Научная статья на тему 'Общие подходы к работе с девиантными подростками в рамках социальной педагогики'

Общие подходы к работе с девиантными подростками в рамках социальной педагогики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
424
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ДЕВИАЦИИ / ВИДЫ ДЕВИАЦИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕВИАНТАМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маюров Николай Петрович, Лысенко Наталия Николаевна

В работе представлены подходы к определению девиаций, основные виды и механизмы формирования девиаций, рассмотрены возможные направления организации работы социального педагога. При этом, девиации рассматриваются как элемент естественного процесса развития. Делается акцент на построении целостной системы работы с детьми подросткового возраста с целью профилактики нежелательных отклонений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL APPROACHES TO WORK WITH DEVIANT TEENAGERS IN THE CONTEXT OF SOCIAL PEDAGOGICS

In this work approaches to definition of deviations, main types and mechanisms of deviation formation are presented, also the possible directions of the social teacher work organization are considered. Thus, deviations are considered as an element of natural development. The emphasis is placed on creation of complete system of work with children of teenage age in purpose of undesirable deviations prevention.

Текст научной работы на тему «Общие подходы к работе с девиантными подростками в рамках социальной педагогики»

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Маюров Н.П. Лысенко Н.Н.

5.2. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Маюров Николай Петрович, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, Почетный сотрудник МВД России. Должность: Заведующий кафедрой. Место работы: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС. Подразделение: кафедра государственного и административного права. E-mail: mayurov2010@mail.ru Лысенко Наталия Николаевна, подполковник полиции, адъюнкт. Место учебы: Санкт-Петербургский университет МВД России. Подразделение: кафедра педагогики и социальной психологии. E-mail: saha1902@mail.ru

Аннотация: В работе представлены подходы к определению девиаций, основные виды и механизмы формирования девиаций, рассмотрены возможные направления организации работы социального педагога. При этом, девиации рассматриваются как элемент естественного процесса развития. Делается акцент на построении целостной системы работы с детьми подросткового возраста с целью профилактики нежелательных отклонений.

Ключевые слова: развитие, девиации, виды девиаций, социальная педагогика, психологическая работа с девиантами.

GENERAL APPROACHES TO WORK WITH DEVIANT TEENAGERS IN THE CONTEXT OF SOCIAL PEDAGOGICS

Majurov Nikolay Petrovich, Dr of law, professor, Honored lawyer of the Russian Federation. Position: Head of chair. Place of employment: Interregional Institute of Economics and Law at the IPA EurAsEС. Department: State and Administrative Law chair. E-mail: mayurov2010@mail.ru Lysenko Natalia Nikolaevna, police lieutenant colonel, adjunct. Place of study: St. Petersburg University of MIA Russia. Department: Pedagogy and Social Psychology chair. Email: saha1902@mail.ru

Annotation: In this work approaches to definition of deviations, main types and mechanisms of deviation formation are presented, also the possible directions of the social teacher work organization are considered. Thus, deviations are considered as an element of natural development. The emphasis is placed on creation of complete system of work with children of teenage age in purpose of undesirable deviations prevention.

Keywords: development, deviations, types of deviations, social pedagogics, psychological work with deviant.

Подростковый возраст является наиболее активной точкой роста любой личности, поэтому интерес к данному явлению проявляют психологи, юристы, социальные педагоги и представители тех специальностей, которые предлагают помощь в ее развитии и формировании. В силу того обстоятельства, что центральным механизмом формирования личности является социум и налаженная система общения человека, социальная педагогика занимает в этом списке не последнее место.

