Научная статья на тему 'Общие и особые черты малого предпринимательства в России'

Общие и особые черты малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
924
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ / COMMON ECONOMIC FEATURES OF SMALL BUSINESS / THE PECULIARITIES OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шепеленко Гарий Иванович

Анализируется состав общих экономических черт малого предпринимательст-ва в странах с развитой рыночной экономикой и выделяются особые его черты в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyses the set of common economic features of small business in the developed countries. The specific features of small business in Russia are distinguished.

Текст научной работы на тему «Общие и особые черты малого предпринимательства в России»

Г.И. Шепеленко

ОБЩИЕ И ОСОБЫЕ ЧЕРТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РОССИИ

Аннотация

Анализируется состав общих экономических черт малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой и выделяются особые его черты в России.

2009 № 3 Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Annotation

The author analyses the set of common economic features of small business in the developed countries. The specific features of small business in Russia are distinguished.

Ключевые слова

Общие экономические черты малого бизнеса, особенности малого предпринимательства в России.

Keywords

Common economic features of small business, the peculiarities of small business in Russia.

Малое предпринимательство -это деятельность, в которой хозяйствующий предприниматель, используя свои личностные качества, выполняет на инновационной, рисковой основе определенные функции для достижения прибыли и/или дохода. При этом он осуществляет предпринимательскую деятельность при определенных установленных законом условиях, констатирующих сущность этого понятия, в России это, прежде всего, численность работников.

На неустойчивость малого предприятия указывают многие исследова-

тели. «...Объективно мелкая фирма весьма неустойчива к колебаниям экономической конъюнктуры, собственных накоплений очень немного, уровень диверсификации очень низкий, и даже по единственному товару или услуге (либо по единственной ассортиментной группе), с которыми фирма обычно выступает на рынке, она не может завоевать сколько-нибудь значительную долю». [1] Можно следующим образом представить мелкомасштабное предпринимательское дело (рис.1).

Рис.1. Порочный круг малого предпринимательства

Чтобы выжить, малые предприятия все время должны искать преимущества в своем бизнесе, искать некоторые отличия, обеспечивающие превосходство над конкурентами. Каждое такое преимущество позволяет увеличить разрыв между выручкой и издержками производства. «Для оценки потенциала роста рынка, на котором начинается собственное дело, необходимо придерживаться жестокого правила: масштабы бизнеса должны покрывать издержки. Если это правило не выполняется неделю, следует пересмотреть бизнес. Если не удается покрывать издержки в течение месяца -надо сворачивать бизнес и уходить на другой рынок» [2]

Размерная структура экономики по определению предполагает существование мелких, средних и крупных предприятий. Совокупность хозяйствующих субъектов небольшого масштаба характеризует понятие «маломасштабное производство». Общественной формой малого хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики становится малое предприятие. Экономическая сущность малого бизнеса определяет общие характерные черты, присущие малому предприятию в любой стране с развитой рыночной экономикой:

- господство собственности: при любом изменении организационно-правовой формы малого предприятия оно остается в личной (семейной) собственности;

- независимость собственности: хозяйственная деятельность осуществляется предпринимателем только на инициативной основе и риске при быстром изменении спроса;

- маломасштабность производства в связи с ограниченностью размера предприятия по численности работников;

- узкая специализация производства на определенных видах деятельности,

позволяющая повысить эффективность производства и вести конкурентную борьбу с более крупными предприятиями;

- производство товаров, предназначенных для продажи на рынках;

- выполнение функций амортизатора колебаний экономической конъюнктуры, так как именно этот сектор экономики способен быстро и гибко реагировать на изменение спроса местного значения;

- выполнение функции амортизатора социальной напряженности, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса», а следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации;

- активное привлечение в малый бизнес населения на условиях совместительства и договоров гражданско-правового характера.

Малый бизнес является «клеточкой» рыночной экономики. «По сути дела, частнопредпринимательский индивидуализм во всех его многоплановых проявлениях представляет собой как бы некую «наживку», на которую капиталистическое общество «ловит» добровольцев для наиболее неэффективного сектора общественного производства. Тем самым оно высвобождается от компенсации нерентабельности маломасштабных производств. По оценке американского экономиста Вестона, размер получаемой таким образом выгоды, прежде всего в интересах крупного бизнеса, составляет от 1,5% до 3% ВНП США». [3]

Из экономической сущности маломасштабного производства вытекает важная обобщающая характерная

черта малого бизнеса в рыночной экономике - малое предпринимательство есть особой малорентабельный сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий, и поэтому оно является специфической формой малого производства в условиях рынка.

