УДК 339.5; 339.944.2
актуальные вопросы
взаимодействия россии и монголии
в сферах экономики и бизнеса
с.а. филин,
доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected]
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
дугаржав ЛУВСАНЦЭРЭНГИЙН,
доктор исторических наук, профессор,
первый заместитель директора Улан-Баторского филиала
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
E-mail: [email protected]
Монголия
Отгончимэг дУГАРЖАВ,
кандидат экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой международных экономических отношений
Института международных отношений
Монгольского государственного университета
E-mail: [email protected]
Монголия
Очирмаа ОЧИРБАТ,
аспирантка Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
E-mail: [email protected]
Монголия
Бадарч дОРЖСУРЭН,
кандидат экономических наук, профессор E-mail: [email protected]
Министерство торговли и промышленности Монголии, Монголия
Н.В. фалилеева,
директор Улан-Баторского филиала
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова E-mail: [email protected]
В настоящее время по темпам экономического развития Монголия вышла на передовые позиции в мире. Согласно данным Национального статистического управления Монголии, темп роста ВВП в 2012 г. составил 25,8% (в сопоставимых ценах
2005 г. — 12,3%). Предполагается, что ВВП Монголии продолжит расти такими темпами вплоть до 2017 г. Сферу внешних отношений Монголии в настоящее время активно осваивают ведущие страны мира: США, Япония, КНР, Канада, Республика Корея и
др. Например, на долю КНР приходится свыше 90% монгольского экспорта и до 44 импорта. Все это в значительной мере связано с ухудшением мировой конъюнктуры и потерей российского влияния в Монголии в целом. Объем российско-монгольской торговли носит в основном экстенсивный характер и существенно зависит от конъюнктуры и колебания цен на нефтепродукты и минеральное сырье на мировых рынках. В настоящее время решается проблема повышения эффективности монголо-российского торгово-экономического сотрудничества.
Ключевые слова: торгово-экономические отношения, приграничное сотрудничество, бизнес, совместное предприятие, российско-монгольские проекты
В настоящее время именно вопросы развития малого и среднего предпринимательства (МСП) являются особенно актуальными для России и Монголии. В Монголии малый и средний бизнес получает свое дальнейшее развитие, для этого создаются соответствующие условия. В частности, взят курс на развитие скотоводства (в сельской местности) при ориентации на более глубокую переработку животноводческого сырья, перспективным представляется создание совместных предприятий (СП). Монголия в рейтинге Doing Business в 2013 г. заняла 1-е место по легкости ведения бизнеса в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, стала одним из лидеров в деле улучшения бизнес-правил1.
Большой потенциал для развития сотрудничества заключен в межрегиональном и приграничном сотрудничестве, которое обеспечивает малый и средний бизнес. Общая граница связывает северные аймаки Монголии с Бурятией и Иркутской областью, западные аймаки Баян-Улгий, Кобд и Убс — с Алтайским краем.
Западный регион в год потребляет 60,0 тыс. т муки, аймаки данного региона импортируют муку в количестве 42,0-45,0 тыс. т (или 70-75% общей потребности в муке). Аймаки Баян-Улгий, Кобд, Убс не имеют запасов леса и вынуждены импортировать лес для деревопереработки, причем эта потребность может быть покрыта импортом леса из России2
1 В мире сменились лидеры по темпам роста ВВП. Африка и Монголия догоняют Россию // РИА «Новый Регион». В мире. 02.11.12. URL: http://www.nr2.ru/inworld/410878.html.
2 Монголия обратилась к российской стороне с просьбой рассмотреть возможность поставки российского круглого леса
объемом до 300 тыс. м3 на льготных условиях [5]. Монголия договорилась с российской стороной о проведении в 2013 г.
объемом 16,3 тыс. м3. По общей стоимости и физическому объему лидирующие позиции в импорте региона занимают автобензин и дизтопливо [2].
В приграничных районах существует устойчивый взаимный интерес и стремление к дальнейшему развитию торгово-экономического взаимодействия. Республика Тыва сотрудничает с монгольскими аймаками Баян-Улгий, Убс, Ковд, Завхан Хубсугул. В западном регионе Монголии в 2005 г. созданы СП «Убс мах экспорт», «Талган трейд», «Монрос-Увс», «Баруун-Тарс», а также более 20 предприятий, работающих по совместным прямым контрактам. Результаты независимого исследования показывают, что тувинцы заинтересованы в изучении монгольского опыта выращивания скота [2].
В г. Улангом (Монголия) в январе 2008 г. по инициативе администрации и торгово-промышленной палаты (ТПП) Убсанурского аймака Монголии и представительства Республики Тыва в Монголии была организована деловая встреча 80 бизнесменов и представителей администраций Убсанурского и Кобдоского аймаков Монголии, Республики Тыва (Россия) и Алтайского района (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) [8]. На встрече основное внимание было уделено вопросам сотрудничества в сфере поставок техники и технологий по переработке сельскохозяйственного сырья, заготовок скота, поставок строительных материалов, монгольских юрт и войлока, обучения студентов, обмена специалистами, развития МСП, организации бизнес-туров и др. По итогам встречи были подписаны 4 соглашения и 11 протоколов. Монгольская сторона информировала российскую сторону о готовности организации поставок в Монголию российской сельхозтехники на основе долгосрочного лизинга и предложила рассмотреть возможность совместной реализации проекта создания образцового теплич-
совместной экспедиции и эксперимента по лесоразведению в Монголии и пригласила российскую сторону участвовать в правительственной программе «Зеленая крепость» («Ног-гон хэрэм»), направленной на борьбу с «опустыниванием», включая регион Дорнод [6]. В свою очередь, Россия выразила заинтересованность в монгольских инвестициях, направленных в сектор лесопереработки, в рамках реализации на территории Российской Федерации постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N° 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», что является основанием для предоставления льгот: заключения договора аренды лесного участка без аукциона и установления ставки платы за единицу объема лесных ресурсов в размере 50% от ее минимального значения на срок окупаемости проекта и др. [7].
ного хозяйства и птицефермы в качестве нового направления развития сотрудничества в области агропромышленного комплекса (АПК) [6].
ОАО «Россельхозбанк» реализовало 6 проектов по финансированию поставок сельскохозяйственной техники и посевных материалов из Российской Федерации в Монголию. Общая сумма финансирования, предоставленного Россельхозбанком монгольской стороне на срок от 1 до 3 лет в рамках подписанного с КОО «Банк торговли и развития» Монголии генерального соглашения, на 10.06.2010 составила 10,06 млн долл. [5].
Ежегодно через таможенно-пограничные переходы на границе Монголии с Республикой Тыва проходит в среднем 8 тыс. монгольских и 4 тыс. российских граждан [2]. На VIII заседании подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству России и Монголии в 2009 г. были рассмотрены вопросы, касающиеся развития отношений Республики Алтай и Монголии, в частности, с учетом начала реализации проекта строительства таможенно-логистического терминала вблизи международного автомобильного пункта пропуска «Ташанта».
Важную роль в развитии двустороннего торгово-экономического сотрудничества между странами играют Деловые советы по сотрудничеству с Монголией и Россией при ТПП России и Национальной ТПП Монголии, регулярно организующие встречи представителей деловых кругов, в которых участвуют представители министерств, ведомств и местных органов власти. Организуются также выставки-продажи, помогающие реализовывать совместные проекты.
В условиях рыночных отношений инвестиции из России пока поступают медленно, причем в небольших объемах. Во многом это обусловлено тем, что инвесторами из России стали отдельные частные компании. Этим объясняется тот настораживающий факт, что Россия находится на 6-м месте среди зарубежных инвесторов в Монголии, хотя имеет все возможности быть лидером. Вместе с тем в последнее время крупнейшие российские компании стали проявлять заинтересованность в инвестиционных проектах в Монголии, прежде всего в обрабатывающих сферах горнорудной промышленности.
