Научная статья на тему 'Факторы и механизмы, влияющие на социально-психологические особенности подростка в ситуации депривации'

Факторы и механизмы, влияющие на социально-психологические особенности подростка в ситуации депривации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1078
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРИВАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАЦИИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕЛИНКВЕТНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / DEPRIVATION / THE FORMATION OF DEVIATION / DEVELOPMENT OF PERSONALITY / SOCIALIZATION / DELINQUENCY / ADAPTATION OF TEENAGERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гончарова Елизавета Михайловна

Исследованы факторы, влияющие на появление депривации у подростков и механизмы их развития. Рассмотрены категории депривированных подростков, условия адаптации к социальным нормам поведения, перечислены институты социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гончарова Елизавета Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors and mechanisms influencing socio-psychological characteristics of the adolescent in a situation of deprivation

The article considers the factors influencing the emergence of deprivation in adolescents and the mechanisms of their development. Considered category deprivileging adolescents, the conditions of adaptation to social norms of behavior, lists the institutions of socialization.

Текст научной работы на тему «Факторы и механизмы, влияющие на социально-психологические особенности подростка в ситуации депривации»

УДК 1/159.9 ББК 88

ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА В СИТУАЦИИ ДЕПРИВАЦИИ

ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА ГОНЧАРОВА,

преподаватель кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

E-mail: goncharova_e_ [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследованы факторы, влияющие на появление депривации у подростков и механизмы их развития. Рассмотрены категории депривированных подростков, условия адаптации к социальным нормам поведения, перечислены институты социализации.

Ключевые слова: депривация, формирование девиации, развитие личности, социализация, делинкветность, адаптация подростков.

Annotation. The article considers the factors influencing the emergence of deprivation in adolescents and the mechanisms of their development. Considered category deprivileging adolescents, the conditions of adaptation to social norms of behavior, lists the institutions of socialization.

Keywords: deprivation, the formation of deviation, the development of personality, socialization, delinquency, adaptation of teenagers.

На сегодняшний день в нашей стране происходит обострение многочисленных социальных проблем — снижение благосостояния большей части населения, увеличение количества детей, полностью или частично лишенных полноценной родительской заботы, что может объясняться чрезмерной занятостью родителей на работе, алкоголизмом или другими недугами, или же просто лишением их родительских прав. [7] Часто и в многодетных семьях детям не оказывается должного внимания, где они предоставлены «сами себе».

В настоящее время в науке накоплен значительный объем данных, веско подтверждающих многообразие факторов, напрямую влияющих на формирование девиации. К ним можно отнести:

♦ недостаток любви и внимания к ребенку как последствие внешних неблагополучных условий жизни и воспитания в результате которых проявляется запущенность;

♦ проявление полного отсутствия обязательных для полноценного формирования теплых и близких отношений с ребенком родных ему людей и как следствие проявление эмоциональной депривации;

♦ ситуации блокирования или возникновение непреодолимых помех на пути к удовлетворению

жизненно необходимых потребностей, при которой ребенок испытывает состояние фрустрации;

♦ развитие комплексов личностных проблем как помех для естественного мироощущения в сфере общения и деятельности, взаимоотношений с людьми, которые формируются на основе внутренних конфликтов [7].

Проявлению девиации оказывают содействие или препятствуют особенности темперамента подростка, характера ситуаций развития личности и история общественных взаимоотношений с людьми. В.В. Ковалев (1979) выделяет среди психотравми-рующих факторов:

♦ шоковые психические травмы. Как правило, они характеризуются внезапностью, проявляются с большой силой и наносят урон жизни или благополучию;

♦ хронически оказывающие влияние психотрав-мирующие обстоятельства, касающиеся основных ценностных ориентаций подростка (семейные конфликты, противоречивое или деспотическое воспитание, неуспеваемость и т.д.);

♦ психотравмирующие ситуации сравнительно непродолжительного действия, но психологически

очень существенные (ссора со сверстниками, утрата или болезнь одного из родителей, и т.д.);

♦ воздействия, составляющие группу факторов эмоциональной депривации, формирующихся из нехватки ухода, заботы, ласки, т.е. таких факторов, которые мешают формировать у подростка чувства привязанности или нарушают ее формирование (разлука с матерью, неспособность матери из-за болезни создать эмоциональную, теплую атмосферу и т.д.).

На ранних этапах развития чаще подвергаются воздействию психотравм подростки, проявляющие пассивность, замкнутость, чрезмерную реактивность или аффективность, незрелые и обладающие теми или иными отклонениями со стороны вегетативной нервной системы. Также необходимо отметить, что наиболее чувствительны дети с такими проявлениями, как тревожная мнительность, заторможенность, склонность к страхам, психический инфантилизм.

Подростковый возраст нередко характеризуют как трудный, критический, переломный. Все это не случайно. На этапе развития от 11 до 14 лет (исходя от проявления индивидуальных особенностей подростка и условий его воспитания) проявляются существенные изменения как в организме ребенке, так и в его психике.

