УДК 159.923-316.6; 159.9.07
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ В АСПЕКТЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
© А. Н. Иванов1*, Н. Е. Хабибова2
1Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
2Северо-Западный институт повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Уфимский филиал Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Гоголя, 47.
E-mail: gorn2805@yandex.ru Тел.: +7 (917) 794 26 26.
Статья посвящена актуальной для российской действительности проблеме, связанной с феноменом экономической и социальной депривации. Рассматриваются проблемы, возникающие в практической психологической работе, связанные с коррекцией девиантного поведения людей.
Ключевые слова: депривация, девиация,
Существование проблем экономической и социальной депривации подростков и молодежи и их взаимосвязь с феноменом отклоняющегося поведения, не требует доказательств [1]. При этом исследователи из разных областей знания, социологии, психологии, педагогики выделяют, что данная проблема имеет под собой различного рода основания [2-5]. Отметим и такой факт, что в силу тех или иных особенностей молодежной целевой аудитории, выделенная проблема проявляется в различной степени сложности. Анализ, проведенный группой российских ученых, показал: «что на сегодняшний день можно констатировать факт социально-психологической и экономической депривации подрастающего поколения. Молодые люди (несовершеннолетние, либо достигшее возраста деторождения) не получали или не получают достаточно тепла, любви, взаимопонимания, а постепенно испытывают чувство беззащитности, боли, унижения, волей-неволей начинают отстаивать свое право на существование и нередко незаконными способами, не имея возможности удовлетворить свои потребности законным образом» [6]. То есть под влиянием окружающей среды или действующего социального механизма накладывается некий «отпечаток», создавая проблемы, связанные с поведением, а точнее с девиантным поведением.
В рамках нашего исследования рассмотрим нижеследующие направления в изучении поведения человека.
Так, бихевиоризм (англ. behavior - поведение) - направление в психологии человека и животных, а буквально - наука о поведении, предметом которой выделено поведение, а не сознание. Важнейшими категориями бихевиоризма, как известно, являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать как словесная, так и эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные пережи-
отклоняющееся поведение, неполная семья.
вания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное данным воздействиям [7]. Бихевиоризм, как ведущее направление американской психологии, оказало значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека и возникшие на рубеже 1Х-ХХ вв.
Безусловно, то, что приверженцы данного направления отрицали и устраняли из психологии такие фундаментальные понятия, как сознание, мышление, воля и т.д. и не учитывали самой природы социальной психологии, не позволило данному направлению развиться и расшириться до всеобъемлющего научного течения. Хотя не подлежит сомнению и то, что радикальный бихевиоризм Б. Скиннера завоевал и до сих пор удерживает за собой довольно сильные позиции в психологии, утверждая, что поведение непосредственно обусловлено возможностью его подкрепления из окружающей среды.
Последователи Б. Скиннера, по мере развития психологии, ввели в схему «8 > Я» промежуточные переменные, такие как I - психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула (8 > I > Я). Напомним, что первым был Э. Толмен, который под средним звеном (промежуточными переменными) понимал недоступные прямому наблюдению такие психические моменты, как ожидания, установки, знания. Другой вариант необихевиоризма принадлежал К. Халлу, где средним звеном выделялись потребности организма (пищевая, сексуальная, потребность во сне и др.).
В дальнейшем необихевиоризм получил развитие в работах А. Бандуры, предложившего свою версию бихевиоризма, которую он исходно определил как социальный бихевиоризм, а позднее назвал социальной когнитивной теорией [8].
В рамках нашего исследования важно выделить то, что Б. Скиннер обосновывая пластичную
* автор, ответственный за переписку
модель закономерностей поведения, не учитывал тех аспектов поведения, которые сопротивляются изменением, в частности, например, зависящие от генетической наследственности. Более того, он настаивал на том, «что даже если ученые, изучающие мозг, в конце концов, откроют биолого-генетические переменные, влияющие на поведение, только бихевиоральный анализ даст самое ясное объяснение действию этих переменных» [9].
