Научная статья на тему 'Норма и девиации: соотношение понятий'

Норма и девиации: соотношение понятий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5214
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ / ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ / НОРМА / ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малик Ася Андреевна, Агавелян Рубен Оганесович

В данной работе анализируется проблема философского видения развития понятий «девиация», «норма», «отклонение от нормы», рассматривается филогенез понятия «девиация». Понимание различных аспектов процесса девиации важно для работников сферы образования, особенно в области профессионального, в том числе и в работе с несовершеннолетними правонарушителями как в рамках предварительного следствия, в суде, так и на стадии исполнения наказания. Процесс девиации рассматривается как отклонение от общепринятой нормы поведения в обществе и нарушение закона. Понятие девиации неразрывно связано с понятиями нормы и отклонения от нее и понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. С глубокой древности нарушение социальных, а в дальнейшем и социально-правовых норм люди связывали с дурными привычками, недостатком воспитания, низкой моралью. Разным социальным группам, в том числе и девиантным группам, присущи свои особенные черты и особенности их духовной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Норма и девиации: соотношение понятий»

УДК 316.624

Малик Ася Андреевна

Аспирант кафедры профессионального обучения, педагогики и методики профессионального образования Сибирского государственного университета путей сообщения, asia.malik@mail.ru, г. Новосибирск

Агавелян Рубен Оганесович

Доктор психологический наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, ruben_h_ag @ mail.ru, г. Новосибирск

НОРМА И ДЕВИАЦИИ: СООТНОШЕНИЕ ПОНяТИЙ

Аннотация. В данной работе анализируется проблема философского видения развития понятий «девиация», «норма», «отклонение от нормы», рассматривается филогенез понятия «девиация». Понимание различных аспектов процесса девиации важно для работников сферы образования, особенно в области профессионального, в том числе и в работе с несовершеннолетними правонарушителями как в рамках предварительного следствия, в суде, так и на стадии исполнения наказания. Процесс девиации рассматривается как отклонение от общепринятой нормы поведения в обществе и нарушение закона. Понятие девиации неразрывно связано с понятиями нормы и отклонения от нее и понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. С глубокой древности нарушение социальных, а в дальнейшем и социально-правовых норм люди связывали с дурными привычками, недостатком воспитания, низкой моралью. Разным социальным группам, в том числе и девиантным группам, присущи свои особенные черты и особенности их духовной культуры.

Ключевые слова: девиантное поведение, положительная девиация, отрицательная девиация, норма, отклонение от нормы.

Malik Asia Andreevna

Graduate Student of chair a Vocational Education, Pedagogics and Technique of Professional Education in the Siberian State University of Means Communication, asia.malik@mail.ru, Novosibirsk

Agavelyan Ruben Oganesovich

Doctor Psychological Sciences, Professor of chair Correctional Pedagogics and Psychology in Novosibirsk State Pedagogical University, ruben h ag @ mail.ru, Novosibirsk

NORM AND DEVIATION: THE RATIO OF THE CONCEPTS

Abstract. In this work the problem of philosophical vision of development in the concepts «deviation», «norm», «aberration» is analyzed, the concept «deviation» phylogeny is considered. The understanding of various aspects in process of deviation is important for educators, especially in the field of professional, including in work with minor offenders as within preliminary investigation, in court and at a stage of an execution in the punishment. Process of deviation is considered as a deviation from the standard of behavior in society and violations in the law. The concept of deviation is inseparably linked with concepts of norm and a deviation from it and the concept of norm is initial for studying of any deviations. From an extreme antiquity violation social, and further and social precept of law people connected with bad habits, a lack of education, low morals. To different social groups including to deviantny groups, the special lines and features of their spiritual culture are inherent. Keywords: deviant behavior, positive deviation, negative deviation, norm, aberration.

В современной философии, социологии, криминологии, юриспруденции, психологии и педагогике, особенно подростковой, как в России, так и за рубежом проблема понятия девиации является наиболее актуальной. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что на современном этапе развития

общества очень быстро происходит смена ценностных ориентиров. Главным ориентиром в жизни все чаще становится материальное благосостояние [10, с. 202]. Понимание девиации с точки зрения философии, рассмотрение данного понятия как системного, а также философский анализ различ-

ных форм девиации с учетом объективных и субъективных признаков, типологизация и классификация девиаций необходимы для профессиональной подготовки специалистов разных областей. Понимание различных аспектов процесса девиации важно для работников сферы образования, особенно в области профессионального, в том числе и в работе с несовершеннолетними правонарушителями как в рамках предварительного следствия, в суде, так и на стадии исполнения наказания.

