Научная статья на тему 'Обсуждение фильма «КостяНика» в студенческом медиаклубе'

Обсуждение фильма «КостяНика» в студенческом медиаклубе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
381
33
Поделиться
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКЛУБ / КИНОКЛУБ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мурюкина Е. В.

Одно из занятий медиаклуба мы решили посвятить фильму «КостяНика. Время лета» (Россия, 2006, режиссер Д.Федоров). Этот фильм интересен не только с точки зрения актерских работ молодых исполнителей, но и тем, что проблемы, которые поднимаются в картине, важны и актуальны для профессионального становления наших студентов как будущих педагогов. В отличие от предыдущих занятий мы не стали делать вступительного слова, в котором можно было бы рассказать о режиссере, принципе отбора актеров на главные роли и т.д. Мы решили провести занятие медиаклуба в новой «экспериментальной» форме.

Текст научной работы на тему «Обсуждение фильма «КостяНика» в студенческом медиаклубе»

Практика медиаобразования

Обсуждение фильма «КостяНика» в студенческом медиаклубе

Е.В.Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент

Одно из занятий медиаклуба мы решили посвятить фильму «КостяНика. Время лета» (Россия, 2006, режиссер Д.Федоров). Этот фильм интересен не только с точки зрения актерских работ молодых исполнителей, но и тем, что проблемы, которые поднимаются в картине, важны и актуальны для профессионального становления наших студентов как будущих педагогов.

В отличие от предыдущих занятий мы не стали делать вступительного слова, в котором можно было бы рассказать о режиссере, принципе отбора актеров на главные роли и т.д. Мы решили провести занятие медиаклуба в новой «экспериментальной» форме.

На первом этапе мы предложили студентам просмотреть фильм «КостяНика. Время лета». Далее мы остановили показ кинопроизведения на «самом интересном месте». Таковым мы посчитали эпизод, где главные герои возвращаются с прогулки по лесу, а в доме Ники их ждут разгневанный папа, равнодушная мачеха и мстительная домработница.

Каким образом будут разворачиваться события в фильме, предстояло определить самими студентам. Мы предложили им в письменной форме ответить на вопрос: «Каким вы видите окончание фильма»? При этом, с одной стороны, у них должен «сработать» зрительский опыт, проявляющийся в системе ожиданий, в умении предсказывать дальнейшие действия медиатекста. С другой стороны, студентам необходимо было определить основную проблему, конфликт в фильме.

Приведем примеры письменных работ некоторых студентов, которые характерны для всей аудитории:

Даша С.: «Костя увозит Нику с собой. А отец понял, что может потерять дочь, осознает все свое поведение, меняет свою жизнь. Вероника, видя опасность, которая угрожает Косте (машина на высокой скорости), в состоянии стресса встает из инвалидной коляске и спасает его, а потом они вместе гуляют на поляне и радуются жизни».

Наташа Е.: «По моему мнению, фильм закончится тем, что Ника выздоровеет».

Когда мы проверили работы и начали анализировать с медиаклубниками дальнейшие события в развитии сюжета, мы объяснили им, что они верно определили развитие событий только одной из сюжетных линий. Поэтому в процессе коллективного обсуждения мы предложили определить основную тему медиапроизведения. Студенты обозначили ее как «историю первой любви».

Долго не удавалось выделить и сформулировать конфликт фильма. В ходе дискуссии студенты определили его следующим образом: «Как будут

развиваться отношения главных героев Кости и Ники с учетом сложностей, которые стоят перед ними?»

Исходя из определенной темы и конфликта фильма, мы предложили медиаклубникам ответить на вопрос: «Получил ли разрешение конфликт, который они обозначили, и соответствует ли их версия окончания фильма заявленной теме»? Выяснилось, что конфликт не разрешен.

Приведем пример диалога, который развернулся в аудитории:

Ведущий: «Мне кажется ваша ошибка в том, что вы смогли определить только главный конфликт. Но в сюжете фильма есть и второстепенные конфликты, которые должны также найти свое разрешение в сюжете. Давайте попробуем привести примеры».

Наше предложение вызвало некоторое смятение среди студентов. Тогда мы решили начать: «Например, отношения между Костей и его соседкой Веркой развиваются по ходу развития сюжета и в определенном эпизоде фильма достигают своей кульминации и развязки...».

