Научная статья на тему 'Роль малого и среднего предпринимательства в развитии приграничной торговли между Россией и Монголией'

Роль малого и среднего предпринимательства в развитии приграничной торговли между Россией и Монголией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОНГОЛИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРИГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / MONGOLIA / INNOVATIVE DEVELOPMENT / RUSSIAN-MONGOLIAN COOPERATION / FRONTIER TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даваасурэн Авирмэд, Отгонсайхан Н.

Анализируется текущее состояние малого и среднего предпринимательства в Монголии. Дается характеристика основных направлений торгово-экономического сотрудничества России и Монголии. Обосновываются перспективы развития приграничной торговли и создания свободной торговой зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Даваасурэн Авирмэд, Отгонсайхан Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN DEVELOPMENT OF RUSSIA-MONGOLIA FRONTIER TRADE

The article analyzes the current state of small and medium-sized enterprises in Mongolia. The author characterizes key directions of trade and economic cooperation between Russia and Mongolia, and substantiates development prospects of frontier trade and of creating a free trading zone.

Текст научной работы на тему «Роль малого и среднего предпринимательства в развитии приграничной торговли между Россией и Монголией»

О

(N

УДК 334.72(517) ББК 65.29(5Мон)

А. Даваасурэн Н. Отгонсайхан

РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ПРИГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ РОССИЕЙ И МОНГОЛИЕЙ

Анализируется текущее состояние малого и среднего предпринимательства в Монголии. Дается характеристика основных направлений торгово-экономического сотрудничества России и Монголии. Обосновываются перспективы развития приграничной торговли и создания свободной торговой зоны.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, Монголия, инновационное развитие, российско-монгольское сотрудничество, приграничная торговля.

A. Davaasuren N. Otgonsayhan

ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN DEVELOPMENT OF RUSSIA-MONGOLIA FRONTIER TRADE

ssi

2sl Д s =

Ин5|

Н£ї

н51

Ой"

°i<s ^ 1

5s І

^ П £

S ¡ґ І

8s!

о

ЕнО а

£я§|

ИО | £И4

See

н

н

о

н

PQ

со

Н

The article analyzes the current state of small and medium-sized enterprises in Mongolia. The author characterizes key directions of trade and economic cooperation between Russia and Mongolia, and substantiates development prospects of frontier trade and of creating a free trading zone.

Keywords: small and medium-sized business, Mongolia, innovative development, Russian-Mongolian cooperation, frontier trade.

Возникновение и развитие малого и среднего предпринимательства. В начале 1990-х гг., последовав рекомендациям экспертов МВФ, Монголия осуществила переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночной экономике. Этот переход был необходим для проведения приватизации государственной собственности, либерализации цен и установки курса национальной валюты по ее рыночной котировке, а также для либерализации внешней торговли. Выполнение этих задач способствовало созданию объективной основы для успешного проведения перехода к рыночной экономике. С этого момента у предприятий Монголии появилась возможность осуществлять внешнеторговую деятельность, а у граждан — челночную торговлю. В результате этого они смогли накопить первичный капитал для создания своих малых и средних предприятий. Малые и средние предприятия в Монголии прошли свой путь эволюции (возникновение и развитие), и сегодня они уже занимают прочные позиции в структуре экономики страны и стали ее неотъемлемой частью.

В настоящее время в мире нет единого понимания классификации малого и среднего предпринимательства. Но тем не менее страны мира определяют малое и среднее предпринимательство в соответствии с уровнем своего социально-экономического развития, рыночным объемом, степенью государственного вмешательства в экономику, состоянием занятости, проведением денежно-кредитной и бюджетной политики и т.д.

© А. Даваасурэн, Н. Отгонсайхан, 2011

О

(N

SS1

2нё Яч > g||' «31

оК

^ 1

5s ü

^ Л £ g§!

S ¡Г I

8SI

"Jo

ЕнО а

£я§|

МО I £И4

Sffle

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

В мире существует два вида классификаций малого и среднего предпринимательства:

1. По количественным критериям:

- размер собственного капитала;

- размер основного и оборотного капитала;

- объем дохода от реализации;

- количество рабочих.

2. По качественным критериям:

- особенность отрасли производства;

- способность финансирования.