В научном мире нет единого токования понятия «девиация», так как данное понятие зародилось относительно недавно в рамках социологической науки, и в настоящее время находится в развитии. Часто такие понятия, как девиация, девиантность, девиантное поведение в научной литературе используются как синонимы.

Следует отметить, что девиация имеет ряд разновидностей. Так, например, Г. В. Апинян выделяет такие формы и типы девиаций как коллективная, индивидуальная, сакральная, игровая и другие. При этом он полагает возможным понятие «девиация» рассматривать как наиболее общее, фиксирующее данный феномен [3, с. 119].

Некоторые ученые считают, что термин «девиация» имеет расширяющийся характер и включает в себя самые разнообразные феномены. Так К. Роджерс в качестве девиации рассматривает современные молодежные движения и субкультуры, хотя эти феномены имеют специфическую природу и функционирование в социуме [13, с. 478]. Кроме того, в качестве примера феномена девиации он называет художественный андеграунд и поведение творческих личностей.

С точки зрения В. И. Добренькова, Ю. Ю. Бугаенко, Г. Н. Мухина, В. Н. Гилин-ского, Вильяма А. Шелдона девиантное поведение рассматривается как криминалистическая категория.

В зарубежной литературе девиантное поведение в социальном отношении определено как проблема, источник беспокойства, или же, как несоответствие нормам общества. Возникновение девиантного поведения, как правило, требует некоторого общественного контроля [17].

Что же касается философского видения

проблемы понятия девиации, А. Л. Анисин справедливо замечает, что «...философия дает возможность выработать собственную методологию анализа девиантности». По его мнению, «философское видение проблемы позволяет выявить основные детерминанты отклоняющегося поведения, динамику их количественных и качественных показателей, а также некоторые аспекты влияния социальных институтов на структуру и развитие девиаций в социуме» [1].

В первых исследованиях девиаций оговаривалось, в каком смысле используется вышеуказанное выражение, а именно как характеристика индивидуального поведенческого акта, или же как социальный феномен. В дальнейшем в ходе развития деви-антологии, для определения девиации как социального феномена стали применять термины «девиация», иными словами «отклонение», «девиантность» либо «социальная девиация», то есть «социальное отклонение». Так А. Коэн в качестве сложного социального явления девиации определил «такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях» [5, с. 518].

Таким образом, в основном девиация понимается как отклонение от общепринятой нормы поведения в обществе и нарушение закона. Понятие девиации неразрывно связано с понятиями нормы и отклонения от нее. При этом понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Чтобы понять, что такое девиация необходимо выяснить, что есть норма и отклонение от нормы.

В энциклопедической философской литературе понятие нормы определено как предписание, разрешение либо запрещение действовать определенным образом. В переводе с латинского языка «норма» - это правило, образец, предписание.

Уже на заре формирования науки, в том числе философской, древнегреческие мыслители, изучая жизнь человека неразрывно от общества, пытались дать определение нормы. Платон, Аристотель в качестве нормы рассматривают справедливость. При этом, Аристотель понятие нормы видит как нечто среднее между «избытком» и «недостатком». К середине же, «заслуживаю-

щей одобрения», он относит такие качества, как щедрость, благородство, широта, негодование, уравновешенность [2, с. 137]. Другие, как Протагор, в качестве основной единицы измерения нормы определяют человека. Протагор указал на то обстоятельство, что «человек есть мера всех вещей» и выделил в нем плохое и хорошее [14, с. 68].

Следует отметить, что в основе большинства девиантологических теорий и сегодня лежат определенные философские размышления средневековых учёных и ученых эпохи Просвещения (Фома Аквинский, Т. Гоббс, Д. Дидро, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, и др.).

