УДК 330.322.3:37; 338.462:659.235
проблемы взаимодействия россии и монголии в сферах
бизнес-консалтинга и образования
м. а. попов,
кандидат исторических наук,
кавалер ордена «Полярная звезда», Монголия
E-mail: popov2411@mail. ru
С. А. ФИЛИН,
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента инвестиций и инноваций E-mail: safilin@mail. ru
К. М. ПОПОВ,
аспирант кафедры истории экономической науки E-mail: popovkirill2010@yandex. ru Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
В статье анализируется современный этап российско-монгольских отношений, прогнозируется в перспективе их однозначное оживление. При этом наличие развитого бизнес-консалтинга в сфере экономического сотрудничества двух стран и крупного российского образовательного комплекса, работающего в Монголии, позволит использовать их как основу для качественного перехода российско-монгольских отношений на более высокий уровень и установления эффективного взаимодействия государственных и коммерческих структур.
Ключевые слова: российское образование, бизнес-консалтинг, Монголия, государственная координация и финансовая поддержка.
Введение. По оценкам экспертов Deutsche Bank [1], рост валового внутреннего продукта (ВВП)1 Монголии в 2012 г. составил 12,7 % (в 2011 г. - 17,5 %; в 2010 г. - 6,4 %). Предполагается, что он продолжит расти такими темпами вплоть до 2017 г. Большей частью экономический рост Монголии обусловлен началом масштабной разра-
1 ВВП Монголии в 2011 г. составил 8,558 млрд долл. [16].
ботки ее недр. В частности, высокие темпы роста ВВП в 2011 г. аналитики объясняют строительством медно-золотого рудника Ою Толгой, входящего в пятерку крупнейших в мире, и рудника Таван Толгой, которые обеспечат устойчивый рост экспорта и налоговых поступлений Монголии в течение нескольких лет. Предполагается, что увеличение объемов экспорта, рост государственных расходов, приток инвестиций в крупные проекты, увеличение потребительских расходов будут ключевыми факторами роста ВВП в Монголии.
Однако при этом имеются и негативные моменты [1]:
• инфляция в 2012 г., по оценкам экспертов, составила 15,9 % (за счет роста цен на продукты питания, особенно на мясо);
• дефицит бюджета вырос до 4,2 %;
• снижаются чистые валютные резервы;
• высока зависимость Монголии от импорта, прежде всего нефтепродуктов.
Динамика торговых отношений между Россией с Монголией в последнее время активизировалась.
- 7
Так, по данным российской статистики2, внешнеторговый оборот России с Монголией в 2011 г. составил 1 584,2 млн долл. и увеличился в сравнении с 2010 г. на 56 %, в том числе российский экспорт составил 1 495,66 млн долл. (прирост на 59,7 %), а российский импорт - 88,7 млн долл. (увеличение на 12,1 %). Тенденция роста взаимной торговли сохранилась и в 2012 г.: по данным российской статистики3, за первые 10 мес. 2012 г. оборот российско-монгольской торговли увеличился в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. на 20,2 % и составил 1 596,1 млн долл., в том числе российский экспорт вырос до 1 545,5 млн долл. (на 22, 9 %), российский импорт сократился до 50,6 млн долл. (на 28,2 %).
При этом до 70 % всего российско-монгольского товарооборота приходится на долю межрегионального и приграничного сотрудничества [10], причем почти 85 % товарооборота между Россией и Монголией приходится на поставки из России. Монгольский экспорт в Россию незначителен, в частности вследствие высоких таможенных тарифов на монгольские товары. То есть в двустороннем товарообороте существует значительный дисбаланс [9].
Основными направлениями сотрудничества России и Монголии являются внешняя и приграничная торговля, наука, образование, здравоохранение, культура, промышленность, сельское хозяйство, сферы транспорта, строительства и инфраструктуры, прежде всего строительство новых и модернизация существующих железных дорог Монголии, топливно-энергетический комплекс, разработка месторождений урана на территории Монголии, инвестиционное и кредитно-финансовое сотрудничество, сферы услуг и туризма, создание совместных предприятий (СП). В центре внимания российско-монгольских отношений стоят вопросы гуманитарного сотрудничества. Так, хорошие перспективы у сотрудничества России и Монголии в сфере бизнеса и образования.
Сотрудничество России и Монголии в сфере бизнеса. В настоящее время именно вопросы развития малого и среднего предпринимательства (МСП) являются особенно актуальными для России и Монголии. В Монголии малый и средний бизнес получает свое дальнейшее развитие, для этого создаются соответствующие условия. В частности, взят курс на развитие скотоводства (особенно в сельской местности) при ориентации на более глубокую переработку животноводческого сырья, перспективным представляется создание СП. Монголия в рейтинге Doing Business в 2013 г. заняла 1-е место по легкости ведения бизнеса в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе и стала одним из лидеров в деле улучшения бизнес-правил [1].
Большой потенциал для развития сотрудничества заключен в межрегиональном и приграничном сотрудничестве, которое обеспечивает малый и средний бизнес. Общая граница связывает северные аймаки (области) Монголии с Бурятией и Иркутской областью, западные аймаки Баян-Улгий, Кобд и Убс -с Алтайским краем.
Западный регион в год потребляет 60,0 тыс. т муки, аймаки данного региона покупают муку по импорту в количестве 42,0-45,0 тыс. т, а это 70-75 % общей потребности в муке. Аймаки Баян-Улгий, Кобд, Убс не имеют запасов леса и вынуждены импортировать лес для деревопереработки. Эта потребность может быть покрыта импортом леса из России объемом 16,34 тыс. м3. По общей стоимости и физическому объему лидирующие позиции в импорте региона занимают автобензин и дизтоп-ливо [2].
В приграничных районах существует устойчивый взаимный интерес и стремление к дальнейшему
2 По данным монгольской статистики, в 2011 г. монголо-российский товарооборот составил 1 722,05 млн долл., увеличившись в сравнении с 2010 г. на 55,47 %, в том числе импорт Монголии из Российской Федерации увеличился на 49 % и составил 1 624,7 млн долл., экспорт в Россию вырос на 21,8 % и составил 96,34 млн долл. [9].
3 По данным монгольской статистики, за этот период монголо-российский товарооборот составил 1 601,38 млн долл., увеличившись в сравнении с соответствующим периодом 2011 г. на 16,3 %, в том числе импорт Монголии из Российской
Федерации увеличился на 17,6 % и составил 1 538,01 млн долл., экспорт в Россию снизился на 18,7 % и составил 63,36 млн долл. [9].
