Научная статья на тему 'Повышение роли развития малых и средних предприятий в региональном развитии Монголии'

Повышение роли развития малых и средних предприятий в региональном развитии Монголии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / MONGOLIA / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ / PRIVATIZATION OF STATE PROPERTY / УЛАН-БАТОРСКИЙ / ULAANBAATAR / ЗАПАДНЫЙ / WESTERN / ХАНГАЙСКИЙ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ / ВОСТОЧНЫЙ РЕГИОНЫ / CENTRAL AND EASTERN REGIONS / ДОХОД / INCOME / ИНВЕСТИЦИЯ / INVESTMENT / KHANGAI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даваасурэн Авирмэд

Рассмотрены предпосылки появления малых и средних предприятий в Монголии, тенденции их развития. Сделан анализ доходов предприятий в региональном разрезе. Дана оценка инвестиционной привлекательности регионов страны. Подчеркнута необходимость совершенствования государственной политики по созданию благоприятных инвестиционных условий для развития малых и средних предприятий в регионах, которая может способствовать уменьшению социальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN REGIONAL DEVELOPMENT OF MONGOLIA

The article discusses the pre-conditions of the origination of small and medium enterprises in Mongolia and their development trends. Having analyzed the income of enterprises in the regional context and estimated investment attractiveness of the country's regions, the article stresses the need to improve the public policy on creating favorable investment environment for the development of small and medium enterprises in the regions, which can help to reduce social problems.

Текст научной работы на тему «Повышение роли развития малых и средних предприятий в региональном развитии Монголии»

УДК 338.2:334.012.6(517.3)

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МОНГОЛИИ

л

© Даваасурэн Авирмэд1

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Рассмотрены предпосылки появления малых и средних предприятий в Монголии, тенденции их развития. Сделан анализ доходов предприятий в региональном разрезе. Дана оценка инвестиционной привлекательности регионов страны. Подчеркнута необходимость совершенствования государственной политики по созданию благоприятных инвестиционных условий для развития малых и средних предприятий в регионах, которая может способствовать уменьшению социальных проблем. Табл. 3. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: Монголия; малые и средние предприятия; приватизация государственной собственности; Улан-Баторский, Западный, Хангайский, Центральный, Восточный регионы; доход; инвестиция.

ENHANCING THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN REGIONAL DEVELOPMENT OF MONGOLIA Davaasuren Avirmed

Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia.

The article discusses the pre-conditions of the origination of small and medium enterprises in Mongolia and their development trends. Having analyzed the income of enterprises in the regional context and estimated investment attractiveness of the country's regions, the article stresses the need to improve the public policy on creating favorable investment environment for the development of small and medium enterprises in the regions, which can help to reduce social problems.

3 tables. 5 sources.

Key words: Mongolia; small and medium enterprises; privatization of state property; Ulaanbaatar; Western; Khangai, Central and Eastern regions; income; investment.

До 1990-х годов в Монголии не существовало понятия малое, среднее и большое предприятие, так как не было необходимости в классификации государственных предприятий. В то время государство брало на себя всю ответственность за управление производственными процессами предприятий, все имущество которых принадлежало только ему, и давало заказы этим предприятиям, отвечая за сбыт их продукции.

Современная мировая экономика характеризуется увеличением масштабов хозяйственной деятельности как отдельных стран, так и всего мирового сообщества. Глобализация экономической деятельности позволяет улучшить свое положение всем партнерам: увеличить производство, повысить уровень заработной платы и жизненные стандарты. Вместе с тем этот процесс требует перестройки национальных экономик многих стран.

Малое и среднее предпринимательство как особый сектор народного хозяйства способствует преобразованию экономики, придает ей гибкость, мобильность, маневренность. Приоритетное развитие сети мелких и средних предприятий необходимо для решения таких социально-экономических задач, как преодоление дефицита потребительских и инвестиционных ресурсов, увеличение занятости населения и его доходов, решение экологических проблем.

