Научная статья на тему 'Предпринимательство в системе экономических отношений: Российский опыт и проблемы становления'

Предпринимательство в системе экономических отношений: Российский опыт и проблемы становления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА СТРАНЫ / РОЛЬ СУБЪЕКТОВ МСП / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / SMALL BUSINESS / THE ECONOMY / THE ROLE OF SMES / BOTH INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Епифанова Татьяна Владимировна

В статье раскрывается экономическая сущность малого бизнеса в России, а также характерные черты, присущие малым предприятиям в странах с развитой рыночной экономикой. Основной целью исследования является выявление роли и направлений воздействия МСП на экономику страны и систематизация факторов, являющихся причиной возникновения кризисных явлений на предприятиях малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business in the economic relations: the russian experience and problems of making

The article deals with the economic substance of a small business in Russia, as well as characteristic traits of small businesses in countries with developed market economies. The main purpose of this study is to identify the roles and areas of influence of SMEs on the economy and ordering of the factors that are the cause of the crisis on small and medium businesses.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство в системе экономических отношений: Российский опыт и проблемы становления»

УДК 338.22(470) ББК 65.050.5 Е 65

Епифанова Татьяна Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского права, Ростовского Государственного Экономического Университета «РИНХ», т.: 89282290784, e-mail:rostovshell@mail. ru.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ

(рецензирована)

В статье раскрывается экономическая сущность малого бизнеса в России, а также характерные черты, присущие малым предприятиям в странах с развитой рыночной экономикой. Основной целью исследования является выявление роли и направлений воздействия МСП на экономику страны и систематизация факторов, являющихся причиной возникновения кризисных явлений на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, экономика страны, роль субъектов МСП, внутренние и внешние факторы.

Epifanova Tatiana Vladimirovich, Candidate of Judicial Sciences, associate professor of the Department of Civil Law, Rostov State Economic University "RTF.", tel.: 89282290784, e-mail: [email protected].

BUSINESS IN THE ECONOMIC RELATIONS: THE RUSSIAN EXPERIENCE AND PROBLEMS OF MAKING

(reviewed)

The article deals with the economic substance of a small business in Russia, as well as characteristic traits of small businesses in countries with developed market economies. The main purpose of this study is to identify the roles and areas of influence of SMEs on the economy and ordering of the factors that are the cause of the crisis on small and medium businesses.

Keywords: small business, the economy, the role of SMEs, both internal and external factors.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений для современной России. Именно малый бизнес обеспечивает вовлечение части граждан в социально-экономическую систему путем открытия собственного дела, что благоприятно ска-зывается на развитии страны в целом. Важная роль субъектов малого и среднего предпринимательства заключается в том, что они образуют значительное количество рабочих мест, насыщают рынок новыми товарами и услугами, формируют конкурентную среду, активно внедряют передовые достижения, удовлетворяя многочисленным потребностям крупных предприятий.

Малое предприятие - это предприятие, которое не доминирует в своей области, а собственник - это независимый владелец, руководящий малым числом подчинённых в сравнении с другими фирмами той же отрасли.

Микро-предприятия относятся к очень малому бизнесу. Зачастую они включают одного, реже двух собственников, а также сферу семейного бизнеса. Большинство микро-предприятий имеет малый капитал, обладают скромными техническими и бизнес-навыками, при этом подавляющее большинство данных предприятий демонстрируют жизнеспособность малого бизнеса.

Средние предприятия находятся на границе малых и крупных компаний. Обычно, под средним понимают предприятие, которое управляется менеджером, находящимся под контролем собственников-акционеров и попадает под верхнюю границу предельных значений, установленных для малого предприятия.

Современная экономика предлагает достаточно перспектив для любого предприятия. Это обусловлено значительным количеством программ поддержки, дифференциацией активно развивающихся форм собственности, высокоразвитой конкурентной средой, позволяющей использовать наиболее выгодные условия для сотрудничества. В условиях ежедневной необходимости принятия решений, в которых оказываются руководители, ясным и бесспорным остается только одно - остаться "на плаву": структура должна непрерывно

самосовершенствоваться и развиваться.