Изменения в физиологии проявляются, как существенный скачок в росте, гормональная перестройка, основанная на половом созревании, и др., как правило, непременно влекут за собой изменения в самочувствии. В этот период у подростков могут обнаруживаться головокружения, неожиданные сердцебиения, повышенное проявление возбудимости, бурная энергия, либо апатичность, вялость, пониженная работоспособность и т.д. Все это отражается на психике подростка, которая становится переменчивой, очень уязвимой. Собственно, на основе этого можно объяснить резкие перепады настроения у подростков — от проявления безудержного смеха до внезапных слез; раздражительность, агрессивность, обидчивость, повышенная ранимость. Другими словами, подросток чаще всего не виноват в том, что был грубым, дерзким со взрослыми, так как такое негативное поведение было вызвано объективными причинами — его физиологическим состоянием.

Далее хотелось бы отметить, чрезвычайно важную сферу жизни подростка, в которой также происходят значительные изменения — это общение. Взаимоотношения со сверстниками занимают перво-

степенное место в жизни подростка, что обусловливает его эмоциональное состояние, формирование ценностных ориентаций, направленность развития личности. Если со стороны взрослых проявляется пренебрежение к этим особенностям возраста, в частности, пытаются препятствовать дружбе детей или навязывать подростку круг своего общения, отрицательно отзываются о подростке в присутствии товарищей, одноклассников, то, безусловно, они начинают сталкиваться с сопротивлением ребенка. Крайней формой проявления такого противоборства будут гипертрофированные естественные реакции подросткового возраста (реакции эмансипации, группирования), которые зачастую приобретают болезненные формы, что может привести к негативным последствиям: побеги из дома, негативизм, недоверие и оппозиция к взрослым и т.д.

Учебная деятельность и отношение к ней, ее успешность также существенно изменяются у подавляющего большинства школьников при переходе в подростковый возраст. Значимость учебы в школе для младшего школьника, как правило, не вызывает сомнений и практически каждый старается хорошо учиться, но к 5 — 6 классу подобное отношение сохраняется не у всех. Данный факт можно объяснить тем, что с развитием самосознания подросток все лучше анализирует и дифференцирует свои желания, интересы, потребности. Если в свое время положительное отношение к учебе могло поддерживаться только желанием получить одобрение со стороны взрослых, то теперь существенное значение приобретают личная познавательная активность, отношение к учителю, направленность одноклассников или друзей вне школы, взаимоотношения с родителями. На основе этого, формируются два сценария поведения; в первом случае, для подростков учеба остается реально значимой и даже основной деятельностью, во втором, процесс обучения постепенно теряет свою значимость, оборачивается в формальное, постороннее, а то и нежелательное занятие. Данное отношение к учебе особо опасно, так как современный подросток не всегда имеет условия для исполнения своих возможностей, для самоутверждения и проявления независимости в общественно полезной, производительной деятельности. Как результат таких ограничений, всю свою энергию, изобретательность и творческие способности подросток сосредотачивает вначале на «шалости», а в дальнейшем и на противоправных действиях.

Отмечая тот факт, что ложная трудновоспитуе-мость может сойти на нет в ходе разрешения сложных обстоятельств без постороннего вмешательства. Однако, опасность такого типа трудновоспитуемо-сти заключается в том, что здесь вероятен переход в собственно трудновоспитуемость. Это появляется обычно тогда, когда воспитательные воздействия применяются к самому ребенку, вместо того, чтобы исправлять поведение взрослых: его родителей или учителей [1, с. 205—210]. Категории депривирован-ных подростков, которые прошли через периоды отрицательных психологических новообразований и обладающих общими корнями и истоками для отклонений в поведении и развитии, можно представить следующим образом [6]:

♦ трудновоспитуемые дети с приближенной степенью дезадаптации, которая обусловлена сложностями темперамента, нарушениями внимания, легкими дисфункциями мозга, недостаточностью возрастного развития, особенностями социально-психологической и педагогической ситуации воспитания и развития;

♦ нервные дети, у которых из-за возрастной незрелости эмоциональной сферы проявляется неспособность самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, касающимися системы их отношений, и прежде всего с родителями, значимыми взрослыми;

♦ трудные подростки, которые не могут решать свои проблемы социально допустимым образом, с проявлением внутренних конфликтов, акцентуациями характера, неустойчивой эмоционально-волевой сферой, изменениями личности, которые под воздействием семьи, воспитания, ближнего окружения, обстановки, в которой они чаще всего пребывают, ведущей деятельности становятся явно выраженными и со временем необратимыми;

♦ подростки фрустрированные, которые характеризуются устойчивыми формами саморазрущающего поведения, опасного для их здоровья (наркотики, алкоголизм); духовного и нравственного развития (сексуальные отклонения, домашнее воровство); будущего социального положения (прекращение учебы, побеги из дома); самого факта их существования (склонность к суициду, с помощью которой осознанно избавляются от переживаний собственной ненужности, отсутствия смысла жизни);

♦ подростки делинквенты — непрерывно балансирующие на пределе дозволенного и противоправ-

ного поведения, не считающегося с социально приемлемыми представлениями о добре и зле.