4 Монголия обратилась к российской стороне с просьбой рассмотреть возможность поставки российского круглого леса объемом до 300 тыс. м3 на льготных условиях [11]. Монголия договорилась с российской стороной о проведении в 2013 г совместной экспедиции и эксперимента по лесоразведению в Монголии и пригласила российскую сторону участвовать в правительственной программе «Зеленая крепость» («Ноггон хэрэм»), направленную на борьбу с опустыниванием, включая регион Дорнод [9]. В свою очередь, Россия выразила заинтересованность в монгольских инвестициях, направленных в сектор лесопереработки, в рамках реализации на территории Российской Федерации постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», что является основанием для предоставления льгот: заключения договора аренды лесного участка без аукциона и установления ставки платы за единицу объема лесных ресурсов в размере 50 % от ее минимального значения на срок окупаемости проекта и др. [12].
развитию торгово-экономического взаимодействия. Республика Тыва сотрудничает с монгольскими аймаками Баян-Улгий, Убс, Ковд, Завхан Хубсугул. В западном регионе Монголии в 2005 г. созданы СП «Убс мах экспорт», «Талган трейд», «Монрос-Увс», «Баруун-Тарс», а также более 20 предприятий, работающих по совместным прямым контрактам. Результаты независимого исследования показывают, что тувинцы заинтересованы в изучении монгольского опыта выращивания скота [2]. В г. Улангом (Монголия) в январе 2008 г. по инициативе администрации и торгово-промышленной палаты (ТПП) Убсанурского аймака Монголии и представительства Республики Тыва в Монголии была организована деловая встреча 80 бизнесменов и представителей администраций Убсанурского и Кобдоского аймаков Монголии, Республики Тыва (Россия) и Алтайского района (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) [13]. На встрече основное внимание было уделено вопросам сотрудничества в сфере поставок техники и технологий по переработке сельскохозяйственного сырья, заготовок скота, поставок строительных материалов, монгольских юрт и войлока, обучения студентов, обмена специалистами, развития МСП, организации бизнес-туров и др. По итогам встречи были подписаны 4 соглашения и 11 протоколов. Монгольская сторона информировала российскую сторону о готовности организации поставок в Монголию российской сельхозтехники на основе долгосрочного лизинга и предложила рассмотреть возможность совместной реализации проекта создания образцового тепличного хозяйства и птицефермы в качестве нового направления развития сотрудничества в области агропромышленного комплекса (АПК) [9].
Открытое акционерное общество «Россельхоз-банк» реализовало 6 проектов по финансированию поставок сельскохозяйственной техники и посевных материалов из Российской Федерации в Монголию. Общая сумма финансирования, предоставленного Россельхозбанком монгольской стороне на срок от 1 до 3 лет, в рамках подписанного с КОО «Банк торговли и развития» Монголии генерального соглашения на 10.06.2010 составила 10,06 млн долл. [11].
Ежегодно через таможенно-пограничные переходы на границе Монголии с Республикой Тыва проходит в среднем 8 тыс. монгольских и 4 тыс. российских граждан [2]. На восьмом заседании Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству России и Монголии в 2009 г. были
рассмотрены вопросы, касающиеся развития отношений Республики Алтай и Монголии, в частности с учетом начала реализации проекта строительства таможенно-логистического терминала вблизи международного автомобильного пункта пропуска «Ташанта».
Важную роль в развитии двустороннего торгово-экономического сотрудничества между странами играют ТИП России и Национальная ТПП Монголии, регулярно организующие встречи представителей деловых кругов. Так, активно проходят встречи в рамках Деловых советов по сотрудничеству с Монголией и Россией при соответствующих ТПП, в которых участвуют представители министерств, ведомств и местных органов власти. Организуются выставки-продажи, помогающие реализовывать совместные проекты.
В условиях рыночных отношений инвестиции из России пока поступают медленно, причем в небольших объемах. Во многом это обусловлено тем, что инвесторами из России стали отдельные частные компании. Этим объясняется то, что Россия находится на 6-м месте среди зарубежных инвесторов в Монголии. В последние годы крупнейшие российские компании проявляют заинтересованность в инвестиционных проектах в Монголии, прежде всего в обрабатывающих сферах горнорудной промышленности.
В решении проблемы привлечения российских инвестиций монгольская сторона проявляет крайнюю заинтересованность, особенно в импорте современных российских технологий по переработке руд, российской энергетической, а также средней5 и тяжелой техники, промышленных взрывчатых веществ. Для привлечения инвестиций Монголия организовала 2002 г. свободные торговые зоны (СТЗ) «Алтанбулаг» и «Цагааннуур», примыкающие к российской границе в районах г. Кяхта (Республика Бурятия) и Кош-Агача (Республика Алтай).
В поселке Цагааннуур Баян-Улгийского аймака западного региона Монголии находится СТЗ «Цагааннуур» площадью 708,4 га. В данном регионе проживает 15,2 % от общего количества населения Монголии. В общем количестве скота 30,5 % приходится на этот регион. Это показывает перспективную возможность первичной обработки, выделки и переработки сырья скотоводческого
5 В частности, ОАО «КАМАЗ» и ОАО «СОЛЛЕРС» поставляют автомобильную технику и запасные части к ней в Монголию [9].
происхождения с дальнейшим экспортом через СТЗ «Цагааннуур».
В западном регионе Монголии имеются огромные резервы для заготовки, переработки овечьей шерсти и козьего пуха. Товарооборот между нашими странами мог бы быть существенно выше, если бы россияне покупали продукцию МСП высокого качества (изделия из кашемира, кожи, дубленки и шубы и др.), экологически чистое дешевое мясо. Ведь у Монголии и России имеется почти 100-летний опыт сотрудничества в этой сфере. Еще в годы Первой мировой войны монголы поставляли в Россию миллионы голов скота, не говоря уже о поставках в период социализма, во время Великой Отечественной войны. В настоящее время Россия и Монголия совместными усилиями решают проблемы, затрудняющие развитие поставок монгольского мяса на российские рынки и связанные с повышением требований при осуществлении ветеринарного контроля6.
