Научная статья на тему 'Развитие малого и среднего предпринимательства в Монголии'

Развитие малого и среднего предпринимательства в Монголии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
410
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОНГОЛИЯ / РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / MONGOLIA / DEVELOPMENT / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лундэнбазар Хумбаан

Обозначена роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономических механизмов Монголии. Обоснована необходимость реализации общенационального проекта Монголии по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе за счет применения программно-целевых методов управления с целью преодоления кризисных явлений в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN MONGOLIA

The article deals with the role of small and medium-sized businesses in the development of economic mechanisms of Mongolia. The author proves the necessity of implementing Mongolian national project for small and medium-sized business support by means of using, inter alia, special purpose management program aimed at overcoming the crisis phenomena in the country.

Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего предпринимательства в Монголии»

(N

%

О

(N

УДК 339.13(517.3) Х. Лундэнбазар

ББК 65.29(5 Мон)

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В МОНГОЛИИ

Обозначена роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономических механизмов Монголии. Обоснована необходимость реализации общенационального проекта Монголии по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе за счет применения программно-целевых методов управления с целью преодоления кризисных явлений в стране.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, Монголия, развитие, проблемы.

H. Lundenbazar

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

IN MONGOLIA

ssi

Zsl

KS г

“li1

НА

ОЙ"

%<s ^ 1

1

s v I

8s! ИН 25 о

СнО!

£мц

МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

The article deals with the role of small and medium-sized businesses in the development of economic mechanisms of Mongolia. The author proves the necessity of implementing Mongolian national project for small and medium-sized business support by means of using, inter alia, special purpose management program aimed at overcoming the crisis phenomena in the country.

Keywords: small and medium-sized businesses, Mongolia, development, problems.

Малое и среднее предпринимательство (МСП) — значительное и сложное явление социально-экономической жизни Монголии. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики страны. Развитие малого и среднего предпринимательства становится стратегическим фактором, оределяющим устойчивое развитие экономики страны. В силу указанных причин поддержка этой деятельности должна рассматриваться в качестве одного из приоритетов политики Правительства Монголии. В социальном аспекте это — занятость и качество жизни народа, обеспечение граждан необходимыми товарами и услугами, формирование среднего класса демократических институтов гражданского общества. Экономический эффект от деятельности МСП оценивается с точки зрения его вклада в ВВП страны. Это повышение качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности хозяйствующих субьектов , роста торгового баланса страны, вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере зравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития горнопромышленного комплекса. Все это ставит на повестку дня вопрос о признании МСП общенациональным проектом.

Развитие МСП в Монголии осуществляется на основе программноцелевых методов. В настоящее время по данным департамента государственной статистики Монголиии на территории Монголии зарегистрированы 48,9 тыс. малых предприятий и из них 30,1 тыс. осуществляют свою деятельность. Из действующих предприятий 96% имеет меньше 50 работников, 167 хозяйственных организаций платят налоги по вы-

© Х. Лундэнбазар, 2011

%

М сшим тарифам, что составляет 90,9% налоговых поступлений от МСП.

Как показывают данные мониторинга и по оценкам самих предпринимателей при обсуждении проекта программы развития поддержки МСП, оосновные проблемы, препятствующие развитию МСП в Монголии, ха-^ рактеризуются следующим образом: дефицит собственных оборотных

5^ средств и ограниченный доступ к кредитным ресурсам, нагрузка налого-

обложения и увеличение финансовой нагрузки, сложность в подборе необходимых кадров, административныее барьеры. В этих условиях малое и среднее предпринимательство в Монголии экономически неустойчиво и характеризуется высокой зависимостью от политики, проводимой органами государственной власти Монголии.

В рамках реализации стратегии государственной политики поддержки и развития МСП в Монголии, было принято постановление Правительства Монголии от 1 апреля 2005 г., которым утверждена «Программа поддержки развития МСП в Монголии».

