Научная статья на тему 'Девиантное поведение: парадигмы изучения'

Девиантное поведение: парадигмы изучения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6278
693
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНОМИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / РЕГУЛЯТИВЫ / АДАПТИВНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИ-АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД / НОНКОНФОРМИЗМ / SOCIAL DEVIATIONS / SOCIAL NORMS / ADAPTABILITY / STATISTICAL AND ADAPTIVE APPROACH / NON-CONFORMISM / DEVIATE BEHAVIOUR / ANOMY / SELF-UPDATING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Усова Лариса Петровна

Представлены виды девиантного (отклоняющегося) поведения. Выявлено, что социально-негативный характер девиаций разрушителен как для личности, так и для окружения, но именно этот тип отклоняющегося поведения вызывает наибольший интерес исследователей и чаще рассматривается в научной литературе. Дана дефиниция понятия девиация. Обозначено, что главными факторами, предопределяющими отклонения в человеческом поведении, являются уровень общественного сознания, нравственности, закрепление в обществе системы социальных регулятивов. В ходе изучения теоретического материала установлено, что ряд ученых характеризуют норму как исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру допустимого поведения, некие свойства, изначально присущие большинству людей, эталон поведения, это - нормы-идеалы, так как уровень интериоризации норм в разных социальных средах обладает существенными отличиями, а нормы-идеалы (система основных ценностей) носят глобализированный характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам. Предлагается рассматривать норму в трех разных значениях: статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную; в законах, традициях, обычаях социальная норма находит свое воплощение (поддержку), то есть во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль естественного регулятора общественных и межличностных отношений. Выявлено, что некоторые ученые склонны усматривать в моральных нормах своего рода инструкции, обеспечивающие правильную работу человеческой машины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deviant Behaviour: Paradigms of Study

Changes of vital way of society throughout the last centuries promoted an increase of deviant manifestations in peoples behaviour. Deviation happens both positive, and negative. Social and negative nature of deviations is destructive both for a personality, and for society. However this type of deviant behaviour causes the greatest interest of researchers and is more often considered in social and psychological literature. Deviation is a border between norm and pathology, extreme option of norm. There is an opinion that the main factors predetermining deviations in human behaviour are: the level of public consciousness, moral, the system of social regulations fixed in society. The deviance cant be defined, without relying on knowledge of norms. Some scientists define norm as a limit which has historically developed in a particular society, a measure of admissible behaviour. The certain properties which are initially inherent in the majority of people are behaviour standards, their norm-ideals. As the level of interiorization of norms in different social environments has essential differences, and norm-ideals (system of the main values) have globalized character, they are difficult in application to particular social objects. It is offered to consider a norm in three different values: statistical, functional (individual) and ideal. Social norm finds the embodiment (support) in laws, traditions, customs, i.e. in all that has become a habit, strongly has become usual, in a way of life of majority of the population, which is supported by public opinion, and plays a role of a natural regulator of public and interpersonal relations. Scientists consider moral standards some kind of instruction, ensuring correct functioning of a human car

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение: парадигмы изучения»



УДК 152

Усова Лариса Петровна Larisa Usova

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПАРАДИГМЫ ИЗУЧЕНИЯ

DEVIANT BEHAVIOUR: PARADIGMS OF STUDY

Представлены виды девиантного (отклоняющегося) поведения. Выявлено, что социально-негативный характер девиаций разрушителен как для личности, так и для окружения, но именно этот тип отклоняющегося поведения вызывает наибольший интерес исследователей и чаще рассматривается в научной литературе. Дана дефиниция понятия «девиация». Обозначено, что главными факторами, предопределяющими отклонения в человеческом поведении, являются уровень общественного сознания, нравственности, закрепление в обществе системы социальных регулятивов. В ходе изучения теоретического материала установлено, что ряд ученых характеризуют норму как «исторически сложившийся в конкретном обществе предел», «меру допустимого поведения», некие свойства, изначально присущие большинству людей, эталон поведения, это — нормы-идеалы, так как уровень интериориза-ции норм в разных социальных средах обладает существенными отличиями, а нормы-идеалы (система основных ценностей) носят глобализированный характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам. Предлагается рассматривать норму в трех разных значениях: статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную; в законах, традициях, обычаях социальная норма находит свое воплощение (поддержку), то есть во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Выявлено, что некоторые ученые склонны усматривать в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины»

