Научная статья на тему 'ВЕЛИКИЕ ЗАСЛУГИ ВОСТОЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА'

ВЕЛИКИЕ ЗАСЛУГИ ВОСТОЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
202
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ценности / национальные и общечеловеческие ценности / духовное наследие / патриотизм / духовное пробуждение. / values / national and universal values / spiritual heritage / patriotim / spiritual awakening.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тураева, Санобар Халимовна, Тоштемирова, Чарос Юсуповна

В статье рассматривается значение национальных и общечеловеческих ценностей и культурно-духовного наследия в формировании духовности человека, а также ценные идеи и великие заслуги восточных мыслителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT MERITS OF EASTERN THINKERS IN THE FORMATION OF HUMAN SPIRITUALITY

The article discusses the importance of national and universal values and cultural and spiritual heritage in the formation of human spirituality, as well as valuable ideas and great merits of Eastern thinkers.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКИЕ ЗАСЛУГИ ВОСТОЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

Scientific Journal Impact Factor

ВЕЛИКИЕ ЗАСЛУГИ ВОСТОЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Тураева Санобар Халимовна

КИЭИ, старший преподаватель Тоштемирова Чарос Юсуповна

преподаватель школы №6

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается значение национальных и общечеловеческих ценностей и культурно-духовного наследия в формировании духовности человека, а также ценные идеи и великие заслуги восточных мыслителей.

Ключевые слова: Ценности, национальные и общечеловеческие ценности, духовное наследие, патриотизм, духовное пробуждение.

The article discusses the importance of national and universal values and cultural and spiritual heritage in the formation of human spirituality, as well as valuable ideas and great merits of Eastern thinkers.

Keywords: values, national and universal values, spiritual heritage, patriotim, spiritual awakening.

ВВЕДЕНИЕ

Что делает человеческое сердце прекрасным, что пробуждает чувства человечества, так это духовность. Духовность, хотя она и присуща всем людям, нельзя назвать постоянным измерением. Высокая духовность является одним из приоритетов нашего народа в нашем обществе.

Построение общества в нашей стране на принципиально новой основе и его всестороннее развитие напрямую связано с мировоззрением и в то же время с духовностью народа. Его путь к обновлению и развитию нашего общества основан на четырех основных принципах. Вот эти основы:

- приверженность общечеловеческим ценностям;

- укрепление и развитие духовного наследия нашего народа;

- свободное выражение своего потенциала;

-патриотизм.

Известно, что в основе духовно-нравственных основ лежит общность общечеловеческих и национальных ценностей, цель формирования духовной культуры народа. Ведь выполнение задач в социальной, экономической и

ABSTRACT

культурной сферах, формирование идеологии общества невозможно без развития мышления личности и обогащения ее духовного мира.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В то же время наше общество и государство обладают чувством патриотизма, интересами нации, народа, социальными, трудовыми и профессиональными навыками, основами предпринимательства, духовно здоровым, физически зрелым, общечеловеческим и национальные нравственные нормы в своем сознании и деятельности очень заинтересованы в воспитании зрелой личности.

Следовательно, духовное богатство нации состоит в единстве национальных и общечеловеческих ценностей. Духовное наследие - это достижение прошлого. Задача нынешнего поколения — владеть ею и развивать ее в полной мере, с умом.

Вот почему «духовность так же важна для человека, как воздух и вода. Туристу в пустыне всегда хочется пить из родника. Точно так же человек ищет источник духовности многими страданиями и лишениями. Земля, семья, родители, дети, родственники, соседи, верность народу, уважения к людям, доверия, памяти, совести, свободы - так широко значение духовности. Человек не может буквально постичь своим умом основы основ, возвышающих его до уровня Человека. Духовность подключается только тогда, когда человек чувствует себя частью нации, думает об этом и усердно для этого работает. [2:36]

Как сказал И.А. Каримов, «трудно добиться экономического роста без духовного труда. Духовность отражает веру человека, убеждения, нравы, то, как он понимает смысл жизни, свой внутренний мир. Понимание долга перед Родиной и народом также является признаком высокой духовности. Духовно зрелый человек своими добрыми делами доволен прожитой жизнью». [2:35]

Главная задача нашей духовности - воспитать совершенных людей, зрелую и гармонично развитую молодежь. При формировании духовного мира нашего народа на основе вышеизложенных принципов необходимо будет пробуждать чувство гордости за наших предков, эффективно использовать передовые идеи ислама в воспитании молодежи.

