Научная статья на тему 'Студенты-медиаклубники на кинофестивале «Арткино»'

Студенты-медиаклубники на кинофестивале «Арткино» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКЛУБ / КИНОКЛУБ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мурюкина Е. В.

На факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института уже не первый год работает медиаклуб «Синематограф». На его занятиях студенты смотрят фильмы (преимущественно российских режиссеров), анализируют их, пишут творческие работы, создают презентации. Подробную информацию о работе медиаклуба можно найти в предыдущих номерах журнала «Медиаобразование» и на сайтах , http://edu.of.ru/medialibrary, www.mediagram.ru Очередное заседание нашего медиаклуба прошло в Ростов-на-Дону. В этот день там открывался фестиваль короткометражных фильмов «Арт-кино», на который нас пригласило Донское отделение Союза кинематографистов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенты-медиаклубники на кинофестивале «Арткино»»

ПРАКТИКА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

The practice of media education

СТУДЕНТЫ-МЕДИАКЛУБНИКИ НА КИНОФЕСТИВАЛЕ «АРТКИНО»*

Е.В.Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент

Students from Media Club on the Festival of Art Cinema

Dr. Elena Muryukina,

Docent of Taganrog State Pedagogical Institute (Taganrog, Russia), member of Russian Association for Media Education, mediashkola@rambler.ru

Abstract. This article presented students' media impressions after their participation in Art Film Festival at Rostov-on-Don. The author gives the fragment of students' discussion about media texts (in Taganrog State Pedagogical Institute - Taganrog, Russia).

Keywords: media club, media education, media literacy, students, film festival, creative work.

На факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института уже не первый год работает ме-диаклуб «Синематограф». На его занятиях студенты смотрят фильмы (преимущественно российских режиссеров), анализируют их, пишут

творческие работы, создают презентации. Подробную информацию о работе медиаклуба можно найти в предыдущих номерах журнала «Медиаобразование» и на сайтах http://edu.of.ru/mediaeducation, http:/ /edu.of.ru/medialibrary ,

www.mediagram.ru

* статья написана при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров», лот 5 - «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук»; проект «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами», руководитель проекта -А.В.Федоров).

Очередное заседание нашего медиаклуба прошло в Ростов-на-Дону. В этот день там открывался фестиваль короткометражных фильмов «Арт-кино», на который нас пригласило Донское отделение Союза кинематографистов России.

Для большинства студентов это было первое выездное занятие, поэтому они воспринимали все происходящее с большим интересом. Многих удивила активность прессы, некоторые из медиаклубников дали интервью местным новостным каналам, таким как «Южный регион» и т.д. Открытие фестиваля и просмотр фильмов проходил в хорошо оборудованном зале. Перед студентами выступил продюсер фестиваля Дмитрий Куповых, который рассказал, что фестиваль имеет историю длиной в 4 года, а «вырос» он из киноклуба. Сейчас же фестиваль знаменит не только показом фильмов, но и организацией и проведение мастер-классов, издательством газеты, книг дисков и т.д.

Студенты просмотрели 10 короткометражных фильмов молодых режиссеров. Каждому из зрителей были розданы листы для того, чтобы зрители могли оценить работу и поставить оценку просмотренному фильму

После поездки на кинофестиваль мы со студентами провели обсуждение фильмов, медиаклуб-ники написали также рецензии на наиболее понравившиеся им фильмы - «Отец», «Чистый белый снег», «Очаган».

Обычно, описывая занятие медиаклуба, мы цитируем и анализируем выдержки из студенческих работ. На этот раз попробуем опуб-

ликовать сочинения медиаклубников не давая им оценки. Итак:

М .Шихкеримов. Рецензия на фильм «Очалан»:

«Этот короткометражный фильм - произведение молодого режиссера, в нем практически нет аудиодиалогов, есть лишь титры. Снят он очень интересно, хоть и имеет скромный бюджет. В картине затрагивается вечная тема смены поколений. «Очалан» в переводе с калмыкского означает «Колесо». Действующие лица фильма - кузнец (мастер) и новоиспеченный ученик (подмастерье). Подмастерье становится мастером кузнечного дела, и теперь у него появляется свой ученик. Сохраняются знания и секреты этого нужного, сложного и трудного дела. Ученик нашел силы вернуться к делу после произвола властей и в нем появилась мудрость...

В панорамном показе местности, я увидел широкие просторы и в душе почувствовал свободу как бы дышал воздухом из фильма. Он несет в себе что-то крепкое, сильное и непокорное. Мне кажется, благодаря этой работе режиссер получит карьерный толчок. Работа заслуживает внимания аудитории. Я очень доволен тем, что я поехал на этот кинофестиваль и, вообще, такие мероприятия очень полезны.