На наш взгляд, невозможно игнорировать промежуточные переменные. Более того, важно уделять внимание таким переменным как ближайшее окружение, установка, наследственность, играющим немаловажную роль в понимании определенных закономерностей в поведении людей. Также важно и понимание, основывающееся на личных историях, эффективности личности, в целях определения подкреплений (позитивных или негативных) применяемых для преодоления сопротивления в процессе изменения поведения
Нами была проведена практическая психологическая работа, анализ полученных данных показал, что:
- 47 человек, употреблявших психоактивные вещества (ПАВ), находятся в возрасте от 15 до 35 лет;
- 45 несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в возрасте от 14 до 18 лет;
- 9 женщин, лишенных родительских прав, в возрасте от 16 до 25 лет (у 85 % участников генетическая наследственность сыграла ведущую роль в формировании модели поведения);
- 40 из 47 человек, употребляющих ПАВ выросли в семьях, где родители обладают определенной формой зависимости (алкоголь, игромания и т.д.), либо это неполные семьи (малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений «мать-отец-ребенок»);
- 39 из 45 несовершеннолетних, совершивших правонарушения, из семей, имеющих вышеперечисленные характеристики;
- 7 из 9 человек, лишенных родительских прав, имеют подобные личные истории, и выросли в неполных семьях.
Как видим, всех участников объединяет понятие «продукт» дисфункциональной семьи (А. Шеф-лен, Д. Хейли, Д. Олсон, Т. Мишина, О. Шапатина, А. Захаров и др.), отличающийся по видам и формам отклонений. Это еще раз подтверждает необходимость изучения ближайшего окружения для понимания личной истории человека.
Рассмотрим подробнее проблемы, возникающие в практической психологической работе, связанные с коррекцией поведения людей-членов дисфункциональных семей, обращающихся за помощью (употребление ПАВ), направляемых по решению суда, если речь идет о лишении родительских прав, в случаях, когда несовершеннолетний совершил противоправное деяние и ему грозит лишение свободы [10].
В ранее опубликованной нами статье «Дис-фукциональная семья: проблемы и пути решения» рассматривались вопросы возникновения девиант-
ного поведения в дисфункциональных семьях с вытекающими поведенческими реакциям несовершеннолетних, а также применение ювенальных технологий в работе с детьми группы риска и с теми родителями, которым грозит лишение родительских прав. Как известно, до окончательного решения суда их ограничивают в общении с ребенком, и в этот период ведется работа с психологом [11]. На начальном этапе само существование неких угроз здоровью, своему будущему или наличие ожидаемого наказания, как определенных стимулов в виде негативного подкрепления, заставляло участников отказываться от привычных действий и форм поведения. Однако фон эмоциональных переживаний в виде страха носил кратковременный характер. Первоначальное проявление страха, играющего ключевую роль, через короткий промежуток времени, как мы увидели, сменялось обострением психологических проблем людей, которые выражались в двойственности их поведения, обусловленные каузальной атрибуцией по типу обстоятельной (Г. Келли). Данная причинность накладывала определенный отпечаток на осознание и принятие необходимости изменений в отношении к собственной жизни и к окружающему миру. Смоделировать это респон-дентное поведение возможно следующим образом: одна «половина» хочет и стремится в процессе работы к позитивным изменениям в жизни, другая «половина», возвращаясь домой, погружаясь в привычную обстановку внутри семьи или уличное окружение, не позволяет человеку использовать информацию и тем более применять полученные знания для решения своих проблем. Таким образом, все желания и стремления первой «половины» затухают и забываются из-за психологических особенностей человека и слабого интереса к полученным знаниям в данный период времени. По данной причине нам пришлось искать дополнительные подкрепления, например, в виде манипуляций с определенной негативной информацией (например, реальные уголовные дела, рассказы родителей и т.д.) для начального контроля над поведением. Затем уже использовать позитивные подкрепления для формирования устойчивости процесса первоначальных изменений и дальнейшего контроля над поведением. В дальнейшем, при функциональном анализе возникли следующие вопросы: Какую программу или программы с позитивной, а может негативной цепочкой условных подкреплений можно использовать в работе для того, чтобы создать устойчивый процесс усвоения и запоминания информации? Как наладить доверительный механизм взаимодействия психолога - участника? Что первоначально, личностные изменения с коррекцией и модификацией поведения или наоборот коррекция поведения с личностными изменениями (учитывая понятие эффективности личности, как чувства самоуважения и собственного достоинства, адекватность и проявление умения решать жизненные проблемы (А. Бандура)? [12].
