Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 2 | ISSUE 1
educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784
Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423
ОБЩНОСТЬ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ НАРОДОВ МИРА
Тураева Санобар Халимовна
КИЭИ, старший преподаватель Гаппаров Зубайдулла Муминович
преподаватель школы №14
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются традиции и обычаи народов мира, история их возникновения, основные черты, своеобразие традиций одного народа и другого.
Ключевые слова: национальные и общечеловеческие ценности, духовное наследие, патриотизм, духовное пробуждение.
ABSTRACT
The article discusses the traditions and customs of the peoples of the world, the history of their origin, the main features, the originality of the traditions of one people and another.
Keywords: national and universal values, spiritual heritage, patriotim, spiritual awakening.
ВВЕДЕНИЕ
Пока существует нация, у нее будут национальный язык, национальное искусство, национальная культура, а также национальная традиция. Национальная традиция выражает национальный характер, национальный характер каждой нации через отражение ее жизни, профессионального общественного сознания. Национальная традиция - это порядок, поведение, навыки и нравственные нормы определенного народа и народа, сформированные на основе этого народа, исторически сложившиеся, передающиеся из поколения в поколение, связанные с психикой, культурой, бытом этого народа.
Национальные традиции выражаются через национальную культуру, язык, быт и представляют собой широкое национальное самосознание. Нравственная и духовная зрелость человека немыслима без памятников культуры, созданных другими народами, в том числе в лучших традициях. Традиция каждого народа не только отличает один от другого своей неповторимостью, но и является средством их сближения.
Например, у народов Средней Азии установка елки 1 января каждого года является беспрецедентной по своим рождественским, снеговикам и другим
927
Scientific Journal Impact Factor
О
веселым играм. А теперь он стал самым веселым, самым добровольным праздником всех, от мала до велика. В этот праздник вокруг украшенной игрушками елки дети носят разную одежду, поют русские и народные песни, танцуют и радуются.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Празднование 8 марта как Дня освобождения женщин на Второй Международной конференции женщин в Копенгагене в 1910 году по предложению Клары Цеткин — яркий тому пример. Что же касается Навруза, одной из традиционных традиций народов Средней Азии, и его воспитательного значения, то этот праздник издавна отмечается народами Востока с таким уважением и радостью, что приостановлены гражданские войны, подписаны соглашения о примирении, улицы и дворы были вычищены и урегулированы, приготовлены и все должны были быть одеты чисто.
И.А. Каримов говорит, что у каждого народа есть общность в обычаях и традициях, и это имеет большое значение в нравственном воспитании человека: «Уважение к пожилым людям, забота о семье и детях, открытое волонтерство, доброта к людям всех национальностей, сопереживание чужому положению и чувство взаимопомощи — нормы человеческих отношений» 1.
В традициях и обычаях каждого народа имеются свои особенности и отличительные черты других народов. Для него естественно быть таким. Это выражено в образной фразе известного узбекского поэта Х. Олимжона: «Мы представители народов, разных национальностей. Но наша колыбель стояла на одном месте. Узбекский мальчик тоже заснул колыбельной, рассказанная его матерью-казахкой. Узбеки жили в одном дворе с таджиками. Туркмены любят Навои не меньше, чем узбеки. Кыргызская свадьба не обходится без узбеков. Наши люди брали друг у друга дочерей и выдавали их замуж. Могилы наших предков расположены очень близко друг к другу. Наши предки писали книги друг для друга. Наши ребята катались на лощадях в поле. Наши племена переплетены. Наш народ неразлучен»2. Действительно, уважение среди народов Средней Азии отражено в следующих словах И.А.Каримова: «Наш народ никогда не считал себя выше других народов. Он проявлял должное уважение к другим народам и другим сектам»1.
Поэтому национальные традиции узбекского народа в той или иной мере родственны традициям таджикского, туркменского, кыргызского и каракалпакского народов. Как отмечал этнограф Г. Н. Волков, «то, что свойственно одному народу, можно легко найти и на другом конце земного
Scientific Journal Impact Factor
О
шара, как и желаемое»3. Но самобытность каждой нации проявляется только в наличии специфических для этой нации традиций. Даже народы, живущие в разных провинциях, принадлежащие к одному народу, имеют свои обычаи. Например, в Бухаре принято встречать гостя сладостями, что свойственно жителям этого города. Свадьбы в Кашкадарье тоже имеют свои обычаи.
Большое значение имеет и то, что Наманганскую область называют городом цветов. Поскольку проведение фестиваля цветов в нашей стране свидетельствует о пристрастии узбекского народа к цветам, люди могут расслабиться и увидеть красочные картины прекрасной природы, прекрасные плоды человеческого труда, растут их творческие наклонности. Этнограф Н.П.Остроумов писал в своей книге «Сарты»: «Я был поражен, увидев (казавшегося глупым) чернорабочего, бедного возницу или мешкоба, даже нищее, ищущего цветок, чтобы носить его в ухе и заправить под тюбетейку»4.