В целях создания экономической и правовой ос-

новы для организации малых и средних предприятий частной собственности правительство Монголии предприняло все необходимые меры, способствовавшие формированию условий для желающих иметь свой бизнес. У граждан Монголии появилась возможность стать собственниками, вести предпринимательскую деятельность, в том числе внешнеторговую (так называемую «челночную» торговлю). Составив начальный капитал, предприниматели могли инвестировать его в организацию частного предприятия по производству товаров или оказанию услуг. Этому процессу способствовала приватизация имущества государственных предприятий. В связи с этим появилась необходимость классифицировать вновь созданные предприятия частной собственности на малые, средние и большие. Вновь созданные малые и средние предприятия имеют преимущества перед приватизированными крупными предприятиями: гибкость, маневренность, чувствительность к изменениям конъюнктуры рынка и предпочтений потребителей, способность подстраиваться к новым условиям. В табл. 1 представлена доля малых и средних функционирующих предприятий Монголии в общем количестве частных предприятий страны (согласно Концепции регионального развития Монголии территория страны условно разделена на пять экономических зон - регионов).

1Даваасурэн Авирмэд, докторант, кандидат экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института международных исследований АН Монголии, e-mail: [email protected]

Davaasuren Avirmed, Doctoral Candidate, Candidate of Economics, Professor, Leading Researcher of the Institute of International Studies of Mongolian Academy of Sciences, e-mail: [email protected]

Составлено по данным ежегодных статистических сборников Национального статистического комитета Монголии за 2005-2012 гг.

Таблица 2

Объем доходов предприятий, функционирующих в регионах Монголии

Таблица 1

Региональная структура функционирующих малых и средних предприятий Монголии, %

Регион Год

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Улан-Баторский 54,4 61,4 60,2 55,3 61,3 59,8 64,6 62,4 65,6 64,2 63,8

Западный 11,9 9,3 9,0 9,8 8,5 8,8 8,2 9,0 8,3 8,5 9,4

Хангайский 12,6 11,5 11,7 13,2 11,2 11,4 9,8 10,4 10,2 10,8 10,0

Центральный 14,9 13,3 14,3 16,3 14,2 15,0 13,0 13,5 11,8 12,4 12,9

Восточный 6,1 4,5 4,8 5,4 4,7 5,0 4,4 4,6 4,1 4,1 3,9

Регион 2005 г. 2010 г.

Млрд туг. % Млрд туг. %

Улан-Баторский 3468,6 79,4 13937,0 78,2

Западный 46,2 1,1 163,9 0,9

Хангайский 601,8 13,8 2758,6 15,5

Центральный 212,3 4,9 774,1 4,4

Восточный 36,6 0,8 182,8 1,0

В целом по стране 4365,5 100 17816,4 100

Составлено по [5].

Как видно из табл. 1, за представленный период доля функционирующих предприятий в Улан-Баторском регионе увеличивалась с 54,4% в 2002 г. до 63,8% в 2012 г., а в остальных регионах - уменьшилась, что связано с географическими и климатическими условиями регионов, недоступностью финансовых ресурсов, недостаточностью у предпринимателей знаний и навыков ведения бизнеса.

Объем доходов предприятий в целом по стране в 2010 г. по сравнению с 2005 г. вырос в 4,1 раза, в Западном регионе - в 3,5 раза, в Хангайском регионе

- в 4,6 раза, в Центральном регионе - в 3,6 раза, а в Улан-Баторском - в 4 раза. Самый высокий рост дохода предприятий наблюдался в Восточном регионе

- в 5 раз (табл. 2).

Как видно из табл. 2, доход малых и средних предприятий, функционирующих в Улан-Баторском регионе, в 2010 г. составил 78,2% доходов всех предприятий страны, функционирующих в Западном регионе - 0,9%, в Хангайском - 15,5%, в Центральном

- 4,4%, в Восточном - 1%. Таким образом, возможность получить более высокий доход имеется в Улан-Баторском регионе.

Важное значение для развития малых и средних предприятий имеет рост инвестиций в основной капитал. В табл. 3 приведены данные за 2010 г. по источникам финансирования малых и средних функционирующих предприятий по регионам страны.

Если рассмотреть региональную структуру инвестиций, то в 2010 г. на Улан-Баторский регион приходится: 85,2% всех инвестиций предприятий страны, 40,7% бюджетных инвестиций, 99,8% иностранных инвестиций, 85,5% банковского кредитования, 68,2% самофинансирования, 93,2% инвестиций за счет других источников.

На Восточный регион приходится: 1,2% всех инвестиций предприятий страны, 18,3% бюджетных и 0,05% иностранных инвестиций, 1,7% банковского кредитования, 1,3% самофинансирования, 2,7% инвестиций за счет других источников.

