета, мобильной связи. Информационные технологии дают нам возможности, но и многое требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни [12].

Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечёт за собой глобальные изменения в организации образовательного процесса в современном детском саду [2,5]. Заявленные в новых нормативных документах принципы построения образовательного процесса ориентирует педагога на решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов. Предусматри-

вают построение образовательного процесса на комплексно-тематической основе и с учётом принципа интеграции образовательных областей. Новые принципы построения образовательного процесса влекут за собой и изменения в формах его организации [9,10].

Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях перехода к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов приоритетом является ориентир на личностные, метапредметные и предметные результаты.

Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В основе метапредметов лежит мыследеятельностный тип интеграции образовательных областей и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления - «познание», «проблема», «задача», «проект».

Метапредметное обучение предлагает новые формы работы с детьми, такие как конкурсы, организационно-деятельностные игры, проекты и др. [6].

Методологическая основа - личностно-ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассив-

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6

41

ФГОС второго поколения

ным объектом воздействия. Он является субъектом собственной деятельности по саморазвътпю, человеком, способным к активной направленной деятельности.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, всё большее значение приобретают те, которые связаны с поиском путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества [13,14]. Предпочтение в процессе поиска новых средств, форм и методов организации воспитания отдаётся тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвёртых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Таким развивою-щим средством является технология ТРИЗ [3,4].

Она имеет познавательную, развивающую, диагностирующую, корректирующую и другие воссебател ь-ные функции.

Дошкольное образование как часть непее ьывно го образования является системой передачп сетям культурных ценностей, развития умстоенного и тво->-ческого начала с установкой на будущет обучение в школе. Сегодня ценность не там, где пур еоспреии-мается по схеме: знаю-не знаю, умею-не умею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ребёнка, готовность его к самостоятельной деятельности, иными становятся и задачи педагога - не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать.

Доказано, что главным показатееем омствен-ного, личностного и творческого развеоия твляеесо не столько сумма знаний, приобретённыхребвт-ком, сколько совокупность и уровень развития интеллектуальных умений и мыслительных приёмов и логических операций. Особое внимание придаётся развитию творческих способностей детей. Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия, выводы, нужно развивать у каждого ребёнка с детства. С. И. Гин писала: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка» [3]. В связи с этим перед воспитателем встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Чтобы стимулировать творческую активность детей используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ) (рис. 1).

1 1. Метод «Моогового штуумв» —

-с 2Л'ипедые приёмы рентнзярованид —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Эвроритм —

ч 4. Метод фокальных объектов —

ч 5. Метод маленьких человечков —

“ L б. Системный оператор —

ч 7. «Да - нетка» —

Рис.1. Методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ)

Рьнсмнтнин более подробно:

1. Метод —Мозгового штурма».

Мбзгсуоо штрои придпълегвбвпостаневке изобре-яателоевтв вадепъ и сахожденио спостВов её уеуе-ния н помощчю переборке -есу-уо-, вы°ор удепеь-ни-о реюенвъ. Изобюоиаоетоодие кодов- пелдны Деагь доступны детям по возрасту (рис. 2).

Аналез каждой сдеб идёт поолиоке «хе-ошо -плох—-, п.е. что-но -> ЭТОМ птпдлджунви оо|-ошо, но чту-тя т плоха ^овех хсмучно гыбибаенме втен-мальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности.

Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не бояться критики, тактично оценивать мнения других. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, даёт осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

42

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6

ФГОС второго поколения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Приемы творческого рассказывания

2. Типовые приёмы фантазирования:

Целов оаунеть детей делать фантастические преобразования объеюо по какооу-либопризнату.

Этот метоо хоеншо икпткозоватк ери -бучение детей творческомуиурткптынанлю [8].Придумывать, фантазировало можно ни втнокую, а р псккирзоок-нием конкретных приёмов, как показано на схеме рис. 3:

Дети сами мо 1°пвытмрать ибъеел,а зятеможпвлть его, придумать н азптнин.

3. Эвроритм:

Приём фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:

• функция и противоречия в данном объекте;

• анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия могут быть?;

• анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;

• анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;

• придумывание новых объектов путём объединения данного объекта с другими.

4. Метод фокальных объектов.

Приём фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов.

5. Метод маленьких человечков (ММЧ):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приём, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твёрдые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться

и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.

6. Системный оператор:

РлКвну с сиетемным операторы предполагает формирование у ребёнка умение анализиро-трпь р описыркнь тистому связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику рааеитеп в оортрелённыв ятрезок времени, при-зннки о ттроение т др. лаждьш внъккт материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Например: пылесос - это система, состоящая из таких частей, как корпус, шланг, щётка. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовой техники.

Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видимую принадлежность (транспорт, игрушка и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функцию до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет предмет в будущем. Информация заносится в таблицу. Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6

43

ФГОС второго поколения

7. «Да-нетка»:

Вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «Да-нетки» решаются постепенным сужением круга поиска. «Да-нетки» бывают объектные (загадывается один объект) и ситуативные - загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло.

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами, успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и педагогами. Технология ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагога в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира [3,4].

В результате обучения и индивидуального общения у детей возникают положительное, эмоциональное отношение к мероприятиям. Возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется интерес к новизне, к фантазированию; диалогическая речь становится образной и логичной.

Технология ТРИЗ:

• позволяет развивать воображение, фантазию детей;

• позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• стимулирует развитие мышления дошкольников, проявления творчества у детей, педагогов и родителей;

• работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей, педагогов и родителей в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Литература

1. Аксенова М. Н., Козырева О. Ф, Ланкина М. Б. и др. Использование метапредмета «Проблема» в формировании мировоззрения учащихся // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С.60-72.

2. Анохина Н. В. Введение федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С.35-38.

3. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду, М., 2008.

4. Киселева М. В. Применение ТРИЗ в обучении дошкольника творчеству // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С.30-33.

5. Киселёва О. В. Организация методической работы по подготовке педагогов-психологов к реализации ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.39-41.

6. Ковылева Ю. Э. Работа с вопросами как средство достижения метапредметных результатов обучения в средней школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С.70-74.

7. Кац А. М. Комментарии к отдельным статьям Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.76-80.

8. Прохорова Л. Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. М., 2007.

9. Сиденко А. С. Типы и особенности педагогических разработок в условиях введения в школе стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5. С.10-14.

10. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. С.41-45.

11. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков. М., 2010.

12. Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. М., 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С.57-64.

14. Чапаев Н. К., Чошанов М. А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения // Образование и наука. 2011, № 10. С.3-12.

44

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6