Социальные потребности, нравственные нормы, практический опыт и исторические условия жизни людей своеобразно интегрированы в формирование традиций. Например, в местах, куда уходили кочевники-скотоводы, было принято оставлять хлеб, соль, спички и другие предметы первой необходимости. В прошлом у горцев обычай мужчины ходили впереди, а женщины отставали от мужчин на пять-десять шагов. По мнению кавказских этнографов, происхождение этой привычки вызвано условиями горных дорог, где каждый угол опасен. Очевидно, что каждый народ имеет свое социально-экономическое развитие, традиции, соответствующие его природно-географическим условиям. Очевидно, что каждый народ имеет свое социально-экономическое развитие, традиции, соответствующие его природно-географическим условиям.
В соответствии с древней традицией дружбы и верности ей, верность народов дружбе находит отражение в различных сторонах нашего образа жизни. Кузнец Шоахмад Шомахмудов и его жена Бахри Акрамова усыновили 14 детей разных национальностей.
Их отвага воплощена в памятнике дружбы, открытом в 1982 году в Ташкенте. По словам Ш. Рашидова, «в этом замечательном произведении обобщено мужество тысяч узбекских семей». Турди Умедов и Муяссар-опа из Гиждуванского района Бухарской области имея имея одиннадцать детей усыновили мальчика-эстонца, которого разлучили с родителями во время войны.
Scientific Journal Impact Factor
о
На самом деле забота о сиротах, забота о них - это общая добродетель, укоренившаяся в крови нашего народа. Однако в Коране, священной книге ислама, также содержатся мысли о помощи сиротам и вдовам. В стихе 4 Суры 4: «Поклоняйтесь Аллаху и ничего не приравнивайте к Нему. Делайте добро своим родителям, сиротам, нуждающимся, своим родственникам, своим соседям, своему несоседскому другу, путешественнику и тем, кто находится под вашим контролем».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несравненные перемены, происходящие в каждом обществе, оказывают большое влияние на духовную жизнь и образ жизни народа. По словам И.А.Каримова: «Благодаря независимости открылись глаза на духовные источники, и мы начали наслаждаться чистыми водами этого источника. Наши ценности, которые были забыты, и слова наших предков, имена которых были поруганы, льются в глаза, как вода. Только нация, знающая свое достоинство и ценность, сможет восстановить честь и достоинство других»1.
Эти слова нашли отражение в общих традициях и обычаях народов мира и играют важную роль в воспитании духовно зрелого человека.
REFERENCES
1. Человек рожден для счастья. «Шарк», Ташкент-1998, стр. 17, 18, 35.
2. Х.Олимжон.Избранные произведения,Ташкент-1951,519 стр.
3. Г.Н.Волков. Этнопедагогика чувашского народа, Чебоксары - 1966, с.24.
4. Н.П.Остроумов «Сарты». Ташкент, 1890, с.36.
5. Mamasaliev, M. M. (2020). MAIN DIRECTIONS OF THE INFLUENCE OF MODERN CIVILIZATION ON THE SPIRITUAL IMAGE OF THE INDIVIDUAL. Вестник науки, 3(11), 5-8.
6. Буриев, И. И., & Мамасалиев, М. М. (2020). ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. Вестник науки и образования, (22-2 (100)).
7. Курбонова, М. Б., & Мамасалиев, М. М. (2020). СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА МОЛОДЕЖНОГО СООБЩЕСТВА.
In ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (pp. 210-213).
8. Allanazarov, M. K., & Mamasaliev, M. M. (2020). ANALYSIS OF COMPREHENSION METHODS IN THE GNOSEOLOGY OF ALLAME
Scientific Journal Impact Factor
о
TABATABAI. In ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (pp. 106-109).
9. Mamasaliev, M. M. (2020). INCREASING THE EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF SOCIAL INSTITUTIONS IN THE PROCESS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT. In ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (pp. 204-206).
10. Мамасалиев, М. М., & Нематов, Д. С. (2019). ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ. Актуальные научные исследования в современном мире, (4-4),
11. Очилова, Н. Р., Мамасалиев, М. М., & Астанов, А. Р. (2020). ВНИМАНИЕ ВОСПИТАНИЮ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. International Independent Scientific Journal, (14-2), 18-20.
12. Mamasaliev, M. M., & Elboeva, S. B. (2019). RELIGIOUS-PHILOSOPHICAL DOCTRINES OF SARVEPALLI RADHAKRISHNAN. Theoretical & Applied Science, (11), 339-342.
13. Мамасалиев, М. М., & Буриев, И. И. (2019). ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ-ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА. In ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА УКИ И ОБРАЗОВАНИЯ (pp. 188-190).
14. Turaeva, Sanobar Khalimovna (2021). THE PROBLEMS OF SOCIAL AND ETHNIC CONFLICTS. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (4), 1532-1536.
15. Очилова Нигора Рузимуратовна, & Мамасалиев Мирзоулуг Мирсаидович (2021). ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Проблемы науки, (3 (62)), 43-46.
16. Mamasaliyev, Mirzoulug' Mirsaidovich (2021). THE STATE OF SAHIBQIRAN AMIR TEMUR PHILOSOPHICAL AND ETHICAL ISSUES IN MANAGEMENT. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (8), 456-462.
17. Mamasaliyev Mirzoulug' Mirsaidovich, & Elboyeva Shaxnoza Buriniyozovna (2021). OLIY TA'LIM SIFATINI OSHIRISHDA AXBOROT TEXNOLOGIYALARIDAN FOYDALANISH MASALALARI. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (3), 100-404.
70-72.