Changes of vital way of society throughout the last centuries promoted an increase of deviant manifestations in people's behaviour. Deviation happens both positive, and negative. Social and negative nature of deviations is destructive both for a personality, and for society. However this type of deviant behaviour causes the greatest interest of researchers and is more often considered in social and psychological literature. Deviation is a border between norm and pathology, extreme option of norm. There is an opinion that the main factors predetermining deviations in human behaviour are: the level of public consciousness, moral, the system of social regulations fixed in society. The deviance can't be defined, without relying on knowledge of norms. Some scientists define norm as a «limit which has historically developed in a particular society», «a measure of admissible behaviour». The certain properties which are initially inherent in the majority of people are behaviour standards, their norm-ideals. As the level of in-teriorization of norms in different social environments has essential differences, and norm-ideals (system of the main values) have globalized character, they are difficult in application to particular social objects. It is offered to consider a norm in three different values: statistical, functional (individual) and ideal. Social norm finds the embodiment (support) in laws, traditions, customs, i.e. in all that has become a habit, strongly has become usual, in a way of life of majority of the population, which is supported by public opinion, and plays a role of «a natural regulator» of public and interpersonal relations. Scientists consider moral standards some kind of «instruction», «ensuring correct functioning of a human car»

Ключевые слова: девиантное поведение, ано- Key words: deviate behaviour, anomy, social devia-

мия, социальные отклонения, социальные нор- tions, social norms, adaptability, self-updating, sta-

мы, регулятивы, адаптивность, самоактуа- tistical and adaptive approach, non-conformism лизация, статистически-адаптивный подход, нонконформизм

I I евиантное поведение является од-1 I ной из острых социальных проблем. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Девиация бывает как отрицательной (негативной), так и положительной (позитивной). Отклонения могут иметь для общества различные последствия. Негативные — дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это — социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид [4]. Негативное деви-антное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Позитивные отклонения служат средством прогрессивного развития общества, повышения уровня его организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это — творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое.

Отклонения в поведении людей издавна привлекали пристальное внимание учёных и мыслителей. Уже в Ветхом Завете (Книга Бытие, Третья глава) говорится, что люди, несмотря на запрет Бога, вкусили плоды с древа познания: «16Жене сказал [Бог]: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. 17Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во

« по

все дни жизни твоей... в поте лица твоего будешь есть хлеб ... 23И выслал его Господь

Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. 24И изгнал Адама.» [10].

С позиции теологии, преступить через запрет Бога — означает совершить греховный поступок. Таким образом (согласно библейской истории) были впервые нарушены установленные нормы, за что последовало наказание — изгнание из Эдема и обречение человеческого рода на страдания. С теологической точки зрения, отступление от норм (заповедей) всегда карается наказанием (убийство Авеля Каином, разврат в городах Содом и Гоморра и т.д.).

Изучение отклонений в поведении имеет длительную историю. Еще Диоген (412-323 гг. до н.э.) интересовался поведенческим аспектом (в жизнедеятельности людей), он утверждал: «Если кто-нибудь будет расхаживать по улицам и указывать на всё средним пальцем, то подумают, что он сошёл с ума, а если — указательным, то нет» [7]. Следовательно, уже в то время подчеркивалась значимость соблюдения тех поведенческих норм, которые были приняты в данном обществе.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) причину разнообразия в поведении людей объяснял социально-экономическими факторами, он говорил: «Люди ведут такой образ жизни, какой их заставляет вести нужда» [7].

Девиантное поведение как философская проблема исследуется со второй половины XIX в. Ряд учёных (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Н. Смелзер) отклоняющееся поведение рассматривали с точки зрения социально-негативных проявлений, направленных как на себя (например, самоубийство), так и на внешнюю среду (воровство, убийства и т.д.); также эта тема изучалась с точки зрения социально-позитивных проявлений (Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг).

