ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИИ
А. О. Шуликов (КамчатГТУ)
В статье рассмотрены основные проблемы, с которыми столкнулись субъекты малого предпринимательства в период финансово-экономического кризиса. Проведен краткий анализ действий Правительства РФ в период кризиса. Указаны основные направления дальнейшего развития системы поддержки развития малого предпринимательства.
The article describes the problems faced by the small-scale business during the period of economic crises. It gives the brief analysis of the steps taken by the Russian government during the period of crises. The article also describes the main directions of development of the system aimed to support the small-scale business.
Малое предпринимательство позволяет эффективно решать многие задачи производственного, научного и хозяйственного характера. Оно создает необходимую атмосферу конкуренции и быстро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, обеспечивает необходимую в условиях рынка мобильность действий, способствует развитию кооперации производства.
После бурного развития малого предпринимательства в первой половине 90-х гг. наступила определенная фаза стагнация. Политическая элита страны сделала ставку на сверхкрупный монопольный и преимущественно сырьевой бизнес как главную движущую силу экономики.
С 2000 г. произошло некоторое снижение административных барьеров, однако уже к в 2003 г. российская бюрократия получила «сигнал» о возможности захвата чужого частного бизнеса с использованием административного ресурса.
Все последние годы шло уничтожение независимого малого предпринимательства. Законодательство на всех уровнях изобилует нормами, откровенно лоббистскими - в интересах сверхкрупного, монопольного, сетевого бизнеса и откровенно дискриминационными - в отношении среднего и малого предпринимательства.
Последовательно и неуклонно осуществляется концентрация в руках олигархических кланов собственности, приносящей сколько-нибудь значимый доход. После первой волны приватизации, отдавшей в руки «олигархов» активы наиболее рентабельных предприятий, началась и продолжается вторая волна, в ходе которой присвоению подлежат наиболее ценные земельные участки.
К 2009 г. рынок в России оказался в процессе окончательного передела бюрократическими и олигархическими структурами. Вопреки заявлениям должностных лиц, качественного развития малого предпринимательства в России не происходит.
Ярким подтверждением пренебрежительного отношения к малому бизнесу действующего руководства страны является деятельность федеральных и ряда региональных властей по т. н. антикризисной поддержке. Финансовую помощь получают чиновники, финансовые структуры, а не реальный бизнес. Получение помощи малыми предприятиями обуславливается «откатами», сумма которых часто доходит до половины объема выделяемых средств.
Еще одной существенной проблемой настоящего времени для малого и среднего бизнеса в условиях финансово-экономического кризиса является проблема доступности финансовых ресурсов, а также перспективы кредитования малых предприятий. В конце 2008 г. была сделана попытка со стороны государства «влить» ликвидность в реальный сектор через многомиллиардные кредиты госбанкам. Все эти меры фактически не дали результата - ни крупные предприятия (за редким исключением), ни тем более малый бизнес эти финансовые ресурсы не получил.
Данные меры себя не оправдали в связи с тем, что не был предусмотрен механизм контроля над использованием финансовых ресурсов, отсутствовал порядок для распределения этих ресурсов, не были установлены ставки кредитования, не была определена маржа, которую могли заработать госбанки. Причем государственные банки получали финансовые ресурсы под 8% годовых, а давали их предприятиям под 22 и даже 34% годовых.
Как следствие этих «пожарных» и непродуманных мер - непомерно высокие ставки кредитов и повсеместный отказ госбанков в кредитовании.
По словам предпринимателей, им повсеместно отказывают в кредитовании, причем под любым надуманным предлогом.
Если в начале 2009 г. главной проблемой предприниматели называли высокие ставки,
сокращение сроков кредитования и ужесточение требований к залогу, то сейчас основной бедой называется отказ в кредитах на оборотные средства. То есть банки перестали давать малому бизнесу даже короткие деньги. Небольшие банки не дают кредиты, потому что у них просто нет денег. Большие - повсеместно требуют поручительства. Фактически перестал действовать механизм залога имущества при кредитовании. Это связано с тем, что у банков возникают трудности как с реализацией залогового имущества, так и его оперативным управлением.
Для изменения ситуации необходимо предпринять действия в следующих направлениях:
1) формирование системы государственного заказа, где на паритетных началах должны участвовать малые и средние предприятия. Это позволит, в том числе, привлекать кредитные ресурсы, так как банки более охотно предоставляют финансовые ресурсы под гарантированный спрос.
2) снижение налогового бремени. Большинство малых и микропредприятий используют специальные режимы налогообложения: единый налог на вмененный доход (ЕНВД), упрощенную систему налогообложения, работу на основе патента. Однако эффективности упрощенного налогообложения препятствует множество ограничений, не позволяющих воспользоваться его выгодами огромному количеству предприятий. Право принятия части решений по применению этих инструментов переданы субъектам РФ, которые далеко не всегда применяют это право в интересах бизнеса.
3) обеспечение реальных прав собственности малого предпринимательства. Одной из мер по обеспечению прав собственности может стать начало кампании «малой» приватизации, в ходе которой захват крупным бизнесом собственности, приносящей доход, должен быть остановлен. Максимально возможная часть собственности, остающейся под контролем государства, должна перейти в руки владельцев предприятий малого и среднего бизнеса.
4) обеспечение права стабильной аренды. Субъектам малого и среднего бизнеса, не обладающим правами собственности на свое имущество, должно быть обеспечено право стабильной и непрерывной аренды. С этой целью необходимо законодательно закрепить за предпринимателем - арендатором государственного или муниципального недвижимого имущества в течение более трех лет, вложившим в его амортизацию и развитие определенную сумму, право на продление договора аренды указанного имущества на новый срок.
5) прямое действие законов, гарантирующих права малых и средних предприятий. Законы, принимаемые в отношении малого бизнеса и закрепляющие приведенные выше приоритеты, должны быть только прямого действия. В противном случае они не могут дать никаких гарантий прав малым и средним предприятиям. Региональным и местным властям может быть предоставлена только возможность расширять эти права, но ни в коем случае их не ограничивать.
Литература
1. Материалы III международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XXI веке». Т. 3. Экономика [Электронный ресурс]. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - 217 с. - Режим доступа: http://www.ncstu.ru. - Загл. с экрана.
2. Материалы круглого стола. Поддержка малого и среднего бизнеса. Проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ttfinance.ru. - Загл. с экрана.
3. Поддержка малого и среднего бизнеса - приложение к антикризисной концепции, предложенной «ЯБЛОКОМ» Президенту РФ. 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vabloko.rU/ccontent/2009/medvedev/4/. - Загл. с экрана.