В решении проблемы привлечения российских инвестиций монгольская сторона проявляет крайнюю заинтересованность, особенно в импорте сов-
ременных российских технологий по переработке руд, российской энергетической, а также средней3 и тяжелой техники, промышленных взрывчатых веществ. Для привлечения инвестиций Монголия организовала в 2002 г. свободные торговые зоны (СТЗ) «Алтанбулаг» и «Цагааннуур», примыкающие к российской границе в районах г. Кяхта (Республика Бурятия) и Кош-Агача (Республика Алтай).
В поселке Цагааннуур Баян-Улгийского аймака западного региона Монголии находится СТЗ «Ца-гааннуур» площадью 708,4 га. В данном регионе проживает 15,2% от общего количества населения Монголии. В общем количестве скота 30,5% приходится именно на этот регион. Это показывает перспективную возможность первичной обработки, выделки и переработки сырья скотоводческого происхождения с дальнейшим экспортом через СТЗ «Цагааннуур».
В западном регионе Монголии имеются огромные резервы для заготовки и переработки овечьей шерсти и козьего пуха. Товарооборот между нашими странами мог бы быть существенно выше, если бы россияне покупали продукцию МСП высокого качества (изделия из кашемира, кожи, дубленки, шубы и др.), экологически чистое дешевое мясо. Ведь у Монголии и России имеется почти 100-летний опыт сотрудничества в этой сфере. Еще в годы Первой мировой войны монголы поставляли в Россию миллионы голов скота, не говоря уже о поставках в период социализма, во время Великой Отечественной войны. Но поставки монгольского мяса в Россию на протяжении последних 20 лет существенно снизились вследствие введения различных таможенных и тарифных барьеров, а также ужесточения требований ветеринарного контроля, что стало сильнейшим ударом для рынка реализации сырья скотоводства Монголии. В настоящее время Россия и Монголия совместными усилиями решают проблемы, затрудняющие развитие поставок монгольского мяса на российские рынки, связанные с повышением требований при осуществлении ветеринарного контроля4.
3 В частности, ОАО «КАМАЗ» и ОАО «Соллерс» поставляют автомобильную технику и запасные части к ней в Монголию [6].
4 Ввоз убойных крупного и мелкого рогатого скота и лошадей в Российскую Федерацию в настоящее время осуществляется по парафированным 03.11.2009 ветеринарным сертификатам. По заключению специалистов Россельхознадзора, карантинные базы, построенные в Республиках Бурятия и Тыва, а также в сопредельных аймаках Монголии, полностью соответствуют необходимым требованиям. Ввоз мясного сырья из Монголии
Общий объем мясного экспорта Западной Монголии составляет 85,5 млн долл., есть возможность экспортировать мясо в объеме до 31,4 тыс. т в год, причем 23% из них составляют баранина и говядина. Из экспорта мяса наиболее выгодным является переработанное мясо. В связи с этим в России предполагается построить 3 мясокомбината: комбинаты по заготовке замороженного мяса и конины, а также мясоконсервный комбинат. В зоне СТЗ «Цагааннуур» планируется построить современный механизированный склад, мини-завод по производству деликатесного мяса и консервов. Общий объем экспорта мяса через СТЗ «Цагаан-нуур» предполагается довести до 22,8 млн долл. Отметим, что общая потребность в мясе Алтайского края, Новосибирска, Красноярска, Кемерово, Республики Алтай и Республики Тыва в целом составляет 740,0 тыс. т, а производство мяса в них дает лишь 479,0 тыс. т. Недостающие 261,0 тыс. т можно импортировать из Монголии [2], причем Монголия готова ежегодно осуществлять поставки не менее 10 тыс. т мяса и мясопродуктов, а также кожаных и меховых изделий в регионы Сибири и Дальнего Востока [7].
В свою очередь, ОАО «Объединенная зерновая компания» поставило 56,9 тыс. т фуражного зерна в Монголию, ООО «Бурятмяспром» выступило с инициативой по созданию совместного мясоперерабатывающего объединения на его базе, а также ряда монгольских специализированных предприятий на территории Республики Бурятия и Монголии. ФГУ «Управление «Бурятмелиоводхоз» достигло договоренности с Министерством продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности
разрешен при соблюдении установленных условий и требований только с аттестованных российской стороной предприятий. В настоящее время 24 монгольских предприятия утверждены Россельхознадзором как экспортеры в Россию говядины, конины и баранины, из них 9 предприятиям дано право экспорта в Россию готовой мясной продукции. Ввоз из Монголии в Российскую Федерацию субпродуктов от убоя крупного и мелкого рогатого скота в настоящее время запрещен [5]. Россия в 2011-2012 гг. оказала гуманитарную помощь Монголии в виде поставок 37 млн доз вакцин против ящура, 22 дезинфекционных установок для ветеринарии и работ по мониторингу и оценке российскими специалистами напряженности иммунитета у вакцинированных против ящура животных, а также определения возможной циркуляции вируса ящура в зонах вакцинации и в зоне наблюдения. В свою очередь, Монголия обратилась к России с просьбой рассмотреть вопрос перевода категории мяса, экспортируемого из Монголии в Российскую Федерацию, из разряда «С» в разряд «Ш» [6].
Монголии о его возможном участии в проведении проектно-изыскательских и строительных работ по бурению скважин для добычи воды на территории Монголии [5].
Под СТЗ «Алтанбулаг» отведено 500 га в Се-ленгинском аймаке Монголии. В настоящее время в качестве резидентов в ней зарегистрированы более 130 компаний из России, КНР, Республики Корея, США, Малайзии, Великобритании и других стран, более 30 компаний из Монголии, России, КНР, США, Великобритании и Республики Корея подписали со службой Администратора СТЗ договоры об участии в инвестировании строительства ряда объектов зоны на общую сумму более 600 млн долл.5. В рамках СТЗ «Алтанбулаг» предполагается функционирование международного выставочного центра, где будут представлены товары из Монголии, России, стран Юго-Восточной Азии и Океании, США.
Более активное привлечение российских и иностранных инвесторов в СТЗ «Алтанбулаг» и «Цагааннуур» внесет существенный вклад в решение проблем, тормозящих рост монгольско-российской торговли, в частности, в развитие производительных сил северных аймаков Монголии, Бурятии и Алтая, в смягчение российского таможенного режима [2].
В сфере строительства Монголия предложила российской стороне реализовать совместный проект по строительству домостроительных комбинатов для организации строительства панельных домов в г. Улан-Баторе, а также организовать поставки битума с Ангарского НПЗ. Монгольская сторона после успешного завершения строительства 2-й очереди жилых домов микрорайона «Москва» приглашает заинтересованные организации России и Монголии принять участие в строительстве его 3-й очереди (район «Баянголынам» Улан-Батора). Монголия обратилась к российской стороне с просьбой оказать содействие в создании Информационного фонда «Кадастр градостроения», приобретении методики и технологии укрепления старых жилых домов, находящихся в сейсмически активной зоне, а также в связи с созданием в Монголии Института градостроения и проектирования. Все это призвано обеспечить разработку проектов национального масштаба — генерального плана по расселению
5 Баабар Б. Монхийн хоршийн монхийн гомдол // Газета «Одрийн сонин», № 226 от 21.09.2011.
жителей Монголии и проектов регионального развития [6, 7].
В свою очередь, в городах Санкт-Петербурге, Новосибирске и Улан-Удэ начали работу филиалы монгольского центра традиционной монгольской медицины [5].