Общий объем мясного экспорта Западной Монголии составляет 85,5 млн долл., есть возможность экспортировать мясо в объеме до 31,4 тыс. т в год, из них 23 % составляют баранина и говядина. Из экспорта мяса наиболее выгодным является переработанное мясо. В связи с этим в России предполагается построить 3 мясокомбината: комбинаты по заготовке замороженного мяса и конины и мясоконсервный комбинат, а в зоне СТЗ «Цага-аннуур» - современный механизированный склад,
6 Ввоз убойных крупного и мелкого рогатого скота и лошадей в Российскую Федерацию в настоящее время осуществляется по парафированным 03.11.2009 ветеринарным сертификатам. По заключению специалистов Россельхознадзора, построенные в Республиках Бурятия и Тыва, а также в сопредельных аймаках Монголии карантинные базы полностью соответствуют необходимым требованиям. Ввоз мясосырья из Монголии разрешен при соблюдении установленных условий и требований только с аттестованных российской стороной предприятий. В настоящее время 24 монгольских предприятия утверждены Россельхознадзором на право экспорта в Россию говядины, конины и баранины, из них 9 - на право экспорта в Россию готовой мясной продукции. Ввоз из Монголии в Российскую Федерацию субпродуктов от убоя крупного и мелкого рогатого скота в настоящее время запрещен [11]. Россия в 2011-2012 гг. оказала гуманитарную помощь Монголии в виде поставок 37 млн доз вакцин против ящура, 22 дезинфекционных установок для ветеринарии и работ по мониторингу и оценке российскими специалистами напряженности иммунитета у вакцинированных против ящура животных, а также определения возможной циркуляции вируса ящура в зонах вакцинации и в зоне наблюдения. В свою очередь, Монголия обратилась к России с просьбой рассмотреть вопрос перевода категории мяса, экспортируемого из Монголии в Российскую Федерацию, из разряда «С» в разряд <Ш» [9].
10 -
мини-завод по производству деликатесного мяса и консервов. Общий объем экспорта мяса через СТЗ «Цагааннуур» предполагается довести до 22,8 млн долл. Общая потребность в мясе Алтайского края, Новосибирска, Красноярска, Кемерово, Республики Алтай и Республики Тыва в целом составляет 740,0 тыс. т, а производство мяса в них - 479,0 тыс. т. Недостающие 261,0 тыс. т можно импортировать из Монголии [2], причем Монголия готова ежегодно осуществлять поставки не менее 10 тыс. т мяса и мясопродуктов, а также кожаных и меховых изделий в регионы Сибири и Дальнего Востока [12].
В свою очередь, ОАО «Объединенная зерновая компания» поставила 56,9 тыс. т фуражного зерна в Монголию, ООО «Бурятмяспром» выступила с инициативой по созданию совместного мясоперерабатывающего объединения на его базе, а также ряда монгольских специализированных предприятий на территории Республики Бурятия и Монголии, а ФГУ «Управление «Бурятмелиоводхоз» достигло договоренности с Министерством продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии о его возможном участии в проведении проектно-изыскательских и строительных работ по бурению скважин для добычи воды на территории Монголии [11].
Под СТЗ «Алтанбулаг» отведено 500 га в Се-ленгинском аймаке Монголии. В настоящее время в качестве резидентов в ней зарегистрированы более 130 компаний из России, КНР, Республики Корея (РК), США, Малайзии, Великобритании и других стран, более 30 компаний из Монголии, России, КНР, США, Великобритании и РК подписали со службой Администратора СТЗ договоры об участии в инвестировании строительства ряда объектов зоны на общую сумму более 600 млн долл. [13]. В рамках СТЗ «Алтанбулаг» предполагается функционирование международного выставочного центра, где будут представлены товары из Монголии, России, стран Юго-Восточной Азии и Океании, США.
Более активное привлечение российских и иностранных инвестров в СТЗ «Алтанбулаг» и «Ца-гааннуур» внесет существенный вклад в решение проблем, тормозящих рост монгольско-российской торговли, в частности в развитие производительных сил северных аймаков Монголии, Бурятии и Алтая, в смягчение российского таможенного режима [2].
В сфере строительства Монголия предложила российской стороне реализовать совместный проект
по строительству домостроительных комбинатов для организации строительства панельных домов в г. Улан-Баторе, а также организовать поставки битума с Ангарского НПЗ. Монгольская сторона после успешного завершения строительства 2-й очереди жилых домов микрорайона «Москва» приглашает заинтересованные организации России и Монголии принять участие в строительстве его 3-й очереди (район «Баянголынам» Улан-Батора). Монголия обратилась к российской стороне с просьбой оказать содействие в создании информационного фонда «кадастр градостроения», приобретении методики и технологии укрепления старых жилых домов, находящихся в сейсмически активной зоне, а также в связи с созданием в Монголии Института градостроения и проектирования. Все это призвано обеспечить разработку проектов национального масштаба - генерального плана по расселению жителей Монголии и проектов регионального развития [9, 12].
В свою очередь, в городах Санкт-Петербурге, Новосибирске и Улан-Удэ начинают работу филиалы монгольского центра традиционной монгольской медицины [11].
Большие перспективы для масштабного развития торгово-экономического сотрудничества России и Монголии заложены в координации совместных усилий двух стран в реализации отдельных взаимовыгодных проектов в рамках долгосрочных стратегических программ развития Сибири, Дальнего Востока и Монголии до 2020 г. В частности, президент Монголии Н. Энхбаяр во время встречи с президентом Бурятии В. В. Наговицыным, находившимся в Монголии с рабочим визитом в январе 2009 г., выступил с предложением о сотрудничестве в создании торгово-транспортной сети вдоль новых автомобильных и железнодорожных маршрутов, связывающих Бурятию, Монголию и КНР [13].
Однако, несмотря на взаимные визиты глав Монголии и России и подписанные соглашения, сотрудничество между двумя странами идет с трудом. Уже имеющиеся конкретные СП - КОО «Предприятие Эрдэнэт» и КОО «Монголросцветмет»7 -
7 В частности, принятый в 2009 г. закон Монголии «О запрещении разведки и добычи полезных ископаемых в охраняемых зонах устьев рек, водоемов и лесных массивов» препятствует продолжению работы КОО «Монголросцветмет» на имеющихся площадях, в том числе на месторождении золота «Туйн гол», и приобретению компанией новых лицензий и негативно сказывается на деятельности КОО «Монголросцветмет» в целом. Государственная корпорация «Ростехнологии» в марте
с каждым годом становятся относительно менее эффективными для Российской Федерации. Хотя АО «Улан-Баторская железная дорога» («УБЖД») закончила работу в 2011 г. с положительными финансовыми результатами и увеличила в 2012 г. объем перевозок грузов в Монголии железнодорожным транспортом, а Центральный банк Монголии (Монгол Банком) предоставил АО «УБЖД» кредитную линию на сумму 303 млрд тугриков, практическая реализация комплексной программы развития и модернизации Улан-Баторской железной дороги при участии ОАО «РЖД» так и не началась8 [9]. Все это в значительной мере связано с потерей российского влияния в целом.
