ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
А.П. СУХОДОЛОВ
первый проректор Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск
e-mail: [email protected]
А. ДАВААСУРЭН
проректор Монгольского государственного университета искусства и культуры,
кандидат экономических наук, профессор, г. Улан-Батор
e-mail: [email protected]
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ И МОНГОЛИИ
Рассмотрены общие закономерности и особенности развития малого предпринимательства в России и Монголии. Показан уровень развития малого предпринимательства России и Монголии в мировом рейтинге. Описаны отраслевая структура и география размещения малых предприятий в России и Монголии.
Ключевые слова: малое предпринимательство; Россия; Монголия; уровень развития малого предпринимательства; отраслевая структура и география размещения малых предприятий.
УДК 339.13 ББК 65.29
A.P. SUKHODOLOV
Senior Vice-Rector, Doctor of Economics, Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
A. DAVAASUREN
Vice-Rector, Моngolia National University of Art and Culture, PhD in Economics, Professor, Ulan Bator e-mail: [email protected]
GENERAL TRENDS AND FEATURES OF ECONOMIC RELATIONS IN THE SPHERE OF SMALL BUSINESSES IN RUSSIA AND MONGOLIA
The authors study general trends and features of small business development in Russia and Mongolia. The level of small business development in Russia and Mongolia in the world ranking is shown. The sectoral structure and geography of locations of small enterprises in Russia and Mongolia are described.
Keywords: small business; Russia; Mongolia; level of small business development; sectoral structure and geography of locations of small enterprises.
По данным ООН, в мире насчитывается около 100 млн малых предприятий, на которых занято более половины всего трудоспособного населения планеты. Малый и средний бизнес стал неотъемлемой составной частью нормальной рыночной социально ориентированной экономики. Во всех развитых странах мира он играет ключевую роль в устойчивом росте национальной экономики и поддержании
благосостояния граждан, где проводится целенаправленная и последовательная политика поддержки предпринимательства. При этом потенциал малого предпринимательства дает возможность государствам успешно решать задачи социально-экономического развития.
Число малых и средних предприятий в таких развитых странах мира, как США, Великобритания, Германия, Япония, Италия,
© А.П. Суходолов, А. Даваасурэн, 2012
достигает 80-90% от общего числа предприятий, где занято две трети всего трудоспособного населения, которое производит более половины валового внутреннего продукта. Следует отметить, что малые и средние предприятия не противопоставлены крупной промышленности, как еще совсем недавно представляла официальная советская экономическая наука.
Почему малое предпринимательство получило столь широкое распространение во всем мире и активно поддерживается правительствами почти всех стран? Что оно дает экономике?
Во-первых, легко адаптируются к изменяющимся условиям, черпая ресурсы для своего развития на потребительском рынке, быстро реагируют на потребительский спрос, оперативно насыщают рынок разнообразными товарами и услугами.
Во-вторых, при небольших затратах создают новые рабочие места, обеспечивают занятость населения, снимают социальную напряженность.
В-третьих, увеличивают налогооблагаемую базу для бюджетов всех уровней, имеют более низкий показатель издержек производства и обращения, более высокую собираемость налогов.
В-четвертых, создают питательную среду для крупной промышленности. Это источник новых идей и управленцев, в том числе и для крупного бизнеса.
В-пятых, восприимчивы к новациям, быстро осваивают пионерные области. Именно здесь возникают пилотные разработки, которые впоследствии реализуются как крупно-
масштабные промышленные национальные и транснациональные программы.
Достаточно сказать, что значительная часть современных миллионеров и супермиллионеров Америки начинали свою деятельность как частные предприниматели путем создания малых предприятий. Бизнес американца Б. Гейца, богатейшего человека мира, — яркий пример этого.
Азиатский экономический рывок, или «азиатское экономическое чудо» также во многом обязаны малому предпринимательству. Неслучайно почти все страны Юго-Восточной Азии, за исключением лишь Северной Кореи, осуществляют беспрецедентную по своим масштабам поддержку малого бизнеса. По показателям динамики развития предпринимательства и темпам экономического роста они втрое превосходят европейские страны.
Существует общепризнанный показатель — количество малых предприятий (МП) на 1 тыс. жителей (табл. 1). По данному показателю лидируют США, Италия и Япония (более 50 малых предприятий на 1 тыс. жителей).