Многие студенты написали рецензии на фильм «Отец»:

Е.Кармакаева: «Этот фильм затронул меня до глубины души. Режиссер сумел раскрыть задуманную идею, вечную проблему родителей и детей. С первых минут фильма главный герой сразу же вызвал чувство жалости и сострадания. С какой радостью в глазах

отец встречал любимого сына! Для главного героя это был долгожданный и ответственный момент, он хотел увидеть сына, обнять его, познакомить со своей любимой женщиной, но встреча не состоялась.

После просмотра этого фильма я сразу же вспомнила про родителей. Со мной тоже происходила похожая ситуация, когда я приезжала домой к родителям. Тебе звонят друзья, с которыми ты безумно хочешь встретиться, а рядом родители, которые тебя не видят месяцами. В нашем современном обществе все чаще и чаще забывают про семейные традиции, родителей, что очень плохо. Ведь родители дали нам жизнь и мы должны это ценить! Помнить про родных и близких людей!».

А.Чамаева: «Мне очень понравился «Отец». Мне кажется, режиссер фильма хотел показать всю безграничность любви отца к сыну, а также вечную проблему отцов и детей, так как у сына, который приехал к отцу погостить к отцу возникает «проблема» пойти к друзьям и развлечься, или остаться с отцом и посидеть в тихой и семейной обстановке и познакомится с любимой женщиной отца. Приехал сын, подарил подарки и убежал к друзьям, которые его так ждали. Режиссеру удалось раскрыть тему ценностей, любви к родителям, показать, что наши родители самые важные, главные люди в нашей жизни, что ими надо дорожить: ведь они сделали для нас так много, а мы не можем подарить им лишнего часа своего «драгоценного времени», забывая о том, что именно им мы обязаны тем, что у нас есть!».

В.Лесной: «Мы просмотрели 10 произведений молодых начинающих режиссеров. Все фильмы несут определенные эмоции. Но больше всего мне понравилось произведение «Отец». Режиссер в этом фильме поднимает крайне актуальную тему в наше время - взаимоотношения отцов и детей. Так в этом фильме отец с радостью ждет своего сына, который его давно не навещал. Но сын не оправдывает его ожиданий, появившись на минутку, он убегает с друзьями, обещая скоро вернуться. Но этого не происходит... И больной старик пенсионер остается ждать его со своей спутницей до вечера. Режиссер вложил глубокий смысл в данное произведение. Оно заставляет задумываться о наших взаимоотношениях с родителями. Ведь с возрастом они становятся более одинокими и нуждаются в нашей поддержке».

П.Мочерлаева: « Из десяти фильмов программы фестиваля я выделяю картину «Отец». На мой взгляд, режиссер за 15 минут смог выразить, показать очень глубокую и актуальную в наше время проблему старости, взаимоотношений молодого поколения с пожилыми, со своими родителями. Сейчас дети очень мало уделяют времени своим родным, у них на первом месте друзья, развлечения, свои заботы, а родители остаются в стороне. Вот об этом фильм.. На меня этот фильм произвел большое впечатление».

М.Волевач: «Из 10 просмотренных короткометражных фильмов, мне больше всего понравился и в какой-то меря повлиял на меня фильм «Отец». Режиссер этого фильма очень ясно и доступно вы-

разил свою мысль, понятную и как взрослым, так и их детям... Больше всего меня тронул момент тогда, когда отец хотел познакомить своего сына со своей женщиной, накрыл стол, а сын приехал и сразу же ушел гулять с друзьями, а потом опять уехал, и даже не спросил у отца: « Как его дела!?, Здоровье!?..». Понравилось, как сыграли свои роли актеры. Автор призывает молодое поколение не забывать своих родителей и близких. И, на мой взгляд, ему это удалось. Я думаю, что каждый после просмотра этого фильма, задумается!».

Ю.Сиянова: «На мой взгляд, в фильме «Отец» отражена проблема отношения отцов и детей. При просмотре фильма мне казалось, что сюжет будет немного другим. Когда сын позвонил отцу и сказал, что приедет, отец очень волнительно ждал этой встречи, он хотел представить сыну женщину, с которой он живет. И я думала, что сын будет против этих отношений. Но сюжет оказался иным. Сын просто убежал к друзьям. В жизни такая ситуация встречается довольно часто, дети приходят и убегают, забыв совершенно о том, что они нужны своим родителям, что в таком возрасте им одиноко и не хватает «родной кровинки», что им хочется общения с детьми, понимания, ведь они вложили в их воспитание всю свою душу, тепло и ласку И на старости лет родителям хочется, чтобы их дети уделяли им немного больше своего времени, а не так, чтобы пришли, поздоровались и ушли. Мы тоже иногда совершаем какие-то поступки, и совершенно не задумываемся о том, что можем

причинить боль своим родным, что и отражено в фильме «Отец».