Очевидна тревожная тенденция: своеобразное «обнуление» в настоящее время практических результатов взаимоотношений и возможная потеря существовавших ранее доверительных отношений. Причины такого положения дел в России нередко объясняются общей бюрократизацией и неэффективностью работы чиновников и бизнесменов, а также тех, от кого зависит принятие решений. Конечно, развитие двухсторонних связей зависит от обеих стран. В частности, в Монголии представители России не всегда легко поддаются адаптации в совершенно новых исторических условиях, когда вообще невозможно надеяться на скидку традиционной дружбы. Не следует надеяться, что Монголия
2012 г. обратилась в Министерство минеральных ресурсов и энергетики Монголии с просьбой содействовать выводу принадлежащих КОО «Монголросцветмет» лицензий из-под действия указанного закона. Хотя согласно Соглашению между Правительствами РФ и Монголии от 25.04.2007 «О деятельности Российско-Монгольской компании с ограниченной ответственностью «Монголросцветмет» стороны приняли на себя обязательства по обеспечению благоприятных условий для деятельности компании, в том числе путем государственной поддержки, данное положение не выполняется [9].
8 И это несмотря на то, что еще в марте 2009 г в рамках визита делегации правительства Монголии во главе с премьер-министром Санжаагийн Баяром в Российскую Федерацию было принято решение о создании на основе УБЖД совместного предприятия с ОАО «РЖД» для дальнейшего развития и модернизации железнодорожной сферы Монголии. Во время визита в августе 2009 г., приуроченного к 70-й годовщине разгрома японских милитаристов на реке Халхин-Гол, президенты Российской Федерации Д. А. Медведев и Монголии Ц. Элбэгдорж, исходя из того, что Россия и Монголия - стратегические партнеры уже на протяжении долгих лет, подписали Декларацию о дальнейшем развитии стратегического партнерства между Россией и Монголией [3], в которой отражены направления, по которым Россия и Монголия договорились сотрудничать. В частности, в области модернизации УБЖД и строительства новой железной дороги в Монголии.
делает ставку только на российские инвестиции, а российские компании смогут работать в Монголии на льготных условиях, причем без конкурентной борьбы с другими иностранными инвесторами.
Отношения между Россией и Монголией изменились коренным образом. Выходит, их необходимо было выстраивать вновь на совершенно иных принципах. Их суть в том, что, хотя монгольский народ по-прежнему испытывает дружественные чувства к России, сегодня ситуация совершенно другая: советский метод отношений «старшего и младшего брата» ушел в прошлое. Сферу внешних отношений Монголии, которую раньше почти целиком занимал СССР, в настоящее время активно осваивают ведущие страны мира: США, Япония, КНР, Канада, РК и др. При этом отношения России с Монголией приобретают особое стратегическое значение.
Конечно, развитие двухсторонних связей зависит от обеих стран. В свою очередь, пришлось перестраиваться и Монголии, монгольскому народу. В рыночной экономике, путь которой избрали себе Монголия и Россия, основой экономических отношений между государствами просто не может быть безвозмездное и бесплатное финансирование и инвестирование в целом.
Реальной базой прочных добрососедских связей любых государств (Россия и Монголия при этом не являются исключением) является развитие экономики, причем в современном мире только так можно построить прочные и долговременные отношения между государствами. Вместе с тем торгово-экономические связи еще серьезно отстают от уровня политического диалога между Россией и Монголией, значительный потенциал этих связей имеется у обеих стран и остается пока не использованным. Перед Россией и Монголией стоит задача трансформировать политическое доверие, которое существует и укрепляет не менее прочные отношения в сфере экономики на справедливой, равноправной и взаимовыгодной основе, учитывающей взаимные интересы обеих сторон, прежде всего в реализуемые совместно конкретные экономические проекты.
Возможные направления совершенствования сотрудничества России и Монголии в сфере бизнеса, бизнес-консалтинга и образования [17] следующие.
Во-первых, представителям органов управления, российскому бизнесу необходимо перестраиваться во взаимоотношениях с Монголией
и монгольским бизнесом как с равноправными партнерами, отношения с которыми могут быть эффективными и иметь постоянную тенденцию к развитию только в случае их взаимовыгодности в условиях международной глобальной конкуренции во всех сферах взаимодействия с Монголией.
Во-вторых, разработка концепции комплексных мер государственного развития МСП в зоне приграничного сотрудничества России и Монголии, создание инфраструктуры деловых услуг для малых и средних предприятий в рамках организации инновационной модели приграничного сотрудничества.
В-третьих, организация Международного технопарка по развитию приграничного сотрудничества в интересах МСП Российской Федерации и Монголии.
В-четвертых, организация бизнес-справочника российских предприятий, работающих в Монголии, и монгольских - в России, включая СП, и специализированного периодического издания для содействия деятельности Делового совета по сотрудничеству с Монголией при ТПП РФ и Делового совета по сотрудничеству с Российской Федерацией при Национальной ТПП Монголии, анализа основных направлений деятельности федеральных и региональных властей России и Монголии, бизнеса в решении задач повышения качества и продолжительности жизни и повышения эффективности экономики. С одной стороны, издание призвано акцентировать внимание на проводимых двумя странами мероприятиях по улучшению экономической и экологической ситуации, повышению качества медицинского обслуживания, среднего и высшего образования, увеличению доступности и комфортности жилья, решению вопросов продовольственной безопасности за счет подъема их АПК. С другой - будет содействовать активному освещению проводимых политическими элитами мер по повышению эффективности производства, созданию и реализации современных инвестиционных и инновационных проектов, развитию партнерских связей с предприятиями обеих стран. В соответствии с миссией издания его основной раздел «Партнерство без границ» может посвящаться основным приоритетам и стратегиям развития и взаимодействия регионов России и Монголии. В данной рубрике могут быть опубликованы интервью губернаторов и председателей правительств субъектов РФ, районов и аймаков Монголии по
этой тематике.
В-пятых, создание российского бизнес-консалтингового центра (центра бизнес-образования) в г. Улан-Батор (Монголия) и Монгольского бизнес-консалтингового центра (центра бизнес-образования) в Российской Федерации. Задачи центров следующие:
а) организация мероприятий по обмену образовательными (бизнес-образовательными) и культурными программами в сфере МСП в России и Монголии;
б) предоставление информации в России и Монголии о публичных мероприятиях (форумах, конференциях, ярмарках, «круглых столах», семинарах и др.); по законодательству о поддержке и развитию МСП и мерам, направленным на стимулирование развития инновационного и венчурного предпринимательства в сфере высоких технологий, реализуемых в Российской Федерации и Монголии;
в) консалтинг и представление (при условии компенсации издержек представления) в России и Монголии интересов субъектов МСП;
г) консалтинг и участие в создании инфраструктуры целевой поддержки и развития МСП, в том числе франчайзинговой, лизинговой, экологического туризма, международного российско-монгольского бизнес-центра приграничной торговли с технопарковой структурой в свободной экономической зоне «Кяхта-Алтанбулаг»;
д) консалтинг, технологический аудит, мониторинг и внедрение инноваций в добывающих и перерабатывающих секторах промышленности Монголии;
е) консалтинг по передаче российских технологий в Монголию;
ж) консалтинг по организации технопарковых структур в Монголии и СП в Монголии и России, в том числе в свободных (торговых) экономических зонах в Монголии и России и др.