По общемировым стандартам малое предпринимательство считается «зрелым» сектором экономики, когда на 1 тыс. жителей приходится 30-50 устойчиво работающих предприятий. К сожалению, малое предпринимательство в России и Монголии преодолевает «младенческую» стадию и пока сильно отстает от общемирового уровня. На 1 тыс. чел. населения в Монголии приходится около 12 небольших предприятий (отставание в 3-5 раз), в России — всего 6 (отставание в 5-8 раз).
Таблица 1
Уровень развития малого предпринимательства в некоторых странах мира
Страна Общее количество МП, млн ед. Количество МП на 1 тыс. жителей, ед. Численность занятых на МП, млн чел. Доля МП, %
в численности занятых в ВВП
США 19,30 74 70,0 54 50-55
Италия 3,90 68 17,0 73 55-60
Япония 6,50 50 40,0 78 50-55
Великобритания 2,90 46 14,0 49 50-55
Германия 2,30 37 19,0 46 50-55
Франция 2,00 35 15,0 54 55-65
Китай 30,00 24 380,0 52 40-50
Монголия 0,03 12 0,4 39 60-70
Россия 0,90 6 8,0 12 5-10
Беларусь 0,03 3 0,3 8 5-10
Составлено по: [1, с. 51].
Столь значительное отставание обусловлено тем, что в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где малый бизнес и система его поддержки развивались естественным путем, Россия и Монголия более полувека оставались странами с жестко централизованной командно-административной экономикой, где частное предпринимательство было запрещено. В период экономических реформ произошли коренные преобразования, охвативашие политическую, социальную и экономическую сферы. От однопартийной административно-командной системы страны перешли к демократической, заменив жестко централизованное планирование механизмами рыночного саморегулирования экономики, основанной на конкуренции и предпринимательской деятельности. У граждан появилась возможность проводить торговую и внешнеторговую деятельность. На первых этапах это была челночная торговля, позволившая накопить первоначальный капитал для создания малых и средних предприятий. Эти предприятия прошли эволюционный путь развития, заняв важную нишу в структуре современной экономики, став е неотъемлемой частью. Правительства России и Монголии стали уделять данному сектору особое внимание по ряду причин:
- гибко реагирует на спрос и быстро устраняет дефицит на потребительском рынке;
- увеличивает налогооблагаемую базу и формирует существенную часть государственного бюджета, при этом не требуют для своего развития каких-то особых государственных затрат, что очень важно при ограниченных бюджетных ресурсах;
- быстро и с небольшими затратами создает новые рабочие места, тем самым помогая властям решать две важнейших проблемы — занятости и бедности населения. Именно малый бизнес поглотил на первых этапах реформ (когда многие предприятия и организации оказались в кризисе) основную массу безработных и дал им источник дохода, предотвратив тем самым социальные потрясения, в том числе рост преступности, общественных беспорядков и т.д.;
- объединяет наиболее активную часть населения, которая, не имея на первых этапах в собственности средств производства, предлагает новые и интересные идеи и готова работать для их воплощения, не считаясь со
временем. У людей появляется возможность для самовыражения, формируются гуманные человеческие отношения;
- формирует средний класс, конкурентную среду, создает основу для развития новых экономических отношений, делает процесс демократических преобразований в России и Монголии необратимым.
Как в России, так и в Монголии, предприятия малого бизнеса имеются практически во всех отраслях экономики, их распределение в обеих странах примерно одинаковое. Наибольшая доля отмечается в торговле и общественном питании, промышленности, строительстве (табл. 2).
Таблица 2 Распределение (в среднем) малых предприятий по отраслям экономики,
за 2001-2010 гг., %
Отрасль Россия Монголия Иркутская область
Торговля и общественное питание 45 47 41
Промышленность 15 9 12
Строительство 16 8 14
Наука и образование 5 4 3
Транспорт 2 2 2
Составлено по данным национальных статистических сборников.
Высокая доля малых предприятий в сфере торговли и услуг свидетельствует о том, что у людей есть желание и интерес вести предпринимательскую деятельность в данных сферах. В отличие от реального сектора экономики здесь меньше капитальных вложений, а быстрый оборот уменьшает риски, связанные с возвратом вложенных средств. Вместе с тем, отраслевая структура требует изменений в пользу реального сектора экономики и инновационных сфер деятельности. Например, пока еще очень невелика доля (как в Монголии, так и в России) малых предприятий, созданных в сфере науки и образования. Это не соответствует научнотехническому потенциалу стран и задачам их инновационного развития. Мировой опыт подтверждает, что активизация именно инновационной деятельности способствует росту базовых отраслей экономики. Но для этого необходимо использование новых стимулов и форм поддержки, в том числе внедрение венчурного финансирования.