По критериям Международной трудовой организации, если предприятие имеет 1-9 рабочих мест, оно считается малым, 10-50 рабочих мест — средним, более 50 — большим. Согласно определению Международной организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), до 99 рабочих мест — малое предприятие, 100-499 рабочих мест — среднее, более 500 рабочих мест — крупное (табл. 1).

Таблица 1

Международная классификация предприятий по количеству рабочих, чел.

Организация Малые предприятия Средние предприятия

Международная трудовая организация 1-9 10-50

Международная организация по экономическому сотрудничеству и развитию 1-99 100-499

Европейский союз 1-49 50-250

Согласно ратифицированному в 2007 г. закону Монголии «О малом и среднем предпринимательстве», малыми и средними считаются предприятия по количеству рабочих и годовому доходу, приведенным в табл. 2.

Таблица 2

Классификация малого и среднего предпринимательства в Монголии

Направление деятельности Количество рабочих по контракту, чел. Годовой доход, млрд тугриков

Производство не более 199 до 1,5

Оптовая торговля не более 149 до 1,5

Розничная торговля не более 199 до 1,5

Сервисное обслуживание не более 49 до 1,0

Малое предпринимательство не более 19 до 250,0

Предпринимательство в сфере услуг и торговли не более 9 до 250,0

Источник: О малом и среднем предпринимательстве: закон Монголии.

Некоторые страны мира классифицируют малые и средние предприятия по доли в ВВП, что определяет степень их развития. Например, в США на малые и средние предприятия приходится 60% рабочих мест, на малые предприятия — 40% ВВП, на средние предприятия — 51% ВВП, на малое и среднее предпринимательство приходится 55% инноваций. В Японии на долю малого и среднего бизнеса приходится 53,5% инноваций, в Англии и ФРГ — 51%, Италии — 58%, Франции — 56%, Европейском союзе — 64%. В США, Японии, Франции почти 70% ВВП производят малые и средние предприятия. Поэтому в этих странах малые и средние предприятия прямо воздействуют на экономическое развитие.

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

Ен^ I

Ой"

^ 1

5к I

^ Л £ ё§|

« ¡г I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§ц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МО I £И4

НОв

И

н

н

о

н

м

со

Н

Сегодня в развитых и развивающихся странах малые и средние предприятия сталкиваются с различными трудностями, что препятствует их развитию. Но эти препятствия бывают разными в зависимости от объема и структуры экономики, экспортного потенциала, а также от инвестиций. Например, в США и Канаде осуществляется защита интеллектуальной собственности, особенно в области приобретения экспортных лицензий, решение таких проблем представляет значительные трудности для малого и среднего предпринимательства в других странах. В Таиланде и Мексике международные протекционистские меры препятствуют выходу малых и средних предприятий на внешние рынки.

В странах с переходной экономикой, в том числе в Монголии, развитие малого и среднего предпринимательства сталкивается со следующими трудностями:

- непрозрачность и неопределенность процесса управления компанией;

- несовершенство и нестабильность правовой среды;

- налоговое бремя;

- дефицит финансовых средств;

- недостаточная способность вести малый и средний бизнес;

- неразвитость инфраструктуры;

- бюрократия, взяточничество и коррупция в государственных органах власти;

- дефицит техники и технологий;

- низкая квалификация рабочих и управленцев;

- трудность реализации и укрепления своих позиций при выходе на внешние рынки;

- несовершенство процесса производственной специализации и кооперации между большими, средними и малыми предприятиями.

Тем не менее в Монголии малое и среднее предпринимательство уже заняло свою прочную позицию в экономике страны.

В 2009 г. в Монголии официально зарегистрировано 59,7 тыс. частных предприятий, которые производят 92,5% ВВП (табл. 3). Из них 60% стабильно функционирует, 20% постоянно платит налоги. Поэтому можно сделать вывод, что малые и средние предприятия играют большую роль в повышении производства ВВП нашей страны, увеличении занятости населения, в обеспечении социальной стабильности.

Таблица 3

Количество официально зарегистрированных предприятий

Показа- Год

тель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Всего предпри- ятий 22 724 27 271 29 142 31 478 34 218 39 677 48 879 55 901 60 535 64 574

Доля частных предприятий в ВВП 79,9 82,7 83,7 85,0 86,8 88,6 90,5 91,3 92,0 92,5

Источник: данные Госкомстата Монголии за 2009 г.