В-шестых, создание комплекса российского образования в Монголии (КРОМ). В Монголии после ухода СССР в 1991 г. и разрушения выстроенной с конца 1920-х гг. с участием СССР системы образования появились платные частные учебные структуры сферы среднего образования с преподаванием на русском языке, созданные монгольскими гражданами. Туда были приглашены работать около 300 учителей-россиян на контрактной основе, которые были обеспечены работодателями жильем и зарплатой. Их зарплата обычно составляет до 1 000
долл. в мес. Причем время их работы не включается в трудовой стаж, у них нет пенсионных отчислений, возможности повышения квалификации.
В то же время сохраняется устойчивый спрос монгольского общества на обучение на русском языке, ведь в обществе существует оценка российского среднего образования как фундаментального, чего, похоже, нет по отношению к российскому высшему бизнес-образованию9. В условиях активного продвижения английского языка различными организациями перспективы дальнейшего развития структур с преподаванием на русском языке существенно затруднены. Необходимы их объединение и достижение на государственном уровне координации и финансовой поддержки.
С подобной инициативой выступил премьер-министр РФ Д. А. Медведев на VI Ассамблее Русского мира10, проходившей 3-4.11.2012 г. в Москве, - государство продолжит вкладывать средства в развитие русского языка в мире. Д. А. Медведев отметил: «Будем уделять этому вопросу внимание на государственном уровне - реализуется госпрограмма поддержки русского языка до 2015 года, разрабатывается концепция поддержки развития русского языка, русских школ за рубежом. Язык вполне материальный актив, и в него нужно вкладывать деньги. Желательно, не только государственные и не только российские, но мы продолжим инвестировать в продвижение русского языка». Он также подчеркнул, что укрепление и сохранение международных позиций русского языка должно
9 Что касается других направлений российского высшего образования, то в настоящее время в российских медицинских вузах в рамках квот Правительства РФ и на коммерческой основе обучаются свыше 400 граждан Монголии. Увеличена с 2012-2013 учебного года до 300 чел. квота приема монгольских граждан в учебные заведения Российской Федерации [9]. В российских аграрных вузах граждане Монголии проходят довузовскую подготовку, получают высшее и послевузовское профессиональное образование, российские преподаватели направляются на стажировку в Монголию. Для оказания Монголии консультационно-образовательных услуг и привлечения монгольских студентов для обучения в России открыто представительство ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова» в г. Сухэ-Баторе Селенгинского аймака Монголии [11].
10 В рамках VI Ассамблеи Русского мира состоялись дискуссии «Год российской истории», «Государственный язык и языковая политика государства в истории России»; круглые столы «Культура и образование в Русском мире», «История в медиапространстве Русского мира»; выставка «Знаки, значки и медали», посвященная Году российской истории, выставка-ярмарка книжных новинок с участием книжных издательств и др.
стать главной задачей для Ассамблеи Русского мира: «Интерес к изучению русского языка сегодня растет даже в тех странах, где русский язык сейчас прав не имеет или их утрачивает». При этом, несмотря на политическую конъюнктуру, экономическая реальность поддерживает интерес к русскому языку во многих странах. В подтверждение высказанных суждений Д. А. Медведев на английском, словно обращаясь к зарубежной аудитории, сказал: «Время учить русский язык!» [6].
С аналогичной практической инициативой по укреплению пространства русского языка и культуры выступила школа им. Ю. А. Гагарина в Монголии, предложив создать Комплекс российского образования в Монголии, которую поддержали другие школы с обучением на русском языке.
Цель создания комплекса российского образования в Монголии (КРОМ) заключается в достижении более высокого качества и уровня присутствия российского образования и российской культуры в Монголии, в решении как локальных, так и стратегических задач влияния с учетом многовековой исторической памяти наших народов, исторических взаимоотношений наших стран и огромной помощи, оказанной Советским Союзом МНР во всех сферах жизни общества в XX в.
Создание КРОМ позволит объединить на добровольной основе все имеющиеся в Монголии образовательные структуры различных форм собственности, предоставляющих образовательные услуги разного уровня, обучающих на русском языке и с использованием российских образовательных стандартов, которых в Монголии около 15 (без учета филиалов российских вузов), обеспечить основу стабильности и перспективы для этих структур, осуществляющих сегодня, на свой страх и риск, образовательную деятельность на основе самоокупаемости. Отметим, что происходит это в условиях планомерной и координируемой деятельности по пропаганде и продвижению английского языка, а также японского, корейского, китайского и других языков, внедрение которых однозначно поддерживается и является составной частью системной политики соответствующих стран в Монголии.
Для основных участников КРОМ - российских преподавателей - его формирование создаст фундамент для решения их социальных и пенсионных вопросов, возможностей сохранения педагогического стажа, повышения квалификации, определения перспектив. Для решения более серь-
езных задач будет создана идеальная платформа, так или иначе объединяющая всех обучающихся и их родителей, особенно с точки зрения «народной дипломатии».