Нашу инициативу подхватили участники медиаклуба:

Николай Ф.: «А ведь в фильме существует сюжетная линия, построенная на взаимоотношениях Ники и ее прислуги...»;

Екатерина Т.: «Коля прав, ведь в фильме мы видим дружеские отношения с ребятами-сверстниками друзьями Кости. Их дружба то прерывается, случилась даже драка между друзьями, то вновь возникает».

Денис Е.: «Я понял, к какому выводу подводит нас Елена Валентиновна. Мы в своих ответах относительно своего видения концовки фильма вышли на разрешение конфликта. Но только он не главный. То есть тот момент, когда Ника выздоровеет, а это событие все мы предсказали, не станет финалом».

Назим Н.: «Да, мы не догадались спрогнозировать дальнейшие отношения между главными героями. Мы раскрыли в работах тот конфликт, который «лежит на поверхности» и не заострили внимание на более сложных и противоречивых отношениях двух подростков».

Далее мы досмотрели фильма «КостяНика. Время лета». После мы продолжили коллективное обсуждение кинопроизведения.

Мы задавали вопросы студентам, на которые нам хотелось бы услышать их ответ. Приведем некоторые моменты обсуждения фильма «КостяНика. Время лета» (режиссер Д.Федоров).

Ведущий: «Как вы думаете, какое время (годы, столетие) показано в фильме, и по каким признакам его можно определить»?

Даша С.: «На мой взгляд, этот фильм показывает 1995 год, так как это видно по одежде, отсутствию мобильных телефонов, компьютеров, ведь семья Ники достаточно обеспеченная.»;

Николай Ф.: «В фильме описывается середина 90-х гг. прошлого века, потому что и одежда, и интересы молодежи подходят тому времени. Джинсовые жилеты, сделанные собственноручно из джинсовых курток говорят о том, что модной одежды было мало.».

Из таких коротких примеров видно, что студенты четко определили время, когда происходили события в фильме, хотя снят он был в 2006 году. То есть в достоинства режиссера можно отнести реалистичность картин быта, условий дачной жизни, которые помогают зрителю «проникнуть и то время».

В ходе обсуждения кинокартины мы задали студентам и такой вопрос:

«В чем, по вашему мнению, заключается основная идея автора кинопроизведения»?

На этот вопрос мы получили разные ответы от слабых до очень «качественных», позволяющих говорить о понимании авторской позиции и сверхзадачи, которую режиссер поставил. Студенты говорили следующее:

«Мне кажется, основная идея в том, что режиссер хотел показать, что и в юном возрасте тоже существует любовь. И любовь настоящая... когда люди получают удовольствие от общения. И неважно, какие недостатки они видят друг в друге. И социальный статус не помеха такой любви...»;

«Основная идея в том, что нужно быть толерантным и не обращать внимание на внешний вид человека. Главное - его внутренний мир, его человеческие качества...»;

«А я думаю, что главное, что хотел донести режиссер - это показать людям, что человеческая доброта еще существует. В фильме показана дружба людей из разных социальных слоев. Дружба по-настоящему добрая и бескорыстная. Мне кажется, что автор хотел этим фильмом научить наше поколение быть более добрыми...»;

«Мое мнение, что основная идея автора в том, что, несмотря на болезнь, инвалидность девушки, юноша искренне, любя относится к ней, делает ее жизнь веселей и наполняет ее смыслом (например, щенок или пикник в лесу). Для нее это очень важно, ведь кроме 4-х стен она ничего не видит. Искренне, доброе отношение, сострадание и желание помочь вылечится Нике -вот истинное отношение, которое должно быть у каждого настоящего человека!!!».

Хочется также привести высказывание Екатерины И., с которой согласилось большинство участников медиаклуба: «На мой взгляд, в современном кинематографе очень мало фильмов, которые с полным основание можно охарактеризовать как добрые. Именно таким добрым фильмом стал для меня «КостяНика. Время лета». И хотя он рассчитан на широкую аудиторию, все же это фильм о юношестве и для юношества. Почему о юношестве? Это можно понять по главным героям фильма. Почему для юношества? Потому что фильм не только затрагивает важные вопросы мировоззренческого, нравственного, духовного характера, важные в этом возрасте, но и показывает на что следует ориентироваться при решении таких вопросов. Фильм привлекает зрителя своей сказочностью, романтичность сюжета, немодельной внешность героев.».