Особую роль имеет сотрудничество в области науки, образования, высоких технологий и инноваций, обьединение усилий в области разработки и реализации инновационных проектов. Так, был подписан Меморандум о научном сотрудничестве между Академией медицинских наук Монголии и Российской академией медицинских наук; успешно начата реализация совместного научно-исследовательского проекта в области рационального природопользования с участием Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Академии наук Монголии при финансовой поддержке по линии профильных ведомств России и Монголии. В 2012 г. был проведен конкурс 11 исследовательских проектов в области исследований влияния природных и антропогенных факторов на окружающую среду, на-ноструктурированных материалов, биоразнообразия, петрологии и генетики в соответствии с соглашением между Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Министерством образования, культуры и науки Монголии.
Большие перспективы для масштабного развития торгово-экономического сотрудничества России и Монголии заложены в координации совместных усилий двух стран в реализации отдельных взаимовыгодных проектов в рамках долгосрочных стратегических программ развития Сибири, Дальнего Востока и Монголии до 2020 г. В частности, президент Монголии Н. Энхбаяр во время встречи с президентом Бурятии В.В. Наговицыным, находившимся в Монголии с рабочим визитом в январе 2009 г., выступил с предложением о сотрудничестве в создании торгово-транспортной сети вдоль новых автомобильных и железнодорожных маршрутов, связывающих Бурятию, Монголию и КНР6.
Важное значение имеет инвестирование российского капитала в перспективные сферы монгольской экономики, а именно: перерабатывающую промышленность, транспорт, горнорудную промышленность, топливно-энергетический комплекс, кредитно-финансовую сферу.
6 Баабар Б. Монхийн хоршийн монхийн гомдол // Газета
«Одрийн сонин», № 226 от 21.09.2011.
Действующие в настоящее время в России налоги на добавленную стоимость и таможенные пошлины на группы товаров, перспективные с точки зрения монголо-российской торговли, увеличивают их конечную стоимость на 30-40%. Таким образом, из-за высоких налогов и пошлин для Монголии возможность экспорта промышленных товаров в Россию минимальна, российский рынок в существенной части закрыт для монгольских предпринимателей. Поэтому Монголия ждет больших позитивных последствий от вступления России в ВТО.
Присоединение России к ВТО позитивно повлияет на устранение тарифных проблем, существующих во взаимной торговле двух стран. Со стороны России принимаются меры по либерализации торговли. Так, в частности, с 20 до 10% снижены ставки ввозных таможенных пошлин на меховые изделия, продлен срок действия ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды одежды из натурального меха. Рассматриваются вопросы снижения пошлин по 256 тарифным линиям в рамках подписанного двустороннего протокола о присоединении России к ВТО, снижения ставок ввозных таможенных пошлин на традиционные товары монгольского экспорта (трикотажные изделия из козьего пуха и верблюжьей шерсти) путем включения их в схему тарифных преференций Российской Федерации. В частности, ожидается снижение средних таможенных пошлин и железнодорожных тарифов на традиционные монгольские товары: ковры, изделия из кожи, шерсти, пуха, кашемировую продукцию, товары сельского хозяйства [3].
Между Россией и Монголией подписаны важные стратегические документы, обеспечивающие вектор выстраивания всего комплекса монголо-российских отношений: 1) Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве от 20.01.1993; 2) Улан-Баторская (2000 г.) и Московская (2006 г.) декларации; 3) Декларация о развитии стратегического партнерства между Монголией и Российской Федерацией (2009 г.); 4) Программа развития торгово-экономического сотрудничества между Монголией и Российской Федерацией на 2011-2015 годы.
Так, очень важным в российско-монгольских отношениях стал 2009 г. Результатом визита делегации Правительства Монголии во главе с премьер-министром Санжаагийн Баяром в Российскую Федерацию в марте 2009 г. и его переговоров с Пред-
седателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным стало подписание нескольких соглашений, в том числе между созданным в Монголии Агентством по развитию атомной промышленности и госкорпорацией «Росатом». Намечались проекты в сфере добычи полезных ископаемых. Монголия получила кредит в 300 млн долл. на развитие сельского хозяйства. Предполагалось, что российские инвестиции в монгольскую экономику составят до 3-5 млрд долл.
В мае 2009 г. состоялся официальный визит в Монголию Председателя Правительства РФ В.В. Путина, а в августе 2009 г. последовал визит Президента России Д.А. Медведева, приуроченный к 70-й годовщине разгрома японских милитаристов на р. Халхин-Гол. Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж и Президент России Д.А. Медведев, исходя из того, что Россия и Монголия являются стратегическими партнерами уже на протяжении многих лет, подписали Декларацию о дальнейшем развитии стратегического партнерства между Россией и Монголией7, в которой отражены направления, по которым Россия и Монголия договорились сотрудничать, а также каким образом это должно происходить. В числе запланированных проектов значатся освоение Дорнодского месторождения урана, модернизация Улан-Баторской железной дороги (АО «УБЖД») и строительство новой железной дороги в Монголии, участие Российской Федерации и российских компаний в освоении месторождения угля «Таван-Толгой». В ходе визита обсуждались также вопросы либерализации торговли и облегчения визового режима.
В декабре 2010 г. состоялся визит премьер-министра Монголии Сухбаатарын Батолда в Москву, где было подписано соглашение «О принципах создания совместной компании «Дорнод уран»», в котором было определено, как будет создаваться эта компания. Приезд Президента Монголии Ц. Элбэгдоржа в мае-июне 2011 г. только укрепил эти отношения и дал новый импульс всестороннему сотрудничеству между двумя странами.
Однако справедливости ради следует отметить, что, несмотря на взаимные визиты глав Монголии и России и подписанные соглашения, сотрудничество между двумя странами пока идет с трудом. Причины
7 Декларация о дальнейшем развитии стратегического партнерства между Россией и Монголией. Улан-Батор, 25.08.2009. URL: http://www.mongolia.mid.ru/90years_4.html.
такого положения дел в России нередко объясняются общей бюрократизацией и неэффективностью работы чиновников и бизнесменов, а также тех, от кого зависит принятие решений.
Конечно, развитие двухсторонних связей зависит от обеих стран. В частности, в Монголии представители России не всегда легко поддаются адаптации в совершенно новых исторических условиях, когда невозможно надеяться на скидку традиционной дружбы. Не следует опрометчиво надеяться, что Монголия делает ставку только на российские инвестиции, а российские компании смогут работать в Монголии на льготных условиях, причем без конкурентной борьбы с другими иностранными инвесторами.
Не секрет, что сферу внешних экономических отношений Монголии, которую раньше почти целиком занимал СССР, в настоящее время активно осваивают многие ведущие страны мира: США, Япония, КНР, Канада, Республика Корея и др. Например, как отмечалось выше, на долю КНР приходится свыше 90% монгольского экспорта и до // импорта. Эксперты отмечают, что бурное развитие Монголии может сделать ее еще более зависимой от КНР8. Такие государства, как Япония, Республика Корея и США, действуют при скоординированной государственной поддержке, на что нельзя не обратить внимания. При этом отношения России с Монголией приобретают особое стратегическое значение.
Конечно, с учетом современных рыночных реалий пришлось перестраиваться и Монголии, монгольскому народу. В рыночной экономике, путь которой избрали себе Монголия и Россия, основой экономических отношений между государствами не может быть безвозмездное и бесплатное финансирование и инвестирование в целом. Реальной базой прочных добрососедских связей любых государств (Россия и Монголия при этом не являются исключением) является активное развитие экономики, причем в современном мире только так можно построить прочные и долговременные отношения между государствами. Вместе с тем торгово-экономические связи еще серьезно отстают от уровня политического диалога между Россией и Монголией, причем значительный потенциал этих
8 Куприянов Т. Настоящая демократия — Монголия готовится к ключевым для страны выборам. 29.01.2012. URL: http://articles.chita.ru/36605.