Современная ситуация в сотрудничестве Российской Федерации и Монголии в сфере образования. В период 1991-1999 гг. отмечалось некоторое охлаждение российско-монгольских отношений в сфере образования, что было связано с уходом СССР и активным поиском и определением позиции Монголии в меняющемся мире, установлением новых связей, приобретением нового опыта. В целом в обществе Монголии к концу 1990-х гг. отмечалось осознание (после практического общения с образовательными структурами разных стран), возврат и переоценка значения русского языка и российского образования, в том числе с точки зрения соотношения «цена-качество». В этот период в Монголии открываются филиалы Московского педагогического института (МГПИ), Бурятского государственного университета (БГУ), Московского энергетического института (МЭИ), Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления г. Улан-Удэ (ВСГУТУ), Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (РЭУ им. Г. В. Плеханова). Из перечисленных вузов сейчас остались только два последних, существующих на основе самоокупаемости. Также открылся небольшой филиал Иркутского железнодорожного университета, получивший финансирование. По оценке экспертов, наилучшая материальная база создана в Улан-Баторском филиале РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Существующие в Монголии образовательные структуры, в том числе с преподаванием на русском языке. В Монголии функционируют 16 государственных и около 90 частных вузов и колледжей, а также 5 иностранных учебных заведений. Практически 95 % из них работают в Улан-Баторе. Всего в стране действуют 1 766 образовательных учреждений, в которых обучаются 850 тыс. учащихся и студентов, преподают 40 тыс. учителей, в том числе 760 общеобразовательных школ, где учатся 514,7 тыс. учащихся, 167 тыс. малышей воспитываются в 864 детских садах, 67,3 тыс. учащихся обучается в учебно-профессиональных центрах и около 170 тыс. студентов - в вузах. Обучение в вузах только платное. Среднее образование также представлено турецкими, китайскими, японскими и американской школами. В Монголии в 1990-е гг. с учетом потребностей общества были созданы
частные школы с преподаванием на русском языке, в частности: «Совместная монголо-российская школа № 3», «Радуга», «Искра», «Эрэл», «Их засаг», «Кириллица», «Русская гимназия», детский сад «Сказка», школа в Дархане, школа «Ромашка», а также созданные в 2009 г. средняя школа «Билгийн уудэн» им. Ю. А. Гагарина, детский сад «Шудэрхэн» («Росинка»). Также на месте работы больших коллективов россиян в городах Эрдэнэт и Бор-Ундур имеются средние школы.
Очень большое влияние в деле продвижения российского образования в Монголии имеет средняя школа № 4 приграничного г. Кяхта, которая помогает в подготовке кадров для работы в стране более 15 лет, а также ведет большую методическую работу, способствует повышению квалификации педагогов. Школа выиграла региональный конкурс стажи-ровочных площадок по теме «Русский язык как иностранный для школ Монголии». Теоретически школа могла бы быть координатором командирования российских педагогов для работы в Монголии и ведения другой необходимой деятельности.
Объективные признаки существующей потребности значительной части монгольского общества в получении образования, прежде всего среднего, на русском языке. Формирование и существование указанных выше образовательных структур около 20 лет уже говорит о том, что их услуги востребованы. Во всех этих школах образование платное, годовая стоимость оплаты часто выше, чем в вузах Монголии. Тем не менее каждый год они делают набор в первые классы, а 2012/2013 учебный год особо отмечается по росту количества набора детей во всех структурах. То есть родители, несмотря ни на что, считают необходимым для своих детей овладение русским языком и получение среднего образования именно на русском языке, а это можно считать интуитивным прогнозом будущего их детей и одновременно выражением огромного доверия к России. Например, в 3-й школе обучается около 1 500 учащихся, школах «Радуга» - 600, «Галакси» -200, «Искра» - 200, «Эрэл» - 400, «Их Засаг» - 300, «Кириллица» - 200, «Русская гимназия» - 200, школа «Билгийн уудэн» им. Ю. А. Гагарина - 200, «Ромашка» - 50, «Шудэрхэн» - 200, школе ГОКа «Эрдэнэт» - 500, школе г. Дархана - 200, школе г. Бор-Ундур - 100, школе при Улан-Баторском филиале РЭУ имени Г. В. Плеханова - 1 000, детском саду «Сказка» - 50, филиалах российских вузов -300 (всего около 6 200 учащихся).
Для Монголии указанное число учащихся представляет солидную цифру, если учесть, что почти все из них находятся в столице (г. Улан-Баторе), у них есть родители и близкие родственники. Уникальность ситуации с потребностью в русском языке в Монголии заключается в том, что такой заказ общества сформирован в последние годы практически без какого-либо активного влияния и поддержки извне, является результатом многолетнего сотрудничества России (СССР) и Монголии в сфере образования в XX в. и остающемся понимании высокого места России в мире.
Предпосылки создания комплекса российского образования. Все учебные заведения с преподаванием на русском языке в Монголии испытывают примерно одинаковые трудности [8]:
1) стоимость услуг за обучение в Монголии невысока, в школах на русском языке она установлена в размере 1 000-1 500 долл. в год (в исключительных случаях > 2 000 долл.), при этом в иностранных учебных заведениях она составляет до 10 000 долл. Естественно, что уровень оплаты в школах на русском языке представляется более приемлемым;
2) для обеспечения учебного процесса необходимо приглашать учителей - носителей русского языка из Российской Федерации. При этом уровень их оплаты надо установить на уровне, мотивирующем их для приезда. Обычно их зарплата примерно в 2-3 раза выше зарплаты монгольских педагогов. Но при этом педагоги, уезжая из России, теряют педагогический стаж, пенсионные накопления и другие социальные льготы.
3) приглашение педагогов из Российской Федерации вызывает дополнительные затраты школ на их приглашение, регистрацию и проживание;
4) стоимость российской учебной литературы достаточно высока для Монголии, кроме того, надо привезти ее из России и заплатить ввозную пошлину (около 20 %);
5) все школы на русском языке испытывают конкурентное давление со стороны других школ, особенно экономически развитых стран, которые обычно хорошо обустроены;
6) в целом можно отметить довольно невысокую рентабельность данных образовательных структур (с преподаванием на русском языке).
Все вышеуказанные причины способствуют их объединению, в том числе экономические. Для сохранения средств путем создания, например, общей библиотеки, спортивных объектов и др.
Юридические отношения участников комплекса российского образования, рычаги координации и влияния. Создание КРОМ подразумевает объединение на основе ассоциации или подобной структуры. Таким образом, все входящие в КРОМ структуры будут, как и ранее, продолжать вести свою деятельность как самостоятельные юридические лица, самостоятельно будут отвечать по своим финансовым и прочим обязательствам. При этом наличие в их системе командированных российских педагогов является основным в деятельности этих школ, а их командирование будет осуществляться через КРОМ. Школы будут проводить скоординированную кадровую и образовательную политики и строить их и свои взаимоотношения, согласованные в рамках КРОМ в определенной мере. При принятии решения указанными ниже организациями, работающими в Монголии и с Монголией, возможная структура ассоциации КРОМ представлена в таблице.