Естественно, что говорить о способности решать жизненные проблемы в отношении выделяемой группы людей слишком рано. Логически воз-
можно понимание необходимости создания определенных стимулов с различными возможностями подкрепления, для возникновения положительных реакций, с последующим изменением сознания, корректировки мышления, выработки и укрепления воли и т.п. На наш взгляд, здесь необходимо обратить внимание еще раз на ближайшее окружение, делая на нем акцент, а затем уже и на личную историю индивида, видя в ней первоисточники, формирующие его дальнейшее поведение.
Так, после проведения тестирования манипуляций с первоначальными негативными подкреплениями (достоверная информация) нами использовались различные позитивные подкрепления в виде медицинского сопровождения, дополнительных занятий, индивидуальной психологической помощи, поощрения, трудоустройства, материальной помощи, встречи с ребенком при ограничении родительских прав и т.д.
В связи с вышеизложенным отметим, что Б. Скиннер, придавая большое значение позитив -ным подкреплениям, выделял и возникновение их отрицательных последствий. Мы столкнулись в работе с подобным явлением. Особенно ярко оно наблюдалось у лиц с запущенной аддиктивной формой поведения, не позволяющей человеку до конца осознать и оценить всю серьезность происходящих событий из-за физиологических и физических нарушений, воздействующих на организм (например, сбой в работе нервной системы, пограничное состояние, приближенное к психопатии и др.).
Конечно, в дальнейшем мы используем в своей работе феномен мотивации (создание внутренних побуждений), поскольку стимулы носят кратковременный характер и выступают в роли внешнего побуждения, однако на начальном этапе существует их необходимость в раскрытии каузальной атрибуции, по типу обстоятельственной (Г. Келли). Именно в раскрытии возможно увидеть эффективность личности и последовательно исследовать цепочку событий, приведших человека к кризисной ситуации с учетом его наследственных проявлений. Это помогает создать устойчивую динамику реабилитационного процесса и налаживания доверительного механизма взаимодействия психолога-участника.
Каузальные объяснения поведения, заложенные с детства в комплекс индивидуальных особенностей психики человека, отражаются на отношении принятия оперантного научения в виде поощрения или наказания, побуждают к внутренним мотивационным процессам для возникновения последующих новых, положительных реакций.
Следует отметить, что в процессе работы часто мешало и мешает наличие сопротивления к изменениям поведения участников, вызванного проявлением наследственных черт характера, которое может сформироваться на фоне детско-родительских отношений с возникновением нарушений и отклонений психического и физического развития ребенка. Так, например, А. Адлер отмечает, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к
доминированию, вплоть до тирании. С. Блюмен-фельд, И. Александреско, Т. Георгиу считают, что, прежде всего, к неустойчивости психики и агрессивности детей, приводит родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение. Б. Берель-сон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным тот факт, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер [13].
В процессе работы нам приходилось сталкиваться с последствиями «детско-родительских» отношений, приводящих к различным поведенческим нарушениям, это:
- девиантность (от англ. «отклонение»);
- делинквентность (от англ. «правонарушение» );
- аберантность (от англ. «искажение»);
- абнормальность (от лат. аЬ «от», norma «правило»);
- асоциальность - собирательный социологический и политологический термин (неспособность придерживаться форм нормального поведения);
- антисоциальность - целенаправленное отрицание социальных норм [14].
Это относилось и к несовершеннолетним, совершившим противоправные деяния, и к употребляющим ПАВ, и к тем «взрослым», кто лишается или лишен родительских прав. Хотя их так называемая взрослость была номинальной и оставалась на уровне юношеского незрелого возраста, переходного периода, то есть не сформированной, не закрепленной в сознании чувствами ответственно -сти за свою взрослость, самостоятельность, свободу. Результатом исследований стало понимание того, что социальная среда, в которой воспитывался ребенок или будущая мать, своей причинной обусловленностью предопределяет их жизненный путь.
Нами были зафиксированы и случаи, когда внутренняя воля подростка вмешивалась в каузальные отношения определенной формой протеста и тогда происходили перемены с положительной динамикой изменения поведения без участия и контроля над процессом со стороны психолога. Но данные случаи встречались крайне редко. В основном дезадаптированное поведение усваивается и «уводит» на улицу, где подросток попадает в аналогичное окружение сверстников со своими стимулами и мотивациями, по сути, окружение сверстников социально дезадаптированных с девиантным, порой с аддиктивным поведением, подростками с аналогичной обстоятельственной атрибуцией.
С будущими «матерями» происходят аналогичные процессы. Так, покинув дисфункциональную семью в состоянии депривации, либо абсолютной, либо относительной, они создают аналогичную дисфункциональность вокруг себя по «незнанию» другого пути, не имея опыта другой жизни, усвоив лишь определенную модель поведения своих родителей. Выделим тот факт, что у 2 из 9 жен-
щин наблюдалось состояние фрустрации, способствующей проявлениям депрессии, разочарования, потери смысла жизни. В дальнейшем, они вообще отказались от своих детей и, следовательно, от работы с психологом, узнав из анализов о наличии ВИЧ-инфекции. Попытки помочь им ни к чему не привели. Три женщины, употребляющие наркотические средства, по определению суда были ограничены в правах общения с ребенком и при нашем содействии были направлены на прохождение реабилитационной программы для наркозависимых в Республиканский наркологический диспансер (РНД). Пять женщин, имевших устойчивую алкогольную зависимость, проходили индивидуальную психологическую программу в фонде, где проводилось исследование, после окончания курса деток-сикации в наркологическом диспансере [15]. У одной женщины была выявлена сексуальная зависимость в силу отсутствия или подавления со стороны матери (шизофреногенный тип женщины по Фромм-Райхманну) естественных потребностей в безопасной обстановке семьи и получении этих «знаний» на улице у старших сверстников (факт изнасилования с последующим рождением нежеланного ребенка).
В данном контексте следует выделить и нижеследующие проблемы, возникающие в практической психологической работе, связанные с коррекцией поведения.
1. Факт того, что в последнее время решения о лишении родительских прав рассматриваются без присутствия самих родителей (тюремное заключение, последняя стадия алкогольной или наркотической аддикции, полное отсутствие родительских чувств).
2. Факт того, что молодые люди с зависимостью от ПАВ после консультации направлялись в негосударственные реабилитационные центры, либо проходили индивидуальную программу (кроме тех случаев, когда требовалась оперативная помощь врачей-наркологов или психиатров). В последнее же время на фоне употребления курительных смесей, солей, до конца не изученных в силу стремительно изменяющегося состава, у молодых людей наблюдается возникновение мании преследования, параноидальной шизофрении, психопатии [16].
3. В процессе работы с несовершеннолетними отказ от групповых занятий, как от основной формы работы, используя ее только в качестве дополнительной практики. Цель - наблюдение за поведением, после цикла индивидуальных занятий, в привычной обстановке среди своих сверстников.
Важным в этой связи стало наблюдение за так называемыми негласными лидерами той или иной группы. В том случае, если с ними в процессе индивидуальной работы происходили позитивные изменения, посредством манипуляций с положительными подкреплениями (обсуждение значимых событий, похвала, участие в трудоустройстве на работу, помощь в оформлении документов и др.) или негативными подкреплениями (день профилактики в суде, беседа с инспектором и отметкой в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и
др.), это позитивно отражалось на других ребятах из небольшой группы, в которой подросток выступал в качестве лидера. И наоборот, если лидер показывал свою эгоцентричность и независимое поведение с явным сопротивлением к изменениям и относился к работе с психологом, как на нечто «навязанное судом», то и ребята около него демонстрировали аналогичную модель поведения. Но это происходило только на групповых занятиях. Потому была выбрана индивидуальная схема работы, которая начиналась с поисков значимых видов подкреплений на основании проявления к ним интересов, а также используя психологическую программу, направленную на изменение отношения к окружающей среде, путем формирования личности на духовно-нравственной основе. Искусственно создавался «мотивационный кризис», при помощи манипуляций информацией (справки из отдела по делам несовершеннолетних (ОДН), КДН, уголовного дела, решения суда). Информация была достоверной, потому у несовершеннолетних сомнений о существовании проблемы в их поведении не возникало. Бесспорно, у них появлялся страх - эмоция, возникающая, как угроза социального существования, в виде внутренних переживаний за ближайшее будущее. Реабилитант становился латентным в группе, открытым в индивидуальных беседах.
Напомним, что для несовершеннолетних существует множество разработанных реабилитационных программ, например, таких как:
- реабилитационная программа для детей и подростков «Театр» [17];
- реабилитационно-профилактическая программа клуб «Перекресток» [18];
- реабилитационно-тренинговая программа «Вызов» [19].
Данные программы на начальном этапе предусматривают изучение поведения подростков методом наблюдения с дальнейшей коррекцией личности и последующей адаптацией к окружающей среде. Для программы «Театр» это - игровые формы и ролевые игры. Для клуба «Перекресток» такие формы как чаепитие, дискотеки, дискуссии. Для программы «Вызов» - это многофункциональная тренинговая программа с элементами погружения в естественные экстремальные условия выживания.
Как видим, способы изучения поведения различны, но все они, на наш взгляд, сводятся к пониманию характера определяющих стимулов. Так, основой выделенных программ является создание условий для становления социально-адаптированной личности. То есть изменение окружающей среды.
Приведем пример из программы «КЛУБ «ПЕРЕКРЕСТОК» на тему «Постоянно разбитые стекла». Проблема небольшая, но для нас она кажется поучительной - в каждом случае необходимо проанализировать, «почему подросток совершил в нашем понимании «хулиганский» поступок, возможно дело не в его асоциальности, а в неприспособленности окружающей среды?» [20].
И в заключение хотелось бы выделить следующие моменты: применимость теории бихевио-
ризма с позиции оперантного научения Б. Скиннера в психологической работе над изменением (модификацией) модели поведения людей, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации и ограниченное применение радикального бихевиоризма Б. Скин-нера и его пластичной модели. Так как без учета промежуточной переменной, включающей в себя понятия окружения и эффективности личности (А. Бандура) невозможно понять модель поведения человека на момент обращения к психологу. И только после раскрытия каузальных атрибуций можно применить ту или иную реабилитационную программу, в последующем осуществляя контроль над изменением модели поведения человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков // Материалы Российской научно-практической конференции; 26-28 ноября 1996 г. М.: Грааль, 1996. 67 с.
2. Зубок Ю. А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М.: Мысль,1998. 143 с.
3. Спасибенко С. Г. Социология человека. М.: Мысль, 2007. С. 211-212.
4. Самара Г. Н., Петров Д. С. Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций. М.: Фирма Светотон ЛТД, 2004. 206 с.
5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1998. 352 с.
6. Социология молодежи / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 279 с.
7. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 416 с.
8. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 672 с.
9. Ярошевский М. Г. История психологии. М.: «Мысль», 1976. 463 с.
10. Договор о сотрудничестве между РБФ «НАН» и ГУЗ РНД №1 МЗ РБ от 16 апреля 2013 г.
11. Иванов А. Н. Дисфункционнальные семьи: проблемы и пути решения // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. №1. С. 236-240.
12. Кэлвин Х., Гарднер Л. Теории личности. М.: КСП+, 1997. 606 с.
13. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. М.: КАРО, 2006. 268 с.
14. Гилинский Я. И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) // Социологические исследования. 2009. №8. С. 73.
15. Договор о сотрудничестве по внедрению элементов ювеналь-ных технологий в работе с детьми «группы риска» от 28.10.10 г.
16. Головко А., Софронов А., Софронов Г. «Новые» запрещенные каннабиноиды. ИЯЬ : http://www.narcom.ru.
17. Реабилитационная программа для детей и подростков «Театр». М.: Фонд НАН, 2000. 44 с.
18. Реабилитационно-профилактическая программа клуб «Перекресток». Выпуск №4. Методическое пособие. М.: Фонд НАН, 2000. 80 с.
19. Реабилитационно-тренинговая программа для детей и подростков «Вызов». М.: Фонд НАН, 2000. 72 с.
20. Ювенальные технологии. Практическое руководство. / Под ред. О. В. Зыкова, Н. Л. Хананашвили, А. С. Автоно-мова. М.: Фонд НАН, 2004. 352 с.
Поступила в редакцию 14.05.2014 г.