Основоположник современной деви-антологии Эмиль Дюркгейм (1858-1917), рассматривая причины девиации в своей работе «Самоубийство» (1897), ввел понятие «аномия». Под аномией (от франц. апош1е — беззаконие, безнормность; др.-греч. а- — отрицательная приставка, уоро^ — закон) он понимал состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и социальных норм.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций, социальная норма находит свое воплощение ( поддержку) в заповедях, законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис (1898-1963) склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины» [1].

Такие зарубежные исследователи, как Л. Клагес (1872-1956), Р. Мертон (19102003), Н. Смелзер (1930), Т. Шибутани (1920-2004) определяют девиантность степенью соответствия социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является то поведение, которое не удовлетворяет социальные ожидания данного общества.

Автор термина «девиантное поведение» Я. И. Гилинский (1934), рассматривая девиацию с позиции социальных норм, пришёл к выводу, что социальная норма — «исторически сложившийся в конкретном обществе предел», «мера допустимого поведения» [3].

В.Д. Менделевич (1956) в работе «Психология девиантного поведения» подчеркивает, что девиация — это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Есть основания полагать, что

главными факторами, предопределяющими отклонения в человеческом поведении, являются уровень общественного сознания, нравственности, развитость в обществе системы социальных регулятивов [7].

Можно проследить следующую закономерность: в первой половине ХХ в. де-виантное поведение ассоциировалось со многими негативными проявлениями, олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении (что было предопределено в Ветхом и Новом Завете), «незаконным» в соответствии с правовыми нормами (С.В. Сергиен-ко) , возникла даже тенденция считать его «ненормальным». Поэтому следует подчеркнуть точку зрения Я.И. Гилинского и В.Н. Кудрявцева о том, что девиация как флуктуация ( временное случайное отклонение от равномерного распределения молекул в газе или в жидкости, возникающее в результате теплового движения) в неживой природе, мутация (изменение наследственных свойств организма) в живой природе является всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно, жизнедеятельности и развития любой системы [6].

Массовое нарушение даже самых простых норм человеческого общения — свидетельство общего понижения уровня культуры людей. Примитивизация общества оправдывает различные формы социальной патологии, перестает не только вести с ними борьбу, но и осуждать их. Апатия, рождающая цинизм, получает все большее распространение.

Со второй половины ХХ в. начинает меняться отношение как к самим нормам, так и к девиантному поведению, все больше ученых стали рассматривать социально-конструктивный аспект девиантного поведения. Особый интерес вызывает теория Ю.А. Клейберга (1953), он среди поведенческих девиаций выделяет три основные группы:

1) позитивные ( социальное творчество);

2) негативные;

3) социально-нейтральные.

На основе фиксации общего рисунка поведения на личностном, ситуационном

и средовом уровнях Ю.А. Клейберг выделил статусные, ролевые, деятельностные и ценностные модели девиаций [5]. Наряду с общеизвестными видами девиантного поведения, ученый описал вандализм и его разновидность граффити, «черный юмор» и др. Граффити и наполненные пафосом разрушения «садистские стишки» относят и к негативным девиациям, и к социально-нейтральным, способствующим разрядке эмоциональной напряженности. Таким образом, можно отследить такое явление, как переосмысление отношения к девиантному поведению.

Рассмотрев парадигму исследования девиантного поведения, можно заключить: отклонения от социальной нормы поведения изучаются с давних времён философами, педагогами, юристами, социологами. Учёными отклоняющееся поведение рас-

Литература_

1. Большой энциклопедический словарь. М.: Изд-во: Большая Российская энциклопедия. 2002. С. 150.

2. Гвишиани Д.М., Лапин Н.И. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат. 1989. С. 231.

3. Гилинский Я.И., Смоленский, Л.Г Социоди-намика самоубийств // Социс. 1988. № 4. С. 57-64.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность образование, самообразование, профессия. Мн.: (Хелтон), 1998. С. 60-70.

5. Клейберг Ю.А. Основы психологии социальной работы с девиантными подростками: монография. Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2007. 416 с.

6. Кудрявцев В.Н. Лекции по криминологии. М.: Юрист, 2005. 188 с.

7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М.: МЕДпресс, 2001. С. 221.

8. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков патопсихология. Воронеж: МОДЭК; Москва: ИПП, 1996. 128 с.

9. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития: модель анализа и ее использования в практической деятельности // Генезис. 2011. С. 50-79.

сматривалось как с точки зрения социально-негативных проявлений (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид) , так и с точки зрения социально-позитивных (научное, техническое, художественное , общественно-политическое творчество) . Прослеживается следующая тенденция: в первой половине ХХ в. де-виантное поведение ассоциировалось со многими негативными проявлениями, однако со второй половины ХХ в. начинает меняться отношение как к самим нормам, так и к девиантному поведению, все больше ученых стали заниматься изучением социально-конструктивного аспекта девиантно-го поведения. Данная тема была актуальна на протяжении веков и остаётся таковой по сей день, а потому она стоит в ряду значимых и требует дальнейшего изучения.

_References

1. Bolshoy entsiklopedichesky slovar (Large encyclopaedic dictionary). Moscow: Large Russian encyclopaedia: 2002. P.150.

2. Gvishiani D.M., Lapin N.I. Kratky slovar po sotsiologii (Brief dictionary on sociology). Moscow: Politizdat. 1989. P. 231.

3. Gilinsky Ya.I, Smolensk L.G. Sotsis (Sotsis). 1988. No. 4. P. 57-64.

4. Dyachenko M.I. Kandybovich L.A. Kratky psi-hologichesky slovar: Lichnost obrazovanie, samoo-brazovanie, professiya (Brief psychological dictionary: Personality, education, self-education, profession). Moscow: (Helton), 1998. P. 60-70.

5. Clayburgh Y.A. Osnovy psihologii sotsialnoy raboty s deviantnymi podrostkami (Basis of psychology of social work with deviant adolescents): Monograph. Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs, 2007. 416 p.

6. Kudryavtsev V.N. Lektsii po kriminologii (Lectures on criminology). Moscow: Lawyer, 2005. 188 p.

7. Mendelevich V.D. Psihologiya deviantnogo povedeniya (Psychology of deviant behaviour). Moscow: Medical press, 2001. P. 221.

8. Pozhar L. Psihologiya anomalnyh detey i podrostkov patopsihologiya (Psychology of abnormal children and teenagers, pato-psychology). Voronezh: MODEK; Moscow: IPP, 1996. 128 p.

9. Semago M.M., Semago N. Genezis (Genesis). 2011 50-79 p.

10. Фаст Г. Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. Красноярск: Енисейский благовест, 2007. Т. I. 352 с.

11. Хамханова И. В. К вопросу о причинах и последствиях возникновения девиантного поведения у молодежи // Социогенез в Северной Азии: сб. науч. тр. // Под ред. А.В. Харинского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2005. Ч. 2. С. 239-243.

12. Шильдяева В.В., Магометова М.Н. Деви-антное поведение несовершеннолетних: некоторые характеристики понятия // Инновационный потенциал человека как ресурссоциально-экономического развития региона: матер. межрегион. науч.-практ. конф. Чита: ЧитГУ, 2010. Ч. II. С. 128-133.

10. Fast G. Etyudy po Vethomu Zavetu. Ruko-vodstvo k izucheniyu Svyashhennogo Pisaniya (Studies on the Old Testament. Guide to the study of Scripture). Krasnoyarsk: Yenisei bells, 2007. Vol. I. 352.

11. Hamkhanova I.V. Sotsiogenez v Severnoy Azii: sb. nauch. tr. (Sotsiogenez in Northern Asia: The collection of scientific works) Under A.V. Harinsky's edition. Irkutsk: Publishing house of IRGTU, 2005. H. 2. P. 239-243.

12. Shildyaeva V., Magometova M. Innovatsi-onny potentsial cheloveka kak resurssotsialno-jeko-nomicheskogo razvitiya regiona: mater. mezhregion. nauch.-prakt. konf. (Innovative potential of person as resurssotsialno-economic development of the region). Chita: ChitGU, 2010. Part. II. P. 128-133.

Коротко об авторе _

Усова Л.П., аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ. [email protected].

Научные интересы: социология управления, отклонения в поведении людей

_ Briefly about the author

L. Usova, graduate, Transbaikal state University, Chita, Russia

Scientific interests: sociology of management, deviations in the behavior of people

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.