Возможная структура комплекса
российского образования в Монголии
Вид организации Состав КРОМ
Управленческая структура Администрация КРОМ
Школы и колледж Совместная монголо-российская школа № 3; школы: «Радуга», «Искра», «Эрэл», «Их засаг», «Кириллица», «Галакси», «Русская гимназия», «Ромашка», ГОК «Эрдэнэт»; средняя школа «Билгийн уу-дэн» им. Ю. А. Гагарина, средняя школа в Бор-Ундуре, школы в г Дархане и при Улан-Баторском филиале РЭУ им. Г. В. Плеханова; Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж
Филиалы вузов Филиалы Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (ВСГУТУ) г. Улан-Удэ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, Иркутского железнодорожного университета, Байкальского государственного университета (БГУ)
Площадки КРОМ Площадки в Китайской Народной Республике, площадка при средней школе в п. Сухая, Монголия; площадка при средней школе № 4 в г. Кяхта, Россия
Фонды и центры Фонд поддержки российского образования в Монголии, УПЦ «Оньсон Хорд», Российский центр повышения квалификации и переподготовки
Детские сады «Сказка» и «Шудэрхэн» («Росинка»)
Другие структуры Бизнес-центр, база отдыха сотрудников, другие образовательные и заинтересованные структуры
Российский педагог - основная единица в системе продвижения русского языка в Монголии. Как отмечалось выше, работа указанных школ в течение почти 20 лет стала возможной благодаря наличию педагогов - носителей русского языка, что было необходимым условием для родительской общественности. Для набора преподавателей учебные заведения, представленные в таблице, ежегодно осуществляли комплексные мероприятия в ближайших регионах России (в первую очередь в Бурятии). Необходимо было заинтересовать преподавателя материально, что было совсем нетрудно в 1990-е и сложнее в 2000-е гг., ведь зарплата педагогов в Российской Федерации постоянно повышалась, а в Монголии она менялась медленнее. По сути, именно на российском учителе была и воспитательная, и культурно-массовая работа, что всегда оказывало хорошее впечатление на родителей и имело дополнительную положительную оценку. Поэтому очень важно на начальном этапе поддержать такого преподавателя, командированного в Монголию, в оплате его труда.
Следует признать, что практически 20 лет деятельность частных монгольских образовательных структур с преподаванием на русском языке в значительной мере держалась на факте присутствия российских преподавателей в этих структурах, что являлось необходимым условием того, чтобы родители приняли решение отдать за плату своего ребенка учиться в эту школу.
Подпрограмма «Русский язык и российское образование Монголии» как возможная основа деятельности комплекса российского образования. В целях подключения столь необходимой господдержки к деятельности КРОМ предлагается совместное ходатайство от структур, обозначенных в таблице, о рассмотрении вопроса о создании подпрограммы федеральной целевой программы «Русский язык», а именно: «Русский язык и российское образование в Монголии». Дальнейшая координация работы возможна, в частности по линии Россотрудничества или через разные фонды (например «Русский мир»). При принятии двусторонних решений финансирование может быть организовано и через СП - ГОК «Эрдэнэт», АО «УБЖД», «Монголросцветмет».
В случае принятия соответствующих решений по возможным источникам финансирования на данном этапе необходимо срочно предпринять усилия для поддержки работы российских преподавателей в Монголии и стимулировать их деятельность путем
оформления отношений с КРОМ, командирования их для работы в конкретную структуру в Монголии, определения оплаты преподавателям в РФ (в размере, например, 10-20 тыс. руб. в мес.), из которой будут производиться отчисления в определенные законодательством Российской Федерации фонды. С учетом того, что в указанных в таблице структурах работают около 300 преподавателей, на осуществление данной программы может потребоваться примерно 5-6 млн руб. в мес.
Ежегодно сотни волонтеров, занимающихся продвижением английского языка, западной культуры и мышления, приезжают в Монголию на два года (так называемый «Корпус мира») и на более короткие сроки. Они разъезжаются по стране, вплоть до самых отдаленных районов, и занимаются бесплатным обучением всех желающих. Понятно, что им нужно создать необходимые условия для жизни, решать многие другие бытовые вопросы. Вероятно, на эту работу тратятся огромные денежные средства. Например, если в аймаке 15 сомонов11, то в каждом из них есть такой представитель. Волонтер живет и работает там постоянно, видимо, в очень тесном контакте с администрацией, по-другому выжить ему там просто нельзя.
Следует отметить, что сегодняшняя ситуация с наличием в Монголии учебных заведений с преподаванием на русском языке не будет одинаковой с течением времени, она будет меняться под влиянием различных факторов: 1) огромной работы по пропаганде изучения других языков и переориентации вследствие этого молодежи; 2) изменений в монгольском обществе, где в том числе за 2012 г. резко увеличилась стоимость жизни; 3) процессов, происходящих в России (повышение зарплаты учителей в России будет влиять на снижение их мотивации для поездки в Монголию).
Без осуществления какого-то ощутимого влияния со стороны России по этому вопросу может получиться так, что в ближайшие 2-3 года многие из российских педагогов вообще не захотят ехать работать в Монголию. И тогда только на то, чтобы восстановить имеющееся сегодня положение дел, потребуются огромные средства и время.
Взаимодействие КРОМ с Министерством образования и науки РФ и Монголии с момента организации предполагается как предельно тесное. Механизмы должны быть определены на начальных этапах. Будет необходимым достижение межпра-
11 Эквивалент района в Российской Федерации.
вительственного соглашения, где должны быть определены статус КРОМ и входящих в него структур, основные моменты их деятельности. Очень важным будет то, что после образования КРОМ и трансформации узкокорпоративных, местнических тенденций в общую стратегию продвижения русского языка и российской культуры в Монголии в коллективах преподавателей КРОМ, и в первую очередь русистов, будет положена основа для повышения квалификации монгольских преподавателей русского языка на постоянной основе.
Перспективы развития комплекса российского образования. Очевидно, что перспективы развития КРОМ можно разделить на несколько этапов. На первом этапе после формирования КРОМ из существующих и привлекаемых структур необходимо решить вопросы организации работы КРОМ в КНР в связи с имеющимися многочисленными запросами: 1) открытие школы с преподаванием на русском языке в Шанхае (по инициативе китайской стороны); 2) курирование кафедры русского языка в университете приграничного г. Эрлянь; 3) сотрудничество с центром русского языка в г. Тянжин; 4) участие в создании элитной средней школы в г. Хух Хот на русском и английском языках.
Также необходимо согласовать и проработать создание площадки по изучению русского языка для учащихся КРОМ на Байкале при средней школе в п. Сухая, где учащиеся смогут учиться в школе и отдыхать в течение 2-3 недель, общаясь с россиянами.
На втором этапе необходимо создание подразделений КРОМ в аймачных центрах Монголии, а также формирование основы структуры для обучения монгольских преподавателей русского языка.
Третий этап, который может идти параллельно, предполагает приглашение для участия и работы в стране различных российских заинтересованных вузов, для которых открытие своих филиалов или программ будет намного легче, учитывая наличие сложившейся материальной базы, библиотеки, кадрового потенциала и др. Связано это, в частности, с тем, что премьер-министр РФ Д. А. Медведев на VI Ассамблее Русского мира [11] предложил усовершенствовать работу российских культурных центров, действующих почти в сотне государств: «Предлагаю подумать о закреплении за центрами патроната университетов» (такая практика существует в ряде других стран и доказала свою эффективность).