Экономическая сущность малого бизнеса определяет общие характерные черты, присущие данным предприятиям в любой стране с развитой рыночной экономикой:

- господство собственности: при любом изменении организационно-правовой формы малого предприятия оно остается в личной (семейной) собственности;

- независимость собственности: хозяйственная деятельность осуществляется предпринимателем только на инициативной основе и риске при быстром изменении спроса;

- маломасштабность производства в связи с ограниченностью размера предприятия по численности работников;

- узкая специализация производства на определенных видах деятельности, позволяющая повысить эффективность производства и вести конкурентную борьбу с более крупными предприятиями;

- производство товаров, предназначенных для продажи на рынках;

- выполнение функций амортизатора колебаний экономической конъюнктуры, так как именно этот сектор экономики способен быстро и гибко реагировать на изменение спроса местного значения;

- активное привлечение в малый бизнес население на условиях совместительства и договоров гражданско-правового характера.

Из экономической сущности маломасштабного производства вытекает важная обобща-ющая характерная черта малого бизнеса в рыночной экономике - малое предпринимательство есть особый малорентабельный сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий, и поэтому оно является специфической формой малого производства в условиях рынка.

Следует подчеркнуть и такой аспект особенности, характерный малому предпринимательству в рыночной экономике: в зависимости от обстоятельств отдельные преимущества малого предприятия становятся его недостатками, и наоборот. Примеров таких диалектических взаимопереходов достаточно много. Так, неформальность взаимоотношений с клиентом, позволяющая быстро реагировать на их запросы, может оборачиваться высоким уровнем зависимости от небольшого числа потребителей, и, если меняется рыночная конъюнктура или появляются новые товары-заменители, малые предприятия теряют рынок сбыта и разоряются. С другой стороны, такой недостаток, как недозагрузка производственной мощности, позволяет малому предприятию при изменении спроса быстро диверсифицировать производство и выжить в новых условиях рынка.

МСП является важнейшей составляющей экономики практически всех стран, в том числе и индустриально развитых. Однако, становление малых предприятий в различных странах имеет свои характерные черты, которые вытекают из исторических традиций, а также из сложившейся роли и места данных предприятий в экономике страны. Данные обстоятельства зависят от достигнутого уровня индустриализации экономики, а также от целей, стоящих перед малым и средним предпринимательством в новых социально-экономических условиях.

МСП выступает не только источником средств существования, но и источником раскрытия интеллектуальных и творческих возможностей человека.

МСП имеет ряд особенностей. Во-первых, является объективной предпосылкой важной роли субъектов малого бизнеса в воспроизводственном процессе, во-вторых, обладает высокой гибкостью и оперативностью в принятии решений, в-третьих, имеет высокую восприимчивостью к нововведениям, в-четвертых наделено высокой приспосабливаемостью к внешним воздействиям, быстрой оборачиваемостью средств и высоким уровнем специализации производства и труда.

На рисунке 1. представлены направления воздействия МСП на экономику страны (региона).

Рассматривая российское малое и средние предпринимательство, необходимо сделать акцент на специфических особенностях, которыми оно наделено.

Основная особенность предпринимательства заключается в истории его становления. Малое предпринимательство первоначально формировалось в России как сектор экономики в результате передачи государственного имущества предприятий в частную собственность.

Содействие

развитию

крупного

бизнеса

Создание рабочих мест и повышение социальной защищенности населения

Содействие реализации идеи в практической деятельности

Перераспределе

ние

финансовых

ресурсов

Создание новых рынков или сегментов рынка

Снижение цен на основе сокращения издержек

Такая особенность отмечается в исследованиях, характеризующих малый бизнес: «Малое

предпринимательство формировалось в своеобразной исторической и экономической ситуации в России- в момент перехода от плановой экономики к рыночной. Характерными особенностями такого периода были наличие моментов плановой экономики и нарождающихся рыночных отношений и вытекающие из этого многие социальные и экономические противоречия, их сочетание и взаимодействия. Особым был и механизм образования субъектов малого бизнеса. В условиях развитой рыночной экономики малые предприятия создаются в результате накопления первоначального капитала или получения кредита банка под конкретный бизнес-проект, то в России большинство малых предприятий образовались в результате приватизации государственной собственности в интересах чиновников, руководителей предприятий».[1]

На Западе МСП являлось итогом длительного процесса, в истоках которого лежит спонтанная предпринимательская инициатива широких слоев населения. Данный процесс шел «снизу» и только намного позже, когда государство осознало важность этого явления, начались поиски методов поддержки предпринимательства. В настоящий момент данная тактика поведения государства, остается одной из главных направленностей в общей экономической политики.

