(N
%
О
(N
УДК 339.13(517.3) Х. Лундэнбазар
ББК 65.29(5 Мон)
РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В МОНГОЛИИ
Обозначена роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономических механизмов Монголии. Обоснована необходимость реализации общенационального проекта Монголии по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе за счет применения программно-целевых методов управления с целью преодоления кризисных явлений в стране.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, Монголия, развитие, проблемы.
H. Lundenbazar
DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES
IN MONGOLIA
ssi
Zsl
KS г
“li1
НА
ОЙ"
%<s ^ 1
1
s v I
8s! ИН 25 о
СнО!
£мц
МО I £И4
нее
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
The article deals with the role of small and medium-sized businesses in the development of economic mechanisms of Mongolia. The author proves the necessity of implementing Mongolian national project for small and medium-sized business support by means of using, inter alia, special purpose management program aimed at overcoming the crisis phenomena in the country.
Keywords: small and medium-sized businesses, Mongolia, development, problems.
Малое и среднее предпринимательство (МСП) — значительное и сложное явление социально-экономической жизни Монголии. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики страны. Развитие малого и среднего предпринимательства становится стратегическим фактором, оределяющим устойчивое развитие экономики страны. В силу указанных причин поддержка этой деятельности должна рассматриваться в качестве одного из приоритетов политики Правительства Монголии. В социальном аспекте это — занятость и качество жизни народа, обеспечение граждан необходимыми товарами и услугами, формирование среднего класса демократических институтов гражданского общества. Экономический эффект от деятельности МСП оценивается с точки зрения его вклада в ВВП страны. Это повышение качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности хозяйствующих субьектов , роста торгового баланса страны, вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере зравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития горнопромышленного комплекса. Все это ставит на повестку дня вопрос о признании МСП общенациональным проектом.
Развитие МСП в Монголии осуществляется на основе программноцелевых методов. В настоящее время по данным департамента государственной статистики Монголиии на территории Монголии зарегистрированы 48,9 тыс. малых предприятий и из них 30,1 тыс. осуществляют свою деятельность. Из действующих предприятий 96% имеет меньше 50 работников, 167 хозяйственных организаций платят налоги по вы-
© Х. Лундэнбазар, 2011
%
М сшим тарифам, что составляет 90,9% налоговых поступлений от МСП.
Как показывают данные мониторинга и по оценкам самих предпринимателей при обсуждении проекта программы развития поддержки МСП, оосновные проблемы, препятствующие развитию МСП в Монголии, ха-^ рактеризуются следующим образом: дефицит собственных оборотных
5^ средств и ограниченный доступ к кредитным ресурсам, нагрузка налого-
обложения и увеличение финансовой нагрузки, сложность в подборе необходимых кадров, административныее барьеры. В этих условиях малое и среднее предпринимательство в Монголии экономически неустойчиво и характеризуется высокой зависимостью от политики, проводимой органами государственной власти Монголии.
В рамках реализации стратегии государственной политики поддержки и развития МСП в Монголии, было принято постановление Правительства Монголии от 1 апреля 2005 г., которым утверждена «Программа поддержки развития МСП в Монголии».
Целями программы являются: ссоздание благоприятной нормативно-правовой среды, ообеспечение оперативности и прозрачности услуг, оказываемых организациями исполнительной власти, пподдержка МСП через финансово-кредитную и налоговую политику, фформиро-вание системы поддержки консалтинговых услуг, обеспечение информацией, проведение учебных тренингов, отвечающих требованиям и спросу субъектов МСП.
В рамках реализации программы и создания общих благоприятных условий для МСП приняты следующие меры: внесены изменения и дополнения в налоговое законодательство в части снижения налоговой нагрузки субъектов МСП; принят закон о финансовой аренде, в 2006 г. принят закон о специальных фондах Правительства Монголии и в том числе предусмотрен фонд поддержки развития МСП. Парламентом Монголии в 2007 г. утвержден «Закон о малом и среднем предпринимательстве». §ЦЦ¥ Постановлением Парламента № 54 от 2003 г. утверждены «Основные на; правления развития технопарков» и в 2009 г. принят «Закон о правом
статусе технопарка»
ой § Анализ динамики развития МСП, вклада в базовые макроэкономичес-
^ ^ | кие показатели, а также уровень реализациии принятых законов и дру-
^ | гих мер, направленных на развитие инфраструктуры, показывают, что
1 проблемы по-прежнему остаются острыми. В их числе следует назвать:
в 1. Основной внутренний ограничитель развития МСП — узость фи-
§к§ нансовой базы. Основной источник финансирования развития — дохо-
в ды от собственной деятельности. Внешнее банковское финансирование
йоэ в настоящий момент не решает проблемы развития. Данная проблема
к®Э связана с особенностями самого бизнеса (невозможность предоставления
гарантии, непрозрачность финансовых потоков).
2. Ограниченность финансовых средств снижает конкурентоспособ-23 ность МСП на рынках труда, оборудования, недвижимости. Наблюдает-
ся дефицит работников соответствующей квалификации, оборудования нужного качества, помещений. Это типичная ситуация для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства.
1^ 3. Ограниченный доступ к внешним ресурсам, а также узость внутрен-
них финансовых возможностей ведут к ухудшению финансово-экономических показателей МСП, а значит и их конкурентных характеристик.
Н4. Масштабы микрофинансирования, финансового лизинга на несколько порядков ниже уровня спроса на них, что в условиях чрезвы-
н
о
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
ОЙ"
^ 1
1
^ Л £ ё§| ь Е
« ЕГ I
8Н! й§ о
ЕнО а
*МЦ МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
чайно низкой суммарной капитализации микробизнеса затрудняет переход к стадии роста.
