Научная статья на тему 'Проблемы адаптации и формирование социализации личности обучающихся в современных условиях'

Проблемы адаптации и формирование социализации личности обучающихся в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАЦИЯ / ПРИЗНАКИ ДЕВИАЦИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / SOCIALIZATION PROCESS / DEVIANT BEHAVIOR / DEVIATION / SINGS OF DEVIATION / PSYCHO-PEDAGOGICAL IMPACT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белинская Д. Б.

Молодежь является активным субъектом процесса социализации, и поэтому социально неприемлемое поведение, в том числе девиации, самым выразительным образом проявляется именно в такой период. В этом возрасте, когда не сформировано стойкое мировоззрение личности, молодежь наиболее поддается внешнему влиянию. Отклоняющееся поведение отражает социально-психологический статус личности на оси социализация дезадаптация изоляция (движение при этом осуществляется от «+» к «-» ) и включает в себя нарушения, затрагивающие значительное количество людей различных социальных уровней в разных социальных группах, как формальных, так и стихийно образованных самой молодежной субкультурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF ADAPTATION AND FORMATION OF SOCIALIZATION OF THE STUDENTS IN NOWADAYS CONDITIONS

Young people are the most active person of the process of socialization, that is why the manifestation of socially unacceptable behavior, including deviation, is showing in the most expressive way during this period of time. At this age, when the persistent worldview is not formed, yet, the identities is influenced in the most powerful way. Deviant behavior reflects the social and psychological status of the identity on the eh socialization-maladjustmentisolation (the movement is then carried out from «+» to «-») and includes the violations that affects on a big amount of people of different social levels and in the different social groups of both formal and spontaneously formed by the youth subculture.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации и формирование социализации личности обучающихся в современных условиях»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

\ h"iy;i. I i,ii i.ir проблемы психологии труда

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Д.Б. БЕЛИНСКАЯ,

кандидат биологических наук, доцент кафедры юридической психологии

Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

Email: arbat90@mail.ru

Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии Московского университета МВД России В.В. Простяков; кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики Московского университета МВД России Л.И. Золотарева

Аннотация. Молодежь является активным субъектом процесса социализации, и поэтому социально неприемлемое поведение, в том числе девиации, самым выразительным образом проявляется именно в такой период. В этом возрасте, когда не сформировано стойкое мировоззрение личности, молодежь наиболее поддается внешнему влиянию. Отклоняющееся поведение отражает социально-психологический статус личности на оси социализация — дезадаптация — изоляция (движение при этом осуществляется от «+» к «-» ) и включает в себя нарушения, затрагивающие значительное количество людей различных социальных уровней в разных социальных группах, как формальных, так и стихийно образованных самой молодежной субкультурой.

Ключевые слова: процесс социализации, отклоняющееся поведение, девиация, признаки девиации, психолого -педагогическое воздействие.

THE PROBLEMS OF ADAPTATION AND FORMATION OF SOCIALIZATION OF THE STUDENTS IN NOWADAYS CONDITIONS

D.B. BELINSKAYA,

the Candidate of Sciences in Biology, associate professor of legal Psychology University

of Moscow Russian Interior Ministry

Annotation. Young people are the most active person of the process of socialization, that is why the manifestation of socially unacceptable behavior, including deviation, is showing in the most expressive way during this period of time. At this age, when the persistent worldview is not formed, yet, the identities is influenced in the most powerful way. Deviant behavior reflects the social and psychological status of the identity on the eh socialization-maladjustment- isolation (the movement is then carried out from «+» to «-») and includes the violations that affects on a big amount of people of different social levels and in the different social groups of both formal and spontaneously formed by the youth subculture.

Keywords: socialization process, deviant behavior, deviation, sings of deviation, psycho-pedagogical impact.

Вопрос о девиантном поведении молодежи является достаточно актуальным и интересным для современной действительности. Если социальная действительность, а именно семья, школа, колледж, институт и университет, общественные институты, не предоставляет личности условия для самореализации, то появляются отклонения от нормального поведения и происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Молодежь — самый ак-

тивный субъект процесса социализации, и поэтому социально неприемлемое поведение особенно выразительным образом проявляется именно в этот период. В таком возрасте, когда не сформировано стойкое мировоззрение личности, молодежь наиболее подвержена внешнему влиянию. Воспринимая интересы, взгляды окружающих, они выбирают, впитывают наиболее удобные для себя на данный возрастной период нормы, а впоследствии реали-

Актуальные проблемы психологии труда

зуют их в демонстративно-нигилистическом поведении. Такое поведение служит основой для закрепления в различных формах девиации. С развитием девиантного поведения у молодежи все больше притупляются чувства с положительной социальной направленностью и на первый план выдвигаются чувства с яркой демонстративностью отрицательного, что может стать резервом для будущих правонарушений.