Предпринимательство в России, за исключением теневого сектора, получило свое развитие, только с согласия власти, заниматься данным видом деятельности

Однако, предпринимательство не получило достаточно эффективной поддержки и целенаправленной государственной помощи на развитие предпринимательства, особенно в секторе малого бизнеса, в силу различных причин, и прежде всего, из-за отсутствия законодательной базы, ограничения в финансовых ресурсах, а также отсутствия традиций предпринимательской деятельности.

Ошибка заключалась в том, что при развитии российского предпринимательства была использована мало приемлемая для России американская модель, а не западноевропейская или японская, которые больше учитывали местную специфику функционирования.

В основном это можно аргументировать тем, что практически во всех исследованиях, касающихся эволюции предпринимательства на Западе, говорится об универсальности данного явления.

Как правило, игнорируются отличительные особенности и закономерности экономики конкретной страны, ее обычаи и ментальность народа, в итоге анализируются в основном процессы, лежащие на поверхности этого сложного процесса, систематизируются и обобщаются только практические аспекты малого бизнеса.

Однако, более детальный взгляд на данную проблему дает право говорить о том, что тип и характер предпринимательства находится в прямой зависимости от внешних и внутренних факторов, к которым относятся: инфляция; нестабильность налоговой системы; несовершенство регулирующего законодательства; материальное благосостояние населения; негативные демографические тенденции; ухудшение криминогенной ситуации; неэффективная организационно-правовая форма предприятия и многое другое.

В таблице 1. представлены факторы, являющиеся причиной возникновения кризисных явлений на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Таблица 1 - Внутренние и внешние ( акторы предпринимательской среды

Внешние факторы Внутренние факторы

факторы глобализации мирового развития: управленческие:

1. недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать экономическая деятельность из-за общемировых кризисов и изменений; 2. неуправляемость рисков, зависящих от ситуации на международных фондовых рынках; 3. всемирные конъюнктурные изменения в потребностях, объёмах, инновационноинвестиционной привлекательности товаров, работ, услуг; 4. политические изменения на мировой арене, отражающиеся на финансово-экономическом сотрудничестве стран; 5. рост взаимозависимости национальных и глобальных экономик, что приводит к перемещению кризисных явлений. 1. неэффективная организационно-правовая форма предприятия; 2. неэффективная или неадекватная структура управления; 3. низкая квалификация кадров; 4. неэффективный менеджмент; 5. отсутствие гибкости, мобильности, оперативности в управлении; 6. недостаточное знание конъюнктуры рынка.

социально-экономические факторы общего развития страны: финансово-налоговые:

1. изменения в экономико-правовом пространстве, как следствие государственного или муниципального регулирования; 2. изменения в приоритетах развития страны; 3. наличие инфляции, её уровень, тенденции 1. отсутствие современной системы финансового управления ; 2. ошибки в финансовых расчётах, бизнес-планах; 3. ошибки в организации бухгалтерского, налогового учёта.

изменения; 4. нестабильность налоговой системы; 5. снижение уровня доходов населения.

рыночные факторы: производственные:

1. снижение емкости внутреннего рынка; 2. усиление конкуренции на рынке; 3. нестабильность валютного рынка; 4. неблагоприятная конъюктура цен на внешнем и внутреннем рынках; 5. рост предложения товаров-субститутов. 1. инертность сложившейся структуры производства; 2. физический и (или) моральный износ основных фондов; 3. низкая производительность труда; 4. высокая или неконкурентная себестоимость товаров (работ, услуг).

прочие факторы: рыночные:

1. политическая нестабильность; 2. стихийные бедствия; 3. ухудшение криминогенной ситуации. 1. высокий уровень коммерческого риска; 2. низкая конкурентоспособность продукции; 3. зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

В России предпринимателям необходимо вести постоянную борьбу с такими неблагоприятными внешними факторами предпринимательского дела, как произвол и злоупотребление со стороны чиновников, представителей региональных и местных администраций, сотрудников контрольно-надзорных органов, представителей правоохранительных органов, насилия и угроз со стороны преступных элементов. В результате характерной чертой малого бизнеса стал высокий уровень нелегального и неформального воздействия последних на малый бизнес, что снижает его преимущества в конкурентной борьбе с крупными предприятиями.

В Российской экономической ситуации наблюдается диспропорция между ожиданиями, связанными с бизнесом, и его реальным влиянием на улучшение социально-экономических условий в стране.

Литература:

1. Чернышева Ю.Г. Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в промышленности: монография. Ростов н/Д, 2005. С. 21.

References:

1. Chernyshova Y.G. Problems of state support of small business in the industry: monography / Rostov-on-Don. 2005. P.21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.