В настоящее время в Москве работают российско-американский, российско-японский и другие университеты с различными странами. В связи с вышеизложенным необходимо максимально ускорить создание Международного российско-монгольского университета как института гуманитарно-технологического сотрудничества России и Монголии, как научно-исследовательской и эк-спертно-аналитической лаборатории для диалога культур и цивилизаций, как коммуникационной площадки для подготовки и проведения научных и деловых форумов, научно-практических конференций по всему спектру проблем взаимодействия России и Монголии. На базе университета возможно проведение обучающих семинаров, региональных и международных, отраслевых и межотраслевых совещаний экспертов, лекций видных деятелей науки, бизнеса и государства, бизнес-школ, обучения студентов и аспирантов, коучинга бизнес-тренеров [4, 5, 7, 14, 15]. Как один из механизмов обозначения присутствия России в Монголии создание российско-монгольского вуза крайне актуально, причем такой университет может быть создан на основе Российского культурного центра в г. Улан-Батор в соответствии с предложением премьер-министра РФ Д. А. Медведева.
Следует отметить, что указанный вуз будет иметь реальную перспективу при условии, если он обеспечит выпускников работой в России, в престижной российской компании или российско-монгольском СП. Важно, чтобы в вузе работали российские преподаватели хорошего уровня (если будут работать только монгольские преподаватели, то этот вуз ничем не будет отличаться от обычных монгольских вузов).
Все страны, работающие с Монголией, очевидно, рассматривают сотрудничество в сфере образования как важный инструмент в системе взаимоотношений. Например, после визита А. Меркель в Монголию в конце 2011 г. было принято решение о создании совместного учебного заведения, причем в сентябре 2013 г. в Улан-Баторе уже открывается Монголо-Германский технологический университет.
Безусловно, в рассматриваемом проекте представлены только возможные пути сохранения уникального явления, имеющего место в Монголии, -потребности в обучении на русском языке, что говорит о глубинной связи наших народов, неоднократно подтвержденной 800-летней историей
наших взаимоотношений. Форма создания КРОМ подразумевает самостоятельный выбор структур для участия в нем. Участие подразумевает определенные обязательства по соблюдению согласованной политики. Наличие государственной поддержки является жизненно важным как для КРОМ, так и для любой другой формы, создаваемой для решения данной проблемы.
Подтверждением изложенного в статье видения проблем являются Протоколы XV и XVI заседаний Российско-Монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству [9], согласно которым в целях развития торгово-экономического сотрудничества Деловым советам ТПП Монголии и России, а также мэриям соответствующих городов предложено создать бизнес-центры Монголии в Москве, Иркутске и Улан-Удэ, а бизнес-центры России - в Улан-Баторе, Дархане и Сухэ-Баторе [12]. Россия и Монголия придают важное значение развитию деятельности филиалов российских вузов в Монголии с преподаванием на русском языке, при этом Монголия выразила заинтересованность в открытии российской общеобразовательной школы в г. Улан-Баторе [9].
Список литературы
1. В мире сменились лидеры по темпам роста ВВП. Африка и Монголия догоняют Россию // РИА Новый Регион. В мире. 02.11.12. URL: http://www. nr2.ru/inworld/410878.html.
2. Даавасурэн А., Отгонсайхан Н. Роль малого и среднего предпринимательства в развитии приграничной торговли между Россией и Монголией // Проблемы коммерциализации научных исследований как основы модернизации экономики региона. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства // Мат-лы межд. научно-практ. конф., 20-22 мая 2010 г. Ч. 1 / под науч. ред. В. И. Самарухи. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010.
3. Декларация о дальнейшем развитии стратегического партнерства между Россией и Монголией. Улан-Батор, 25.08.2009. URL: http://www. mongolia. mid. ru/90years_4.html.
4. Дугаржав Л., Филин С. А. Взаимодействие России и Монголии в сфере образования: монография. Монголия, Улан-Батор: АДМОН, 2012.
5. Зангеева С. Б., ПоповМ. А. Сотрудничество России и Монголии в сфере малого предпринима-
тельства и образования // Инвестиции в России. 2007. № 9. C. 3-9.
6. Медведев Д. А. Россия будет инвестировать в развитие русского языка // ИТАР-ТАСС, 03.11.2012. URL: http://www. vesti. ru/doc. html?id=949637.
7. Монголия: иностранные инвестиции в человеческий капитал в государстве инновационного типа / Попов М. А., Дугаржав Л., Бадарч Д., Ганболд А., Лундэнбазар Х., Филин С. А. // Высшее образование сегодня. 2009. № 1. C. 32-37.
8. Опыт работы Улан-Баторского филиала ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова за 1999-2010 годы». Улан-Батор: Адмон, 2011.
9. Протокол XVI заседания Российско-Монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Улан-Батор, 19-21.12.2012.
10. Программа по развитию российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 2006-2010 гг. М., 2006.
11. Протокол XIV заседания Российско-Монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Улан-Батор, 20.07.2010.
12. Протокол XV заседания Российско-Монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Улан-Батор. 30.06-01.07.2011.
13. Параскева С. Б., ЛундэнГ., Филин С. А. Современные формы взаимодействия инновационного малого и среднего бизнеса России и Монголии // Инвестиции в России. 2010. №12. С. 13-22.
14. Параскева С. Б., Филин С. А. Состояние и перспективы российско-монгольского делового сотрудничества в инновационной сфере // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 3 (96). C. 41-49.
15. Параскева С. Б., ПоповМ. А. Сотрудничество России и Монголии в сфере бизнеса и образования // Инвестиции в России. 2007. № 4. C. 3-9.
16. Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта - информация об исследовании. URL: http://gtmarket. ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info.
17. Совместная программа взаимодействия в области малого и среднего предпринимательства России и Монголии до 2015 г. при участии Российско-Монгольского делового совета. М., 2010.
Е^НConferences
агентство
маркетинговых коммуникации
17 сентября 2013 г. в Москве CNews Conferences и CNews Analytics проведут конференцию
«Банковская информатизация 2013»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Основные вопросы конференции:
• какие задачи в сфере банковской информатизации требуют немедленного решения;
• как определить эффективность процессов;
• как повысить экономическую эффективность с помощью ИТ;
• какие новые решения предлагает рынок банковской информатизации;
• как вендоры реагируют на новые потребности банков.
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-11 (доб. 3141, 3435, 3477, 3439, 3478 либо e-mail: [email protected] Армен Айвазов, Алексей Четеернин, Елена Забродина, Ольга Крысина, Наталья Теличееа
http://events.cnews.ru/