УДК456.02 ББК 46:013
Рычкова Лидия Сергеевна
доктор медицинских наук,
профессор кафедра Общей психологии Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Конева Оксана Борисовна кандидат психологических наук, доцент
кафедра Общей психологии Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Чебан Анастасия Юрьевна
аспирант кафедра Общей психологии Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Rychkova Lydia Sergeevna
Doctor of medical sciences,
Professor
Department of General Psychology
South Ural state University
Chelyabinsk Koneva Oksana Borisovna
Candidate of psychological sciences,
Docent
Department of General Psychology
South Ural state University
Chelyabinsk Cheban Anastasiya Yurievna
postgraduate student
Department of General Psychology
South Ural state University
Chelyabinsk [email protected]
Сиротство как фактор, детерминирующий нарушения социализации и межличностного взаимодействия у подростков Orphancy as the factor determing adolescents violations of socialization and interpersonal interaction
Определены особенности социализации и межличностного взаимодействия у детей-сирот и детей, воспитывающихся в семье в зависимости от предпочитаемых стратегий поведения, личностных особенностей и социометрического статуса. Исследовались две группы подростков в возрасте 13-16 лет, воспитывающихся в детском доме и в семье, с помощью социометрии, многофакторного опросника Кеттелла; методики «Адаптивные стратегии поведения» и методов математической статистики.
The features of socialization and interpersonal interaction of children-orphans and children in the family is defined depending on the preferred behavior strategy, personality characteristics and sociometric status.
Two groups of adolescents aged 13-16 years who are brought up in an orphan home and family were studied using sociometric technique, Personality Factor Questionnaire by R. Cattell; technique «Adaptive behavior strategy» and procedures of mathematical statistic.: (Mann-Whitney U test and correlation analysis).
Ключевые слова: дети-сироты, социализация, межличностное взаимодействие, стратегии поведения, социометрический статус, адаптация.
Key words: orphaned children, interpersonal interaction, behavior strategy, sociometric status, adaptation.
Актуальность. В условиях многолетней социально-экономической и политической нестабильности на всех уровнях современного Российского общества постоянно растет количество детей, воспитывающихся в условиях семейной депривации [6,7]. К 2013 г. в России без попечительства родителей оказалось 920 тыс. детей, причем 90% из них - это социальные сироты. Семья на протяжении всего периода взросления играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка: его эмоционально-волевая, нравственная сфера, характер, особенности поведения формируются в семье. Семья - это первая в жизни человека общность или малая группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли. Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и формирования личности ребенка приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей и подростков [3,8]. Под социальной дезадаптированностью
индивида надо понимать неспособность индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений. В том числе его неспособность применять на практике общественно-исторически выработанные способы деятельности, овладение которыми соответствует его индивидуальным возможностям и необходимыми для удовлетворения собственных потребностей [3,6,7,8]. Четкого разграничения биологических и психологических факторов риска в развитии нет, они всегда взаимодействуют. Но после рождения все большее значение приобретает психосоциальное влияние. Биологические факторы риска вызывают, прежде всего, замедление в развитии, которое через 6-8 лет может нивелироваться. Психосоциальные факторы, напротив, чем дольше действуют, тем очевиднее приводят к нарушениям в развитии. Совмещение биологических и психосоциальных факторов риска резко снижает возможность компенсации нарушений [6,7,8]. Суть явления социальной дезадаптации в рассогласовании мироощущения и миропонимания ребенка с явлениями окружающей среды, ее традициями и нормами, в ослаблении и утрате социальных связей с семьей, школой и другими социальными институтами. Происходит вытеснение ребенка из ситуации личностного развития, стремление к самоутверждению общественно-приемлемым способом не поддерживается и не стимулируется. Он оказывается в состоянии психологической изоляции в среде общения, утрачивает чувство принадлежности к общей культуре и воспринимает микросредовые ценности и установки [3,8].
В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации исследователями выделяются выделяются патогенная, психосоциальная и социальная адаптация детей и подростков [6,8].
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить Вестник ЧГПУ 12.2'2013 118
устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии и др.) и корректируемый, при определенных условиях, вызванный психогенными факторами неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией [8].
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также делятся на устойчивые (акцентуации характера, дефекты эмоционально-волевой и мотивационно-познавательных сфер и др.) и временные, неустойчивые (половозрастные особенности кризисных периодов развития ребенка, психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами) формы.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. Речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями (демонстрация ближайшим окружением образцов и установок девиантного поведения), так и косвенными десо-циализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации (семья и школа). Нарушение социализации детей-сирот охватывает три сферы данного процесса: неполноценность и неготовность к общению в социуме, низкий уровень саморегуляции и трудности адаптации к новым условиям жизни, нарушение механизмов становления собственной идентичности, неумение адекватно оценивать себя [3,5]. Фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность, способность к успешной адаптации в обществе формируются у детей под влиянием окружающих их людей и тех условий, в которых они воспитыва-
119 Вестник ЧГПУ12.22013
ются. Исходя из этой точки зрения, дети-сироты представляют группу риска в плане реализации своих адаптационных возможностей, социализации и межличностного взаимодействия [6,7,8].
Процесс становления ребенка полноправным участником современных ему общественных отношений всегда находил свое отражение в исследованиях по социальной психологии и педагогике, социологии воспитания. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А. А. Реана, Л. С. Рычковой и других ученых-исследователей [2,6,7,8] .
Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из этих учреждений, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Как правило, выпускники являются «чужими» в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя полноценными членами общества, не ощущают себя встроенными в социальные связи и взаимоотношения. Это накладывает отпечаток на процесс социализации и межличностного взаимодействия, которые значительно отличаются от того, что происходит при семейном типе воспитания. Значение успешной социализации и межличностых коммуникаций в жизни каждого человека играет весьма значительную роль в процессе его становления[2,3,6,7].
Организация и методики исследования. Целью работы явилось определение особенностей социализации и межличностного взаимодействия у детей-сирот и детей, воспитывающихся в семье в зависимости от предпочитаемых стратегий поведения, личностных особенностей и социометрического статуса.
Исследовались подростки в возрасте 13-16 лет, воспитывающиеся в детском доме и в семье, с помощью социометрической техники, разработанной Дж. Морено; 14- факторного опросника Кеттелла [1]; методики «Адаптивные стратегии поведения» (Н.Н. Мельникова)[4]. В качестве методов математической обработки данных в исследовании использовались: U-критерий Манна -Уитни и корреляционный анализ.
Вестник ЧГПУ 12.2'2013 120
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование социометрического статуса позволило установить, что среди подростков, воспитывающихся в детских домах, преобладают лица с неблагополучным социометрическим статусом (и=787,4 при р<0,05). У подростков из семьи, напротив, преобладает предпочитаемая позиция, которая указывает на благоприятное положение подростка в социометрической структуре группы (и=834,4 при р<0,01). Доминирование такой позиции обусловлено тем, что именно в семье закладывается социально одобряемый характер межличностных отношений, приобретается большая социальная гибкость, вырабатываются более адекватные межличностные отношения и разнообразные формы поведения.
При исследовании личностных особенностей подростков 2-х групп, наиболее существенные различия были выявлены по факторам D (эмоциональная уравновешенность) и G (ответственность). У подростков из детского дома более выражена эмоциональная уравновешенность, сдержанность (и=678,0 при р<0,05). У подростков из семьи в большей степени развито чувство ответственности (и=792,3 при р<0,01), обязательность, они стремятся соблюдать общепринятые правила и нормы. Выявлено наличие значимых корреляционных связей между социометрическим статусом и факторами D (эмоциональная уравновешенность) и G (ответственность). При повышении показателей благополучного социометрического статуса увеличивается значения по фактору «ответственность» (фактор G) (г=0,93 при р<0,01). При снижении степени благополучности социометрического статуса у подростков-сирот увеличиваются значения эмоциональной уравновешенности (фактор D) (г=0,72 при р<0,05). Мы сочли возможным интерпретировать эти параметры у подростков, воспитывающихся вне семьи, как недостаточную дифференциацию в умении выражать и воспринимать чувства, в снижении эмпатичности. Эти качества не позволяют подросткам-сиротам устанавливать полноценные эмоционально-значимые контакты с окружающими, что приводит к нарушению межличностного взаимодействия, и проявляется в нарушении процесса социализации.
Выявлено отсутствие корреляционной связи между социометрическим статусом подростков, воспитывающихся в детском доме, и предпочитаемыми стратегиями поведения (г=0,23 при р<0,34). Основными адаптационными стратегиями подростков является пассивное подчинение условиям среды (и=967,5 при р<0,01), уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир (и=837,5 при р<0,01). Жесткая регламентация жизни в условиях детского дома, способствуют закреплению стратегии пассивного подчинения требованиям взрослых. Альтернативным способом избегания конфликтных ситуаций может служить еще одна стратегия, которую выбирает подросток - уйти от контакта с травмирующей средой и погрузиться во внутренний мир. При этом внешние поведенческие проявления могут быть достаточно разнообразны: поиск альтернативы реальному миру в собственных фантазиях, концентрация на внутренних состояниях и переживаниях, сопровождающихся психологической подавленностью, вытеснением фрустрирующих факторов, а также использование психоактивных веществ для изменения внутреннего психологического состояния.
Для подростков из семей характерна в качестве предпочитаемой адаптивной стратегии - пассивная репрезентация себя (и=672,7 при р<0,01), которая наиболее часто проявляется в жесткой демонстрации своей позиции. Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, данная стратегия наиболее полно характеризует типичное поведение подростка - «принимайте меня таким, какой я есть», отмечается упрямство, значительная переоценка своих возможностей, самоуверенность и тому подобные характеристики. Неадекватно завышенная оценка своих возможностей определяет стремление подростков к независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих с их точки зрения не справедливо ущемить и умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности является причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.
Не выявлено значимых различий в уровне предпочтения адаптивной стратегии «активное изменение себя» у подростков, воспитывающихся как в условиях детского дома, так и в семьях (и=458,4 при р<0,05). Игнорируемая подростками обеих групп стратегия, способствует более эффективной адаптации и социализации и строится на активной внутриличностной трансформации и изменении себя. При таком подходе среда перестает восприниматься как фру-стрирующая. Глубокая внутриличностная динамика может достигаться через изменение восприятия ситуации, системы потребностей и ценностей, отработку адекватных форм поведения и реагирования. Она предполагает возможность сознательного и произвольного достижения изменений в себе. Как правило, такие изменения устойчивы и связаны с внутренней перестройкой личности. Наше исследование свидетельствуют о том что, подростки не готовы изменять себя, подстроить своё поведение под среду. Скорее всего, это связано с несколькими обстоятельствами, такими как возраст испытуемых, их личностная незрелость и инфантилизм. Также это может быть обусловлено присущей для подросткового периода реакцией оппозиции, стремлением к самостоятельности, что выражается в том, что чаще всего контроль и предлагаемая помощь отвергаются.
Выводы. Особенности воспитания в сиротских учреждениях накладывают отпечаток на процесс социализации и межличностного взаимодействия в подростковом возрасте.
Установлено преобладание неблагоприятного социометрического статуса в группе сверстников у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома. Это свидетельствует о том, что большинство таких подростков референтная группа сверстников не принимает, а скорее даже, отвергает, что препятствует их успешной социализации и оптимальному межличностному общению.
Жесткая регламентация жизни в условиях детского дома, способствуют закреплению стратегии пассивного подчинения требованиям взрослых. Альтернативным способом избегания конфликтных ситуаций служит еще одна стратегия, которую выбирает подросток - уйти от контакта с травмирующей
123 Вестник ЧГПУ12.22013
средой за счет поиска альтернативы реальному миру в собственных фантазиях, концентрации на внутренних состояниях и переживаниях, сопровождающихся психологической подавленностью, вытеснением фрустрирующих факторов, а также использованием психоактивных веществ для изменения внутреннего психологического состояния.
Наиболее адекватная адаптивная стратегия «активное изменение себя», которая и делает процесс социализации наиболее эффективным, подростками-сиротами игнорируется. Подростки-сироты не готовы изменять себя, подстроить своё поведение под среду. Данная позиция обусловлена возрастными особенностями испытуемых, их личностной незрелостью и инфантилизмом.
Подростки-сироты стремятся самоутвердиться, отстоять своё «Я» через стратегию пассивной репрезентации себя. Они действуют, исходя из своих личных интересов и амбиций, не прислушиваясь к окружающим, что зачастую, отталкивает от них сверстников, создавая вокруг них некий психологический вакуум, также может послужить основанием для нарушения межличностных отношений и социальной адаптации.
Полученные результаты показывают о значительных психологических внутриличностных нарушениях у детей-сирот, затрудняющих их межличностное взаимодействие и социализацию, что приводит к мысли о необходимости избегать воспитания детей-сирот в условиях государственных сиротских учреждений. В настоящее время следует создавать условия для благоприятного функционирования приемных семей, в которых дети-сироты смогут получить оптимальный опыт социального взаимодействия и интеграции в социум. Актуальным следует считать разработку программ психологического сопровождения по социализации ребенка-сироты в условиях приёмной семьи.
Библиографический список
1. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. - М.: Аспект Пресс, 2002.-287с.
2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - Питер, 2008. - 400 с.
3. Конева, О.Б. Психология детей, воспитывающихся вне семьи: учебное пособие / О.Б. Конева.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006.-39с.
4. Мельникова, Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие / Н.Н. Мельникова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 57с.
5. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - М.: Изд-во «Академия», 2006. - 305 с.
6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н.Толстых. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
7. Реан А.А. Уличные дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы // Мир детства.-2002.-№2.-С. 8-12.
8. Рычкова, Л.С. Медико-психологические аспекты школьной дезадаптации у детей с интеллектуальными затруднениями /Л.С. Рычкова // монография. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.-180с.
Bibliography
1. Andreeva, G.M. Foreign social psychology of XX century: Theotetical approaches: textbook for high school / G.M. Andreeva, N.N. Bogomolova, L.A. Л.А. Petrovskaya. - M.: Aspect-Press, 2002. - 287 p.
2. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood / L.I. Bozhovich. -Piter, 2008. - 400 p.
3. Koneva, O. B. Psychology of children being raised outside the family: textbook / O.B. Koneva. - Chelyabinsk: Publishing House of the South Ural State University, 2006. - 39 p.
4. Melnikova, N.N. Diagnostics of socio-psychological of personality adaptation: textbook / N.N. Melnikova. - Chelyabinsk: Publishing House of the South Ural State University, 2004. - 57 p.
5. Mudryk, A.V. Socialization of person / A.V. Mudryk. - M.: Publishing «Academy», 2006. - 305 p.
6. Prikhozhan A.M. Psychology of abandonment / A.M. Prikhozhan, N.N.Tolstyh. - St. Petersburg.: Piter, 2005. - 400 p.
7. Rean A.A. Street children and society: the social and psychological aspects of problem // Mir detstva. - 2002. - №2. - С. 8-12.
8. Rychkova, L.S. Medical and psychological aspects of school maladjustment of children with intellectual difficulties / L.S. Rychkova // Monograph. - Chelyabinsk: Publishing House of the South Ural State University, 2008. - 180 p.