Размещение малых и средних предприятий по стране неравномерное. Более 60% из них функционирует в Улан-Баторе, более 30% — в аймаках и сомонах. Это определяется рядом факторов: административно-террито-

«К1 Яч >

нйе

«31

НА

ОЙ"

^ 1

5к I

«Л* ё§! ь Е

« Я41

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

риальное деление, природно-климатические условия, расположение природных богатств, а также плотность населения и его миграция.

В Монголии, имеющей обширную территорию, малую численность населения, небольшой объем рынка, особенно важно развивать малые и средние предприятия в далеких сомонах.

Парламент и правительство Монголии считают, что частная собственность играет важную роль в развитии рыночных отношений внутри страны. Более десяти лет уделяется большое внимание развитию конкурентоспособных малых и средних предприятий с учетом обеспечения потребности локальных рынков и создания новых рабочих мест. Парламентом страны утверждена Целевая программа национального развития, которая предусматривает создание благоприятных правовых условий, способствующих развитию малых и средних предприятий, оказание всяческой финансовой помощи малым и средним предпринимателям, занимающимся экспортом. В сомонах необходимо создать условия для обеспечения мукой, мясом, молоком, картофелем и овощами национального производства, улучшения качества продукции и санитарно-гигиенических условий. Для реализации задач названной программы при Министерстве пищевой и легкой промышленности и сельского хозяйства правительство страны создало специализированное агентство «Малое и среднее предпринимательство». С момента образования это агентство выполняло следующие работы. По направлению развития малого и среднего предпринимательства были созданы экономические и правовые условия, предприниматели обеспечены необходимой информацией. Во всех регионах страны было проведено обучения по теме «Начинай и развивай бизнес». Кроме того, была оказана финансовая поддержка в сумме 2,2 млрд тугриков, израсходованных на приобретение малыми и средними предприятиями оборудования и запасных частей.

Также в виде поддержки малых и средних предприятий были даны льготные кредиты 1 604 гражданам и предприятиям под 1% в месяц на срок до трех лет в объеме 30,8 млрд тугриков через Фонд развития малых и средних предприятий. Было создано 469 новых малых и средних предприятий. Сумели обновить свою технику и технологии 950 малых и средних предприятий. Было создано 6 379 новых рабочих мест, что способствовало уменьшению безработицы. В результате проведения этих мер произошел ряд позитивных сдвигов:

- созданы основы перерабатывающей промышленности в сельской местности;

- в результате формирования атмосферы конкуренции на рынке мелкие и средние предприниматели стали уделять внимание улучшению качества своей продукции и услуг;

- граждане приобрели определенные навыки ведения бизнеса;

- созданные предприятия в сельских районах начали включаться в вертикальную и горизонтальную интеграцию по технологии, продукции и сырью;

- в условиях рыночной экономики люди стали работать самостоятельно и проявлять инициативу;

- увеличилась занятость населения;

- уменьшилась численность людей, имеющих доход ниже уровня прожиточного минимума.

Некоторые исследователи делают выводы о том, что вышеприведенные правовые и экономические меры, принятые государством, являют-

%

СО ся недостаточными для повышения уровня жизни и доходов населения,

не уменьшат безработицу и бедность народа страны.

Поэтому в сельской местности необходимо поощрять развитие малого предпринимательства по выращиванию скота, соединение произ-^ водителя и потребителя. Кроме того, необходимо организовать произ-

5^ водства, для которых в сельской местности имеются условия, такие как

земледелие, переработка животноводческого сырья. При этом требуется государственная поддержка создания малых и средних предприятий по переработке костей скота, по производству туалетного и хозяйственного мыла, облепихового масла и сока, по консервации березового сока, по консервации кобыльего молока, перерабатываемого производственным способом для лечебных целей, а также по переработке молока и выработке масла, сметаны, творога. Государство должно вести поиск внешних и внутренних рынков для сбыта продукции, производимой малыми и средними предприятиями.

Для функционирования малых и средних предприятий не требуются высококвалифицированные рабочие, в то же время благодаря таким предприятиям создаются новые рабочие места, условия для повышения реального дохода семей, проживающих в сомонах и, в конечном счете, снижается уровень бедности населения.

