ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕРПИМОСТИ И ИНТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У РАННИХ ПОДРОСТКОВ Рузиев А.Э.
Рузиев Ахрор Эватович - доктор философии по психологии (PhD), доцент, кафедра общественных наук, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан
Аннотация: эта статья предназначена для педагогов, психологов и наставников, работающих в системе образования, с обзором особенностей ранней толерантности и нетерпимости у ранних подростков, программой социально-психологической адаптации к формированию толерантного поведения у ранних подростков и ее рекомендациями.
Ключевые слова: толерантность, нетерпимость, семья, референтная группа, сфокусированный выбор, коррекция, этнотолерантность, социальная толерантность, девиантное поведение.
УДК 037 75 (039)
В мире принцип толерантности - одна из универсальных ценностей, применение которой способствует мирному и стабильному существованию всего человечества. Поэтому его разработка находится в центре внимания международных организаций, в том числе: «12 декабря 2018 года Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию «Просвещение и религиозная терпимость». Документ, разработанный Узбекистаном, был единогласно поддержан всеми странами-членами ООН.
Принятие резолюции стало практическим проявлением инициативы, выдвинутой Президентом Шавкатом Мирзиёевым на 72-й сессии Генассамблеи ООН в сентябре 2017 года в Нью-Йорке.
Выступая на Генассамблее ООН, глава нашего государства отметил, что основная цель предложенной Узбекистаном резолюции - «обеспечить право на образование для всех, помочь искоренить неграмотность и невежество». Документ направлен на «установление терпимости и взаимного уважения, обеспечение свободы вероисповедания, защиту прав верующих и помощь в предотвращении дискриминации».
Статья 18 Конституции Республики Узбекистан гласит: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом, независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и социального статуса. Привилегии устанавливаются только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости», - сказал он, добавив, что идея поощрения толерантности в нашей стране также служит правовой основой для реализации неотложных задач, таких как повышение объема и реализация таких мер.
В современных условиях глобализации толерантность имеет большое значение как социально-психологическая проблема, и ее изучение чрезвычайно актуально. Мы живем в эпоху глобализации и дальнейшей мобилизации экономики, быстрого развития коммуникаций, интеграции и взаимозависимости, крупномасштабной миграции и миграции, урбанизации и новых изменений в социальных структурах. Каждый регион индивидуален, и поэтому обострение нетерпимости и конфликта создает одинаковую угрозу для всех регионов мира. За такими угрозами невозможно спрятаться, потому что это универсально.
В связи с этим формирование толерантного поведения у современной молодежи, особенно в раннем подростковом возрасте, ставит перед представителями сферы образования важные задачи. Ниже мы говорим о программе социально-психологической коррекции, которая формирует толерантное поведение у подростков раннего возраста.
В лице первого подростка 16-17 лет преимущественно:
1) самосознание - иметь полное представление о себе, формировать эмоциональное отношение к себе, оценивать свои умственные, моральные и волевые качества, понимать свои достижения и недостатки и одновременно на основе всего этого стремиться к самосовершенствованию и образованию;
2) формируется система целенаправленных взглядов, основанная на собственной жизненной философии, личном мировоззрении, знаниях, убеждениях и т. д.
Воспитание толерантности - если объектом воспитания являются в первую очередь подростки, то основная нагрузка ложится сначала на семью (в данном случае референтную группу), а затем на образовательную среду и находящихся в ней педагогических и психологических специалистов.
Тонким и сложным аспектом проблемы является, во-первых, отсутствие информации о воспитании толерантности, его структуре и проявлении, во-вторых, непонимание имеющихся инструментов, в частности технологий, которые имеют творческий характер для того или иного состояния, и в-третьих, толерантность существует только для подростков, но также под влиянием таких факторов, как потребность в самой контрольной группе.