Рассматривая проблему депривации подростков, нельзя упускать из виду еще одну категорию — это дети-инвалиды (дети с ограниченными возможностями). К их числу на сегодняшний день можно отнести каждого десятого ребенка [3]. Инвалидизиро-ванные, а, следовательно, дезадаптированные, из подавляющего контингента детей и подростков — это такая группа подростков, которая не должна оставаться без внимания со стороны государства, и в первую очередь, со стороны Министерства труда и социального развития [5, с. 114—119].

Факторы, влияющие на формирование социальной депривации, влияют на развитие целого рядя особенностей, обусловливающие трудности последующей самостоятельной адаптации к взрослой жизни [4, с. 235—239]. В первую очередь, это личностные деформации — инфантилизм, пассивность, измененная мо-тивационно-потребностная сфера, бедность представлений о мире, неадекватность профессиональных интересов и т.п., порожденные часто неверным воспитанием. У многих детей-инвалидов встречается существенная психическая напряженность, что отражается в несформированной адекватной самооценке, проявляющаяся как основной фактор социальной адаптации. Во-вторых, характерной проблемой подростков является вопрос об образе «Я», о своих физических данных и впечатлении, которое они производят на окружающих. Существенный момент при этом проявляется в недостатке или полном отсутствии социального опыта, что может приводить к значительным трудностям взаимодействия с окружающими, малоразвитости навыков общения, что также, безусловно, затрудняет формирование социальной адаптации.

Необходимо отметить, что подростки с ограниченными возможностями часто ослаблены физически, что вызвано не только непосредственно дефектом, но и недостаточной общефизической подготовкой. Данный факт может свидетельствовать о том, что у них недостаточная выносливость по отношению к нагрузкам, что чаще всего влияет на трудности, связанные с учебным процессом и выбором дальнейшего профессионального пути.

Адаптация человека напрямую зависит от условий его социализации, от факторов на него влияющих, связана с процессом овладения социальными

нормами поведения, языка, нравственных ценностей. В сущности, социальная адаптация проявляется как важнейший механизм социализации. Однако, необходимо отметить, что «социализация» представляется как поэтапный процесс формирования личности с учетом определенных социальных условий, а понятие «социальная адаптация» характеризуется тем, что в сравнительно непродолжительный промежуток времени личность или группа активно овладевает необходимыми знаниями новой социальной среды, которая появляется либо в результате социального или территориального передвижения, либо при изменении социальных условий [8]. Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что главными институтами и социализации, и адаптации остаются семья, социальное окружение, школа и другие воспитательные и образовательные учреждения.

Литература

1. Белинская Д.Б., Гончарова Е.М. Креативность в структуре профессионально-значимых качеств инспектора по делам несовершеннолетних системы органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994.

3. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. Пособие; 2-е изд. М.: Академия, 2004.

4. Реан А.А., Белинская Д.Б., Наровский В.М. Проблемы социальной адаптации учащихся «Группы риска» и детей сирот // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 5.

5. Сердюковская Г.Н., Кастонистова Н.С. и др. Медико-психологическая помощь детям и подросткам группы риска социальной дезадаптации // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995.

6. Социальная работа / Под ред. проф. В.И. Курбатова. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

7. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Г.М. Ива-

щенко, Л.С. Алексеева, Н.П. Вознюк и др. / Под общ. ред. Г.М. Иващенко. М.: Просвещение, 2002.

8. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М., 2002.

9. Ovsyanik O.A., Belinskaya D.B., Kochetkov I.G., Deberdeeva N.A. Specific features of value orientations and social mindsets of deviant teenagers // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18.

References

1. Belinskaya D.B., Goncharova E.M. Creativity in structure of professionally significant qualities of the inspector on Affairs of minors the system of internal Affairs bodies // Bulletin of Moscow University of the MIA of Russia. 2016. No. 6.

2. Belicheva S.A. fundamentals of preventive psychology. M.: Social health of Russia, 1994.

3. Zubkova T.C. Organization and content of work on social protection of women, children and families: Proc. Handbook; 2nd ed. M.: Academy, 2004.

4. Rean A.A., Belinskaya D.B., Narowski V.M. Problems of social adaptation of students «at risk» and children // Herald of Moscow University of the MIA of Russia. 2013. No. 5.

5. Serdyukovskaya G.N., Kantonistova N.S. Medical and psychological assistance to children and adolescents at risk of social exclusion / Territorial social services: theory and practice functioning. M., 1995.

6. Social work / Under the General editorship of Professor V.I. Kurbatov. Rostov n/D: Feniks, 1999.

7. Social and rehabilitation center for minors: the content and organization of activities: a Handbook for employees of the centers / G.M. Ivashchenko, L.S. Alek-seeva, N.P. Voznyuk and others; under the General editorship of G.M. Ivashchenko. M.: Education, 2002.

8. Technologies of social work: Textbook / Under the General editorship of Professor E.I. Holostova. M., 2002.

10. Ovsyanik O.A., Belinskaya D.B., KochetkovI.G., Deberdeeva N.A. Specific features of value orientations and social mindsets of deviant teenagers // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.