Производимые в сельских районах товары обеспечивают внутреннюю потребность страны. Также ведется приграничная и региональная торговля с республиками, областями и краями (Иркутская область, республики Бурятия и Тыва, Забайкальский и Алтайский края), что способствует увеличению объема торговли между нашими странами.

Монгольское правительство уделяет большое внимание созданию свободных торговых зон (СТЗ), таких как «Алтанбулаг», «Цагааннуур». В этих СТЗ путем оказания финансовой и правовой поддержки, предоставления налоговых льгот для функционирующих малых и средних §ЦЦ¥ предприятий, особенно в сфере производства, создаются условия, спо-

; собствующие расширению приграничной торговли двух стран.

Приграничная торговля между Монголией и Россией и создание ой § СТЗ. Сегодня основными направлениями торгово-экономического со-

трудничества Российской Федерации и Монголии являются внешняя ^ | торговля, создание совместных предприятий, приграничная торговля,

1 наука и техника, образование, культура, производство, строительство,

в сфера услуг, туризм. При проведении социально-экономических преоб-

§к§ разований торгово-экономические отношения между Россией и Монго-

в лией в своем развитии переживали тяжелые времена (рис.).

иоэ Во времена социалистического строя на СССР приходилось более

к®3 80% монгольского внешнеторгового оборота. С 1990-х гг. этот покажи затель стал постоянно уменьшаться и в течение многих лет был отно-

сительно нестабильным. Причем характерной особенностью торговли 23 являлось постоянное отрицательное сальдо торгового баланса Монго-

лии. Только в 2008 г. товарооборот между Монголией и Россией достиг 1,3 млрд дол.

Если в 1980 г. внешнеторговый оборот Монголии составлял 80%, 1^| то в 2008 г. — 23%. Межрегиональное сотрудничество, включающее

приграничные отношения двух стран, всегда было традиционным для со России и Монголии. Эти связи потенциально являются одним из сущес-

Нтвенных резервов для расширения торгово-экономического сотрудничества двух стран.

Н

О

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

НА

ОЙ"

^ 1

5к I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Л* ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Ю©Ю©Ю©Ю©т—1(МС0^10Ю1>С005

СОЬ-Ь-ОООООООООООООООО

ооооооооооооооооо

тН тН тН тН тН тН тН 03 03 СЗ 03 03 03 03 03 03 03

Динамика торговых отношений между Российской Федерацией и Монголией, % общего внешнеторгового оборота Монголии (по данным Госкомстата Монголии с 1965 по 2009 гг.)

Приграничная бартерная торговля сыграла важную роль в начале 1990-х гг., когда она в известной степени заменила межгосударственную. Это было вызвано отсутствием свободно конвертируемой валюты у обеих стран, резким сокращением экспортных запасов. В настоящее время традиционные дружественные отношения Монголии с Россией чрезвычайно важны для приграничных регионов обеих стран.

Общая граница связывает Монголию (северные аймаки) с Бурятией, Иркутской областью, Алтайским краем (западные аймаки — Баян-Ул-гий, Кобд и Убс).

В основном развиваются приграничные региональные связи, обеспечиваемые малым и средним бизнесом, на который приходится около 70% российско-монгольского товарооборота. При этом почти весь товарооборот между Россией и Монголией приходится на поставки из России. Монгольский экспорт в Россию незначителен вследствие высоких таможенных тарифов на монгольские товары. Показатели роста товарооборота могли бы быть еще выше, если бы россияне покупали продукцию малого и среднего бизнеса высокого качества, произведенную в Монголии (изделия из кашемира, кожи, дубленки и шубы), экологически чистое дешевое мясо. Ведь у Монголии и России имеется более чем столетний опыт сотрудничества в этой сфере. В годы Второй мировой войны монголы поставляли в Россию миллионы голов скота, не говоря о поставках в период социализма. В настоящее время совместными усилиями решаются вопросы осуществления ветеринарного контроля, который якобы мешал развитию поставок монгольского мяса на российские рынки.