Согласно нашим исследованиям, формированию толерантности в личности первого подростка способствует ряд источников, например, некоторые люди (звезды шоу-бизнеса, герои киноиндустрии, окружающие власти), чтение книг, СМИ, онлайн-и офлайн-общение и др. - действует нерегулярно. Невозможно вовремя определить, какой из этих источников влияния является положительным, а какой -отрицательным. Ключевую роль здесь играет толерантное поведение, сформированное первым подростком на его жизненном пути. Это связано с тем, что любой опыт считается специально обогащенным и дополненным владельцем поведения, и в этом случае опыт толерантности направлен в положительную сторону (при условии преодоления отрицательных условий).
В данном случае это слово относится к возникновению косвенных или косвенных взаимодействий с другими людьми, при которых среда в группе сформированных коллег отличается друг от друга в зависимости от взглядов или поведения членов. Несмотря на это разнообразие, родитель, то есть референтная группа, должен знать не только об источниках, влияющих на толерантное поведение в сознании первого ребенка-подростка, но и о факторах, которые приводят к неприятным и конфликтным ситуациям, ведущим к нетерпимости.
Потому что такие факторы, как религия, этническая принадлежность, психика, ценности, язык и поведение, естественно, являются сложными не только для первого подростка, но иногда и для контрольной группы (родителей, близких родственников, учителей). Со всеми этими факторами человек раннего подросткового возраста сталкивается с интеграцией отношений с окружающими, и семья играет ключевую роль в проведении корректирующей работы в качестве основного источника социализации. Исследования показывают, что в процессе социализации родители влияют на своих детей с помощью ряда психологических механизмов.
Например, первый механизм называется подавлением, при котором родители выполняют действия, связанные с удалением определенных идей, мыслей, желаний, желаний из умов своих первых детей-подростков. Второй называется механизмом разделения, и он используется родителями для проведения корректирующей работы, связанной с отказом своих детей от плохих впечатлений. Третий механизм, называемый подкреплением, заключается в том, что родители внушают в своем
107
сознании установленную систему социальных норм, поощряя поведение своего первого ребенка-подростка, и соблюдение этого постепенно становится привычкой для подростка и проявляется в его поведении как внутреннее стремление. Четвертый механизм, называемый идентификацией, заключается в том, что первый мальчик-подросток сравнивает себя со своими родителями и пытается им подражать. Через пятый механизм эмпатии понимание родителями внутреннего мира первого ребенка-подростка, его положительная реакция на решение его проблем способствует формированию качества общения.
Таблица 1. Обзор характеристик приоритетной толерантности и нетерпимости, присущих
личности первого подростка
Толерантный подросток | Интолерантный подросток
I. Критерии самосознания
Критически подходит к себе, пытается решать проблемы, исходя из своих сильных и слабых сторон. Он ставит на первое место собственное достоинство и обвиняет окружающих.
II. Критерии защиты
Толерантный подросток обладает высокой уверенностью в себе и все умеет. Это важное условие формирования толерантной личности. Он представляет собой угрозу самому себе и социальной среде со всевозможными угрозами.
III. Критерии ответственности
Толерантный подросток не возлагает свои обязанности на других, но способен реагировать на свои слова и действия. Нетолерантный подросток не несет ответственности за то, что со мной происходит », - сказал он, снимая с себя ответственность за происходящие вокруг него события. Он считает, что я ничего вредного не сделал, сам он плохой.
IV. Критерии настойчивости
Толерантные подростки стремятся к упорному труду и творчеству самостоятельно, пытаясь решить собственные проблемы. Нетолерантные подростки склонны дистанцироваться от организационных процессов, то есть действовать как «не только я».
V. Критерии горя
Толерантный подросток может точно оценить и себя, и нетерпимого человека. Нетолерантный подросток оценивает окружающих по своему мировоззрению и сходству.
VI. Критерии юмора
У толерантного подростка есть способность смеяться над собой. Нетолерантный подросток - это грустный, разочарованный человек, который не любит юмор.