Таблица 3

Объем инвестиций в предприятия Монголии в 2010 г., млрд туг._

Источник финансирования

Регион Бюджет Иностранные Банковское Самофинан- Другие Всего

инвестиции кредитование сирование источники

Улан-Баторский 29,4 1927,9 208,1 1126,1 369,7 3661,2

Западный 8,7 1,0 5,9 28,8 2,8 47,2

Хангайский 11,3 0,2 11,6 237,5 4,2 264,8

Центральный 9,6 2,4 13,3 237,0 9,0 271,3

Восточный 13,2 0,8 4,2 21,5 10,8 50,5

В целом по стране 72,2 1932,3 243,1 1650,9 396,5 4295,0

Составлено по [6].

На Центральный регион приходится: 6,3% всех инвестиций предприятий страны, 13,3% бюджетных и 0,13% иностранных инвестиций, 5,5% банковского кредитования, 14,4% самофинансирования, 2,3% инвестиций за счет других источников.

На Хангайский регион приходится: 6,2% всех инвестиций предприятий страны, 15,6% бюджетных инвестиций, 0,01% иностранных инвестиций, 4,8% банковского кредитования, 14,4% самофинансирования, 1,1% инвестиций за счет других источников.

На Западный регион приходится: 1,1% всех инвестиций предприятий страны, 12,1% бюджетных и 0,05% иностранных инвестиций, 2,5% банковского кредитования, 1,7% самофинансирования, 0,7% инвестиций за счет других источников.

Следует отметить, что по всем видам инвестиций лидерует Улан-Баторский регион, куда направляются почти все инвестиции страны. Среди других регионов Центральный имеет самый высокий объем по иностранным инвестициям и банковскому кредитованию, по самофинансированию - Центральный и Хангайский регионы. При этом Западный регион по всем видам инвестиций имеет самый малый объем. Другими словами, бюджетные и иностранные инвестиции направляются на предприятия, функционирующие в Улан-Баторском и Центральном регионах, а в Центральном и Хангайском регионах у предприятий имеется возможность самофинансирования для осуществления инвестиций. У предприятий, функционирующих в Хангайском регионе, имеется больше

возможностей получения банковского кредита.

Такая неравномерная концентрация финансовых средств и возможностей по регионам обусловлена следующими причинами: недоступностью финансовых средств; слабой развитостью инфраструктуры; неумением предпринимателей вести бизнес и недостаточным знанием основ управления, а также отсутствием у них залогового имущества; низким уровнем реализации произведенных продуктов и т.д. Кроме того, Монголия, не имея выхода в открытый мировой океан, импортирует сырье и материалы и экспортирует свою продукцию на внешний рынок через огромные территории соседних государств - России и Китайской Народной Республики, что приводит к увеличению затрат и уменьшению прибыли.

Несмотря на рост всех видов инвестиций предприятий, функционирующих в Улан-Баторском и Центральном регионах, они не могут играть существенную роль в социально-экономическом развитии этих территорий. В остальных регионах по-прежнему сохраняются социальные проблемы (безработица, бедность населения и др.). Поэтому в отношении предприятий, функционирующих в других регионах, кроме Улан-Баторского, необходимо проводить политику, направленную на поощрение различных видов инвестиций путем создания благоприятных условий для обучения и переобучения менеджеров по освоению современных методов руководства малыми предприятиями.

Статья поступила 27.02.2014 г.

Библиографический список

1. Об иностранных инвестициях: закон Монголии; утв. 03.05.1993 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.legalinfo.mn

2. О малом и среднем предприятии: закон Монголии; утв. 27.07.2007 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.legalinfo.mn

3. О концепции регионального развития Монголии: закон Монолии; утв. постановлением Парламента Монголии от 26.06.2001 г. № 57 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

www.legalinfo.mn

4. Отчет Монголбанка о деятельности по кредитованию малых и средних предприятий за I квартал 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mongolbank.mn

5. Отчет о переписи юридических лиц, проведенный Национальным статистическим комитетом Монголии. 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.1212.mn

УДК 336.719

РИСКИ БАНКОВСКИХ ИННОВАЦИЙ, ИХ ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ

© М.Н. Дьячков1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Ключевым моментом развития банковской системы на современном этапе является внедрение различных инновационных продуктов и технологий. Любой инновационный проект банка имеет риск окончиться неудачей либо привести к совершенно непредсказуемому результату. В статье рассматриваются основные виды рисков банковских инноваций и возможные способы их предотвращения. Табл. 4. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: инновации; инновационные риски; банки; экономика; дистанционное банковское обслуживание.

1Дьячков Максим Николаевич, аспирант, тел.: 89021718016, e-mail: [email protected] Dyachkov Maxim, Postgraduate, tel.: 89021718016, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.