Рост делинквентного поведения среди подростков и молодёжи является индикатором, отражающим криминогенный эффект трансформационных изменений, происходящих в обществе, причем наблюдается тенденция омоложения подростковой делинквентности, возрастает агрессия, жестокость со стороны подростков, отсутствие чувства сострадания. Особенностью подростковой делинквентности является то, что грани между «обычной» девиацией и делинквентным поведением размыты в и силу правового статуса подростка. Таким образом, подростково-молодёжную делинквентность можно определить как отдельный поступок или систему поступков, в которых устойчиво проявляются отклонения от официально установленных норм, в том числе уголовно-правовых.
Полагаем, что различие делинквентного и криминального поведения коренится не в возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, а в степени осознания индивидом своих противоправных поступков и действий, их социальной значимости и вредоносных последствий для окружающих. Делинквент-ное поведение всегда содержит в себе безнравственное и аморальное поведение, часто агрессию. В меньшей степени такое поведение отражается в аномалиях сексуального поведения и неэстетическом поведении.
Изучение факторов, влияющих на делинквентное поведение подростков, показало, что главные институты социализации подростков - семья, школа, досуговая сфера, сфера труда в настоящее время находятся в кризисе. Рассогласованность их воздействия приводит к тому, что к личности подростка предъявляются противоречивые требования, которые наклады-
Библиографический список
ваются на переходный характер подросткового возраста и затрудняют процесс усвоения подростком норм и требований общества. Особенно следует выделить непродуктивное влияние средств массовой культуры, которое транслирует делинквент-ные и криминальные модели поведения в подростково-молодёжную среду.
Всё сказанное позволяет определить некоторые особенности делинквентного поведения:
1) Это поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства - общественному порядку.
2) Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами - законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.
3) Делинквентное поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе.
Таким образом, родители, учителя, воспитатели, социальные педагоги и психологи должны осознавать, что в условиях социально-экономических перемен и катаклизмов возрастает социальная напряжённость в обществе, которая негативным образом сказывается на психике наиболее сензитивных страт населения - детях, подростках, молодёжи. Мы считаем, что для превенции наиболее опасного вида девиантности - делинквентного поведения - молодые люди должны укрепить своё социальное, ментальное, профессиональное личностное ядро, найти то дело, которое бы максимально способствовало конструктивному раскрытию их личности и обеспечивало бы реализацию духовно-нравственно составляющей.
1. Леонова И.В. Социально-педагогические основы профилактики девиантного поведения виктимных детей и подростков. Москва: Издательство Московского гуманитарного университета, 2009.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотив. Санкт-Петербург: Питер, 2000.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальные институты и процессы. Социология. Москва, 2003; Т. 3.
4. Чернобродов Е.Р. Делинквентное поведение несовершеннолетних: учебное пособие по спецкурсу. Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2007.
References
1. Leonova I.V. Social'no-pedagogicheskie osnovy profilaktiki deviantnogo povedeniya viktimnyh detej i podrostkov. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 2009.
2. Il'in E.P. Motivaciya imotiv. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.
3. Dobren'kov V.l., Kravchenko A.I. Social'nye instituty i processy. Sociologiya. Moskva, 2003; T. 3.
4. Chernobrodov E.R. Delinkventnoe povedenie nesovershennoletnih: uchebnoe posobie po speckursu. Habarovsk: Dal'nevostochnyj yuridicheskij institut MVD Rossii, 2007.
Статья поступила в редакцию 01.09.15
УДК 371
Mishchenko V.I., Cand. of Sciences (Philosophy), senior teacher, Department of Civil and Legal Disciplines, VYUIFSIN of Russia
(Vladimir, Russia), Е-mail: [email protected]
DEVIANT BEHAVIOR OF THE YOUTH AS INTERDISCIPLINARY PROBLEMS. In the work the author notes that the study of a problem of prevention of deviant behavior of young people is directly connected with various branches of knowledge and is a perspective approach in the comprehensive study of the man. However, a holistic, integral definition of "deviant behavior" in the scientific literature still hasn't been worked out today. The author attempts to characterize the aberrant behavior of young people as a conglomerate of various branches of knowledge and on this basis to build a proactive policy of the phenomenon under study. It is interesting to the author to see that the quintessential basics of the behavior, deviating from the norm, is expressed in the definition that is given in the article.