Следует подчеркнуть и такой аспект особенности, характерный малому предпринимательству в рыночной экономике: в зависимости от обстоятельств отдельные преимущества малого предприятия становятся его недостатками, и наоборот. Примеров таких диалектических взаимопереходов достаточно много. Так, неформальность взаимоотношений с клиентом, позволяющая быстро реагировать на их запросы, может оборачиваться высоким уровнем зависимости от небольшого числа потребителей, и, если меняется рыночная конъектура или появляются новые товары-заменители, малые предприятия теряют рынок сбыта и разоряются. С другой стороны, такой недостаток, как недозагруз-ка производственной мощности, позволяет малому предприятию при изменении спроса быстро диверсифицировать производство и выжить в новых условиях рынка.

Характеризуя общие черты малого предпринимательства в странах с рыночной экономикой, следует выделить особые черты малого бизнеса в России.

Исключительной особенностью малого предпринимательства являются предпосылки появления малых предприятий, характерные только для России: переход от общественной собственности к частной путем приватизации государственного имущества на исключительно льготных условиях, развитие маломасштабного производства, рост безработицы среди квалифицированных работников в результате резкого падения объемов производ-

ства, демонтажа их социальной защиты. Таким образом, малое предпринимательство первоначально формировалось в России как сектор экономики в результате передачи государственного имущества предприятий в частную собственность.

Такая особенность отмечается в исследованиях, характеризующих малый бизнес: «Малое предпринимательство формировалось в своеобразной исторической и экономической ситуации в России - в момент перехода от плановой экономики к рыночной. Характерными особенностями такого периода были наличие моментов плановой экономики и нарождающихся рыночных отношений и вытекающие из этого многие социальные и экономические противоречия, их сочетание и взаимодействие. Особым был и механизм образования большинства малых предприятий. Если в условиях развитой рыночной экономики малые предприятия создаются в результате накопления первоначального семейного капитала или получения кредита банка под конкретный бизнес-проект, то в России большинство малых предприятий образовалось в результате приватизации государственной собственности в интересах чиновников, руководителей предприятий» [4]

В России предпринимателям необходимо вести постоянную борьбу с такими неблагоприятными внешними факторами предпринимательского дела, как произвол и злоупотребление со стороны чиновников, представителей региональных и местных администраций, сотрудников контрольно-надзорных органов, представителей правоохранительных органов, насилия и угроз со стороны преступных элементов. В результате особенностью малого бизнеса стал высокий уровень нелегального и неформального воздействия последних на малый бизнес, что снижает его преимущества в кон-

курентной борьбе со средними и крупными предприятиями.

В Российской экономической ситуации наблюдается диспропорция между ожиданиями, связанными с малым бизнесом, и его реальным влиянием на улучшение социально-экономического положения в стране.

Первоначально малое предпринимательство идеализировалось, рассматривалось как основа социально-экономической устойчивости общества в условиях рыночных отношений. В настоящее время население воспринимает предпринимателя как недобросовестного работодателя, нарушающего трудовое законодательство страны, который отказывает в предоставлении наемным работникам социальных льгот, определяемых законом. Таким образом, особой чертой малого бизнеса в России стал высокий уровень противоречия между хозяином-предпринимателем и наемными работниками.

В России изменились ожидания самих предпринимателей в ходе развития рыночных отношений. Если в период возникновения малого бизнеса в стране предприниматели положительно оценивали законодательство, касающиеся малых предприятий, которое позволяло предпринимателю самостоятельно принимать решения, обеспечивающие большие возможности для получения прибыли, то после-дововавшее затем избыточное государственное регулирование малого бизнеса существенно изменило предпринимательскую среду, а именно: появились трудности получения разрешения на образование малого предприятия, трудности выполнения требования по ведению предпринимательской деятельности и как результат - рост административных барьеров. Высокий уровень бюрократических барьеров стал характерной чертой малого бизнеса в России. Предпринима-

тель часто обращается за оценкой организационно-экономической ситуации в данном регионе к людям, которые знакомы с условиями хозяйствования, способны по косвенным показателям определить уровень бюрократических преград для бизнеса.

Сложившаяся социально экономическая ситуация в стране заставляет предпринимателя привлекать на свою сторону для обеспечения гарантии выполнении хозяйственных сделок властных чиновников, что определяет такую особенность малого бизнеса в России, как широко распространенная практика решения хозяйственных проблем с исполнительной властью с помощью незаконных выплат чиновникам. Конечно, в этом одинаково повинны и сами предприниматели, стремящиеся и умеющие «договариваться», исходя из обоюдного понимания.