связей имеется у обеих стран, но остается пока неиспользованным.
Таким образом, перед Россией и Монголией стоит задача сохранить политическое доверие, которое поддерживает не менее прочные отношения в сфере экономики на справедливой, равноправной и взаимовыгодной основе, учитывающей взаимные интересы обеих сторон. Однако политическое доверие между нашими странами следует трансформировать в реализуемые совместно конкретные экономические проекты.
1. Проект освоения уранового месторождения «Дорнода». Конкретная работа по реализации договоренностей, достигнутых в рамках Декларации о дальнейшем развитии стратегического партнерства между Россией и Монголией от 2009 г., столкнулась с целым рядом проблем. В частности, Соглашение о сотрудничестве в урановой отрасли от 2009 г. и Соглашение «О принципах создания совместной компании «Дорнод уран»» от 2010 г., предполагающие создание СП по реализации проекта освоения (разработка урановых месторождений, переработка урана и ведение дополнительной геологоразведки урана) уранового месторождения «Дорнода». В рамках данного соглашения российская сторона берет на себя всю организационную и финансовую сторону, входит в совместную компанию путем внесения всех финансовых средств, технологий, ноу-хау и оборудования, подготовки кадров и пр., монгольская сторона — лицензиями, не имеющими каких-либо обременений. Но СП до сих пор не создано главным образом потому, что имеется иск канадской компании «Хан ресорсиз» к Правительству Монголии9, что может являть-
9 Урановые месторождения «Дорнода» были открыты советскими геологами, причем именно советские специалисты начали их разрабатывать и добывать уран. Там имеются 3 крупных месторождения — «Мордай» (СССР до 1990 г. эксплуатировал это месторождение урана согласно Монголо-советскому секретному договору. Российская сторона в 1992 г. полностью передала Монголии месторождение «Мордай» и стороны оформили соответствующие документы об этом согласно принципам международных договоров), «Гарванбулаг» и «Дорнод». Одно из этих месторождений, принадлежавшее канадской компании «Вестерн проспекторз», в апреле 2009 г. (до подписания российско-монгольского соглашения) было продано китайской компании, вследствие чего в комплексе месторождений 1 часть выпала. Однако после покупки на этом месторождении ничего не происходит. Эти месторождения имеют большие запасы руды, но руда там очень бедная по составу, т.е. процентное содержание урана в этой руде крайне низкое. В этой связи требуются особые технологии для извлечения этого урана. При определенной цене на уран его добыча будет
ся обременением лицензий. Согласно закону по атомной отрасли в Монголии предполагалось провести ревизию всех месторождений урана и ранее выданных лицензий. Поэтому были отозваны все лицензии. После проверки лицензий Управлением по атомной энергии Монголии государственной французской компании «Арева»10 лицензии вернули, а в отношении компании «Хан ресорсиз»11 были выявлены нарушения и лицензию ей не вернули. Вследствие этого компания «Хан ресорсиз» подала в международный арбитражный суд на Правительство Монголии иск на 200 млн долл.12.
Добыча и переработка урана — это очень чувствительная сфера, имеющая серьезный политический аспект, связанный с опасностью распространения ядерных технологий и ядерных материалов. Вот почему Россия так внимательно подходит к этой
приносить убытки. Поэтому в начале 1990-х гг., когда цена на уран была низкая, Россия потеряла интерес к этому месторождению и российские компании ушли с месторождения Дорнода. Россия передала монгольской стороне всю документацию на все месторождения, которые были полностью обустроены и законсервированы до «лучших времен». Монголия пригласила для освоения месторождения «Дорнода» компании из других стран. После чего лицензию на месторождение «Дорнода» взяла сначала небольшая американская компания, которая позже передала ее канадской компании «Хан ресорсиз».
10 Компания «Арева» работает в других районах Монголии и не имеет отношения к проектам уранового месторождения Дор-нода. Правительством Монголии с этой компанией подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области освоения уранового сырья.
11 Согласно докладу, который компания «Хан ресорсиз» представила монгольской стороне, в течение более чем 10 лет, когда компания владела лицензией на месторождение, ее вложения в разведку и обустройство месторождения составили около 2 млн долл. При этом главным замыслом было поднять капитализацию компании и продать ее: получив права на месторождение «Дорнод», она вышла на IPO и начала продавать свои акции. Российская государственная компания «Росатом» через свою дочернюю структуру ОАО «Атомредметзолото» хотела купить долю компании «Хан ресорсиз» с тем, чтобы потом продолжить работать на месторождении с монгольской стороной. Была проведена независимая оценка месторождения, которое оценили в 25-28 млн долл. Оценили акции компании «Хан ресорсиз» с большой премией и предложили их выкупить. Однако руководство компании порекомендовало акционерам акции не продавать и одновременно попыталось договориться о продаже акций китайской компании.
12 По мнению Б. Баабара, существуют методы для урегулирования вопроса, связанного с месторождением урана «Мордай» без
судебного разбирательства, чтобы это было выгодно всем трем сторонам. Но российская сторона не выдвигает инициативу относительно такого разрешения вопроса, монгольская сторона также избегает выдвигать инициативу по этому поводу вследствие таких чисто внутренних причин, как коррупция, междоусобная борьба группировок за должностные портфели [1].
теме сотрудничества с Монголией. Международное сообщество болезненно реагирует на любые шаги, которые могут быть восприняты как нарушение (примером тому являются известные события в Иране и КНДР) существующих норм Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), под контролем которого находится эта сфера13.
Российская сторона заинтересована в месторождениях «Дорнода» потому, что там не надо начинать с нуля. «Приаргунский» химический комбинат в Забайкальском крае как раз и рассчитан на переработку руды очень низкого качества. В России такая руда есть, но заложенная при строительстве в СССР мощность комбината предполагала, что часть урановой руды будет поступать из Монголии. Именно в этих целях была построена специальная железная дорога от месторождения урана до отрезка дороги, идущей от Чойбалсана на Соловьевск, по которой вывозили руду из Монголии для переработки на этом комбинате, находящемся на расстоянии всего 200 км.
Государственная корпорация «Росатом», с которой с 2008 г. активно обсуждается вопрос о создании СП по добыче и переработке урана, является одним из крупнейших в мире производителей и переработчиков урана: ей принадлежит свыше 40% мировых запасов урана в России, Африке, Америке и Средней Азии, а также порядка 40% всех мировых мощностей по переработке урана (имеются ноу-хау, специалисты и необходимые мощности). В 2011 г. оно заработало свыше 15 млрд долл. прибыли. Отметим, что проект выгоден как Монголии, так и России: имеются мощности,
13 Согласно последним данным, Монголия обладает 2% всех мировых запасов урана и вполне вероятно, что этот показатель в будущем может возрасти. В частности, свои запасы урана монголы оценивают в 1,4 млн т (у мирового лидера по добыче урана Австралии — 1,14 млн т). Но монгольские урановые месторождения необходимо еще доразведать, а размер запасов — доказать. В настоящее время этим занимаются 16 компаний из Франции, Канады, США и России, которые вкладывают в работу в среднем по 20 млн долл. в год. Использование этих запасов совместно с другими странами и под контролем международных организаций соответствует интересам Монголии. В настоящее время Монголия реализует программу по развитию атомных технологий и переработке урана, расходуя на это 2 млн долл. ежегодно. Монголия провела переговоры о заготовке и поставке топлива для АЭС, которые будут строиться в некоторых арабских странах. Причем Президент Монголии заявил, что Монголия не будет принимать обратно ядерные отходы, возникшие в результате переработки топлива для АЭС, производимого в будущем в Монголии и поставленного за рубеж [1].
технологии для переработки бедной руды и инфраструктура доставки, а Россия готова сотрудничать по этому проекту14.