Общению подростка, его социальным связям и явлениям, имеющим выход на все то, что принято называть социально-психологическими феноменами, посвящено довольно много работ, однако, традиционно

большое внимание принято уделять именно различным формам девиантного поведения подростков. При этом, в современной науке имеет место определенный парадокс. Говоря о воспитательном процессе, в том числе, направленном на подростков, мы, как правило, имеем ввиду не просто общение с данной возрастной категорией, но целостную структуру взаимодействия, способствующую нормальному развитию и формированию личности. В то же время анализ текущих работ по данной тематике показывает, что наибольшее количество теоретических изысканий наблюдается именно в области работы с уже имеющими место фактами, требующими определенного психолого-педагогического внимания, то есть с последствиями неправильного воспитания, а также недифференцированного воздействия условий внешней среды[1[.В свою очередь, позитивная среда, способная сформировать ребенка, как индивидуальность, должна являться частью жизни каждого ребенка, при этом главным условием данной среды должна быть непрерывность данного воздействия, которая подразумевает включение в данную систему целую совокупность общественных институтов. В качестве таких институциональных форм могут выступать семья, школа, определенные общественные организации, направленные на решение проблем подростков. В качестве специализированного институционального образования функционирующего в Санкт-Петербурге можно назвать «Центр социальной помощи семье и детям». По нашему мнению, на современном этапе проблема построения целостной системы взаимодействия с подростками требует активного решения [2].

Научный подход к проблеме непрерывного позитивного воздействия на ребенка предполагает изучение проблемных точек данного развития, узловых механизмов, позволяющих развивать и формировать личность подростка и факторов, влияющих на отклонение в развитии.

Следует разобраться в структуре самого феномена девиации и условий, которые его порождают. Так в отечественной психологии под девиациями принято понимать любое отклонение от естественного развития человека. Однако не следует забывать, что в структуру данного понятия автоматически попадает целый ряд явлений, которые лишь условно можно отнести к негативным. Более того, в некоторых случаях, девиации могут представлять собой совокупность признаков, которые скорее можно назвать индивидуальностью. При этом, мерой отклонения от социальной нормы может являться лишь уровень выраженности показателя. Еще одним важным моментом можно считать тот факт, что «идеальных» девиаций не существует. Любое отклонение личности от нормы никогда не является тотальным и подразумевает наличие не только отрицательных, но и положительных сторон. На наш взгляд, без учета данных параметров построение адекватной системы взаимодействия социального педагога и подростка невозможно.

Структурные компоненты данного явления включают в себя различные составляющие, в зависимости от теоретической концепции автора-разработчика. Так классик девиантологии Р. Мертон выделяет такие виды девиаций как подчинение, инновация, ритуализм, ретретизм, мятеж. Можно выделить и клинический подход к понятию девиаций, который включает в себя преступность, алкоголизм, наркоманию, самоубийство. Е.П. Ильин несколько расширяет список девиаций,

включив туда агрессию, эгрессивное поведение (избегание), собственно преступное (делинквентное) поведение, аддикцию (алкоголизм и наркомания) и суицид [3].

Наш собственный опыт изучения особенностей поведения подростков, склонных к девиациям по проективной методике «Человек под дождем» частично подтверждает наличие различных форм отклонений в поведении подростков. Так при возникновении проблемных, конфликтных ситуаций и неприятностей 36% несовершеннолетних правонарушителей предпочитают такой стиль поведения как избегание (уход от неприятностей). Почти такую же реакцию (34%) вызывают трудные жизненные ситуации и неприятности в целом. Однако некоторых подростки утверждают, что подобные проблемы их мобилизуют (26%), утверждая, что они становятся сильнее и увереннее в себе. У 34% подростков прослеживается импульсивность в поведении, которая выражается в принятии необдуманных решений, поступков. 38% подростков отличаются конфликтностью в поведении. Некоторые несовершеннолетние (42%) характеризуются негативизмом, который выражается в демонстративном противодействии подростка другим людям. Однако, довольно часто подростки проявляют зависимость от матери (36%) или от отца (14%). При возникновении трудных ситуаций несовершеннолетние часто ищут поддержку среди законных представителей, принимают предложенный родителями выход из сложившейся ситуации. У 52% несовершеннолетних правонарушителей частой формой решения проблем является «уход в себя» (аутизм).