Девиантное поведение занимает среднюю позицию между нормой и патологией, поэтому отклоняющееся поведение личности бессмысленно рассматривать с точки зрения психопатологии. Отклоняющееся поведение отражает социально-психологический статус личности на оси социализация — дезадаптация — изоляция (движение при этом осуществляется от «+» к «-») и включает в себя нарушения, затрагивающие значительное количество людей различных социальных уровней в разных социальных группах, как формальных так и стихийно образованных самой молодежной субкультурой. Различные виды формальных групп, которые формируются в образовательных учреждениях, трудовых коллективах и общественных организациях, активно влияют на процесс социализации. Проблема дезадаптации и девиации, т.е. нарушение нормы, является в настоящее время актуальной не только потому, что в каждом девиантном студенте мы видим антисоциальную личность, но потому, что в реальных условиях нашего современного мира, чтобы выжить, очень сложно в этом возрасте стать самостоятельным, уметь находить собственные решения, побороть свойственный нормам данного общества инфантилизм и выработать навык политической активности. Поэтому, говоря о проблеме девиации, следует рассматривать ее как отклоняющееся поведение, требующее специального подхода в плане педагогики. Процесс обучения в данных условиях происходит с использованием своеобразных методов научения, с точки зрения педагогической науки. В психологии же, где основной является диагностическая и коррекционная деятельность с девиантной молодежью для ее адаптации к новым условиям социальной действительности, формируются навыки самостоятельно мыслить, принимать ответственность на себя, видеть себя профессионально значимым человеком в условиях трудовой деятельности, где труд высту-

пает очень хорошим регулятором человеческих взаимоотношений.

Исследование проблемы склонности к девиант-ному поведению молодежи требует, прежде всего, определения его места в системе координат более широкого социального содержания. Такое антисоциальное поведение приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Основная причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Поэтому, раскрывая проблемы девиации у молодежи, важно рассмотреть основные понятия и основные подходы, понять его сущность и факторы, которые, как катализаторы, влияют на динамику данного поведения, и грамотно подойти к решению этой проблемы.

Хотелось бы подчеркнуть еще раз, что девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией. В то же время в качестве отдельной диагностической категории выделяют гэмблинг (азартные игры), являющиеся фактически одной из форм нефармакологического аддиктивного поведения. Объяснить данное явление пытались многие науки: биология и физиология, психология и социология, и т.д.

При этом биологические объяснения девиации фокусируются в основном на выявлении генетической предрасположенности к отклонениям. Решением данной проблемы должны заниматься психоневролог, психиатр, невропатолог.

Психологи и социологи признают, что особенности личности и мотивы ее действий, несомненно, оказывают влияние на все виды отклоняющегося поведения, но личностные факторы всегда самым тесным образом переплетаются с социальными.

В настоящее время проводится исследовательская работа на базе колледжей г. Москвы, в ходе которой производится комплексный анализ результатов психологического, педагогического и социального воздействия на студентов в возрасте 15—19 лет, для изучения феномена девиации.

- -Я. -

Актуальные проблемы психологии труда

Участники эксперимента пришли к выводу, что невозможно объединить студентов с разной девиацией в одну группу, так как признаки девиантного поведения (девиация — только если присутствуют все признаки) следующие:

1) отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;

2) девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции);

3) девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно;

4) девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное);

5) девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности;

6) девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы;

7) девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации;

8) девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Ввиду такой градации подходы к работе с ними должны быть разнообразны. Для оптимизации психолого-педагогического воздействия и учета особенностей различных девиаций в ходе эксперимента было выделено 10 групп в соответствии с перечисленными выше факторами:

1) с ограниченными возможностями жизнедеятельности, т.е. с глубокой патологией физического и (или) психического развития (с ограничением движения, недостатками слуха, умственным отставанием);

2) с задержкой психического развития (ЗПР);

3) с педагогической и (или) социальной запущенностью;