2. Проекты в транспортной сфере. В настоящее время для развития внешнеэкономической деятельности и увеличения внешнеторгового оборота Правительством Республики Тыва совместно с федеральными органами принято официальное решение об изменении направления российской федеральной трассы М-54 и придании федерального статуса автодороге «Абакан — Ак-Довурак — Ча-дан — Хандагайты — Государственная граница», что предполагает новые возможности для экономической интеграции России с помощью Монголии в сеть трансконтинентальных транспортных коридоров, предусмотренных программой Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), в частности, с КНР и другими азиатскими странами15. Новая федеральная трасса М-54 от Кызыла через село Эрзин пойдет на запад (к городам Шагонар и Чадан) и далее к центру Овюрского района с выходом к Государственной границе РФ, откуда менее 100 км до г. Улангом, центра монгольского аймака Уве.
Республика Тыва предложила монгольским властям реконструировать автомобильный пункт пропуска (АПП) «Хандагайты (Россия) — Боршоо (Монголия)», работающий в настоящее время только в двустороннем режиме, под необходимые для статуса многостороннего перехода16 технические параметры в соответствии с международными требованиями, а также доработать соответствующие государственные правовые акты. Новый статус АПП даст возможность открыть его, помимо перевозок между Монголией и Россией, также и для перевозок между третьими странами. Придание данному АПП международного статуса отражено и в программе Правительства Монголии на 2012-2016 гг.17.
14 Интервью посла Российской Федерации в Монголии. URL: http://mongoloved.org/2012/04/30/ambassador/ Posted of April 30, 2012 by mongoloved; http://www.mongolia.mid.ru/press_152.html.
15 Кара-оол Ш. Реализация высокого потенциала Тувы — в интересах всей страны. URL: http://gov.tuva.ru/press_center/ news/ transport/2134.
16 Статус многостороннего он приобрел в 2007 г. по официальному ходатайству Тувы в рамках межправительственного российско-монгольского соглашения [4].
17 В Улан-Баторе состоялись официальные переговоры Главы
Тувы с премьер-министром Монголии. URL: http://gov.tuva.
ru/press_center/news/activity/1701.
Правительством РФ было принято решение о строительстве через Саянские горы 400-километровой железнодорожной линии «Курагино — Кызыл» с выходом на Транссиб, морской порт Ванино на Дальнем Востоке на условиях государственно-частного партнерства для ускорения социально-экономического развития Республики Тыва на основе вовлечения в хозяйственный оборот месторождений ценных полезных ископаемых (в частности Элегест-ского угольного месторождения в Республике Тыва) и укрепления транспортной связи с Монголией. Строительство железнодорожной линии «Кураги-но — Кызыл» через границу в Западную Монголию в несколько раз повысит востребованность АПП со стороны международных перевозчиков. Открытие многостороннего режима пункта пропуска позволит создать с помощью автодороги «Хандагайты (Россия) — Улангом — Ховд (Монголия) — Урумчи (КНР)» кратчайший маршрут для автомобильного выхода в трансконтинентальный транспортный коридор «Европа—Западный Китай» (проект «Новый шелковый путь») с выходом на «Улангом (Монголия) — Ховд (Монголия) — Урумчи (Китай)». При этом значение тувинского «окна» из Азии в Европу многократно возрастает с включением Тувы в Транссибирскую железную дорогу через железную дорогу «Курагино — Кызыл»18.
С завершением строительства железнодорожной линии «Курагино — Кызыл» возрастет значение удлиненной федеральной трассы М-54 и для регионов Восточной Сибири. Она обеспечит соединение между собой административных центров Республик Хакасия и Тывы и подъезд к многостороннему пункту пропуска «Хандагайты — Боршоо».
Со своей стороны, Монголия обратилась с предложением о сотрудничестве в создании 5 транзитных коридоров: строительство железной и автомобильной дорог, нефтегазопровода, линии электропередачи, соединяющих Россию и КНР через территорию Монголии19.
Принимает активное участие в строительстве и модернизации малообустроенного и труднопрохо-
18 В Улан-Баторе состоялись официальные переговоры Главы Тувы с премьер-министром Монголии. URL: http://gov.tuva. ru/press_center/news/activity/1701.
19 Взаимодействие России и Монголии в области экономики является важной составной частью развития отношений стратегического партнерства и сотрудничества между нашими странами. Пресс-служба Минприроды России. 27.11.2013. URL: www.mnr.gov ru/news/detaiLphp?ro=131798&prmt=Y
димого для большегрузных автомобилей монгольского участка дороги «Уенч — Ховд — Улангом» (600 км) также и КНР20.
В настоящее время имеются предложения монгольской стороны о налаживании воздушного моста с Монголией через аэропорт в г. Кызыл21. В перспективе предусматривается развитие аэропорта в г. Кызыл, реконструкция взлетно-посадочной полосы и возведение таможенно-пропускного пункта, что позволит увеличить транзитные пассажиро- и грузопотоки, следующие из России в страны Юго-Восточной Азии, КНР и Монголию и обратно, обеспечивать промежуточные посадки международных рейсов в рамках проекта трансполярных трасс международного авиатранспортного коридора МВТ-А-91.
3. Проекты в электроэнергетической сфере. Для Монголии всегда остро стоял вопрос об импорте нефтепродуктов из России, который почти на 100% покрывает потребности страны. Россия поставляет в Монголию дизельное топливо и бензин, в частности, российско-монгольское совместное предприятие — КОО «Сод Монгол Групп» — осуществляет заправку воздушных судов в аэропорту г. Улан-Батор. Ранее между Россией и Монголией существовало долгосрочное соглашение о поставках. Увы, в настоящее время такого соглашения нет, поэтому у российских компаний нет долгосрочных обязательств перед Монголией по поставкам топлива.
Сложился порядок, на основе которого Монголия получает топливо из России на базе заявок: когда монгольская сторона нуждается в определенном объеме топлива, она направляет заявку. В ответ российская сторона подтверждает готовность поставить нужный объем топлива в указанные сроки. При этом Россия не рассматривает Монголию как страну-импортера, потому что Монголия основное количество топлива получает от российской ОАО «Роснефть» не по экспортным ценам, а по российским внутренним, более низким ценам. После того, как монгольская сторона оплачивает истребованный объем топлива, производится его отгрузка.
В настоящее время 70% всего поставляемого в Монголию топлива — это дизельное топливо, необходимое для успешной работы горнодобывающей
20 Информация о межрегиональном и приграничном сотрудничестве Республики Тыва с Монголией. URL: http://www.mert. tuva. ш/suborgs/agency-foreigneconomic/relations/ mool.
21 Мост из Монголии в Тыву. URL: http://www.akfaremont. ru/arts/Most_iz_mongoHi_v. html.
сферы. Причем в Монголии в последние годы произошел резкий рост потребностей в топливе вследствие быстрого развития ее горнодобывающего сектора. Например, предприятие «Оюу-Толгой» обеспечивает свои потребности в электроэнергии за счет работы дизель-генераторов. Кроме этого, более чем на 5 тыс. машин увеличился парк мощных грузовиков для вывоза угля. В результате, если обычно потребность Монголии в дизельном топливе составляла 30-35 тыс. т в месяц, то в апреле-июле 2011 г. поступила заявка на 85 тыс. т. Это было полной неожиданностью, поскольку долгосрочного соглашения между Россией и Монголией нет, и никто в России такой объем для Монголии заранее не планировал.