Key words: deviant behavior, deviant behavior, norms, social rejection, destructive behavior, prevention.
В.И. Мищенко, канд. филос. наук, ст. преп. каф. гражданско-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России, г. Владимир,
E-mail: [email protected]
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЁЖИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА
В данной статье автор отмечает, что изучение проблемы профилактики отклоняющегося поведения молодёжи находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим перспективным подходом в комплексном изучении человека. Однако целостного, интегрального определения понятия «отклоняющееся поведение» в научной литературе на сегодняшний день не существует. Автор предпринимает попытку охарактеризовать отклоняющееся поведение молодежи как конгломерат различных отраслей знаний и на этой основе строит превентивную политику исследуемого феномена. Небезынтересным представляется посыл автора о том, что квинтэссенцией сути поведения, отклоняющегося от нормы, служит искомая дефиниция.
Ключевые слова: девиантное поведение, отклоняющееся поведение, норма, социальные отклонения, деструктивное поведение, превенция.
В педагогической литературе ряд исследователей (Л.К. Фор-това, В.И. Мищенко и др.) под девиантным поведением понимает отклонение от принятых в конкретном обществе, социальной среде, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса их усвоения и воспроизводства, а также саморазвития и самореализации в обществе, к которому принадлежит человек [1, с. 35; 2, с. 131]. Изучение проблемы профилактики девиантного поведения молодёжи находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим перспективным подходом в комплексном изучении человека. Исследователи феномена девиантности подростков и молодёжи стремятся выделить его отдельную специфическую сторону - юридическую, психологическую, социологическую, педагогическую и т. п. Однако мы можем утверждать, что эти подходы объединяет одно обстоятельство. Все учёные склонны считать, что девиантное поведение характеризуют поступки и социальные действия подростков и молодёжи, вступающих в конфликт с социальными нормами общества. Тем не менее, целостного, интегрального определения понятия «отклоняющееся поведение» на сегодняшний день не существует.
Исходным для понимания сути отклоняющегося поведения служит понятие «норма». Нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым, ориентируя личность в её поведении, выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его. Норма - это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его [3, с. 63].
При определении понятия «отклоняющееся поведение» исследователи (Я.И. Гилинский, С.И. Голод, А.А. Габиани, Н.И. Григорьев, Б.М. Гудиков, В.М. Зобнев, В.Н. Кудрявцев, Ф.А. Шереги,
A.М. Яковлев и др.) сходятся в том, что основной характеристикой человека с отклоняющимся поведением является несоответствие его поступков социальным, правовым и нравственным нормам общества. Исследование научной литературы по данной проблеме показывает, что многие учёные (М.И. Бобне-ва, Я.И. Гилинский, К.Ю. Добрин, Э. Дюркгейм, Ю.А. Клейберг,
B.Д. Плахов) выделяют в качестве характеристики отклоняющегося поведения его позитивную и негативную стороны и определяют их «полярность» в зависимости от того, что считать социальной нормой. По мнению Я.И. Гилинского, социальная норма определяет исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения.
Исследователи (С.И. Голод, Б.М. Гудиков, В.В. Кирсанов, А.А. Сукало, Б.А. Титов, Л.Ф. Черкашенинов) считают, что социальные нормы пронизывают буквально все стороны нашей жизни, и что, благодаря этому, общество избавляется от необходимости регулировать сходные акты индивидуального поведения, а регулирование этих норм происходит в соответствии с доминирующей системой ценностей, потребностей, интересов.