VII. Критерий доминирования
Толерантный подросток предпочитает жить в свободном и демократическом обществе. Нетолерантный подросток считает необходимым жить в авторитарном обществе, основанном на тирании. Толерантный подросток предпочитает жить в свободном и демократическом обществе. Нетолерантный подросток считает необходимым жить в авторитарном обществе, основанном на тирании.
Наконец, механизм отмены действия используется для ослабления мыслей, чувств, действий, связанных с особенностью непереносимости в раннем подростковом
возрасте. Когда человек извиняется, он верит, что его ошибки будут прощены и что он продолжит работать с чистой совестью. Так многие достигают совершенства. Кроме того, такие компоненты, как поведение первого подростка, образ жизни, жизненный опыт, имеют особое значение для педагогов, психологов (учителей) в формировании толерантного поведения путем коррекции нетерпимости, то есть своевременной ее коррекции.
По результатам фокус-конкурсов были выявлены (на основе субъективного мнения) личностные приоритетные характеристики толерантности и нетерпимости участников. По мнению испытуемых, это:
1) самосознание;
2) охрана;
3) ответственность;
4) настойчивость;
5) заботливые;
6) юмор;
7) В таких случаях, как доминирование, можно определить, находится ли человек в позиции терпимости или нетерпимости (см. Таблицу 1).
Из результатов таблицы 1 можно сделать вывод, что толерантный способ - лучше узнать человека, вести себя в окружающей среде. Это приемлемый образ жизни -чувствовать себя комфортно, уметь понимать других людей, быть всегда и всегда готовым помочь, сочувствовать культуре другого народа, его традициям и взглядам. Толерантный путь - это образ жизни, направленный на то, чтобы думать о своей уникальности из-за низкого или неправильного уровня образования, чувствовать себя некомфортно в социальной среде, стремиться к власти, не принимать культуру, взгляды и традиции других.
Учитывая, что в жизни нет абсолютно терпимого или нетерпимого человека, для мальчиков и девочек в раннем подростковом возрасте важно развивать внутреннее желание вступить в терпимые отношения. На основе «субъективного мнения» специальной группы (п = 98), состоящей из тренеров средней школы, среднего специального образования и родителей, мы разработали «социально-психологическую модель формирования толерантного поведения в личности первого подростка». (Рисунок 1).
Разработанная модель по своим характеристикам состояла из двух блоков. Блок 1 озаглавлен «Формирование толерантного поведения у подростков с физиологической точки зрения» и в основном охватывает комплекс компонентов «развитие» и «коррекция». По данным фокус-группы, у раннего подросткового возраста могут развиваться такие черты толерантности, как выносливость, настойчивость, за счет коррекции таких черт нетерпимости, как внешняя чувствительность, агрессия, произвол.
Также во 2-м блоке предложенной модели, озаглавленном «Формирование толерантного поведения у подростков с точки зрения личности», психофизиологическая основа (характер и др.) Формируется в сознании первого подростка под влиянием нестабильных, нездоровых социальных условий. Окружающая среда в семье, мотивированная на основе ценностей, можно будет развить характеристики этнотолерантности и социальной толерантности.
Рис. 1. Социально-психологическая модель формирования толерантного поведения личности
первого подростка
Короче говоря, эта модель позволяет подростку анализировать прошлое поведение или, альтернативно, корректировать свое отношение. При этом объем работы направлен не на то, чтобы заставить подростка принять тот аспект, который он не принял для себя, а на то, чтобы действовать как важный социально-психологический фактор, стабилизирующий «копинг-стратегическое» поведение, характерное для первых подростков, то есть, говоря на чистом узбекском языке, он стимулирует развитие духовности человека, например: «Думай об одном, думай о тысяче» мотивирует развитие духовности человека.