Избежать повторения напряженной ситуации с топливом можно только при одном условии: необходимо долгосрочное соглашение, в котором будет прописано, сколько поставщик должен поставить топлива в 2014, 2015 гг. и т.д. Тогда обязанностью поставщика будет обеспечить необходимый объем топлива и в срок доставить его в Монголию. Пока что, повторимся, между Россией и Монголией есть лишь устная договоренность о поставках в Монголию определенного объема топлива в месяц. Сверх этого в Монголию поставляется то, что есть в наличии. Выходит, система не отлажена должным образом, нужны долгосрочные соглашения, тщательно учитывающие интересы обеих сторон, чтобы не допустить перебоев поставок топлива вновь. Таково реальное положение дел, сложившееся по объективным причинам. Несмотря на это, российскую сторону голословно обвиняли, по выражениям монгольской прессы, в том, что она будто бы пытается оказать «политическое давление» на Монголию, «перекрывая кран».
Вследствие многократного повышения экспортной пошлины Российской Федерацией, а также цен на импортируемые Монголией нефтепродукты (ОАО «Роснефть») произошел закономерный рост цен на бензин и другие виды нефтепродуктов в начале 2012 г. на внутреннем рынке Монголии. Это, в свою очередь, привело к резкому снижению импорта нефтепродуктов компаниями Монголии из России. Так, за I квартал 2013 г. вместо предполагаемой закупки 135 тыс. т нефтепродуктов компании Монголии приобрели лишь половину — 64 тыс. т. В рамках урегулирования сложившейся проблемы Монголия, начиная с апреля 2013 г., стала импортировать нефтепродукты из КНР, Республики Корея и Республики Беларусь.
Для экономики Монголии и прежде всего для поддержки стабильного жизненного уровня ее населения очень важна договоренность с Россией по обеспечению стабильных поставок нефтепродуктов в Монголию, а также установлению стабильных цен на них на долгосрочную перспективу. В связи с этим в январе и марте 2013 г. руководители Управления по нефти Монголии в рамках обсуждения сложившейся ситуации с представителями ОАО «Роснефть» передали российской стороне письменное предложение обсудить ценовую формулу на нефтепродукты в целях стабилизации цен, которое российская сторона обещала рассмотреть.
Монгольская сторона обратилась также с предложением рассмотреть возможность создания совместной рабочей группы по вопросу ежегодных поставок сырой нефти в Монголию, в частности — сохранить в 2014 г. поставки российских нефтепродуктов в Монголию на уровне 1 млн т22. При этом Монголия предлагает рассмотреть возможность увеличения ежегодных поставок росий-ских нефтепродуктов в Монголию до 1,2 млн т с перспективой роста экспорта нефти в Монголию до 2 млн т с учетом планов строительства в Монголии нефтеперерабатывающих заводов.
В сфере электроэнергетики вся энергосистема Монголии (включая ее Западную энергосистему) и энергосистемы России на конец 2012 г. включены в параллельную работу23. В настоящее время объем производства электроэнергии Монголии составляет 878,4 МВт-ч, включая электроэнергию, производимую дизельными станциями сомонов. Весь указанный сектор принадлежит государству. По расчетам экспертов, потребление электроэнергии Монголии в 2015 г. может составить 900 МВт-ч, в 2020 г. — 1 400 МВт-ч, в 2025 г. — 2 000 МВт-ч.
Монголия импортирует электроэнергию из России, несмотря на достаточные собственные энергоресурсы, по ряду причин: наличие проблем с регулированием суточного графика нагрузки, низкое качество эксплуатации ТЭЦ и их предельный
22 Взаимодействие России и Монголии в области экономики является важной составной частью развития отношений стратегического партнерства и сотрудничества между нашими странами. Пресс-служба Минприроды России, 27.11.2013. URL: www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID= 131798&print=Y.
23 Параллельная работа между энергосистемой России и Центральной энергосистемой Монголии осуществляется с 1977 г.
износ24. В числе проблем можно назвать следующие: дневная нагрузка превышает имеющиеся мощности; невозможно регулировать и аккумулировать электроэнергию в ночное время; большое число генерируемых небольших мощностей по Монголии создает трудности с регуляцией выработки электроэнергии.
Заместителем министра минеральных ресурсов и энергетики Монголии Д. Доржпурэвом и заместителем министра энергетики РФ А. Яновским 27.11.2013 в Москве была подписана Дорожная карта по развитию монголо-российского сотрудничества в электроэнергетической сфере, срок действия которой определен до конца 2015 г. (см. таблицу).
Монголия и Россия по праву являются стратегическими партнерами. Россия исходит из того, что стратегическое партнерство между Россией и Монголией, установленное в 2006 г., должно служить основой развития всестороннего сотрудничества, в том числе в торгово-экономической и инвестиционной сферах. Оно предполагает как политическое и экономическое сотрудничество, так и инвестиционное. Россия готова неукоснительно выполнять все обязательства, взятые во время переговоров между президентами Д.А. Медведевым и Ц. Элбэгдоржем, между премьер-министрами В.В. Путиным и С. Батболдом.
Для России Монголия очень важный друг — сосед, с которым связывают около 3,5 тыс. км общей границы, страна, с которой тесно переплелись судьбы многих россиян, многие из которых (или их родители) работали здесь, немало и тех, кто родился в Монголии. Для многих россиян Монголия стала поистине родной страной. Поэтому Россия крайне заинтересована в том, чтобы рядом был хороший сосед, с которым бы развивались тесные и взаимовыгодные отношения. Для России важно, чтобы Монголия была политически стабильной и экономически процветающей страной. Тогда россияне будут знать, что на южных рубежах России находится стабильное и добрососедское государство25.
У Монголии и России имеются большие возможности по развитию приграничного и межрегионального сотрудничества. Региональные и
24 Энергетика Монголии. URL: http://dic.academic.ru/dic. nsf/ruwiki/1686690.
25 Интервью посла Российской Федерации в Монголии. URL: http://mongoloved.org/2012/04/30/ambassador/ Posted of April 30, 2012 by mongoloved; http://www.mongolia.mid.ru/press_152. html.
приграничные субъекты РФ (Иркутская, Кемеровская, Читинская, Новосибирская и Омская области, республики Бурятия, Тыва и Алтай) обеспечивают более 70% общего товарооборота между нашими странами. Торговля с Монголией составляет около 50% внешнеторгового оборота с Республикой Тыва, примерно 40% — с Республикой Алтай.
Однако существуют и досадные препятствия в работе как для монгольской, так и российской сторон. Так, на российско-монгольской границе вновь восстановлена 40-километровая пограничная зона ограниченного доступа. Хотя отмена визового режима между двумя нашими странами предполагалась еще в 2011 г., он до сих пор не отменен. Введены лимиты на торговлю для «челноков». Таможенная и инспекционные службы РФ запрещают перевозку личного багажа свыше 35 кг. На российско-монгольской границе в пунктах пропуска отсутствуют современные логистические терминалы, а время пересечения границы зачастую составляет несколько часов.
Взаимопонимание, установившееся между соседними странами, способствует их интересам. Во всяком случае, к равноправному сотрудничеству не имеют никакого отношения такие понятия, как отношение с позиции силы, беспочвенная подозрительность, обида, предъявление ультимативных требований, высокомерное отношение и т.д. Они, напротив, причиняют ущерб всеобщим интересам, создавая затаенную вражду.
Как Монголия, так и Россия, у которых имеются общие интересы, обладают всеми возможностями для глубокого понимания друг друга и для уважительного отношения друг к другу. Преднамеренное или случайное непонимание может причинить ущерб отношениям соседних стран, ведь они зависят друг от друга.
Россия делает упор в своей экономической политике в Монголии на списании долгов (в частности долгов Монголии СССР) и развитии в ней крупных промышленных предприятий. Другие возможные направления совершенствования сотрудничества России и Монголии в сфере бизнеса представляются следующими [10].
Во-первых, разработка концепции комплексных мер государственного развития МСП в зоне приграничного сотрудничества России и Монголии, создание инфраструктуры деловых услуг для малых и средних предприятий в рамках организации инновационной модели приграничного сотрудничества.