Малые и средние предприятия размещены по территории стран крайне неравномерно. Так, в России примерно 73% их общей численности сосредоточено в двух городах (г. Москве — 25% и г. Санкт-Петербурге — 15%), а также в прилегающих к ним регионах. На долю других областей приходится не более 25 % всех остальных малых предприятий страны (табл. 3).
Таблица 3 Распределение малых предприятий
по регионам России
Регион Доля, %
Европейская Россия 73
Москва 25
Санкт-Петербург 15
Урал 10
Западная Сибирь 9
Восточная Сибирь 4
Дальний Восток 4
В целом по России 100
Та же картина наблюдается и в Монголии, где в Улан-баторском регионе сосредоточено 72% всех малых предприятий (в том числе в г. Улан-Баторе — 62 %); Центральном регионе — 11%; Хангайском — 8%; Западном — 6%; Восточном регионе — 3% (табл. 4).
Таблица 4 Распределение малых предприятий по регионам Монголии за 2005—2010 гг.
Из этого следует, что в центральных регионах имеются более благоприятные условия для развития (в сравнении с отдаленными районами): в них сосредоточены основная масса населения и значительные денежные средства, более развита инфраструктура, меньше затрат на приобретение финансовых и трудовых ресурсов, сырья и материалов, близость к рынку сбыта и т.д.
Развитие предпринимательства в регионах зависит от их экономико-географического расположения, плотности населения, природ-
но-климатических условий, уровня поддержки со стороны местной власти. В целом же в размещении малых предприятий в более отдаленных регионах прослеживается та же тенденция, что и в целом по стране. Примерно 70% предприятий сосредоточено в крупных городах регионов. Например, в г. Иркутске находится около 60% всех субъектов малого предпринимательст-ва Иркутской области, г. Ангарске — 11%; г. Братске — 9%. В ряде муниципальных образований предпринимательство пока еще не получило достаточного распространения. Аналогичная ситуация в аймаках и сомонах Монголии.
Почему такое происходит? Прежде всего, из-за слабого экономического развития этих территорий, а также отсутствия помощи со стороны местных властей. В этой связи одной из приоритетных задач региональных администраций и соответствующих структур по развитию малого предпринимательства является поддержка данного сектора экономики. Для активизации деятельности в данном направлении разрабатываются и принимаются соответствующие программные документы, проводится обучение предпринимателей и глав администраций основам бизнеса, устраняются административные барьеры, создаются инфраструктура поддержки.
Уровень развития малого предпринимательства в среднем по России и Монголии ниже среднемирового, процесс становления предпринимательства сдерживается (или ускоряется) целым рядом факторов:
1. Общеэкономическая ситуация. Малое предпринимательство интегрировано в общероссийскую экономику и является ее неотъемлемой частью. Все, что мешает экономическому росту, неизбежно тормозит и развитие малого бизнеса. И наоборот, экономический подъем всегда сопровождается оживлением предпринимательства.
2. Несовершенство нормативно-правовой базы. Данный фактор тоже сдерживает развитие малого бизнеса, лишает предпринимателей надежной социальной и правовой защиты, увеличивает степень риска. Поэтому совершенствование центральной и региональной законодательной и нормативно-правовой базы является важным направлением деятельности всех ветвей и уровней власти.
Опыт свидетельствует, что для успешного развития требуется стабильное правовое
Регион Доля, %
Улан-баторский 72
Улан-Батор 62
Центральный 11
Хангайский 8
Западный 6
Восточный 3
В целом по Монголии 100
Составлено по данным статистических сборников Национального статистического комитета Монголии.
поле. Благодаря этому в западных странах сложилось весьма монолитное, сбалансированное в отраслевом разрезе и отвечающее рыночным потребностям ядро предпринимательства. В условиях стабильного правового и экономического пространства оно слабо подвержено воздействиям внешней среды. Именно вокруг него постоянно идет процесс появления и исчезновения новых малых предприятий и компаний. Самые перспективные и жизнеспособные из них в конечном итоге также находят себе долговременное место на рынке и входят в подобное ядро.