Проблемы, которые в настоящее время стоят перед Российской Федерацией и Монголией, сходны. Главными из них являются переход на инновационный тип развития, в том числе путем формирования высокоэффективных технопарковых структур, развития инновационно активного малого и среднего предпринимательства, организации приграничного сотрудничества в целях создания благоприятных условий для предпринимателей по развитию торговли, привлечению российских инвестиций в Монголию.

%

СО В решении последней проблемы монгольская сторона крайне заин-

тересована, особенно ее привлекает импорт высоких российских технологий, российской средней и тяжелой техники. Поэтому организованы СТЗ «Алтанбулаг», примыкающая к российской границе в районе горо-^ да Кяхта (Республика Бурятия), и СТЗ «Цагааннуур», примыкающая к

5^ российской границе в районе Кош-Агача (Республика Алтай).

Их создание могло бы привлечь отечественных и иностранных держателей капиталов к развитию производительных сил северных аймаков Монголии, Бурятии и Алтая. Это способствовало бы решению проблемы, тормозящей рост монгольско-российской торговли, — привело бы к смягчению российского таможенного режима.

СТЗ «Цагааннуур» находится в западном регионе Монголии в поселке Цагааннуур Баян-Улгийского аймака площадью 708,4 га. В данном регионе проживает 15,2% общего количества населения. В общем количестве скота 30,5% приходится на этот регион. Имеется перспективная возможность первичной обработки, выделки и переработки скотоводческого сырья с дальнейшим экспортом его через СТЗ «Цагааннуур». В западном регионе Монголии есть огромные резервы для заготовки, переработки овечьей шерсти и козьего пуха. По итоговой цене и физическому объему лидирующие позиции в импорте региона занимают автобензин и дизтопливо.

Из западного региона Монголии есть возможность экспортировать мясо в объеме на 31,4 тыс. т в год, из которого 23% баранина и говядина. Общий объем мясного экспорта Западной Монголии составляет 85,5 млн дол. США.

Наиболее выгодным является экспорт переработанного мяса. Поэтому планируется построить три мясокомбината — по заготовке замороженного мяса, заготовке конины и мясоконсервный комбинат. Внутри зоны СТЗ «Цагааннуур» необходимо построить современный механизированный склад, мини-завод по производству деликатесного мяса и ; консервов. А общий объем экспорта мяса через СТЗ «Цагааннуур» будет

составлять 22,8 млн дол. США. Общая потребность в мясе Алтайского ой § края, городов Новосибирск, Красноярск, Кемерово, республик Алтай и

^ ^ | Тыва в целом составляет 740 тыс. т, а производство в них мяса состав-

^ | ляет 479 тыс. т. Недостающую 261 тыс. т можно импортировать из-за

1 рубежа, к примеру из Монголии.

в ^ | Одной из основных статей импорта товаров в северо-западный регион! он Монголии является мука. Данный регион в год потребляет 60 тыс. т

но в муки, и его аймаки импортируют 42-45 тыс. т муки, благодаря чему

ио I удовлетворяется 70-75% общей потребности в муке.

к®! Некоторые аймаки, такие как Баян-Улгий, Ховд, Убс, в целом не

имеют запасов леса. Поэтому они вынуждены импортировать лес для деревоперерабатывающих производств малого и среднего предпринима-23 тельства. Если эту потребность обеспечить из России, то объем импорти-

руемого из России леса-кругляка будет составлять 16,3 тыс. м3.

N В 2009 г. представители Минэкономразвития РФ принимали участие

в восьмом заседании подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству России и Монголии. На нем были рассмотрены вопросы, касающиеся развития отношений Республики Алтай и Монголии, в частности касающиеся начала реализации проекта строительства таможен-

Нно-логистического терминала вблизи международного автомобильного пропускного пункта «Ташанта». Обсуждена необходимость определе-

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

НА

ОЙ"

^ 1

5к I

«Л* ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

ния и активизации потенциальных партнеров в торговых отношениях сибирских регионов и Западной Монголии.

Решение о создании СТЗ «Алтабулак» было принято монгольским правительством в 2002 г. Под нее отведено 500 га в Селенгинском аймаке Монголии рядом с приграничным населенным пунктом. Сегодня в качестве резидентов СТЗ зарегистрированы более 130 компаний из России, Японии, Китая, Кореи, США, Малайзии и других стран.