ьо
Мероприятия по развитию монголо-российского сотрудничества в электроэнергетической сфере
№ п/п Мероприятия Ответственный исполнитель Срок исполнения Предполагаемый результат
Российская сторона Монгольская сторона
1 Проработка возможностей увеличения экспорта электроэнергии из России в Монголию на основе взаимоприемлемых условий сотрудничества. Продление контракта на поставку электроэнергии сроком на 1 год. Рассмотрение условий МДП (175/175 МВт по инструкции от 2010 г.) в связи с увеличением объемов поставок электроэнергии на сечениях «Селендум-Дархан» на 210/175 МВт Группа ИНТВР РАО АК «НЭПС» До 01.10. 2014 Оформление соответствующего протокола
2 Рассмотрение возможностей организации поставок электроэнергии через территорию Монголии в сопредельные страны Группа ИНТЕР РАО АК «НЭПС» До конца 2014 г. Оформление соответствующего протокола
3 Усовершенствование процедуры обмена почасовыми данными коммерческого учета в рамках Соглашения об организации учета перетоков электроэнергии и мощности по межгосударственным линиям электропередач на ПС «Селендума» и ПС «Дархан» ОАО «ФСК ЕЭС», Группа ИНТЕР РАО АК «НЭПС» До конца 2014 г. Оформление соответствующего протокола
4 Сотрудничество по созданию единой оптоволоконной сети в рамках передачи и обмена диспетчерской информацией. Решение монгольской и российской сторонами вопроса аренды цифровых каналов связи в соответствии с Соглашением об организации информационного обмена ОАО «СО ЕЭС», ОАО «Ростелеком» КОО «НДЦ», оператор связи До конца 2014 г. Ввод в эксплуатацию цифровых каналов связи между КОО «НДЦ» (Монголия) и филиалом ОАО «СО ЕЭС» Бурятское РДУ (Россия)
5 Рассмотрение вопроса участия российских компаний в модернизации существующих и строительстве новых объектов генерации Группа ИНТЕР РАО, Группа ЭН+, заинтересованные российские компании Профильные ведомства Правительства Монголии 2014-2015 гг. В рамках существующего законодательства Монголии
6 Развитие сотрудничества в сфере поставок энергетического оборудования Заинтересованные российские компании Энергетиче ские предприятия 2014-2015 гг. В рамках существующего законодательства Монголии
7 Переподготовка и обучение специалистов в российских центрах и энергетических предприятиях в сфере энергетики по согласованным программам Заинтересованные российские компании Энергетиче ские предприятия 2014-2015 гг. Оформление соответствующего протокола
8 Развитие партнерских отношений между организациями, схожими по профилю, исследовательскими центрами, электроэнергетическими и энергосберегающими предприятиями обеих стран для обмена опытом и реализации высокотехнологичных проектов в сфере энергетики и энергосбережения. Официальный обмен делегациями по вышеперечисленным направлениям ОАО «ФСК ЕЭС», заинтересованные российские компании Энергетиче ские предприятия 2014-2015 гг. Оформление соответствующего протокола
9 Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере энергетики Монголии на базе российских и международных стандартов Ведомственные российские организации и предприятия Профильные организации и ведомственные научно-исследовательские институты 2014-2015 гг. Оформление соответствующего протокола
Организация Международного технопарка по развитию приграничного сотрудничества в интересах МСП Российской Федерации и Монголии.
Во-вторых, изучение возможности заключения межправительственного договора по снижению тарифов, развитию сотрудничества в области улучшения таможенных, логистических услуг и терминалов. Пересмотр ряда таможенных пошлин в сторону уменьшения будет способствовать увеличению импорта высококачественных и пользующихся спросом монгольских товаров в Россию.
В-третьих, разработка механизма беспошлинного ввоза товаров, предназначенных для выставок, организуемых в регионах двух сторон.
В-четвертых, решение проблемы нетарифных барьеров, связанных прежде всего с квотой на импорт мясных продуктов из Монголии в Россию. Монголии необходимо наладить ветеринарный контроль и промышленный забой скота, соответствующие международным стандартам. При этом существует договоренность, что Россия окажет помощь в вакцинации от ящура и других заболеваний скота, аттестации мясоперерабатывающих предприятий для поставки их продукции в Россию.
В-пятых, интенсификация сотрудничества в области поставки традиционных монгольских товаров на российский рынок, обеспечение устойчивой поставки стратегического сырья, сотрудничество по производству и поставке продукции с добавленной стоимостью, способной выдержать конкуренцию на российском рынке вследствие очень низкой диверсификации структуры монгольского экспорта, базирующейся на горнодобывающей сфере, на нескольких наименованиях продукции и сырье.
В-шестых, издание бизнес-справочника российских предприятий, работающих в Монголии, и монгольских — в России, включая СП, и специализированного периодического издания для содействия деятельности Делового совета по сотрудничеству с Монголией при ТПП России и Делового совета по сотрудничеству с Российской Федерацией при Национальной ТПП Монголии, анализа основных направлений деятельности федеральных и региональных властей России и Монголии, бизнеса в решении задач повышения качества и продолжительности жизни и повышения эффективности экономики. С одной стороны, издание призвано акцентировать внимание на проводимых двумя странами мероприятиях по улучшению экономической и экологической ситуации, повышению
качества медицинского обслуживания, среднего и высшего образования, увеличению доступности и комфортности жилья, решению вопросов продовольственной безопасности за счет подъема их АПК.
С другой стороны, бизнес-справочник будет содействовать активному освещению проводимых политическими элитами мер по повышению эффективности производства, созданию и реализации современных инвестиционных и инновационных проектов, развитию партнерских связей с предприятиями обеих стран. В соответствии с миссией издания его основной раздел «Партнерство без границ» может посвящаться основным приоритетам и стратегиям развития и взаимодействия регионов России и Монголии. В данной рубрике могут быть опубликованы интервью губернаторов и председателей правительств субъектов РФ, районов и аймаков Монголии по актуальной тематике.
В-седьмых, создание российского бизнес-консалтингового центра (центра бизнес-образования) в г. Улан-Батор (Монголия) и Монгольского бизнес-консалтингового центра (центра бизнес-образования) в Российской Федерации. Задачи центров предположительно следующие:
а) организация мероприятий по обмену образовательными (бизнес-образовательными) и культурными программами в сфере МСП в России и Монголии;
б) предоставление информации в России и Монголии по интересующим темам: о публичных мероприятиях (форумах, конференциях, ярмарках, «круглых столах», семинарах и др.); по законодательству о поддержке и развитию МСП и мерам, направленным на стимулирование развития инновационного и венчурного предпринимательства в сфере высоких технологий, реализуемых в Российской Федерации и Монголии;
в) консалтинг и представление (при условии компенсации издержек представления) в России и Монголии интересов субъектов МСП;
г) консалтинг и участие в создании инфраструктуры целевой поддержки и развития МСП, в том числе франчайзинговой, лизинговой, экологического туризма, международного российско-монгольского бизнес-центра приграничной торговли с технопарковой структурой в свободной экономической зоне «Кяхта-Алтанбулаг»;
д) консалтинг, технологический аудит, мониторинг и внедрение инноваций в добывающих и
перерабатывающих секторах промышленности Монголии;
е) консалтинг по передаче российских технологий в Монголию и организации технопарковых структур в Монголии и совместных предприятий в Монголии и России, в том числе в свободных (торговых) экономических зонах в Монголии и России и др.
В-восьмых, создание Объединенной региональной российско-монгольской инновационной системы [9]. Этот мегапроект включает формирование совместной инновационной инфраструктуры, поддержку инновационно активных фирм и компаний, создание инфраструктуры инноваций и инвестиций (бизнес-инкубаторы, технопарки, техноэкополисы, центр трансфера технологий, информационно-аналитических центров, центров развития МСП).
