Экономика предпринимательства
УДК 334.722 БЕРДИН АЛЕКСАНДР ЭДУАРДОВИЧ
ассистент кафедры «Экономика высокотехнологичных производств ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»,
е-таИ: berdin07@mail.ru
БЕРДИНА МАРИНА ЮРЬЕВНА
к.э.н., доцент кафедры «Международное предпринимательство» ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»,
е-таИ: Бикквиа marina@mail.ru
СОВРЕМЕННОЕ МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. Цель работы. Целью работы является исследование роли современного малого предпринимательства в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются труды отечественных и зарубежных учёных по проблемам развития малого предпринимательства в России и за рубежом. Результаты. Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных с тенденцией к монопольным структурам и малых предприятий, складывающихся под влиянием ряда факторов. Малому предпринимательству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. Развитие малого предпринимательства создает благоприятные условия для развития конкурентной среды, создания дополнительных рабочих мест, расширения потребительского сектора. Кроме того, развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться юридическими и физическими лицами, которые уже имеют свое предприятие в группе малого бизнеса или только собираются его создать. Выводы. В основе любого развитого государства, помимо крупных корпораций, также находится малый бизнес, так как он является массовой, динамичной и гибкой формой экономической деятельности. Именно в секторе малого бизнеса сосредоточивается основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, критерии малого предпринимательства, экономические показатели деятельности предприятий малого бизнеса, малый бизнес за рубежом, формы поддержки малого предпринимательства
BERDINALEXANDER EDOUARDOVICH
Assistant of the Department of "Economies of High Technology Industries of FSBEI of HE "Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation ",
е-mail: berdin07@mail.ru
BERDINA MARINA YURIEVNA
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of "International Entrepreneurship" of FSBEI of HE "Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation",
е-mail: svitkova marina@mail.ru
MODERN SMALL BUSINESS AS ONE OF THE FACTORS OF ENSURING THE COMPETITIVE ABILITY OF ECONOMY
Abstract. The goal of the study. The goal of the study is researching the role of modern small business in ensuring competitiveness of the national economy. The method or methodology of completing the study. The study is based on the general scientific methodology that stipulates using a systemic approach to solving problems. The foundation of this study are works of domestic and foreign scientists on issues of development of small business in Russia and abroad. The results. A complex combination of different in scale manufacturing enterprises is typical of modern economy. Those enterprises include large ones with a tendency towards monopolistic structures and small companies forming under the influence of a number of factors. Small enterprises are brought along by differentiation and individualization of demand in the field of manufacturing and personal consumption. The development of small business creates favorable conditions for the development of a competitive environment, creation of additional jobs, expansion of the consumer sector. Besides, the development of small business leads to a saturation of the market with goods and services, an increase in the export potential, a better use of local raw material resources. The area of application of the results. The results of the study completed may be used by companies and individuals who already own a small business or are just planning to open it. The conclusions. In the foundation of any developed country, other than large corporations, there is also small business because it is a widespread, dynamic and flexible form of economic activity. The bulk of national resources are concentrated in the small business sector, and that is a good growth medium for middle and large sized business.
Keywords: small business units, criteria of small business, economic indicators of activity of small business enterprises, small business abroad, forms of small business support
Введение. Для современной мировой экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных с тенденцией к монопольным структурам и малых предприятий, складывающихся под влиянием ряда факторов (табл.1).
Таблица 1
Доли типов предприятий малого и среднего бизнеса по группам стран (2016 г.) [21]
Группы % микрокомпаний % малых предприятий % средних предприятий
Развитые страны 87,1 10,7 2,2
Развивающиеся страны, в т. ч.: 80,5 15,6 3,9
Страны «Большой двадцатки» 82,1 13,2 4,7
Остальные страны 80,5 14,9 4,5
Наименее развитые страны 78,6 20,7 0,6
Всего 82,9 13,8 3,3
Участие в кластерах экономической деятельности может позволить малым и средним предприятиям (МСП) повысить свою производительность за счет спилловера (переливов) знаний, который является важным механизмом в обеспечении экономического роста. Географическая близость, обеспечиваемая посредством кластеров, имеет значение при передаче знаний путем сокращения затрат и коммерциализации инновации. Кластеры также могут увеличить производительность компаний, благодаря ее близости к другим фирмам, которые внедряют инновации (в т. ч. с помощью Интернета).
Вовлечение в цепочки добавленной стоимости является еще одним способом увеличения продуктивности работы МСП. Во-первых, разделение производства на основе сравнительного преимущества может улучшить техническую эффективность. Во-вторых, спилловеры знаний пронизывают глобальную цепочку создания стоимости.