Изучение культурного наследия прошлого является одним из актуальных

вопросов, необходимых для развития общества. Потому что в культурном

наследии, оставленном нашими предками, есть замечательные, прогрессивные

идеи, которые будут востребованы во все времена, и они не утратили своей

896

Scientific Journal Impact Factor

актуальности для сегодняшнего развития. Смысл жизни, роль человека в обществе, мудрость и мудрые мысли наших передовых мыслителей прошлого — плоды очень «сладкого» мышления.

Они оказывают практическую помощь в дальнейшем обогащении и просвещении духовного мира народа. В связи с этим изучение и демонстрация роли культурного наследия прошлого в формировании новой культуры и его значения в духовной жизни общества является важной работой нового теоретико-методологического и практического значения.

От наших предков мы унаследовали радикально иные культурные и духовные традиции, называемые западной цивилизацией, развитием и восточной духовностью. Многие мыслители объективно признавали, что Запад и Восток имеют своеобразные культурные и духовные образы.

Великий ученый Абу Али ибн Сина написал на эту тему 20-томную книгу «Честность». Великий индийский мыслитель Свали Вивеканда, говоря о различиях между Западом и Востоком, говорит, что «голос Европы — это голос политики, и наставником ее в этом отношении является древняя Греция». «Голос Востока есть голос духа и духовности, не случайно жизненная деятельность всех пророков направлена на пропаганду духа, и все они без исключения представители Востока. Любовь человека Востока сосредоточена на внутренней сущности и вечности, духе и духовности.

Нам нужно подробно объяснить, что в наших жилах течет кровь очень многих великих существ, поразивших мир таких как ведущие ученые Академии Маъмуна - "Байтул Хикмат" Ахмад Фергани, создатель алгебры Мухаммад Хорезми, правитель медицины Абу Али Ибн Сино, первооткрыватель нового мира - американского континента Абу Райхан Беруни, Мирзо Улугбека, создавшего самую совершенную карту звездного неба, глава духовного-религиозного мира Турона Ахмада Яссави, великого мухаддиса Имама Исмаила Бухари и храброго Амира Темура. [1:42-43]

Нам известно великие культурные ценности ислама. Чем глубже мы понимаем это бесценное сокровище, тем духовнее становится наша жизнь. В связи с этим необходимо подчеркнуть значение Ислама, в который верили наши предки, в жизни человека и его семьи, в деле нравственности и милосердия, а также в гармонии со свободой совести.

Священная религия ислам также является религией, которая всем своим существом ведет людей к знаниям и ведущий на правильный путь.

Это потому, что первая сура Корана, которая была ниспослана, также начинается с «Икра», что означает «читать». В суре «аль-Алак»- 96 Корана, сказано: «Читай, твой Господь велик, Он научил перу, Он научил человека тому, чего он не знал».

Знание и просвещение также прославляются в хадисах. Например, в хадисе написаны слова «Знание обязательно для каждого верующего».

Благодаря знанию люди выходят из трясины невежества и совершенствуют свою веру. Благодаря знаниям люди различают правильное и неправильное, дозволенное и запрещенное и поступают справедливо. Поэтому каждый член общества должен быть просвещенным и духовным. [4:227]

Наш великий предок Абдулла Авлони также говорил: «.. .Просветленный народ будет смелым. Мужество - это сила души, здоровье души. Нация, лишенная образования, науки и культуры, задавлена решеткой невежества. Ибо невежество есть самое страшное, самое страшное из бедных и нуждающихся». [1:80]

Каждый народ существует со своим культурным и духовным наследием, традициями, исторической памятью. Нация, утратившая историческую память, теряет свое сердце, свою идентичность, становится сборищем простых людей и в результате падает со сцены истории как нация. Народ сохраняет свое культурное наследие, ценности, самобытность благодаря своей исторической памяти, он чувствует себя творцом и наследником своей истории.

В 1917 году Абдирауф Фитрат сказал: «Туркестанская честь, внимание, вера, убеждения, совесть попраны ногами; Турецкая родина попала в чужие руки».