4) с нарушением социальных связей и отношений, социально дезадаптированные, характеризующиеся отчуждением от семьи или учебного заведения, асоциальным поведением, склонностью к правонарушениям;

5) имеющие неглубокие, непатологические, неярковыраженные пограничные отклонения психики или личностные психологические осо-

бенности (акцентуация характера, неадекватная самооценка, нарушения эмоционально-волевой сферы, тревожность, комплексы);

6) неуспевающие (труднообучаемые) и недисциплинированные (трудновоспитуемые);

7) сверхактивные и сверхпассивные;

8) с нарушениями в сфере общения (конфликтность, агрессивность, сквернословие, аутсайдерство);

9) с вредными пристрастиями (употребляющие алкоголь, табак, наркотики) и склонностями (к воровству, аморальным поступкам);

10) правонарушители.

Всех их объединяют признаки девиантного поведения. Но в то же время индивидуальный подход к каждой группе обеспечивает дифференцированный подход и оптимизацию ее решения.

Также была выбрана нестандартная форма работы с ними в виде метода научения, с использованием знаний и особенностей влияния настроения преподавателя, воспитателя и т.д. на работу студента. Поэтому просто необходимо обращать внимание на изучение настроения преподавателя, родителя, психолога, воспитателя. Настроение взрослого человека, который находится рядом с молодым человеком, очень важно, так как настроение — это целостное состояние психики, имеющее постоянно присущие ей шесть особенностей:

1) полярность составляющих настроение психических состояний. Каждое психическое состояние имеет свою противоположность, например: возбужденное — заторможенное, бодрое — подавленное, активное — пассивное, радостное — грустное, уверенности — неуверенности, удовлетворенности — неудовлетворенности и т.д.;

2) изменчивость отдельных психических состояний и в целом настроения. Под влиянием каких-либо воздействий среды на психику человека, а бывает, и от возникших у него мыслей или самовнушения одно состояние и в целом настроение может смениться каким-то другим, иногда противоположным;

3) относительная устойчивость психических состояний в результате их инертности и в зависимости от силы переживаний и силы воздействия среды. Психические состояния изменяются не сразу вслед за какими-то воздействиями, а отсроченно, с запаздыванием. Когда причины переживания исчезли и уже зародилось новое состояние, от первоначаль-

Актуальные проблемы психологии труда

ного переживания остается «осадок» на какое-то время, может быть, на час, неделю или месяц, который полностью исчезает только со временем в зависимости от силы переживания и воздействия, вызывающего другое психическое состояние;

4) индивидуальное своеобразие психических состояний и настроений человека, обусловленное направленностью личности и психическими свойствами (опытом, темпераментом, механизмами психологической защиты, характером, способностями, акцентуациями) и особенностями психических процессов. Одни и те же обстоятельства и воздействия на психику у разных людей вызывают различные психические состояния;

5) внешняя выраженность психических состояний и настроения человека. Любое психическое состояние и настроение проявляются в позе, мимике, движениях, сердцебиении и ритмах дыхания, в покраснении лица или бледности. Даже если сотрудник пытается скрыть свое психическое состояние, то оно все же так или иначе проявится;

6) настроение одного человека в группе легко передается другим, становясь групповым (коллективным) настроением как одним из важнейших проявлений группового, в частности коллективного, сознания. А все пять предыдущих особенностей индивидуального настроения личности присущи и настроению группы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛОВ ОВД ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Е.М. ГОНЧАРОВА,

преподаватель кафедры юридической психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 —психология труда, инженерная психология и эргономика

E-mail: goncharova_e_ 79@mail.ru

Рецензенты: кандидат биологических наук, доцент кафедры юридической психологии Московского университета МВД России Д.Б. Белинская; кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики

Московского университета МВД России Л.И. Золотарева

Аннотация. Проводится анализ применения тренингов для развития профессионально-важных качеств сотрудников органов внутренних дел, с учетом гендерных различий и использования их в профессиональной деятельности сотрудников отделов по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: психологический тренинг, личностные и профессионально-важные качества, тендерные различия, профессиональный и психологический отбор.

PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A FORM OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES STAFF DEPARTMENTS TO PREVENTING AND SUPPRESSION OF CRIMES AMONG THE JUVENILE DELINQUENCY

OF INTERNAL AFFAIRS

E.M. GONCHAROVA,

lecture in legal psychology Moscow university of interior ministry of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.