Зарубежные исследователи понятию «социальные отклонения» придают «психологизированную» трактовку. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся такое поведение, которое «...идёт вразрез с институционизированными ожиданиями», а англичанин Д. Уоли утверждает, что «социальные отклонения - это в значительной степени приписываемый статус». Более широко трактует этот вопрос Г.А. Аванесов: «Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам», то есть речь идет о нарушении любых социальных норм. И.С. Кон определяет девиантное поведение как «систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали». Исходя из концепции И.С. Кона, правомерно говорить о том, что «отклоняющееся поведение - система поступков личности подростка, в которой проявляются отклонения от норм человеческого общежития, сложившихся в данном обществе, или от официально установленных норм» [4, с. 138].
Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, социальные девиации реализуются, в конечном счёте, также путем деви-антного поведения. Палитра отклонений в поведении у трудных
подростков довольно обширна, и оценить её, выделить главное, существенное довольно сложно. Поэтому исследователи проблемы девиантного поведения несовершеннолетних попытались сгруппировать схожие проявления отклоняющегося поведения, найти для них интегрирующую основу. Одна из классификаций принадлежит Липнику В.Н., который сгруппировал девиации подростков: 1) по характеру взаимоотношений подростков с коллективом; 2) по отклонению в нравственном развитии личности, по отношению к интересам общества; 3) по отклонениям в понимании общественных интересов; 4) по вхождению подростков в систему общественно полезной деятельности с учетом нравственного развития; 5) по степени деформации психики; 6) по отклонениям в системе ведущих мотивов; 7) по патологии в психике и медико-педагогическим отклонениям.
В другой классификации за основу взяты исходные данные того или иного отклонения, они сгруппированы:
1) по особенностям взаимоотношений и общения с ними воспитателя, педагога (трудные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы);
2) по образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорники, социально запущенные);
3) по специфике ошибок и недостатков в процессе воспитания (педагогически запущенные);
4) по уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии);
5) по несоответствию их действий закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители) [5, с. 272] .
В целях определения силы и результативности социальных последствий отклоняющегося поведения оно различается по уровню и масштабности (индивидуальный и массовый характер); по элементам внутренней структуры (социально-групповая принадлежность, половозрастная характеристика); по ориентированности (экстравертное - направленное во внешнюю среду, интровертное - направленное на себя); по типу эмоциональной устойчивости и др. В связи с многообразием параметров и характеристик отклоняющегося поведения подростков и молодёжи, наличием различных подходов к изучению данной проблемы в социологии, психологии, педагогике, криминалистике и медицине в современной научной литературе мы можем найти не только неоднозначное определение этого явления, но и различную характеристику его проявлений у детей и подростков, находящихся на различных степенях девиации поведения и деформации личности.
Таким образом, определение понятия «девиантного поведения» предполагает выделение существенных признаков этого явления.
1. Девиантное поведение - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Вместе с тем, определяя девиантное поведение как отклоняющееся от норм, следует учитывать, что социальные норм - категория изменчивая. Социальные идеалы (ценности), ожидания, общепринятые правила, нормы, как и критерии девиантного поведения, со временем меняются. Из этого следует, что девиантное поведение - это нарушение наиболее важных социальных норм для исторически определённого общества в конкретное время.
2. Девиантное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и в сознании человека. Следует различать два вида девиантного поведения: созидательной и разрушительной направленности. Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, в частности, наличие атрибута насилия, а уровень справедливости перераспределения источников пополнения жизненной энергии. Девиации направлены на преодоление препятствия, вставшего на пути достижения цели, проявляются через социально значимые действия. Характер девиантного поведения, направленность интеллектуального и физического потенциала человека зависят, во-первых, от того, как он научен отвечать на возникающие трудности: путём созидательных или разрушительных действий, во-вторых, от того, каким образом общество стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности.
3. Позитивными девиации являются тогда, когда способствуют прогрессу общества, повышают уровень его организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) - это социально значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных