ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013
Философия. Психология. Социология
Выпуск 1 (13)
УДК 316.624
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОСТИ
ПОДРОСТКА
П.В. Пинаев, Д.Ю. Некрасов
Рассматривается влияние семьи на формирование негативного и позитивного девиантного поведения подростка. Кроме того, анализируются позитивные и негативные отклонения самой семьи. Были изучены явления позитивной и негативной девиации.
Ключевые слова: семья; общество; государство; девиантное поведение; делинквентное поведение; негативная девиация; позитивная девиация.
Отклонения в любой реальности — вполне естественный процесс, особенно присущий такому сложному организму, как общество. В ка-лейдоскопичном по разнообразности мире непременно у индивидов формируются различные отклонения, которые противоречат мнению большинства и общепринятым нормам поведения. Разумеется, что одни отклонения разрушительны для общества и являются негативными, в том время как другие, позитивные, наоборот, способны его улучшить. Однако есть и практически безобидные — нейтральные девиации. Человеческая сущность такова, что люди чаще склонны к деструкции, чем к созидательным действиям. Это может объяснить колоссальную разницу между распространенностью негативной и позитивной девиациями.
Вполне логично, что большое внимание уделяют именно негативной девиации и ее наиболее распространенным формам: делинквентное поведение (противоправное), алкоголизм, наркомания, бродяжничество и др. Однако при достаточно высокой степени изученности негативной девиации позитивная девиация остается практически неизвестной для науки, несмотря на то что она имеет невероятный потенциал. Это можно объяснить тем, что позитивная девиация не несет угрозы для общества. При изучении обоих девиаций необходимо, в первую очередь, искать корни возникновения отклонений у детей в семье, там, где закладываются первичные представления о мире, навыки и характер человека. По степени изученности, не-
сомненно, на первое место следует поставить негативную девиацию. Она достаточно глубоко изучена социологами, психологами, психиатрами, педагогами, криминалистами и юристами и даже медиками. В отечественной социологии определением позитивной девиации занимаются редко. Лишь немногие российские ученые рассматривают эту область знаний под углом социологии, в то время как в западных работах можно найти и определения, и различные классификации, т.е. то, что указывает на большую изученность. Среди российских ученых, изучающих позитивную девиацию, можно выделить лишь профессора И.В. Мкртумову, а также аспиранта Э.В. Снимщикову. Эти ученые не изучают все аспекты и проявления позитивной девиации, в то время как западные исследователи рассматривают даже проявления позитивной девиации на рабочем месте и значимость этого феномена в организации.
Целью данной статьи будет являться анализ влияния семьи на формирование девиантности поведения подростков.
Ранний подростковый возраст характеризуется множеством физиологических, психических и социальных особенностей индивида, последние из которых могут повлиять на дальнейшую жизнь, в старшем возрасте. В подростковом возрасте человек весьма восприимчив к воздействиям окружающей его социальной среды и различных процессов. Именно поэтому необходимо обеспечить подростку оптимальные условия его социализации. Эта функция
Пинаев Павел Васильевич — старший преподаватель кафедры социологии и политологии; Пермский государственный национальный исследовательский университет; 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; pvp7777@yandex.ru. Некрасов Дмитрий Юрьевич — студент философско-социологического факультета; Пермский государственный национальный исследовательский университет; 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; mesmerizemeplease@gmail. com.
возлагается, прежде всего, на первичный институт социализации — семью. Роль семьи в формировании личности индивида действительно велика. Многие проблемы человека, его комплексы и фобии зачастую связаны именно с семейными происшествиями негативного характера. Аналогично и положительные стороны человека, как правило, формируются в семье.
Нередко подросток в процессе своей социализации приобретает девиации как негативного, так и позитивного характера. Учитывая значимость семьи, имеет смысл утверждать, что и на девиацию индивида она оказывает существенное влияние, прямое или косвенное. Семья, как и любой другой социальный организм, может иметь различного рода отклонения, которые оказывают влияние на индивида. Статистика говорит сама за себя — для подростков, которые выросли в неблагополучных семьях, риск совершения преступления возрастает в 45 раз по сравнению с их сверстниками из обычных семей [7, с. 83]. По результатам многих опросов, дети, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию, чаще уходят из дома, начинают употреблять алкогольные и наркотические вещества. Можно выделить некоторые наиболее часто встречающиеся негативные отклонения в семьях.
Физическое насилие. Данное отклонение является, пожалуй, наиболее распространенным среди семей, где у ребенка наблюдаются девиации различного рода (наркомания [9, с. 109], проституция [9, с. 101], бродяжничество [9, с. 170] и пр.). В отличие от сексуального насилия, у жертв избиений чаще проявляется агрессия, в том числе и скрытая. Злоба, ненависть, а также различные психические расстройства превращают нормального ребенка в ущемленного и боязливого асоциала. Насилие позже становится «естественной средой обитания» для подростка, который не принимает никаких других путей решения проблем, что всегда приводит к неблагоприятным последствиям.
Вседозволенность. Либо чрезмерная любовь к ребенку, либо равнодушное отношение могут проявляться в том, что родитель будет слишком много позволять своему чаду. В таком случае у индивида будут размыты представления о границах между нравственными и безнравственными поступками. И если в раннем возрасте в безобидных поступках вседозволен-
ность еще никому не вредит, то впоследствии, во взрослой жизни, вполне может спровоцировать привлечение как к административной, так и к уголовной ответственности.
Отсутствие или переизбыток родительского контроля. Само явление родительского контроля педагоги делят на несколько видов [7, с. 82]:
1) взаимодоверительный (демократичный);
2) жесткий (контроль постоянный, ежедневный, ограничительный);
3) эпизодический (контроль от случая к случаю);
4) бесконтрольность (практически отсутствие контроля).
Исследования Ю.И. Юрички [11] показали, что в семьях школьников с отклонениями в поведении преобладают эпизодический контроль и бесконтрольность, а взаимодоверительный контроль почти отсутствует. Ниже показана зависимость между различными степенями родительского контроля и степенью алкоголизации подростка (рис. 1-4). На четырех диаграммах представлены ответы на вопрос: «С кем подросток проводит большую часть своего времени?» [4, с. 13]:
1 — группа подростков, не употребляющая алкоголь;
2 — группа подростков, редко употребляющая алкоголь, в основном из любопытства;
3 — группа подростков, регулярно употребляющая алкоголь;
4 — группа подростков, часто употребляющая алкоголь.
Сексуальное насилие. В действительности, по мнению некоторых ученых, проблема сексуального насилия в семье стала эффективно изучаться сравнительно недавно [7, с. 101102]. В силу различных обстоятельств данные опросов имеют колоссальный разброс в значениях [3]. Следовательно, проблема изучена далеко не так глубоко, как необходимо, однако подтвержден тот факт, что последствия сексуального насилия чрезвычайно опасны как для подростка, так и для общества. Нарушения Я-концепции, депрессии, психические расстройства, сексуальные девиации, трудности в межличностных отношениях — по мнению многих исследований, это лишь немногие отклонения подростков, подвергавшихся сексуальному насилию в семье. По мнению С.В. Ильиной [7, с. 102], одним из главных последствий следует
считать утрату базового доверия к себе и миру, что само по себе может являться корнем многих проблем и отклонений во взрослой жизни индивида.
Проблемы внутрисемейных отношений.
Под внутрисемейными отношениями понимаются:
1) Система отношений «Родитель - родитель»;
2) Система отношений «Ребенок - ребенок»;
3) Система отношений «Родитель - ребенок».
Внутрисемейные отношения также можно разделить на три группы:
1) хорошие, искренние;
2) безразличные, равнодушные;
3) плохие, конфликтные.
Рис. 1. «Родители всегда знают, с кем ребенок проводит время вне дома»
Рис. 2. «Родители не знают, с кем ребенок проводит время вне дома»
Рис. 3. «Ребенок всегда возвращается к назначенному времени»
Рис. 4. «Ребенок никогда не возвращается к назначенному времени»
хорошие, искренние безразличные, равнодушные плохие, конфликтные отношения 1 1%
Рис. 5. Взаимоотношения родителей в семьях неблагополучных подростков
Ю.И. Юричкой было проанализированы взаимоотношения в семьях неблагополучных подростков и было выявлено, что в подавляющем большинстве из них господствуют плохие, конфликтные взаимоотношения между родителями (74%) и безразличные, равнодушные (25%). На семьи с хорошими, искренними взаимоотношениями приходится, соответственно, 1% (рис. 5).
При отсутствии значимых для ребенка элементов воспитания в семье, при негативных отношениях с самыми близкими людьми нередко ребенок находит утешение в распитии спиртных напитков, как правило, в компании сверстников.
На рис. 6-13 приведена зависимость между плохими взаимоотношениями в семье и степенью алкоголизации ребенка [4, с. 8]:
Рис. 6. «Очень хорошие отношения с отцом»
Рис. 8. «Очень хорошие отношения с матерью»
Рис. 10. «Проводят время с родителями раз в неделю и чаще»
Рис. 12. «Совместный ужин с родителями 6-7раз в неделю»
Рис. 7. «Плохие и очень плохие отношения с отцом»
Рис. 9. «Плохие и очень плохие отношения с матерью»
Рис. 11. «Проводят время с родителями не чаще, чем раз в год»
Рис. 13. «Совместный ужин с родителями реже, чем 1 раз в неделю»
1 — группа подростков, не употребляющая алкоголь;
2 — группа подростков, редко употребляющая алкоголь, в основном из любопытства;
3 — группа подростков, регулярно употребляющая алкоголь;
4 — группа подростков, часто употребляющая алкоголь.
Личностные особенности родителей. Разумеется, что при личностных отклонениях родителей, при наличии у них комплексов и проблем в характере это будет сказываться на детях. Э.Г. Эйдемиллер считает, что особую роль при формировании отклонений в семейном
Алкоголизм родителей. Современная ситуация с алкоголизацией складывается таким образом, что сейчас трудно представить правонарушение без находящихся в состоянии алкогольного опьянения участников. Многие исследователи, которые изучали связь алкоголизации подростка с вероятностью совершения им преступления, практически всегда приходили к выводу, что употребление алкогольных напитков чрезвычайно сильно влияет на формирование девиантного и делинквентного поведения [4]. Алкоголизм зачастую формируется у подростка под влиянием компании друзей-знакомых либо семьи. В одном случае ввиду несостоятельности семьи и проблем в ней ребенок попадает в неблагоприятную социальную среду и приобщается к алкоголю как к средству решения своих проблем. В другом, при пьющих родителях (либо одном из них) индивид зачастую на подсознательном уровне воспринимает это как норму: отмечать праздники с алкоголем, выпивать по выходным, употреблять «немного» после тяжелого дня или когда плохое или хорошее настроение. Таким образом, алкоголизм в семье — один из неоспоримых показателей девиантности в период первичной социализации индивида.
воспитании играют две группы причин: отклонения в личности самих родителей и существование у них психологических проблем, которые они пытаются решить за счет ребенка [10]. В педагогической и психологической литературе нередко авторы формировали различные поведенческие типы как самих родителей, так и их моделей поведения по отношению к детям [2; 10]. Последнее следует отнести также и к зловредным педагогическим промахам. Следует отметить тот факт, что у большинства несовершеннолетних правонарушителей родители либо имели(ют) судимость, либо являются правонарушителями (рис. 14) [6].
Низкое материальное положение. Расслоение общества приводит к социальным конфликтам, порождению чувства социального дискомфорта, зависти, переходящей в агрессию, которая приводит к игнорированию запретов на совершение корыстных правонарушений, внутреннему оправданию таких действий, изменению психики подростков, распространению в их среде потребительской психологии. Несовершеннолетние более болезненно переживают свое низкое положение в иерархии общества, и порой это является толчком для совершения противоправных деяний с целью получения материальных благ более легким путем [5, с. 3].
Неблагоприятные условия проживания.
Конкретные бытовые условия проживания также имеют большое значение. В качестве примера можно привести теорию разбитых стекол, сформулированную английскими социологами в 1982 г. [12], согласно которой, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародерство. Иными словами, при ухудшении окружающей обстановки изменяется поведение индивидов в деструктивную сторону.
Рис. 14. «Склонность к правонарушениям родителей несовершеннолетних преступников»
Неполная семья. Воспитание ребенка в неполной семье (без участия матери или отца), как правило, оставляет отпечаток на его личности в дальнейшем. Нарушается, к примеру, половая идентичность, а также возникают другие психические отклонения, способные повлиять на жизнь взрослого индивида в обществе. Зачастую злую шутку с детьми играет дефицит воспитания и внимания, что может привести как к плохим оценкам в школе, так и к вовлечению в неблагоприятную компанию. По результатам многих исследований, среди малолетних правонарушителей превалировали те, кто рос в неполных семьях.
Таким образом, рассмотрев наиболее часто встречающиеся негативные отклонения в семье, отметим, что все они крайне опасны для ребенка и могут способствовать формированию его девиантности негативного характера. Однако даже в неблагоприятных семьях не всегда дети становятся девиантами. В некоторых случаях они относительно безболезненно переживают недостатки своей семьи и выходят во взрослый мир, вполне соответствуя общепринятым нормам поведения. Как редкость, может встречаться и совершенно противоположная негативной девиацией «аномалия» — позитивная девиация. Эти индивиды способны пройти трудный путь «из грязи в князи», по большей части, не позволяя отклонениям своей семьи повлиять на их дальнейшую жизнь. Вследствие своей неординарности и прогрессивного потенциала такие случаи требуют особого изучения. Существует множество примеров, когда люди из неблагоприятных семей не приобщались к окружающей их среде, но, стремясь к лучшей жизни, добивались крупного успеха. Находясь в нищете, став главным добытчиком после смерти отца, 14-летний Ли Ка-шинг бросил школу и пошел работать по 16 часов в день [13]. Через несколько лет этот китаец стал самым богатым человеком в своей стране. Американская телеведущая Опра Уинфри в детстве была объектом сексуального интереса со стороны братьев, дяди и его друзей, жила с семьей в гетто, а бабушка стегала ее кнутом за непослушание. В возрасте 13 лет она убежала из дома, а в 14 забеременела и родила ребенка, который умер вскоре после родов [14]. Теперь же это самая популярная телеведущая США и одна из самых влиятельных женщин в шоу-бизнесе.
Можно утверждать, что эти люди, как и многие другие известные и влиятельные, стали успешными, будучи выходцами из семей, в которых, по обыденным представлениям, нельзя воспитать не только успешных, но и обычных людей без отклонений. Таких людей называют позитивными девиантами [17].
Позитивная девиация — подход к поведению и социальному изменению, основанный на наблюдениях о том, что в любой общности есть люди, которые, в отличие от ровесников, благодаря необычным, но успешным действим или стратегии находят лучшее решение проблем, несмотря на отсутствие дополнительных знаний. Эти индивиды считаются позитивными девиантами [16]. В данном определении, по мнению автора, следует выделить два ключевых момента. Во-первых, позитивная девиация способна проявляться в любой общности. Во всех слоях общества, во всех странах, больших и малых социальных группах могут и проявляют себя индивиды с позитивной девиацией. Во-вторых, именно необычные действия, отличные от ординарных для данного общества поступков, приводят к успеху и способствуют прогрессу индивида. Э.В. Снимщикова считает, что позитивно-девиантная личность определяется совокупностью таких характеристик, как владение информацией, гибкость мышления, характер, высокая работоспособность, творческий подход к деятельности, готовность к риску в условиях нестабильности и непредсказуемости, готовностью к непрерывному саморазвитию, самовоспитанию, переосмыслению собственного «Я» на качественно новом уровне [8, с. 3].
Изначально наблюдения по позитивной девиации проводились Джерри и Моникой Стернин в рамках проекта «Спасение детей» во Вьетнаме в 90-ых гг. XX в. [15]. Ими было выявлено, что нестандартное кормление родителями своих детей способствовало улучшению их здоровья, вследствие повышенной сытости, в отличие от других детей. В это же время подавляющее большинство семей с детьми страдало от голода. Тем самым после данных наблюдений было также сформулировано и вышеназванное определение поведенческого подхода к позитивной девиации. К несчастью, позитивные девианты — явление достаточно ред-
кое, их меньше, чем людей с негативной и нейтральной девиацией.
Наряду с негативными проявлениями в семье можно также выделить девиации, которые воспринимаются обществом как отклонения, несмотря на их одобрение.
Многодетность. Многодетными семьями в Российской Федерации считаются семьи с 3 и более детьми. В силу многих обстоятельств родителям в России трудно содержать и воспитывать одного ребенка, не говоря уже о трех и более. Однако, общество, как правило, одобрительно относится к проявлениям многодетности, разумеется, при условии, что родители имеют возможность обеспечивать всех детей. Многодетным семьям выплачивают «Материнский капитал», в некоторых регионах обеспечивают жильем и выдают прочие субсидии, а иногда и награды («Медаль материнства», «Материнская слава» и др.). Дети в таких семьях с меньшей вероятностью могут стать эгоистами, а также они учатся делиться, жить со сверстниками, навыки общения и взаимодействия формируются быстрее.
Усыновление, опекунство. Семьи, в которых есть усыновленные дети, выполняют важнейшую социальную функцию — адаптация и социализация сирот и детей, чьи родители утратили родительские права. Воспринимается зачастую как «чудачество», когда благополучная семья усыновляет ребенка, у которого родители были либо наркоманами, либо преступниками, либо неизвестными личностями. С другой стороны, поступки приемных родителей вызывают практически однозначное одобрение обществом. Даже известные личности выступают примером для подражания, когда усыновляют детей. Например, известные голливудские актеры Бред Питт и Анжелина Джоли усыновили трех детей их бедных стран Азии и Африки [1], продемонстрировав всему миру, что таким детям нужна помощь подобного рода. В обществе это вызвало недоумение и, вместе с тем, всеобщее одобрение. По форме и содержанию опекунству и усыновлению во многом близки патронажные семьи, которые весьма распространены в Пермском крае и в России в целом.
Учитывая наследственность, можно предположить, что у ребенка могут проявляться те или иные черты характера родителей. Но, как
правило, воспитание другими людьми способно изменить ребенка. Поэтому очень многое зависит от самих приемных родителей, поскольку при педагогически грамотном воспитании есть возможность привить индивиду те качества характера, которые будут выгодно его отличать перед биологическими родителями.
Религиозность. Те ячейки общества, в жизни которых религия и вера имеют большое значение, зачастую более нравственны и менее склонны к негативным отклонениям. В данном контексте имеется в виду принадлежность не к радикальным конфессиям, а к традиционным, исповедующим общечеловеческие ценности религиозным течениям. Походы в церковь, соблюдение постов, празднование религиозных и государственных праздников в кругу семьи дисциплинируют ребенка, прививают знание и соблюдение социальных норм, а знание ключевых трактатов формирует религиозное образование смолоду. При отсутствии фанатизма и адекватном религиозном воспитании ребенку прививается действительно необходимые знания и ценности, которые практически всегда имеют положительное значение.
Рассмотрев некоторые проявления позитивных отклонений в семье, следует отметить, что это лишь основные формы. В условиях мощных социальных и экономических трансформаций то, что ранее считалось и должно считаться нормой, теперь также можно отметить как позитивную девиацию. Например, абсолютно нормально заниматься культурным просвещением ребенка, т.е. водить его по музеям, галереям и театрам. Но далеко не во всех семьях это практикуется.
Таким образом, рассмотрев основные проявления негативной и позитивной девиаций индивида и семьи, а также проанализировав возможные последствия отклонений в семье для ребенка, мы имеем возможность сделать некоторые выводы.
• Формируется и проявляется негативная девиация значительно чаще, в отличие от нейтральной и позитивной. Это касается как уровня индивида, так и уровня целой группы — семьи.
• Любые девиации способны проявляться в любых условиях, но особое значение приобретает семья как малая социальная груп-
па, способная повлиять на формирование позитивных и негативных отклонений.
• Позитивные девиации в отличие от других отклонений носят преимущественно конструктивный характер, прогрессивно воздействующий на общество, в то время как негативные отклонения опасны как для индивида, так и для социума в целом. Важно, чтобы семья и общество не ограничивали возможность проявления позитивных отклонений, ограничивая и пресекая негативное в поведении человека.
Список литературы
1. Дети Анжелины Джоли и Бреда Питта. URL: http://angelinajolie.do.am/index/0-10 (дата обращения: 01.10.12).
2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Союз, 1997.
3. Кон И. С. Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе // Дети России: насилие и защита: материалы Все-рос. науч.-практ. конф. М.: РИПКРО, 1997.
С. 63-74.
4. Моисеева В.В. Основные тенденции и факторы риска в алкогольном поведении молодежи: связь с девиацией // Социальные аспекты здоровья населения. 2010. №3. С. 16.
5. Некрасов Д.Ю. Социальные аспекты возникновения подростковой преступности // Университетские исследования: электрон. журнал. URL: http://www.uresearch.psu.ru/files/artides/402_7704 4.doc (дата обращения: 25.09.2012).
6. «Преступление и наказание» несовершеннолетних правонарушителей: Мнения населения и экспертов (По материалам конкретного социологического исследования подростковой преступности). СПб.: Центр независимых социол. исследований, 2004.
7. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции. М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. Ч.1. С. 282.
8. Снимщикова Э.В. Социализация и позитивные девиации личности // Теория и практика общественного развития. 2011. №7. С. 114-116.
9. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования, 2004.
10. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: метод. пособие. М.: Фолиум, 1996.
11. Юричка Ю.И. Диагностика и социализация личности несовершеннолетнего правонарушителя. Бирск: Изд-во Бирс. гос. пед. ин-та, 1994.
12. James Q. Wilson, George L. Kelling. Broken windows. URL: http://www.manhattan-institute.org/pdf/_atlantic_monthly-broken_windows.pdf (date of use: 10.10.2012).
13. News from sina.com.hk. Retrieved 5 August 2011. URL:
http://news.sina.com.hk/news/3/1/1/2399381/1.html (date of use: 25.09.2012).
14. Oprah Winfrey Biography. URL: http://www.thebiographychannel.co.uk/biographies/ oprah-winfrey.html (date of use: 25.09.2012).
15. Pascale, Sternin & Sternin. The Power of Positive Deviance: How Unlikely Innovators Solve the World’s Toughest Problems. Harvard Business Press. Print, 2010. 231 p.
16. Positive Deviance Initiative. URL: http://www.positivedeviance.org (date of use: 17.09.2012).
17. Sternin J., Choo R. The power of positive devi-ancy // Harvard Business Review. 2000. January-February. P.14-15.
FAMILY INFLUENCE ON THE TEENAGER DEVIANCE FORMATION
Pavel V. Pinaev, Dmitry Y. Nekrasov
Perm State National Research University; 15, Bukirev str., Perm, 614990, Russia
Family influence on formation negative and positive deviant behavior in the article considered. Also are analyzed positive and negative family deviance. Were explored exhibition of positive and negative deviance.
Key words: family; society; state, deviant behavior; delinquent behavior; negative deviance; positive deviance.