Царские чиновники, насильственно вторгшиеся, прекрасно знали, что уничтожение культуры, духовности, воспрепятствование развитию национального языка, национального самосознания, удержание масс в состоянии политической зависимости и манипулирования — один из самых чувствительных способов подчинения угнетенных народов. Именно поэтому они уделили серьезное внимание этому вопросу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В определенное время были стерты историческая память нашего народа, уничтожали его историю и духовность. На протяжении веков разрушались, сжигались духовные ценности, созданные нашим народом, закрывались школы и медресе, но не хотели признавать, что медресе - это очаг истинной духовности.

Scientific Journal Impact Factor

Потому что, если его люди духовно бедны, такое общество никогда не будет признано во всем мире и были сказаны вам не нужно уничтожать нацию, чтобы уничтожить ее — если вы уничтожаете ее культуру, ее искусство, ее язык -это и достаточно чтобы стереть с лица земли целую нацию.

Великое государство невозможно построить без глубокой духовности, гордости и высокой культуры народа. Духовное богатство, которое веками накапливали наши предки, находит отражение в нашей жизни и сегодня.

Подобно тому, как все существа на земле наслаждаются солнцем, молодое поколение наслаждается источником духовности. Это будет духовной пищей для понимания национальной гордости и самобытности.

REFERENCES

1. Mamasaliev, M. M. (2020). MAIN DIRECTIONS OF THE INFLUENCE OF MODERN CIVILIZATION ON THE SPIRITUAL IMAGE OF THE INDIVIDUAL. Вестник науки, 3(11), 5-8.

2. Буриев, И. И., & Мамасалиев, М. М. (2020). ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. Вестник науки и образования, (22-2 (100)).

3. Курбонова, М. Б., & Мамасалиев, М. М. (2020). СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА МОЛОДЕЖНОГО СООБЩЕСТВА.

In ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (pp. 210-213).

4. Allanazarov, M. K., & Mamasaliev, M. M. (2020). ANALYSIS OF COMPREHENSION METHODS IN THE GNOSEOLOGY OF ALLAME TABATABAI. In ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (pp. 106-109).

5. Mamasaliev, M. M. (2020). INCREASING THE EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF SOCIAL INSTITUTIONS IN THE PROCESS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT. In ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (pp. 204-206).

6. Мамасалиев, М. М., & Нематов, Д. С. (2019). ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ. Актуальные научные исследования в современном мире, (4-4), 70-72.

7. Очилова, Н. Р., Мамасалиев, М. М., & Астанов, А. Р. (2020). ВНИМАНИЕ ВОСПИТАНИЮ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. International Independent Scientific Journal, (14-2), 18-20.

S. Очилова, Н. Р., & Мамасалиев, M. M. (2016). Структура образа жизни молодежи Узбекистана на современном этапе развития. Молодой ученый, (5), 5S7-5SS.

9. Mamasaliev, M. M., & Elboeva, S. B. (2019). RELIGIOUS-PHILOSOPHICAL DOCTRINES OF SARVEPALLI RADHAKRISHNAN. Theoretical & Applied Science, (11), 339-342.

10. Мамасалиев, M. M., & Буриев, И. И. (2019). ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ-ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА. In ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА УКИ И ОБРАЗОВАНИЯ (pp. 1 SS-190).

11. Turaeva, Sanobar Khalimovna (2021). THE PROBLEMS OF SOCIAL AND ETHNIC CONFLICTS. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (4), 1532-1536.

12. Очилова Нигора Рузимуратовна, & Мамасалиев Мирзоулуг Мирсаидович (2021). ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Проблемы науки, (3 (62)), 43-46.

13. Mamasaliyev, Mirzoulug' Mirsaidovich (2021). THE STATE OF SAHIBQIRAN AMIR TEMUR PHILOSOPHICAL AND ETHICAL ISSUES IN MANAGEMENT. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (S), 456-462.

14. Mamasaliyev Mirzoulug' Mirsaidovich, & Elboyeva Shaxnoza Buriniyozovna (2021). OLIY TA'LIM SIFATINI OSHIRISHDA AXBOROT TEXNOLOGIYALARIDAN FOYDALANISH MASALALARI. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (3), 100-404.

15. Каримов И.А. Высокая духовность - непобедимая сила. Ташкент, «Духовность», 2008.

16. Человек рожден для счастья.Ташкент, «Шарк», 1998г.

17. Имомназаров И.. Этапы совершенствования нашей национальной духовности. Ташкент, Шарк, 1996.

18. История религиозных народов Средней Азии. Отв.редактор: Ш.А.Йовкочев.-Т.: ТГИВ, 2006. 227с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.