В целях представления целостной картины возможных девиаций необходимо разобраться с механизмами их формирования. Как правило, любые отклонения в формировании личности принято связывать не просто с конкретными фактами развития личности, но и с более узким феноменом - феноменом адаптации. Он же является и тем механизмом, посредством которого педагоги пытаются решать уже назревшие проблемы подростков. Возникает вопрос, почему именно феномен адаптации подростка можно рассматривать в качестве ключевого момента формирования ребенка, в том числе как источник девиаций? Ответ на данный вопрос имеет отношение к природе феномена, который по своей сути является проявлением эмоциональной сферы, которая в подростковом возрасте является доминирующей в формировании личности. Так подросток еще недостаточно сформирован, чтобы всегда правильно и однозначно оценить ситуацию (когнитивный компонент), а также не всегда способен овладеть своим поведением и эмоциями (волевой компонент). Эмоциональная сфера в данном возрасте берет на себя функцию «интуитивного» регулятора поведения подростка. Именно поэтому акцент в структуре деятельности, связанной с подростками необходимо делать на эмоциональном компоненте общения, необходимом для нормального становления и функционирования личности. Анализ психологических особенностей ребенка с помощью проективных тестов подтверждает факт эмоциональной доминанты у подростков.

Однако, адаптация, являясь организующим механизмом, относится к феноменам внутреннего плана личности, способного определить направление ее развития и возможных девиаций. В реальной жизни мы часто сталкивается с целым рядом фактов, которые имеют отношение к внешнему плану личности. Принято считать, что именно эти факторы можно рас-

сматривать как доминанту, способную исказить основную линию развития подростка. К внешним детерминантам, способным осложнить процесс развития, можно отнести социальные и социально-психологические условия развития ребенка, нестандартные жизненные ситуации, конфликты в семье, смену стереотипов, то есть все то, что способно нарушить зону комфорта ребенка.

При этом, анализ текущих работ показывает, что среди основных внешних проблем современного подростка можно назвать две основные отправные точки -это семья и непосредственное окружение. При этом, естественной доминантой развития является все-таки семья, которая способна оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ребенка. Анализ социологических и социально-психологических данных показывает, что56 % подростков с девиациями живут в семьях с нарушениями социального контекста (родители не работают, лишены родительских прав, проявляют насилие в отношении ребенка).

К факторам внешнего порядка, способным сформировать склонность к девиантному поведению подростка можно отнести и склонность родителей к суициду, наличие психических отклонений у родителей и т.д.

Среди факторов, сопутствующих девиациям, можно назвать полную потерю интереса к учебе, отсутствие контактов с учителями и сверстниками (16% из них вообще не обучаются в школе), наличие ранних любовных отношений с противоположным полом (26%). Также 32% несовершеннолетних признаются, что у них плохие отношения в семье, отрицательное отношение к родителям. Это обусловлено следующими причинами: законные представители злоупотребляют спиртными напитками, в семье зачастую происходят конфликты, скандалы. 76% подростков имеют вредные привычки (курят, употребляют спиртные напитки и наркотики).

Анализ особенностей девиантного поведения с помощью проективной методики «Дом. Дерево. Человек» подтверждает данные социологического анализа. У 66% подростков прослеживается асоциальность, т.е. их поведение и поступки не соответствуют нормам и правилам поведения людей в обществе, морали и нравственности. Данные подростки плохо социализированы, живут с целью удовлетворения своих потребностей. 44% подростков отличаются импульсивностью в поведении. Так несовершеннолетние склонны действовать под влиянием эмоций, по первому побуждению, не обдумывая свои действия. Половине испытуемых (50%) свойственна агрессивность, склонность к причинению вреда окружающим. Так, во многих рисунках отсутствует лицо, присутствуют острые выступы (иголки, шипы, когти). Многие подростки (72%) неадекватно оценивают свои возможности, ресурсы. Некоторые подростки обладают низкой самооценкой, другие -чрезмерно высокой. Расхождения между притязаниями и самооценкой приводят к повышенной тревожности, что, в свою очередь, увеличивает вероятность межличностных конфликтов.

У 56% несовершеннолетних правонарушителей прослеживается замкнутость, отчужденность. Избегание дискомфорта у испытуемых сопровождается уходом в себя (аутизацией). В семье у 82% подростков психологических климат деформирован. В таких семьях преобладает враждебные, холодные, тревожные настроения; не хватает либо отсутствует забота и опека со стороны членов семьи. 78% несовершеннолетних лиц социально дезадаптированы, что выражается в

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Маюров Н.П. Лысенко Н.Н.