А.Царуев. Рецензия на фильм «Удар»:

«Удар» рассказывает о том, что два человека играют в футбол, один из них забивает мячи другому. Бьет он очень жестоко, попадая прямо в соперника, а не в ворота. По моему мнению, режиссер этого фильма попытались показать нам отношения, которые зачастую складываются между людьми. Некоторые считают, что нужно «идти по головам» для достижения своих целей, или самоутверждаться за счет унижения одним человеком другого. Одни считают себя самыми лучшими - «центром вселенной», а другие ведут себя обыкновенно. На молодежном сленге называют себя «крутыми», а если ты не попадаешь под их категорию, то тебя считают изгоем. Такие люди любят унижать, насмехаться над другими, а иногда и избивать другого человека, считая это хорошим и положительным поступком.

В конце фильма человек, в которого намеренно попадают мячом, плачет. Этот эпизод показывает приоритет так называемых «крутых» над простыми людьми. На мой взгляд, это неверный эпизод. Не было так же показано лица того человека, который забивал мяч. Ведь человек, который делает злые дела, сам очень сильно мучается, но старается скрыть это. Агрессия, которая проявлялась в данном фильме, необоснованна никакими действиями и поступками. Ведь мало кто знает об этом, но люди, которые сидят в тюрьме тоже считают себя «крутыми». В одной из песен музыкального направления

«шансон» звучит строчка: «..ну я же «крутой»?!!..». Так сказал человек, который сидел или сидит в тюрьме и совершил на свой век немало преступлений. Но суть не в этом, а в отношениях человека к человеку Люди должны относиться друг к другу с интересом, общаться на разные темы, а не унижать чужие интересы и прочее... И тогда можно будет говорить об положительных взаимоотношениях между людьми.

Мало кто задумывается об этом, но многие юноши и мальчики-подростки начинают курить именно из-за так называемой «крутости». Человеку который попадает под это влияние, не хочется быть изгоем и он начинает употреблять никотин. Так же это происходит и с теми, кто безмерно употребляет алкоголь и даже наркотические средства.

Сюжет и задумка фильма «Удар» переплетается с сюжетом и идеей фильма «Чучело», где девочку начинают унижать и даже избивать сверстники. Здесь как раз и отражена идея так называемой «крутости». Мне кажется, автор фильма «Удар» и пытался это отразить, но неверным было только кому - плакать должен был тот, кто бил мячом».

О. Хмара. Рецензия на фильм «Удар»: «Это фильм мне не понравился, так как непонятна была его идея. Я не вижу здесь развития событий. Фильм очень короткий, не успел начаться, как уже конец. Отсутствует какая-либо речь в фильме, нет звукового сопровождения, существует только нарастающий звук ударов мячей. Возможно, режиссер хотел донести до зрителя конкретную идею, раз сделал акцент на том, что в кадре только мячи. У меня

возникли мысли после просмотра фильма, но они вызывают только отрицательные эмоции».

С. Рудакова. Рецензия на фильм «Чистый белый снег»: «Этот фильм о девушке и парне. С одной стороны - романтика, а с другой - ложь и обман. В фильме показано как с виду хорошая девушка может оказаться воровкой и обманщицей. Она сидела в кафе, рядом был молодой человек, который обратил на нее внимание. Они улыбались друг другу, видно, что в какой-то момент между ними пробежала искра. Но искра, оказалось, была только со стороны молодого человека. Из милой девушки она превратилась в лживую воровку. Фильм мне очень понравился. Нельзя обманывать, ведь это может вернуться тебе. И наука: нельзя доверять незнакомым людям, даже если с первого взгляда они тебе понравились».

Е.Мощенок. Рецензия на фильм «Чистый белый снег»: «Лента пришлась по вкусу. Атмосфера, цвет, звук, сахар, снег - все понравилось. Фильм очень приятный, оставляет впечатление и определенное послевкусие. Незавершенная концовка заставляет размышлять и придумать конец самим. Фильм в чем-то очень романтичный. А переломный момент, когда герой возвращается к своему столику и не обнаруживает ни девушки, ни ноутбука. Понравился еще таксист в фильме, наверное, потому что у него одного есть «слова». Говорит он интересно и душевно. Его старенькая машина, грустная «пассажирка» с чужим ноутбуком, конфеты, которыми он угощает всех своих клиентов, придают фильму изюминку За ко-

роткое время фильма герои уже как родные. Видя терзанья главной героини, когда водитель рассказывает историю, как он вернул чужие деньги, уже не можешь ее осуждать. Быть может, она вернет украденное владельцу».