5.Трудности выхода на фондовый рынок для представителей малого и среднего бизнеса и практическое отсутствие механизмов преобразования частных малых предприятий в публичные компании.
6. Не развиты механизмы стимулирования создания малого и среднего инновационного предпринимательства. Наблюдается явная недостаточность бизнес-инкубаторов, ориентированных на стартовую поддержку высокотехнологичных компаний, что приводит к практической невозможности системного развития инновационного бизнеса в Монголии.
7. Не происходит уулучшения доступа МСП на рынок государственных и муниципальных закупок, так как законодательство, регламентирующее эту сферу отношений государства и бизнеса не проработано и правовой документ, принятый властью, не предусматривает обязательного порядка привлечения к госзаказу МСП непосредственно или через субконтракты.
8. Сохраняется тенденция к «искусственному» тиражированию малого бизнеса, когда с наращиванием оборота отдельное малое предприятие не перерастает в среднее, а отделяет от себя новое аффилированное малое предприятие. Это подтверждает наличие высоких транзакционных издержек перехода из малого бизнеса в средний, сдерживающих формирование рациональной и эффективной структуры экономики.
Период первоначального формирования благоприятных условий предпринимательской деятельности в основном завершен, на первый план вышли трудности, объективно присущие малому и среднему бизнесу не только в переходной, но и в развитой рыночной экономике.
При формировании политики в области МСП следует, по мнению автора, учитывать его изначальное неравное положение в доступе к ресурсам по сравнению с крупным бизнесом. Достаточным условием развития малого и среднего предпринимательства, а соответственно и конкурентной среды, является разработка и реализация комплекса специальных целевых программ по его стимулированию и поддержке, в том числе на национальном, региональном и местном уровнях. Положительный опыт малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой в сглаживании социальной напряженности в обществе, в стимулировании инновационной деятельности подтверждает оправданность такого подхода.
Осуществление целевой программы содействовало бы становлению инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Монголии (фонды поддержки, государственные организациии, отвечающие за развитие МСП, бизнес-инкубаторы, саморегулируемые организациии и т.д.), накоплению ими опыта и навыков работы, в том числе по разработке и реализации соответствующих целевых программ.
В частности, при разработке программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляемой как на государственном, так и на региональном уровнях для дальнейщего развития и совершенствования поддержки МСП необходимо учитывать следующее:
- четкость определения конечных целей, делающих возможным контроль их достижения;
- определенность ожидаемых результатов мероприятий;
- полнота мер, предусматриваемых для достижения желаемых результатов;
- четкость определения ответственности за реализацию различных мер;
%
М - скоординированность мер поддержки, осуществляемых по разным
направлениям;
- обоснованность сроков реализации мероприятий и согласованность логически связанных мер по срокам выполнения;
^ - реалистичность ресурсной обеспеченности программы;
5^ - определение механизмов привлечения внебюджетного финансиро-
вания;
- неповторяемость одних и тех же мероприятий из программы в программу с изначальным пониманием того, что большинство из них снова не будет выполнено.
Основным недостатком осуществления государственной программы следует также назвать отсутствие полного коплексного анализа результатов, достигнутых и не достигнутых в ходе реализации предыдущих программ.
В целом, несмотря на успешную реализацию отдельных проектов, сложившийся механизм государственных программ поддержки развития малого и среднего предпринимательства, оказался эффективным в некоторых отношениях, следовательно, необходим поиск новых механизмов и институтов поддержки предпринимательства.
На развитие МСП прямо и косвенно воздействовали нарастание кризисных явлений, приостановление выдачи банками кредитов субъектам МСП, введение повышенных ставок и требований к залогам. В антикризисный период Правительство Монголии приняло некоторые меры, в том числе утверждены следующие документы: «Программа индустриализации» (Постановление Правительства № 299 от 30 ноября 2009 г.), «Перечень технологического оборудования для малых и средних предприятий, освобождаемые от налогов, таможенных тарифов и НДС» (Постановление Правительства № 316 от 14 октября 2009 г.), «Приоритетные направления развития промышленности в регионах Монголии» (Постановление Правительства Монголии № 320 от 14 октября 2009 г.), «Пе-; речень первоочередных крупномасштабных инвестиционных проектов,
реализуемых Правительством Монголии». ой § В дальнейщем необходимо решить следующие вопросы на государс-
^ ^ | твенном уровне: создание фонда залогового обеспечения кредита, увели-
й* | чение льготного кредитного ресурса для МСП, обеспечение услугами фи-
о§! нансового лизинга, услугами информационного обеспечения, техники и
в ^ | технологии, создания системы страхования кредита.
§к§ Экономические реалии сегодняшнего дня заставили по новому оце-
в нить значение и роль МСП в экономике Монголии. Развитие конкурен-
з ции, превалирование инновационного типа экономического роста, упор
к®! в экономических программах на частную инициативу, поощрение пред-
«
К
н
о
принимательства привели к переосмыслению взглядов на предпринимательство, подходов к оценке его важнейших функций в экономическом механизме Монголии.
Информация об авторе
Лундэнбазар Хумбаан — аспирант, Российский экономический универси-н тет им. Г.В. Плеханова, второй секретарь, Генеральное консульство Монголии
в г Иркутске, e-mail: [email protected].
со Author
22 Lundenbazar Hunbaa — post-graduate student, Russian University of
Economics, the Second Secretary, Mongolia Consulate General, Irkutsk, e-mail: [email protected].