ISSN 1998-4812
BecraaK BamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2014. T. 19. №2
715
ECONOMIC AND SOCIAL DEPRIVATION IN THE ASPECT OF DEVIATION BEHAVIOR
© A. N Ivanov1*, N. E. Khabirova2
1Baskhir State University 32 Zaki Validi st., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
2North-West Institute of Advanced Training of the Federal Drug Control Service of the Russian Federation (Ufa Branch) 47 Gogol Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 241 96 14. E-mail: gorn2805@yandex.ru
The work is devoted to the problem of economic and social deprivation in connection with the phenomenon of deviant behavior of human person. Psychological aspects in the study of human behavior and highlights the main points related to intermediate variables of human behavior model such as environment, pathologic family inheritance and others are discussed. The necessity of creating specific incentives with various possibilities to expand due to the emergence of positive responses followed by the change of consciousness, way of thinking, development and strengthening of the will are revealed. The phenomenon of resistance to behavior changes caused by hereditary traits formed on the background of parent's relations with the occurrence of violation and the following deviations in mental and physical development of the child are also considered. Special attention is paid to the description of the problems in practical work connected with the correction of deviant behavior such as deprivation of parental rights, emergence of persecution mania, etc. Examples of specific rehabilitation programs are given for further correction of personality with subsequent adaptation to the environment.
Keywords: deviant behavior, social deprivation, pathological family inheritance, incentives, hereditary traits. Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Sotsial'naya dezadaptatsiya: narushenie povedeniya u detei i podrostkov Materialy Rossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii; 2628 noyabrya 1996 g. Moscow: Graal', 1996.
2. Zubok Yu. A. Sotsial'naya integratsiya molodezhi v usloviyakh nestabil'nogo obshchestva [Social Integration of Young People in Conditions of Unstable Society]. Moscow: Mysl',1998.
3. Spasibenko S. G. Sotsiologiya cheloveka [Sociology of a Human]. Moscow: Mysl', 2007. Pp. 211-212.
4. Samara G. N., Petrov D. S. Sotsiokul'turnaya adaptatsiya molodezhi v period radikal'nykh transformatsii [Sociocultural Adaptation of Youth in Period of Radical Transformations]. Moscow: Firma Svetoton LTD, 2004.
5. Obukhova L. F. Det-skaya psikhologiya: teorii, fakty, problemy [Child Psychology: Theory, Facts, Problems]. Moscow: Trivola, 1998.
6. Sotsiologiya molodezhi [Sociology of Youth]. Ed. V. T. Lisovskii. Saint Petersburg: Izd-vo S.-Peterburgskogo universiteta, 1996.
7. Petrovskii A. V., Yaroshevskii M. G. Istoriya i teoriya psikhologii [History and Theory of Psychology]. Rostov-na-Donu: Feniks, 1996.
8. Stolyarenko L. D. Osnovy psikhologii [Psychology Basics]. Rostov-na-Donu: Feniks, 1999.
9. Yaroshevskii M. G. Istoriya psikhologii [History of Psychology]. Moscow: «Mysl'», 1976.
10. Dogovor o sotrudnichestve mezhdu RBF «NAN» i GUZ RND No. 1 MZ RB ot 16 aprelya 2013 g.
11. Ivanov A. N. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2013. Vol. 18. No. 1. Pp. 236-240.
12. Kelvin Kh., Gardner L. Teorii lichnosti [Theories of Personality]. Moscow: KSP+, 1997.
13. Zakharov A. I. Proiskhozhdenie i psikhoterapiya detskikh nevrozov [The Origin and Psychotherapy of Neuroses of Children]. Moscow: KARO, 2006.
14. Gilinskii Ya. I. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2009. No. 8. Pp. 73.
15. Dogovor o sotrudnichestve po vnedreniyu elementov yuvenal'nykh tekhnologii v rabote s det'mi «gruppy riska» ot 28.10.10 g.
16. Golovko A., Sofronov A., Sofronov G. «Novye» zapreshchennye kannabinoidy. URL : http://www.narcom.ru.
17. Reabilitatsionnaya programma dlya detei i podrostkov «Teatr». Moscow: Fond NAN, 2000.
18. Reabilitatsionno-profilakticheskaya programma klub «Perekrestok». Vypusk No. 4. Metodicheskoe posobie. Moscow: Fond NAN, 2000.
19. Reabilitatsionno-treningovaya programma dlya detei i podrostkov «Vyzov». Moscow: Fond NAN, 2000.
20. Yuvenal'nye tekhnologii. Prakticheskoe rukovodstvo.. Ed. O. V. Zykova, N. L. Khananashvili, A. S. Avtonomova. Moscow: Fond NAN, 2004.
Received 14.05.2014.