Несколько подробнее хотелось бы остановиться на некоторых их них. Так В. М. Мапельман и Е. М. Пеньков указывают, что, согласно учению Т. Гоббса, в основе нравственности лежит естественный закон стремления к самосохранению и удовлетворению потребностей. Понятия каких-либо моральных установок им, так же как и древнегреческими учеными, рассматриваются через взаимоотношения человека и общества [11, с. 464].

Исходя из учения Ж.-Ж. Руссо, истинно свободным является только тот человек, который живет исключительно своим трудом, ни от кого, не зависит. Указанный факт является основной задачей, поскольку только такой человек может ценить и уважать свободу других. По его мнению, именно данное обстоятельство относится к понятию нормы [Там же].

Обращаясь к исследованиям И. Канта, можно констатировать, что определяющим в нравственных нормах является поведение человека, его поступки. По его мнению, само знание ценно лишь тогда, когда человеку, возможно стать человечнее и реализовать идею добра. При этом нравственные нормы могут быть получены человеком опытным путем, то есть они трансцендентальны (предопределены).

Говоря о филогенезе понятия девиация, нельзя не обратить внимания на то, что наибольший интерес к изучению девиаций возник среди обществоведов ХХ века. В этот период в Западной Европе и США появляются учения не только об отрицательных, но и так называемых, положительных девиациях (Ч. Ломброзо, У. Шелдон, З. Фрейд,

Э. Фромм, А. Бене, Дж. Гилфорд, П. Торренс, А. Таннебаум, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Н. С. Лейтес и др.). Необходимо отметить, что и в современной науке данные теории продолжают оставаться фундаментальными.

На этапе советского периода государства подчеркивалась классовость социальных норм, их близость к праву господствующего класса или противоречие ему [8, с. 153]. До начала 70-х годов в СССР девиантное поведение изучалось преимущественно в границах специальных дисциплин, таких как криминология, наркология, психиатрия. Подробные социологические исследования девиантного поведения именно как социального явления начались в конце 60-х начале 70-х годов.

В развитие современной девиантологиче-ской науки большой вклад внесли П. Б. Ган-нушкин, П. Сорокин, Я. И. Гилинский, Н. В. Майсак, Я. М. Неплох, Е. В. Зма-новская, С. Г., Анисимова, А. Л. Анисин, В. Д. Менделевич и другие.

В литературе по теории и философии права есть точка зрения, что параллельно с правом сосуществует множество иных норм, правил поведения, в том числе социальных норм, которые не только взаимодействуют друг с другом, но зачастую противоречат правовым нормам. Правоведы (Н. М. Корку-нов, Г. Ф. Шершеневич, О. Э. Лейст и др.), говоря о праве в системе социальных норм, пришли к выводу о том, что наиболее сложной является проблема соотношения права и других социальных (этических) норм. При этом очень часто они называют социальные нормы этическими. Данное толкование вытекает из учений Аристотеля, Спинозы, Канта и других философов, в учениях которых понятие этика включало в себя такие отрасли как право, нравы и все правила общежития.

В современной правоведческой науке к системе социальных норм относят непосредственно право, мораль, иными словами нравственность, обычаи, а также религиозные, уставные или корпоративные нормы. Различия же между ними проводятся «по способам установления и формам выражения, по содержанию и методам взаимодействия на поведение людей и на общественные отношения, по средствам охраны этих

норм от нарушений» [8, с. 103].

При этом юристы при рассмотрении социально-экономических причин девиаций говорят о том, что нельзя недооценивать такие факторы как духовность и нравственность. С глубокой древности нарушение социальных, а в дальнейшем и социально-правовых норм, люди связывали с дурными привычками, недостатком воспитания, низкой моралью, то есть, по мнению Е. В. Лепехиной, искали причины девиант-ных проявлений [9].

Следует так же отметить, что, в свою очередь, разным социальным группам, в том числе и девивиантным группам, присущи свои особенные черты и особенности их духовной культуры. При этом для девиантной личности характерен ряд наиболее значимых психологических особенностей, которые помогают понять механизм формирования отклоняющегося поведения [15, с. 173].

Рассуждая о норме, Е. В. Змановская, справедливо отмечает, что «нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры - от научных до криминальных» [4, с. 288]. По ее мнению любая система может существовать только при условии постоянного поддержания относительного равновесия [Там же].