3. Налоговый гнет и громоздкая система отчетности. В России, например, существует около 40 различных видов налогов, а налоговое бремя оценивается в 40-60% валового внутреннего продукта. В успешно развивающихся странах, например Турции, эта величина втрое меньше, а в Китае в зонах экономического роста налоги ниже среднероссийских в 5 раз. Более низкое налоговое бремя установлено для предпринимателей в Монголии. В начале 2000-х гг. в России тоже была введена система упрощенного налогообложения для предпринимателей, которая, по нашему мнению, смягчила фискальное бремя, не решив налоговую проблему по существу.
За годы социалистического строительства культура предпринимательства была утрачена, так как считалась несовместимой с основами социализма и являлась уголовно наказуемым деянием. Соответствующим образом формировалось и общественное мнение. К счастью, идеологические догмы ушли в прошлое, поменялось отношение к бизнесу. Предпринимательство больше не воспринимается как нечто преступное и чуждое обществу. Соответствующим образом формируется общественное мнение и государственная идеология.
Для создания и устойчивого функционирования малых предприятий предпринимателям недостаточно одного желания и первоначального капитала. То же относится и к чиновникам, отвечающим за развитие малого предпринимательства. Поэтому очень важно осуществлять кадровое и научно-методическое обеспечение данного сектора экономики, обучать население основам предпринимательской деятельности, вести постоянную переподготовку специалистов. Особенно
это касается регионов и муниципалитетов с низким и средним уровнем развития малого предпринимательства. Именно здесь обучение населения и подготовка чиновничьих кадров будут давать наибольший эффект при сравнительно небольших затратах.
Многие предприниматели испытывает недостаток ресурсов (финансовых и материально-технических). Однако при размещении различных государственных и муниципальных заказов и проведении закупок, а также выделении бюджетных средств и предоставлении государственных гарантий малые предприятия оказываются в неравных условиях с крупными. Не учитывается их специфика и при кредитовании, так как данный спектр финансовых услуг слабо развит.
Мировой опыт свидетельствует, что быстрое и масштабное развитие малого бизнеса возможно только при наличии целенаправленной политики государства, понятной предпринимателям и населению, подкрепленной комплексом организационных мер и финансовыми ресурсами.
Во всем мире взаимодействие власти и бизнеса строится на взаимовыгодной долгосрочной основе. При этом государство создает благоприятные и стабильные правовые условия для предпринимателей, формирует необходимую инфраструктуру поддержки, обеспечивает привлекательный инвестиционный климат, устраняет административные барьеры, повышает конкурентоспособность национальной экономики. В свою очередь, бизнесмены помогают власти финансировать социальные программы и приоритетные отрасли, поддерживают в экономике принцип добросовестной конкуренции, расширяют налогооблагаемую базу и организуют новые рабочие места.
В развитых странах государственное содействие малому и среднему бизнесу осуществляется в самых разнообразных формах. Прежде всего это совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и реализация программ развития конкретных предприятий, информационно-консультационная помощь, льготное кредитование, дотации, налоговые льготы — все, что создает более благоприятную среду для развития предпринимательства, выводит бизнес из «тени», увеличивает налогооблагаемую базу.
В то время как в России и Монголии система государственной поддержки малого предпринимательства только формируется, в развитых странах уже достигнут уровень его устойчивого саморазвития. Там «эксплуатируется» его новое качество, которое позволяет малому бизнесу, при опоре на инновационные технологии, оказывать полномасштабное воздействие на национальную экономику и способствовать росту на этой основе социально-экономического уровня страны.
Административные барьеры вредят бизнесу, мешают энергичным и предприимчивым людям создавать рабочие места, увеличивать налогооблагаемую базу бюджетов. К ним относятся наличие многочисленных инструкций и подзаконных актов, а также бездумность чиновников. Можно выделить три основные группы административных барьеров: усложненная система регистрации, бессмысленные и бессистемные проверки, сложные и непонятные системы лицензирования и сертификации.
Все эти барьеры снижают инвестиционную привлекательность территории, уводят за ее пределы часть предпринимателей, создают питательную среду для коррупции. Неудивительно, обычной реакцией малых предприятий на произвол чиновников является уход в «теневую» экономику.