Особенностью малого бизнеса в России является негативное отношение предпринимателя к судебной власти, призванной обеспечить правовую защищенность предпринимателя. Существует зависимость между финансовым благополучием предпринимателя и чувством его правовой защищенности. Только финансово состоятельные предприниматели могут позволить себе привлечь высокооплачиваемых юристов для защиты своих предпринимательских интересов. Законодательством суд определяется как универсальный институт разрешения конфликтов и споров, включая коммерческие, однако 49% предпринимателей ответили, что «не станут обращаться в суд», а 10% затруднились с ответом. [4с.20]

Трудности капитализации малого бизнеса в России особенно проявляются в доступности бизнес-недвижимости. Так, в ходе опроса собственников и высших менеджеров малых предприятии 76% респондентов признали, что приобрести недвижи-

мость в собственность практически невозможно из-за высоких цен при жестких условиях оплаты, отсутствия достоверной информации о торгах и самих объектах. [5с.25]

Следует отметить сложный противоречивый процесс «малой приватизации», включающий перераспределение прав собственности на объекты недвижимости между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, проведения кадастровой оценки земельных участков. При новой конфигурации исполнительной власти высвобождается недвижимость, но большинству предпринимателей не удается этим воспользоваться.

Аукционный принцип не позволяет «малоимущему» в финансовом смысле малому бизнесу участвовать в приватизационных сделках на равных с более мощными финансовыми структурами, а исполнительная власть не предлагает «мелких лотов» и рассрочек или льготных кредитов по оплате приватизированных сделок. Таким образом, несмотря на определенные региональные различия, имеет место причинно-следственная закономерность, определяющая такую особенность малого предпринимательства в России, как чрезвычайно плохие условия для роста масштаба производства на малом предприятии и повышение на этой основе их экономической жизнедеятельности.

Прошедшая в стране муниципальная реформа привела к появлению значительного числа новых небольших административно-территориальных образований разного типа, муниципальная казна которых оказалась пуста. Особенностью развития малого бизнеса в стране стало то, что местные власти на словах поддерживают малое предпринимательство, но практически перекладывают на малый бизнес дефицит доходных поступлений в муниципальные бюджеты. С этой целью,

имея полномочия по формулированию базы единого налога на вмененный доход (ЕНВД), местная власть «задирает» значения так называемого «коэффициента К2», одного из расчетных коэффициентов, определяющих размер налоговых ставок, при использовании налогового режима ЕНВД, ближе к верхней планке диапазона, разрешенного федеральным законодательством. Местная власть выбирает по собственному усмотрению «наименьшее зло» из двух: пустая казна или рост налоговой нагрузки на малый бизнес.

Выявление особых черт малого бизнеса в России необходимо для концентрации государственной поддержки малых предприятий, направленной на повышение их экономической жизнеспособности в конкурентной борьбе с более крупными предприятиями.

Библиографический список

1.Разумова И. Мелкие фирмы в США: Экономика и управление. М: Наука, 1989. - с. 87.

2.Высоков В.В. Малый бизнес: made in Russia: научно-практическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд.центр ДГТУ, 1999. - с. 17.

3.Никитин С, Трофимова И. Зависимость эффективности производства от степени концентрации. М: Наука, 1998. - с. 210.

4.Чернышева Ю.Г. Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в промышленности: Монография/РГЭУ «РИНХ». Ростов-на-Дону, 2005. - с. 21. 5.Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России. Отчет по результатам общественного использования. М: ОПОРА РОССИИ-ВЦИДМ, 2006 - с25.

Bibliographic list

1.Rasumava I. Small firms in the USA. : Economics and management.M : Nauka,1989.- p.87.

2.Vysokov V.V. Small business: made in Russia: scientific - practical manual. Rostov-on-Don: Centre DGTU,1999.-p.17.

3.Nikitin S. Trofimova I. Dependence of efficiency of production on the degree of concentration. M: Nauka,1998.- p.210.

4.Chernyshova U.G. The problems of the

state support of the small business in industry. Monograph RSEU "PINX" Postov-on-Don, 2005,-p.21.

5.The conditions and factors of development of small business in the regions of Russia. The report on the results of the public research (examination). M.: The support of Russia - VTSIDM, 2006,- p.25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.