В настоящее время в современном обществе особую роль занимают, так называемые, этнические девиации. По мнению Н. В. Кузьминой определение методологических подходов к пониманию этнических процессов в обществе позволяет понять, что же такое этническая девиация, которая представляет собой полное или частичное отрицание стороны отдельных этнических групп населения определённых норм и правил в этом обществе. Таким образом, «большинство форм девиантного поведения носит ярко выраженный политико-правовой характер и направлено на разрушение политической системы общества, отклоняется от действующих юридических норм, судебной практики» [6].

Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что именно поэтому в настоящее время

понятие нормы до сих пор является дискуссионным. Это связано с тем, что общество находится в постоянном развитии, меняются ценности, социальные ориентиры. Я. М. Неплох указывает, что «в литературе понятие «норма» является проблемой, трудной для определения» [12, с. 208]. Признаки, долженствующие сформировать понятие «норма», трудноуловимы и изменчивы» [Там же].

В девиантологии выделяют как положительные (одаренность, неординарные творческие способности и др.), так и отрицательные (склонность к преступлениям, наркомания, протест и др.) девиации.

Соотношение понятий «девиация» и «де-виантное поведение» большинство исследователей рассматривают как синонимы.

Рассмотрев философский аспект понятия «девиация», можно сделать вывод о том, что данное понятие не есть нечто застывшее, а находится в постоянном развитии в связи с изменением социального устройства общества, появлением разнообразных субкультур, взаимоотношений между ними и процессами глобализации.

Вместе с тем, чем в обществе выше уровень девиантных проявлений, тем большее влияние они оказывают на состояние всего общества и влекут за собой конфликт с общественно одобряемым поведением, общественными нормами и правилами поведения.

Понятие девиации неотделимо от понятия преступности, поскольку оно является одной из составляющих процесса перехода от девиантного поведения к преступному, которое в свою очередь является крайней формой девиантного поведения.

Библиографический список

1. Анисин А. Л. Девиация как проблема философии. [Электронный ресурс]. http://www.a-l-anisin.narod.ru (дата обращения: 25.04.2013).

2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. -М.: Мысль, 1984. т. 4. - С. 137 - 138.

3. Апинян Г. В. О понятии «девиация», «деви-антность», «Девиантное поведение» // Известия Российского государственного университета им А. И. Герцена, 2009. - № 118. - С. 119 - 123.

4. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.

5. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения //

Социология сегодня. - М. Прогресс, 1965. -С. 518 - 550.

6. Кузьмина Н. В. Этнические девиации в системе правонарушающего поведения [Электронный ресурс]. httpV/справочно-правовая система «Констультант плюс» (дата обращения: 14.10.2014).

7. Лазарев В. В., Липень С. В. Общая теория права. М., Просвещение. - 96 с.

8. Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.: Зеркало-М, 2002. -288 с.

9. Лепехина Е. В. Девиантное поведение и особенности субкультуры отдельных видов социальных девиаций [Электронный ресурс]. http:// справочно-правовая система «Констультант плюс» (дата обращения: 14.10.2014).

10. Малик А. А. Сравнительный анализ про-фориентационной работы в исправительных учреждения США и РФ // Развитие человека в современном мире. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск: НГПУ, 2013 -400 с.

11. Мапельман В. М., Пенькова Е. М. История философии: учеб. пособ. Для вузов. - М.: Приор, 1997. - 275 с.

12. Неплох Я. М. Человек, познай себя. Записки психиатра. - СПб: Наука, 1991. - 208 с.

13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 478 с.

14. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии / пер. с англ. В. И. Кузнецова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

15. Собольников В. В. Коррекция девиант-ного поведения студентов в образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. -2014. - № 4. - С. 173-177.

16. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Педагогика, 1990. - 159 с.

17. Jaclyn E. Barnes, Barbara W. Boat, Frank W. Putnam, Harold F. Dates, Andrew R. Mahlman Ownership of High-Risk ("Vicious") Dogs as a Marker for Deviant Behaviors Implications for Risk Assessment // Journal of Interpersonal Violence. Volume 21. Number 12. December 2006. р. 16161634. [Электронный ресурс]. http://jiv.sagepub. com (дата обращения: 15.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.