Мировой опыт свидетельствует, что с административными барьерами можно бороться, причем довольно успешно. Для этого необходимо:
- упорядочить и предельно упростить регистрацию предприятий;
- сократить число проверок и сделать их комплексными;
- свести к разумному минимуму требования лицензирующих и контролирующих органов;
- устранить бессмысленные поборы;
- немедленно отстранять от должности чиновников, ставящих препоны развитию бизнеса.
Организационную основу государственной политики поддержки образуют национальные и региональные программы. Их цель — создание благоприятных условий для развития бизнеса. Подкрепленные реальными действиями и ресурсами, они являются базой для масштабного развития предпринимательства. Как правило, программы разрабаты-
ваются на период до пяти лет и предлагают комплекс мер, направленных на развитие малого предпринимательства на конкретных территориях и в конкретных отраслях.
Наиболее важные направления поддержки определяются на основе анализа текущей ситуации и проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия. При разработке конкретных мер устанавливаются приоритеты экономического развития, учитываются потребности населения и имеющиеся ресурсы.
Программы могут предусматривать оказание самой разнообразной помощи предпринимателям: выделение производс-
твенных площадей, земельных участков, оборудования, финансовых средств, обучение населения основам бизнеса и повышение квалификации чиновников, отвечающих за развитие малого предпринимательства. В них могут оговариваться условия доступа к бюджетным ресурсам и научно-техническим разработкам, устанавливаться упрощенные процедуры регистрации, лицензирования и сертификации продукции, предлагаться меры содействия развитию торговых, научно-технических и производственных связей с зарубежными партнерами.
Инфраструктура поддержки представляет собой совокупность различных организаций (фондов, агентств, сервисных и выставочных центров, страховых и лизинговых учреждений, бизнес-инкубаторов и др.), создаваемых при участии государственных и муниципальных органов власти, призвана стимулировать рост и самоорганизацию малого бизнеса и направлять его активность в наиболее значимые для региональной экономики сферы. При помощи инфраструктуры поддержки могут осуществляться различные виды деятельности. Например, обучение населения основам предпринимательства, быстрая регистрация предприятий и оказание им юридических и консалтинговых услуг, проведение маркетинговых исследований и организация выставок-ярмарок с демонстрацией продукции малых предприятий, оказание лизинговых услуг, содействие в техническом переоснащении и рекламе продукции, обеспечение безопасности предпринимателей, привлечение инвестиций и т.д.
В качестве финансовых источников развития предпринимательства России и Монголии используют главным образом внутренние
ресурсы: доходы от собственной деятельности (60%), средства учредителей (20%) и частный кредит (15%). Эти источники доступны и наиболее надежны. На долю внешних ресурсов (кредиты банков, бюджетные ссуды и др.) приходится не более 5%.
Внешние источники заимствований, в том числе кредиты банков, использует только половина всех малых предприятий, но и они сталкиваются с проблемами, обусловленными пока еще слабым развитием рынка финансовых услуг.
Таким образом, государство должно сыграть решающую роль в запуске механизмов финансовой поддержки, задействовать весь арсенал технологий привлечения средств в сферу малого бизнеса, переориентировать систему финансирования на активное использование внебюджетных источников, обучить предпринимателей современным методам заимствования, сделать систему предоставления гарантий и бюджетных ресурсов более понятной и доступной предпринимателям. Помимо традиционных финансовых ресурсов, таких как банковский и частный кредиты, более активно должны использоваться
лизинг (вид инвестиционного кредита для приобретения оборудования и передачи его по договору аренды за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях с правом выкупа), франчайзинг (покупка уже «раскрученного» бизнеса), венчурное (рисковое) финансирование. Все эти формы финансовой поддержки широко распространены за рубежом.
Завершая обзор особенностей развития малого предпринимательства в России и Монголии, еще раз подчеркнем, что высокий уровень развития этого сектора экономики свидетельствует о социально-экономическом здоровье общества, благоприятном инвестиционном и предпринимательском климате в регионе и стране в целом. Опыт высокоразвитых государств подтверждает: чем больше людей занято в малом бизнесе и чем выше их доля в производстве валового внутреннего продукта, тем меньше в стране административно-чиновничьего произвола, устойчивее экономика, прочнее социальнополитические устои, выше творческий потенциал нации, незыблемее традиции демократии и свободы.
Список использованной литературы 1. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие / под ред. С.И. Мазолой. М., 2004.
Referenses
1. Ekonomika malogo biznesa: ucheb. posobie / pod red. S.I. Mazoloi. M., 2004.