В развивающихся странах, например, крупные фирмы-экспортеры обычно являются пер-
вичными механизмами, посредством которых осуществляется передача технологий из-за рубежа в местные отрасли. Аутсорсинг представляет собой важный путь передачи знаний и приобретения зарубежных технологий. Наконец, вклад МСП в динамичную жизнь промышленности (процесс входа и выхода) может иметь положительное совокупное влияние на производительность посредством воздействия на инновации со стороны заинтересованных лиц. Очевидно, что впервые создаваемые фирмы будут небольшими по размерам и оборотам и у них высока вероятность быстрого ухода с рынка. Те же компании, которые способны выжить, демонстрируют такие темпы роста производительности, которые обычно выше, чем у уже работающих компаний. Это связано с тем, что они больше склонны принимать новейшие технологии. В свою очередь, уже присутствующие на рынке компании имеют больше стимулов для повышения своей производительности в целях сохранения своей доли на рынке. Это должно способствовать совокупному росту производительности для экономики в целом.
Относительно ограниченное участие МСП в торговле стало активно привлекать внимание политиков, поскольку считается, что МСП обеспечивают рост и потенциальную занятость, поэтому участие их в торговле - это один из ключей, который может помочь разблокировать потенциал МСП. Действительно, торговля - прямо или косвенно - ассоциируется с более высокой производительностью, более высокой заработной платой и большим числом инноваций.
Основная причина положительной связи между производительностью и участием в торговле, однако, заключается в том, что только более производительные фирмы могут экспортировать. Это происходит потому, что экспортирующие компании должны нести дополнительные расходы из-за таких «сопутствующих» факторов, как исследование рынка, адаптация товаров в соответствие с местными правилами или транспортными расходами, которые только более производительные фирмы могут себе позволить платить. Важным следствием того, что более лучшая производительность является скорее определяющим, нежели логическим следствием участия в торговле, заключается в том, что нет оснований для ожидания примерно таких же достижений от участия МСП в торговле, как у более крупных фирм. Как упоминалось ранее, МСП в среднем менее продуктивны, чем крупные фирмы, что объясняет их более низкий уровень участия, и, в любом случае, многие из них являются локальными (местными) по своей природе [20].
В то же время есть веские основания полагать, что экспорт может повысить производительность предприятия и обеспечить ей рост. Участие в международной торговле может, безусловно, повысить эффективность работы и помочь МСП посредством ряда механизмов. Участие в экспорте увеличивает размер рынка фирмы, позволяя ей добиваться экономии от масштаба, использования избыточных производственных мощностей и т.п. Экспортная деятельность предоставляет фирмам международный передовой опыт, способствует их обучению, стимулирует к модернизации технологий или поощряет разработку диверсифицированных или более качественных продуктов.
Инновации и экспорт идут рука об руку, и вместе они могут способствовать росту деятельности МСП. Неоспорим тот факт, что МСП, знакомые с инновациями до интернационализации, скорее всего, будут экспортироваться успешно, с большей вероятностью будут расти быстрее, благодаря экспортной деятельности, чем неинновационные компании. Так, в проведенном исследовании испанских компаний определен ряд этих факторов и проанализирована взаимодополняемость инноваций и экспорта как ключевых факторов роста МСП. Данные свидетельствуют о сильной поддержке усиливающих воздействий инноваций и экспорта на рост МСП и потенциал для «виртуозного круга», в котором инновации стимулируют экспорт и внешние знания, полученные на экспортных рынках, способствуют дальнейшим инновациям и росту [21]. Также было установлено, что перераспределение доли рынка в сторону экспортеров вслед за либерализацией торговли в странах-партнерах может создать стимул для фирм принять новейшие технологии, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Качество продукции, производимой МСП, также может иметь свои плюсы от участия в международной торговле. Этот эффект может быть обусловлен предпочтениями потребителей в более высоком качестве товаров при их экспорте в страны с высоким доходом. Очевидно, что все товары дифференцированы по качеству, а потребители отличаются между собой по доходам, и, следовательно, они готовы платить за качественные товары в разных странах, что
означает, что экспортирующая фирма из некой бедной страны может производить более качественные товары, предназначенные для экспорта, чем для внутреннего рынка (например, «знаменитый» китайский «ширпотреб» на российских полках магазинов и суперновые технологии для своего местного китайского потребителя).
В отчете Всемирного банка [21] приводится эмпирическое подтверждение положительной связи между импортом и производительностью, различаемой по значительному разрыву между фирмами, которые занимаются импортом, и теми, которые не торгуют на международном рынке. Интернационализация благоприятствует импорту более качественных товаров/услуг посредников, что позволяет МСП повысить свою производительность за счет обучения, разнообразия и качества ассортимента или повысить качество своего экспорта.