низком адаптационном потенциале, неспособности ориентироваться в новых для них ситуациях, что приводит к возникновению конфликтов с окружающими. Для 38% подростков характерна конфликтность. Так, несовершеннолетние правонарушители часто вступают в межличностные конфликты, в которых выступают как пассивной, провоцирующей стороной, так и активной. Также подросткам свойственны внутренние конфликты, обусловленные столкновением противоположных ценностных ориентаций, интересов, потребностей, возникших в основном при неадекватной оценке своих возможностей (неадекватном представлении о себе), трудностью принятия решения. У 26% подростков выявлена привязанность к семье, которая обусловлена зависимостью от родителей, хорошими взаимоотношениями с ними. 56% несовершеннолетних правонарушителей испытывают трудности при общении, которые зачастую связаны с самооценкой подростков, личностными особенностями.

Интересным является тот факт, что анализ данных открытых источников (основанных на обсуждаемых и объективных фактах) и проективных методик, позволяющих «увидеть» проблему изнутри, несколько отличаются [4]. В проективных тестах можно отметить гораздо больше деталей, свойственных как раз тому, что принято называть отклонениями. Однако это позволяет сделать вывод, что проблема является достаточно глубокой и многосторонней.

Однако, как мы указывали ранее, девиации не всегда сопровождаются лишь отрицательным внешним фоном. Так 64% подростков сообщают о наличии социально одобряемых хобби и любимых занятий, а также наличии интереса к спорту. При этом, занятия спортом свойственны 40 % девиантов. А, следовательно, девиации в данном возрасте не являются феноменом неотвратимым и однонаправленным. Любая чрезмерная нагрузка на организм подростка, на фоне гормональных изменений, способна вызвать определенные нарушения в развитии. При этом, важным моментом в развитии ребенка является не необходимость освободить ребенка от «радостей жизни», свойственных подростку, но повысить возможности его приспособительных механизмов, включая в этот процесс когнитивные и волевые процессы, а также давая возможность развивать и саму эмоциональную сферу ребенка.

В связи с этим, необходимо определить, что является границей, отделяющей девиантное поведение подростка от поведения недевиантного. В качестве такого критерия можно назвать два явления - это психологический комфорт самого ребенка и психологический комфорт общества в котором ребенок существует (в частности, субкультурального окружения). При этом, следует помнить, что зона комфорта ребенка, чья психика еще находится в процессе формирования, и зона нормативных представлений общества (зона комфорта общества) могут существенно различаться. Именно установление баланса между этими двумя явлениями и можно рассматривать в качестве основы любой направленной работы с подростком.

В связи с этим, можно построить схему, позволяющую наметить основные пути работы с девиациями в рамках социальной педагогики, обеспечивающую непрерывность в структуре развития личности и позволяющую «заполнить» зону развития ребенка событиями и эмоциональными контактами, способствующими ее нормальному формированию [5]. При этом, акцент в работе социального педагога должен делаться как

раз на те обстоятельства жизни ребенка, которые можно было бы назвать позитивными.

Рис. 1. Системный подход к формированию непрерывного социально-педагогического воздействия на ребенка

Таким образом, структура работы с подростками должна включать все указанные в работе параметры, то есть быть непрерывной, ориентированной на эмоциональную составляющую поведения подростка, включать индивидуальные составляющие естественного позитивного фона подростка. Проблема же современного подростка заключается в том, что практически все единицы заданной схемы функционируют в автономном режиме. Задачей социального педагога может являться как раз работа с той частью информационного блока, которая представлена в средней части схемы и, по сути дела, является естественной социально-психологической основой развития ребенка, способного развиваться позитивно. Кроме этого, одной из важнейших задач социальной педагогики в целом является согласование всех компонентов данной структуры и, в конечном итоге, организация собственно самого процесса непрерывного взаимодействия с ребенком.