Назим Н. в своем выступлении поднял другую важную проблему, которая, по его мнению, стала основной идеей автора: «Поколение 1990-х считают потерянным, так как для него уже не существовало нравственных, этических идеалов. Советского Союза больше нет, его система воспитания неактуальна. А нового предлагать в 1990-е никто и не собирался. Поэтому и заговорили о поколении без душевных и духовных качеств. А автор показал, что это не всегда верно. А в случае Кости и Ники - особенно. Я думаю, именно поэтому он вернул зрителя в середину 1990-х и предложил ему вместе с героями решать нравственные, этические проблемы.».

Мы предложили читателям некоторые из высказываний студентов, из которых мы сделали вывод о неоднозначности восприятия кинокартины. Но по нашему мнению, именно обсуждение фильмов в коллективе своих товарищей, позволяет им высказать свою точку зрения, а также учиться не только обозначать, но и аргументировать свое мнение.

Мы обратили внимание участников медиаклуба и на значение знаков и символов, которые использовал режиссер. Каким образом их должны интерпретировать зрители?

Все студенты указали на знаковое значение кадров, когда «близняшка» Ники в лесу крепко сжимает ягоды в руке:

Екатерина И. : «Вспоминаются кадры, когда раздавленная в руках лесной феи Ники костяника предвещает попытку главной героини покончить жизнь самоубийством. Сок ягод символизирует кровь, льющуюся из раны на руке Ники».

Далее мы попросили медиаклубников разбиться на минигруппы и дать анализ какого-либо персонажа. Итоги работы студентов мы хотели бы представить в статье (сохранена стилистика авторов):

Костя: «Персонаж, который нам запомнился - это Костя. Несмотря на то, что он сам по себе подвижный, он много времени проводит с Никой, вместо того, чтобы веселиться с друзьями. Еще Костя нам понравился тем, что он разносторонний, интересный собеседник, целеустремленный. Он никакого внимания не обращает на то, что Ника совсем другого социального круга.»;

Няня Ники: «Она очень неприятный на вид человек, который все время пытался как-то обидеть Нику. Она не обращала на девушку внимания и постоянно давала понять ей, что та немощный инвалид. Это злая, расчетливая, полная зависти женщина. В ней нет ни капли сострадания... Нам кажется, что у этой женщины никогда не было семьи, а тем более детей. Она не любит никого кроме себя и обижена на весь свет за свое одиночество. Может, поэтому она срывает свое зло на беззащитном инвалиде, тем самым показывая свою слабость и душевную ущербность.»;

Верка (соседка): «Роль Веры оттеняет достоинства главной героини Ники. Вера предстает перед зрителем как девушка самовлюбленная, считающая себя взрослой, умудренной опытом общения с противоположным полом настолько, что может давать советы обращения с ним. Потеря интереса к ней Кости уязвляет ее самолюбие, и толкает на обман и подлог. Но всё же героиня вызывает не столько ненависть и злобу, сколько жалость и сочувствие .».

Итак, примеры работ студентов показывают, что они дают психологическую характеристику героев, привязывая ее к фабуле фильма. Такой анализ персонажей нельзя назвать достаточным, так как слабо представлена мотивация поступков выбранных героев и т.д. Поэтому в ходе дальнейших занятий мы будем акцентировать внимание студентов на анализе экранных образов.

Подводя итоги занятия, мы попросили участников медиаклуба сказать, понравился ли фильм, аргументируя свою точку зрения. Можно сказать, что студентам кинопроизведение «КостяНика. Время лета» понравилось, вот что они говорили:

Вера М. : «Мне очень понравился этот фильм. Он очень добрый. И посмотрев его, хочется делать хорошие поступки.»;

Даша С. : «Я согласна с Верой, несмотря на большое количество отрицательных героев, злых людей, фильм мне понравился. Больше всего мне запомнились приятные моменты фильма и добрая душа Кости. Конечно, хочется, чтобы таких людей было как можно больше, ведь большинство людей-инвалидов утеряли смысл жизни. А обрести его - самое главное в жизни каждого человека!»;

Наташа Е.: «Подводя итог, можно сказать, что фильм хороший, потому что он несет добро своим зрителям.»;

Екатерина И. : «Я думаю. Что этот фильм утверждает очень важную мысль, а именно, что нельзя отчаиваться, несмотря ни на что. Нужно продолжать верить в добро, дружбу, любовь».

Итак, наше занятие подошло к концу, и мы уверены, знания и умения, которые студенты приобрели при просмотре и обсуждении фильма «КостяНика. Время лета» будут ими востребованы. Такие медиаклубы нужны молодежи, о чем говорит постоянный интерес к занятиям, которые проходят на базе Таганрогского государственного педагогического института.