Целями программы являются: ссоздание благоприятной нормативно-правовой среды, ообеспечение оперативности и прозрачности услуг, оказываемых организациями исполнительной власти, пподдержка МСП через финансово-кредитную и налоговую политику, фформиро-вание системы поддержки консалтинговых услуг, обеспечение информацией, проведение учебных тренингов, отвечающих требованиям и спросу субъектов МСП.

В рамках реализации программы и создания общих благоприятных условий для МСП приняты следующие меры: внесены изменения и дополнения в налоговое законодательство в части снижения налоговой нагрузки субъектов МСП; принят закон о финансовой аренде, в 2006 г. принят закон о специальных фондах Правительства Монголии и в том числе предусмотрен фонд поддержки развития МСП. Парламентом Монголии в 2007 г. утвержден «Закон о малом и среднем предпринимательстве». §ЦЦ¥ Постановлением Парламента № 54 от 2003 г. утверждены «Основные на; правления развития технопарков» и в 2009 г. принят «Закон о правом

статусе технопарка»

ой § Анализ динамики развития МСП, вклада в базовые макроэкономичес-

^ ^ | кие показатели, а также уровень реализациии принятых законов и дру-

^ | гих мер, направленных на развитие инфраструктуры, показывают, что

1 проблемы по-прежнему остаются острыми. В их числе следует назвать:

в 1. Основной внутренний ограничитель развития МСП — узость фи-

§к§ нансовой базы. Основной источник финансирования развития — дохо-

в ды от собственной деятельности. Внешнее банковское финансирование

йоэ в настоящий момент не решает проблемы развития. Данная проблема

к®Э связана с особенностями самого бизнеса (невозможность предоставления

гарантии, непрозрачность финансовых потоков).

2. Ограниченность финансовых средств снижает конкурентоспособ-23 ность МСП на рынках труда, оборудования, недвижимости. Наблюдает-

ся дефицит работников соответствующей квалификации, оборудования нужного качества, помещений. Это типичная ситуация для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства.

1^ 3. Ограниченный доступ к внешним ресурсам, а также узость внутрен-

них финансовых возможностей ведут к ухудшению финансово-экономических показателей МСП, а значит и их конкурентных характеристик.

Н4. Масштабы микрофинансирования, финансового лизинга на несколько порядков ниже уровня спроса на них, что в условиях чрезвы-

н

о

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

ОЙ"

^ 1

1

^ Л £ ё§| ь Е

« ЕГ I

8Н! й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

чайно низкой суммарной капитализации микробизнеса затрудняет переход к стадии роста.

5.Трудности выхода на фондовый рынок для представителей малого и среднего бизнеса и практическое отсутствие механизмов преобразования частных малых предприятий в публичные компании.

6. Не развиты механизмы стимулирования создания малого и среднего инновационного предпринимательства. Наблюдается явная недостаточность бизнес-инкубаторов, ориентированных на стартовую поддержку высокотехнологичных компаний, что приводит к практической невозможности системного развития инновационного бизнеса в Монголии.

7. Не происходит уулучшения доступа МСП на рынок государственных и муниципальных закупок, так как законодательство, регламентирующее эту сферу отношений государства и бизнеса не проработано и правовой документ, принятый властью, не предусматривает обязательного порядка привлечения к госзаказу МСП непосредственно или через субконтракты.

8. Сохраняется тенденция к «искусственному» тиражированию малого бизнеса, когда с наращиванием оборота отдельное малое предприятие не перерастает в среднее, а отделяет от себя новое аффилированное малое предприятие. Это подтверждает наличие высоких транзакционных издержек перехода из малого бизнеса в средний, сдерживающих формирование рациональной и эффективной структуры экономики.

Период первоначального формирования благоприятных условий предпринимательской деятельности в основном завершен, на первый план вышли трудности, объективно присущие малому и среднему бизнесу не только в переходной, но и в развитой рыночной экономике.