Однако, в описанной нами общей структуре не оказались задействованными конкретные содержательные и структурные аспекты работы с подростками с различными отклонениями в поведении, а также те особенности работы, которые требуют учета индивидуально-психологических особенностей. Эти проблемы, в свою очередь, нуждаются в отдельном эмпирическом исследовании и систематизации.

Список литературы:

1. Маюров Н.П. Воспитательно-правовая работа как средство поддержания служебной дисциплины в органах милиции: история и современность. // «Черные дыры» в Российском законодательстве. Юридический журнал, 2004. № 4. С. 16-19.

2. Маюров Н.П. Теоретико-методололические проблемы психологии правопорядка и безопасности.// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2009. № 4. С. 228-235.

3. Маюров Н.П., Трофимова Т.А. Роль традиций в профессионально-нравственном воспитании сотрудника органов внутренних дел // Пробелы в Российском законодательстве. Юридический журнал, 2010. № 2. С.285-287.

4. Маюров Н.П., Миронов И.Л. Системный подход к научным исследованиям в области профессионального воспитания сотрудников ОВД.// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2011. № 1.(49). С.211-214.

5. Маюров Н.П., Потапов Ю.А., Аракелов Ю.С и др. Совершенствование поликультурного воспитания сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010.- 350 с.; Маюров Н.П., Потапов Ю.А., Константинов Г.Л. и др. Организация работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях. Учебное наглядное пособие // Под общей редакцией доктора юрид.наук.,профессора Н.П. Маюро-ва. СПб,: Изд-во ун -та МВД России,2010.- 815 с.

6. Журавлева Т.Л. Возрастная психология: пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010.- 224 с.

7. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. СПб.: Питер, 2011. - 512 с.; Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, 2006. - 880 с.

8. Демидова Е.В. Криминологический анализ преступности беспризорный детей и социальный сирот: учебное пособие. Казань: КЮИ МВД России, 2011. -105 с.

9. Змановская Е.В. Профилактика девиантного поведения молодежи: уч. пособие. СПб.: Изд-во СПб университета МВД России, 2010. - 228 с.; Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. СПб.: Питер, 2011. - 512 с.

Рецензия

на статью «Общие подходы к работе с девиантными подростками в рамках социальной педагогики» (авторы статьи: д.ю.н., профессор Н.П. Маюров и Н.Н. Лысенко)

Статья посвящена актуальным проблемам подхода к работе с девиантными подростками в рамках социальной педагогики, в ней широко рассмотрены различные формы девиантного поведения подростков, структура феномена девиации и условий, которые его порождают, а так же анализ причин возникновения и особенности девиантного поведения данной категории несовершеннолетних.

Авторами исследованы факторы, сопутствующие девиациям и проведен анализ особенностей девиантного поведения с помощью различных методик, которые подтверждают данные социологического анализа, отмечая последствия асоциальное™, т.е. поведению и поступкам не соответствующим нормам и правилам поведения людей в обществе, морали и нравственности.

В данной статье рассматривается и определяется структура работы с подростками, а также системный подход к формированию непрерывного социально-педагогического воздействия на ребенка, сформулированы и обоснованы конкретные предложения, направленные на совершенствование работы с девиантными подростками в рамках социальной педагогики.

В рецензируемой статье предпринята попытка определить и исследовать наиболее проблемные аспекты, изучение и решение которых является важной задачей в работе с подростками с различными отклонениями в поведении.

Рецензируемая статья «Общие подходы к работе с девиантными подростками в рамках социальной педагогики», совместно подготовленная доктором юридических наук, профессором Н.П. Маюровым и адъюнктом кафедры педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России Н.Н. Лысенко представляет несомненный интерес для широкого круга исследователей в области педагогики и психологии и других категорий различного профиля в работе с девиантными подростками. Статья написана

научным языком, в доступной форме, структура и содержание статьи вполне обоснованы и логичны.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что рецензируемая статья соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам и может быть рекомендована к опубликованию в журнале, рекомендованном ВАК России.

Начальник кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент, полковник полиции А.В.Щеглов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.