Взаимодействие между импортом и экспортом интересно в отношении глобализации рыночной деятельности, с точки зрения того, что интеграцию в мировую экономику посредством импорта и экспорта можно рассматривать как особенность участия в глобализационных процессах.
Помимо преимуществ от повышения эффективности со стороны предложения товаров есть также ряд других преимуществ участия МСП в торговле.
Потребители, например, могут получать привилегии от участия МСП в торговле из-за более широкого разнообразия доступных товаров. Кроме того, производственная деятельность МСП имеет больше возможностей для изготовления ремесленнической продукции и производства товаров на заказ.
Более «изощренные» потребители все чаще предпочитают такие товары, которые адаптированы к их конкретным потребностям и сделаны небольшими ремесленными компаниями, а не потребляют «массовые» товары.
И последнее, но не менее важное: существует убеждение, что повышение эффективности МСП улучшит распределение доходов. Так, специалистами отмечается, что рост числа МСП только приветствуется и поощряется руководителями стран, поскольку они должны играть ключевую роль в «содействии устойчивому, всеобъемлющему и устойчивому росту, обеспечении полной и продуктивной занятости и достойной работы для всех» [17].
Вопрос о том, играют ли МСП важную роль в создании новых рабочих мест и сокращении масштабов нищеты в развивающихся странах, пока еще не получил окончательного ответа. Более того, даже если было бы ясно, что МСП играют важную роль в создании рабочих мест и сокращении нищеты, остается открытым вопрос о том, как рост числа таких компаний должен поощряться. Так, политическое вмешательство в поддержку МСП основывается на мнении о том, что определенные рыночные «сбои», такие, как, например, несовершенства кредитного рынка, влияют на МСП более неблагоприятно, чем другие проблемы, и требуют активного вмешательства. Это означает, что политические вмешательства должны быть направлены на устранение этих рыночных сбоев. Поэтому активное содействие участия МСП в торговле не может быть самым прямым способом сокращения бедности. Тем не менее устранение препятствий, которые препятствуют успешным МСП участвовать в торговле, должно позволить большему числу МСП начать свою предпринимательскую деятельность не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Как только компании начинают торговать на различных географических рынках, они могут попасть в ту «золотую струю», в которой торговля будет способствовать повышению производительности и росту, что, в свою очередь, увеличивает выгоды от торговли.
Если прямое участие в торговле недоступно для многих компаний из развивающихся стран, то тогда косвенное участие в форме интеграции в цепочку создания стоимости может быть неплохим вариантом. Во многих развивающихся странах внутренний сектор производства стал все более «двойственный», с незначительным взаимодействием, с одной стороны, между ограниченным числом международных конкурентоспособных компаний и, с другой стороны, большим количеством МСП, которые производят продукцию в основном для внутреннего рынка и сталкиваются с серьезными проблемами со стороны конкуренции.
Укрепление связей между сектором МСП и крупными экспортными компаниями позволит воспользоваться преимуществами от связи с мировыми рынками, чтобы «пробить» себе место на значительно большей части мирового рыночного пространства.
Увеличение участия МСП в торговле может способствовать продвижению формализации и созданию лучше оплачиваемых рабочих мест. Для тех МСП, которые могут присоединиться к международным рынкам, торговля способствует повышению производительности и росту, что, в свою очередь, означает более высокую заработную плату. Это может также означать более качественные рабочие места. Во многих развивающихся странах три четверти (а то и больше) всех работников (см. табл.1) заняты на предприятиях микро-, малого и среднего бизнеса, и значительная часть этих людей работает неофициально. Низкий уровень производительности и неофициальное трудоустройство часто сосуществуют с плохими условиями труда. Во многих странах наиболее существенный детерминант доступа к социальному обеспечению для работников МСП - это работают они официально или нет. В то же время неофициальные рабочие места часто являются последним средством при отсутствии сети социальной безопасности. Те МСП, которые присутствуют на международных рынках и демонстрируют рост, скорее всего, работают официально.
В большинстве стран малые и средние предприятия определяются как фирмы, в которых работает от 10 до 250 человек. Компании, в которых менее 10 сотрудников, обычно называют микропредприятиями (табл. 2, рис. 1).