В заключение следует отметить, что подтверждением изложенного в статье объективного видения проблем являются Протоколы XV и XVI заседаний Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству [6, 7], согласно которым в целях развития торгово-экономического сотрудничества Деловым советам ТПП Монголии и России, а также мэриям соответствующих городов предложено создать бизнес-центры Монголии в Москве, Иркутске и Улан-Удэ, а бизнес-центры России — в Улан-Баторе, Дархане и Сухэ-Баторе [7]. Хотелось бы подчеркнуть, что Монголия и Россия имеют большой потенциал многолетнего традиционного сотрудничества, который настойчиво требует реализации и дальнейшего развития.
Список литературы
1. БаабарБ. Вечная обида вечного соседа // Россия и Монголия. 05.11.2011. URL: http://rusmongol. blogspot.com/2011/11/blog-post.html.
2. Даавасурэн А., Отгонсайхан Н. Роль малого и среднего предпринимательства в развитии приграничной торговли между Россией и Монголией // Проблемы коммерциализации научных исследований как основы модернизации экономики региона.
Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства / Мат-лы Межд. на-учно-практ. конф., 20-22.05.2010. Ч. 1 / под науч. ред. В.И. Самарухи. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010.
3. Дугаржав Отгончимэг. Влияние вступления Российской Федерации в ВТО на монголо-российское торгово-экономическое сотрудничество // Практические аспекты деятельности менеджеров: мат-лы Международной научно-практической интернет-конференции: сб. науч. статей. 15.05.2013-15.06.2013 / под ред. М.Н. Кулапова, В.В. Масленникова, Д.Р. Тутаевой. М.: Палеотип, 2013. С. 108-112. 205 с.
4. Кылгыдай А.Ч. Ретроспективный анализ развития транспортной инфраструктуры трансграничных территорий Тувы, Монголии и Китая // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 30. С. 39-45.
5. Протокол XIV заседания Российско-Монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Улан-Батор, 20.07.2010.
6. Протокол XV заседания Российско-Монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Улан-Батор, 30.06-01.07.2011.
7. Протокол XVI заседания Российско-Монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Улан-Батор, 19-21.12.2012.
8. Параскева С.Б., Лундэн Г., Филин С.А. Современные формы взаимодействия инновационного малого и среднего бизнеса России и Монголии // Инвестиции в России. 2010. № 12. С. 13-22.
9. Параскева С.Б., Филин С.А. Состояние и перспективы российско-монгольского делового сотрудничества в инновационной сфере // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 3. С. 41-49.
10. Совместная программа взаимодействия в области малого и среднего предпринимательства России и Монголии до 2015 г., при участии Российско-Монгольского делового совета. М., 2010.
Strategy of economic advancement
TOPICAL ISSUES OF RUSSIA AND MONGOLIA COOPERATION IN ECONOMY AND BUSINESS
Sergei A. FILIN,
Dugarzhav LUVSANTSERENGIIN, Otgonchimeg DUGARZHAV, Ochirmaa OCHIRBAT, Badarch DORZHSUREN, Natal'ia V. FALILEEVA
Abstract
The article points out that Mongolia came to the forefront in the world in terms of economic development currently. GDP growth rate in 2012 was 25.8% (in the comparable price of 2005 - 12.3%) according to data of National Statistical Administration of Mongolia. The authors suppose that the gross domestic product of Mongolia will continue to grow such rates up to 2017. The paper emphasizes that the leading countries of the world: USA, Japan, People's Republic of China, Canada, Republic of Korea and other countries actively participate in the Mongolian external relations. The article reveals that the share of China accounts for over 90% of Mongolia's exports and imports to 'A All this is considerably connected with the deterioration of a world environment and loss of the Russian influence in Mongolia as a whole. The volume of the Russian-Mongolian trade has the generally extensive character and significantly depends on an environment and fluctuation in prices of oil products and mineral raw materials in the world markets. The authors discuss that at the present time the issues of the efficiency increase of the Mongolian and Russian trade and economic cooperation.
Keywords: trade, economic relations, border cooperation, business, joint venture, Russian, Mongolian projects
References
1. Baabar B. Vechnaia obida vechnogo soseda. Rossiia i Mongoliia [Eternal grievances of the eternal neighbor. Russia and Mongolia]. 2011. Availabl at: http://rusmongol.blogspot.com/2011/11/blog-post. html. (In Russ.)
2. Daavasuren A., Otgonsaikhan N. [The role of small and medium business in the development of near border trade between Russia and Mongolia].
Problemy kommertsializatsii nauchnykh issledovanii kak osnovy modernizatsii ekonomiki regiona. Inno-vatsionnye napravleniia razvitiia malogo i srednego predprinimatel'stva [Proc. Sci. Cof. "Problems of scientific researches commercialization as a basis of economy modernization of a region. Innovative directions of development of small and medium business"]. Irkutsk, BGUEL Publ., May 20-22, 2010.
3. Dugarzhav Otgonchimeg. [Influence of the entry of the Russian Federation in the WTO on the Mongolian-Russian trade and economic cooperation]. Prakticheskie aspekty deiatel 'nosti menedzherov [Proc. Sci. Cof. "Practical aspects of the managers's activity"]. Moscow, Paleotip Publ., May 15-June15, 2013, pp. 108-112, 205 p.
4. Kylgydai A.Ch. Retrospektivnyi analiz razvitiia transportnoi infrastruktury transgranichnykh territorii Tuvy, Mongolii i Kitaia [Retrospective analysis of the transport infrastructure development of near border territories of Tuva, Mongolia and China]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'—National interests: priorities and security, 2013, no. 30, pp. 39-45.
5. Record of the XIV meeting of the Russian-Mongolian Intergovernmental Commission on trade and economic and scientific and technical cooperation. Ulan Bator, July 20, 2010.
6. Record of the XVI meeting of the Russian-Mongolian Intergovernmental Commission on trade and economic and scientific and technical cooperation. Ulan Bator, December 19-21, 2012.
7. Record of the XV meeting of the Russian-Mongolian Intergovernmental Commission on trade and economic and scientific and technical cooperation. Ulan Bator, June 30 -July 01, 2011.
8. Paraskeva S.B., Lunden G., Filin S.A. Sovremen-nye formy vzaimodeistviia innovatsionnogo malogo i srednego biznesa Rossii i Mongolii [Modern forms of cooperation of innovative small and medium business
of Russia and Mongolia]. Investitsii v Rossii — Investment in Russia, 2010, no. 12, pp. 13-22.
9. Paraskeva S.B., Filin S.A. Sostoianie i per-spektivy rossiisko-mongol'skogo delovogo sotrud-nichestva v innovatsionnoi sfere [State and prospects of the Russian-Mongolian business cooperation in the innovative sphere]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2011, no. 3, pp. 41-49.
10. Joint program of cooperation in small and medium business of Russia and Mongolia till 2015 with the participation of Russian-Mongolian Business Council. Moscow, 2010.
Sergei A. FILIN
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]
Dugarzhav LUVSANTSERENGIIN
Ulaanbaatar Branch of Plekhanov
Russian University of Economics,
Ulaanbaatar, Mongolia
pl.dugar @ yahoo.com
Otgonchimeg DUGARZHAV
Institute of International Relations
of Mongolian State University,
Ulaanbaatar, Mongolia
Ochirmaa OCHIRBAT
Plekhanov Russian University of Economics,
Mongolia
[email protected] Badarch DORZHSUREN
Ministry of trade and industry of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia [email protected] Natal'ia V. FALILEEVA Ulaanbaatar Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Ulaanbaatar, Mongolia [email protected]