При формировании политики в области МСП следует, по мнению автора, учитывать его изначальное неравное положение в доступе к ресурсам по сравнению с крупным бизнесом. Достаточным условием развития малого и среднего предпринимательства, а соответственно и конкурентной среды, является разработка и реализация комплекса специальных целевых программ по его стимулированию и поддержке, в том числе на национальном, региональном и местном уровнях. Положительный опыт малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой в сглаживании социальной напряженности в обществе, в стимулировании инновационной деятельности подтверждает оправданность такого подхода.

Осуществление целевой программы содействовало бы становлению инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Монголии (фонды поддержки, государственные организациии, отвечающие за развитие МСП, бизнес-инкубаторы, саморегулируемые организациии и т.д.), накоплению ими опыта и навыков работы, в том числе по разработке и реализации соответствующих целевых программ.

В частности, при разработке программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляемой как на государственном, так и на региональном уровнях для дальнейщего развития и совершенствования поддержки МСП необходимо учитывать следующее:

- четкость определения конечных целей, делающих возможным контроль их достижения;

- определенность ожидаемых результатов мероприятий;

- полнота мер, предусматриваемых для достижения желаемых результатов;

- четкость определения ответственности за реализацию различных мер;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

%

М - скоординированность мер поддержки, осуществляемых по разным

направлениям;

- обоснованность сроков реализации мероприятий и согласованность логически связанных мер по срокам выполнения;

^ - реалистичность ресурсной обеспеченности программы;

5^ - определение механизмов привлечения внебюджетного финансиро-

вания;

- неповторяемость одних и тех же мероприятий из программы в программу с изначальным пониманием того, что большинство из них снова не будет выполнено.

Основным недостатком осуществления государственной программы следует также назвать отсутствие полного коплексного анализа результатов, достигнутых и не достигнутых в ходе реализации предыдущих программ.

В целом, несмотря на успешную реализацию отдельных проектов, сложившийся механизм государственных программ поддержки развития малого и среднего предпринимательства, оказался эффективным в некоторых отношениях, следовательно, необходим поиск новых механизмов и институтов поддержки предпринимательства.

На развитие МСП прямо и косвенно воздействовали нарастание кризисных явлений, приостановление выдачи банками кредитов субъектам МСП, введение повышенных ставок и требований к залогам. В антикризисный период Правительство Монголии приняло некоторые меры, в том числе утверждены следующие документы: «Программа индустриализации» (Постановление Правительства № 299 от 30 ноября 2009 г.), «Перечень технологического оборудования для малых и средних предприятий, освобождаемые от налогов, таможенных тарифов и НДС» (Постановление Правительства № 316 от 14 октября 2009 г.), «Приоритетные направления развития промышленности в регионах Монголии» (Постановление Правительства Монголии № 320 от 14 октября 2009 г.), «Пе-; речень первоочередных крупномасштабных инвестиционных проектов,

реализуемых Правительством Монголии». ой § В дальнейщем необходимо решить следующие вопросы на государс-

^ ^ | твенном уровне: создание фонда залогового обеспечения кредита, увели-

й* | чение льготного кредитного ресурса для МСП, обеспечение услугами фи-

о§! нансового лизинга, услугами информационного обеспечения, техники и

в ^ | технологии, создания системы страхования кредита.

§к§ Экономические реалии сегодняшнего дня заставили по новому оце-

в нить значение и роль МСП в экономике Монголии. Развитие конкурен-

з ции, превалирование инновационного типа экономического роста, упор

к®! в экономических программах на частную инициативу, поощрение пред-

«

К

н

о

принимательства привели к переосмыслению взглядов на предпринимательство, подходов к оценке его важнейших функций в экономическом механизме Монголии.

Информация об авторе

Лундэнбазар Хумбаан — аспирант, Российский экономический универси-н тет им. Г.В. Плеханова, второй секретарь, Генеральное консульство Монголии

в г Иркутске, e-mail: hlundenbazar@yahoo.com.

со Author

22 Lundenbazar Hunbaa — post-graduate student, Russian University of

Economics, the Second Secretary, Mongolia Consulate General, Irkutsk, e-mail: hlundenbazar@yahoo.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.