Т.Полякова. Рецензия на фильм «Колодец»: «Мне очень понравился фильм «Колодец». Я считаю, что этот фильм достаточно современный и молодежный, с актуальной проблемой. Парень увидел на дне колодца девушку, сразу же влюбился в нее. И несмотря на то, что девушка была на самом дне глубокого колодца, он все равно полез к ней. Символично то, что колодец находится на пустыре, где не было ни зеленой травы, ни птиц. Ни единой живой души. Кажется, что там давно нет жизни, а тем более любви. Испытания, которые приходится пройти этому парню в колодце, символизируют препятствия на пути к любви, к любимой девушке. Девушка тоже ждет с нетерпением парня, поддерживает его, зовет к себе и переживает за любимого человека. О чувствах девушки мы понимаем по ее танцу: эмоциональному, с резкими волнительными движениями, трепетными как будто она хочет взлететь на встречу к своей любви. Парень, конечно же, справляется со всеми трудностями и встречается с девушкой на дне колодца. Финальный их танец символизирует любовь. Танец очень нежный, страстный и пластичный. Мне только не понравилась тема с колодцем, он использовался во многих русских народных сказках и в других фильмах. Для этого фильма можно было придумать тему и посовременнее, внести что-то новенькое».

Э.Кукарека: «Не могу сказать, что именно один какой-то из фильмов больше всех мне понравился, но в моей памяти остались такие фильмы как «Над водой», «Чистый белый снег», «Отец», «Колодец» и «Очалан». Такие короткометражные фильмы, если честно, я смотрела впервые. Я была очень приятно удивлена тем, насколько авторы фильмов пытались передать смысл, эмоции, ведь не все фильмы сопровождались даже звуком... Вот, например, « Над водой». Девушка оборачивается и видит единственного и ненаглядного. Что же он пришел ей сказать? Тот ли он еще?! Он снимает кольцо. Неужели жизнь может рухнуть за 5 минут!!! В этом фильме не было ни одного слова, но было все понятно.

Эти фильмы также впечатлили меня тем, что не все из них имели концовку, то есть каждый зритель мог додумать ее сам. К примеру, «Чистый белый снег»: Вечер, огни, в городе кружится легкий белый снег. Девушка заходит в кафе и видит молодого человека. Один взгляд, другой. Возможно эту девушку принес ему этот чистый белый снег. Все так романтично... И что в результате!? Я уверенна, что ни один зритель не думал о таком конце фильма. На мой взгляд, это все зависит от самого человека, от его жизненных ценностей, воспитания, приоритетов. И кто знает, каков конец!? Быть может героиня фильма еще и вернется в это кафе!?».

Вот таким получилось у нас это заседание медиаклуба.

В заключение хочется отметить, что опыт таганрогской школы «Медиаобразование и медиаком-

петентность», в том числе специализация «Медиаобразование» (03.13.30), открытая в Таганрогском государственном педагогическом институте с 2002 года, все чаще становится предметом анализа в зарубежных изданиях [Burke, 2008, p.14-24; Fedorov, 2011; Yoon, 2009, p.189-213 и др.]. Это бесспорное свидетельство того, что этот опыт актуален и востребован не только в России, но и в других странах.

Литература / Literature

Burke, B.R. (2008). Media Literacy in the Digital Age: Implications for Scholars and Students. In Theory and Practice of Communication. Vestnik of Russian Communication Association. 2008. Vol. 6, p.14-24.

Fedorov, A. (2011). Russian Media Education Researches (1950-2010): Past and present. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011, 132 p.

Yoon, J. (2009). The Development of Media Literacy in Russia: Efforts from Inside and Outside the Country. In: Marcus Leaning (Ed.). Issues in Information and Media Literacy: Criticism, History and Policy. Santa Rosa, California: Informing Science Press, 2009, p.189-213.

ЗНАЧЕНИЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

С.Н.Пензин

кандидат искусствоведения, доцент

Importance of Media Education for Students' Professional Activity

Dr. Stal Penzin,

Docent of Voronezh State University (Voronezh, Russia)

Abstract: The paper reveals the importance of media education for future professional activity of students and the educational possibilities of the special course "Cinema and Modern Times" in Voronezh State University (Russia).

Key words: media education, media literacy, film education, professional activity, university students.

1 февраля 2011 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел в Гос-фильмофонде России заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии. На этой встрече было затронуто множество вопросов, связанных с производством и (самое главное) с прокатом российских филь-

мов. Собравшимся кинематографистам были представлены грустные статистические данные, согласно которым в 2010 году из вышедших на широкий экран 338 фильмов, лишь 69 - отечественные.

Н.Михалков, А.Сокуров, Ф.Бондарчук, другие кинематографисты делились мнениями, как нормализовать отечественное кинопроизвод-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.