В рамках зоны будет функционировать международный выставочный центр, где покупателям будут представлены товары Монголии, Китая, бурно развивающихся стран Юго-Восточной Азии, США, Европы и даже некоторых стран Океании. Жители Байкальского региона смогут приобрести одежду, обувь, электронику, новые и подержанные автомобили.

В мае 2006 г. делегация экспертов Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства РФ посетила Монголию в дни визита председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова. Экспертами были проведены переговоры и встречи в правительстве Монголии (с рядом министерств), Академии наук Монголии, Монгольском университете науки и технологий и др. По их итогам принято решение начать подготовку к созданию Российско-Монгольского делового совета (РМДС) как института взаимодействия бизнес-сообществ России и Монголии, в том числе, что особенно важно, в области развития малого и среднего предпринимательства наших стран.

Через монгольскую часть РМДС подготовлен перечень инвестиционных проектов, предлагаемых монгольскими бизнесменами российской стороне и российскими бизнесменами монгольской стороне, для совместной реализации. Проекты представлены на рассмотрение в Минэкономразвития РФ для включения в Программу развития российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 2011-2015 гг. Идет подготовка к проведению второго Монгольско-Российского делового форума в Улан-Баторе в мае 2010 г.

Государственная политика в области развития рынка инвестиций и инноваций, повышения предпринимательской активности в наших странах предполагает в первоочередном порядке создание большого количества рабочих мест; увеличение объемов финансирования субъектов малого и среднего бизнеса; обеспечение доступа к финансам для развития и создания новых направлений высокотехнологичного бизнеса.

Имеется взаимная заинтересованность Монголии и России в восстановлении и дальнейшем развитии торгово-экономических отношений между государствами. Отсюда вытекает необходимость совместного подхода к решению стратегических задач развития. Речь идет о Монголии и Республике Тыва. Тыва сотрудничает с монгольскими аймаками, такими как Баян-Улгий, Убс, Хобд, Завхан, Хубсугул. В 2005 г. в западном регионе Монголии созданы совместные компании «Убс мах экспорт», «Талган трейд», «Монрос-Убс», «Баруун-Тарс», а также более 20 предприятий, работающих по совместному прямому контракту. В последнее время с Тывинской энергосистемой соединены некоторые сомоны: Дабст, Боршоо, Арцсуурь Убс аймака. Тувинцы начали уделять большое внимание восстановлению традиций и национальных обычаев. Например, костюм национальной борьбы, традиционное приветствие во время праздника «Цагаан сар», национальные танцы, пение, песни, ук-

О

(N

SS1

2нё Яч >

MhSI

HS5

n3i

Ен^ i

ой-

°i<s ^ 1

5s ü

^ Л £ ё§|

« ff I

8s!

"Jo

СнО!

£м§|

E40 f £И4

Sffle

«

H

H

о

H PQ

CO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

H

рашение женской одежды и т.д. Результат независимого исследования показывает, что тувинцы перенимают монгольский опыт скотоводства. В среде тувинского народа имеются люди, знающие монгольский язык. Имеются данные о том, что в год через таможенно-пограничные переходы на границе Тывы проходит в среднем 8 тыс. монгольских и 4 тыс. российских граждан.

В заключение следует отметить ряд моментов: необходимо расширять традиционное торгово-экономическое сотрудничество Монголии и России; в Монголии малый и средний бизнес получает свое развитие, для чего создаются соответствующие условия; особенно перспективным представляется создание свободной торговой зоны, совместных предприятий; в Монголии взят курс на развитие скотоводства в сельской местности при ориентации на более глубокую переработку животноводческого сырья; не менее перспективно развитие приграничной торговли стран, особенно на уровне регионов РФ и аймаков Монголии.

Информация об авторах

Даваасурэн Авирмэд — кандидат экономических наук, профессор, академик САН ВШ, проректор по социально-экономическим вопросам, Институт коммерции и бизнеса, e-mail: keppd@isea.ru.

Отгонсайхан Н. — аспирант, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск.

Authors

Davaasuren Avirmed — PhD in Economics, Professor, Member of the Siberian Academy of Sciences of the Higher School, Vice-rector on social and economic issues, Institute of Commerce and Business, e-mail: keppd@isea.ru.

Otgonsayhan N. — post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.