В раннем подростковом возрасте мальчикам и девочкам предлагается возможность иметь позитивное (толерантное) отношение к жизни на основе «социально-психологической модели толерантности» и понимать возникающие социальные реальности, процессы и окружающую среду. На основе вышеупомянутой модели, направленной на формирование, можно сделать следующие выводы:
- во-первых, создание и развитие образовательной среды, влияющей на формирование толерантности в раннем подростковом возрасте;
- во-вторых, создать банк социально значимых проектов по проблеме формирования толерантности;
- в-третьих, уметь прогнозировать ожидаемые кризисные ситуации, связанные с кризисными ситуациями, характерными для раннего подросткового возраста;
- в-четвертых, принять культуру толерантности как социальную норму в отношениях;
- в-пятых, для повышения самосознания в раннем подростковом возрасте;
- в-шестых, признание раннего подросткового возраста одним из важных участников масштабных социально-экономических программ, реализуемых в нашей стране по формированию толерантности;
- в-седьмых, мы признаем, что девиантное поведение в обществе ведет к сокращению числа детей раннего подросткового возраста, и что ранние подростки с большей вероятностью будут анализировать прошлое поведение или, в качестве альтернативы, корректировать свое отношение.
Список литературы /References
1. Конституция Республики Узбекистан. Т.: «Узбекистан», 2014. С. 9.
2. Гурьянов А. Воспитание толерантной личности // Воспитание школьников. М., 2008. № 2. С. 25-28.
3. Егизарьянц А.А. Психолого-педагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Армавир: 2005. С.156.
4. Требования толерантности в воспитании молодежи // Материалы Республиканской научно-практической конференции (26-27 сентября 2008 г.). Т.: УзМУ, 2008. С. 324.
5. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: Автореферат дис. ... д-рапсихол. наук: 19.00.05. СПб.: СПбГУ, 2007. С. 46.
6. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. М.: «Ось-89», 2004. С. 14-15.
7. Гозиев Эргаш. Психология онтогенеза: теоретический и экспериментальный анализ // Э. Гозиев; Национальный университет Узбекистана, Национальный университет Узбекистана. Т.: «Ношир», 2010. С. 214.
8. Каримова В.М. Психология: Учебник. Т.: Издательство национального наследия А. Кодыри, 2002. С. 90-96.
9. Mamasaliev MM. (2020). MAIN DIRECTIONS OF THE INFLUENCE OF MODERN CIVILIZATION ON THE SPIRITUAL IMAGE OF THE INDIVIDUAL. Вестник науки, 3(11), 5-8.
10. Буриев И.И. & Мамасалиев ММ. (2020). ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. Вестник науки и образования (22-2 (100)).
11. Очилова Н.Р. & Мамасалиев ММ. (2021). ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Проблемы науки. 43.
12. Mirzoulug 'Mirsaidovich M. & Buriniyozovna E.S. (2021). OLIY TA'LIM SIFATINI OSHIRISHDA AXBOROT TEXNOLOGIYALARIDAN FOYDALANISH MASALALARI. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(3), 100-404.
13. Очилова Н.Р. & Мамасалиев М.М. (2016). Структура образа жизни молодежи Узбекистана на современном этапе развития. Молодой ученый (5). 587-588.
14. Мамасалиев М.М. & Нематов Д.С. (2019). ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ. Актуальные научные исследования в современном мире (4-4). 70-72.
15. Курбонова М.Б. & Мамасалиев М.М. (2020). СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА МОЛОДЕЖНОГО СООБЩЕСТВА. In ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Рр. 210-213.
16. Mamasaliev M.M. (2020). INCREASING THE EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF SOCIAL INSTITUTIONS IN THE PROCESS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT. In ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Рр. 204-206.
17. Turaeva Sanobar Khalimovna (2021). THE PROBLEMS OF SOCIAL AND ETHNIC CONFLICTS. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (4). 1532-1536.
18. Allanazarov M.K. & Mamasaliev MM. (2020). ANALYSIS OF COMPREHENSION METHODS IN THE GNOSEOLOGY OF ALLAME TABATABAI. In ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Рр. 106-109.
19. Очилова Н.Р., Мамасалиев М.М. & Астанов А.Р. (2020). ВНИМАНИЕ ВОСПИТАНИЮ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. International Independent Scientific Journal. 14-2, 18-20.