Таблица 2
Критерии соотнесения предприятий по основным категориям в европейских странах [19]
Категория субъектов Занятость на предприятии Оборот предприятия Общий баланс
Микропредприятие < 10 чел < 2 млн евро < 2 млн евро
Малое предприятие < 50 чел < 10 млн евро < 10 млн евро
Среднее предприятие < 250 чел < 50 млн евро < 45 млн евро
НигпЬег Ы «г^рЮуМ! апй ЫГП0>¥*Г. ЦШ^фЬМЦ
»Ь*г» Ы «II егИегрпаи ип№ №ап 2» регьрщ
1004 »4 ■804 Ю4 «0% М4 494 »4 Я4 114 94
ЦШШЫ
■РпицтрЬ^и! Ищпт
Сои*«* рцшравлд л 4ч Ькгыии Шй)
еигоэ1а1И
Рис. 1. Распределение МСП в странах Европы по основным критериям [16]
В большинстве стран МСП составляют значительную долю занятости. В выборке компаний из 99 развивающихся стран (обследование предприятий Всемирного банка) МСП составляют две трети официально зарегистрированных и работающих несельско-
хозяйственных частных предприятий (табл. 3, 4). Аналогично, хотя и не в таком строгом сопоставлении, доказательства были получены и для развитых стран. В выборке фирм из 17 стран-членов ОЭСР (плюс Бразилия), микрофирмы и МСП составляют 63% от общей занятости. Однако среди МСП только новые производительные фирмы («газели») значительно способствуют показателям роста непосредственно занятости.
МСП сталкиваются с проблемами качества работы и производительности. В развивающихся странах имеются некоторые свидетельства того, что рост заработной платы напрямую зависит от размеров компанией со схожими характеристиками работающего персонала. В развитых странах, наоборот, соотношение между заработной платой и размером фирмы является нелинейным по отношению к микрофирмам и МСП; на микропредприятиях платят в среднем более высокую заработную плату, чем в небольших компаниях.
Таблица 3
Распределение малых и средних предприятий по сферам деятельности и группам стран (2016 г.) [21]
Группы стран Производство Торговля Услуги Сельское хозяйство/Прочие
Доля микропредприятий
Развитые страны 8,0 35,0 56,0 1,0
Развивающиеся страны, в т. ч.: 11,5 44,3 38,0 5,3
Страны «Большой двадцатки» 14,0 33,0 40,0 14,0
Остальные страны 10,0 46,0 40,0 3,0
Наименее развитые страны 15,0 45,0 31,0 9,0
Всего 11,0 43,0 42,0 5,0
Доля малых и средних предприятий
Развитые страны 22,0 25,0 52,0 1,0
Развивающиеся страны, в т. ч.: 19,9 30,6 41,0 8,5
Страны «Большой двадцатки» 21,0 31,0 44,0 3,0
Остальные страны 18,0 32,0 41,0 8,0
Наименее развитые страны 24,0 23,0 37,0 16,0
Всего 20,0 30,0 42,0 8,0
Таблица 4
Количество юридических лиц в России в зависимости от их размера [4]
Организации Годы
2012 2013 2014 2015 2016
Крупные предприятия 7 894 8 241 8 714 9 221 9 357
Средние предприятия 10 815 11 707 12 932 14 412 14 869
Малые предприятия 64 104 72 858 85 972 104 238 112 800
Микропредприятия 821 210 941 903 1 095 934 1 272 538 1 410 167
Сектор малого бизнеса представляет самую разветвленную сеть предприятий и индивидуальных предпринимателей, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Малый бизнес также является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной
системы, без которого экономика и общество в целом не могут процветать и развиваться.
Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой выполняет ряд важных функций как экономического, так и социального характера [8]:
1. Малое предпринимательство создает конкурентные рыночные отношения, что всегда на руку потребителям. В этой связи промышленно развитые страны реализуют политику поддержки малого бизнеса, главная цель которой - баланс интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности и увеличение его конкурентоспособности.
Малый бизнес представляет собой основу для совершенствования и развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Крупные транснациональные корпорации нуждаются в поставщиках и предпочитают работать с малыми предприятиями, которые в силу своих незначительных объёмов производства могут гарантировать и качество своей продукции (например, меньше брака, как при конвейерном производстве), и конкуренцию между собой за объемы заказов: если какое-нибудь малое предприятие не справится с количеством или качеством заказов, то ему всегда найдется замена.
2. Малый бизнес оперативно и гибко реагирует на рыночную ситуацию и запросы потребителя. Средняя продолжительность «жизни» малого предприятия - примерно 6 лет, однако доля вновь открываемых предприятий превышает число тех, которые прекращают свою деятельность. Все предприятия малого бизнеса довольно быстро реагируют на внешние условия и модернизируют свою продукцию, следуя за быстро меняющимся спросом со стороны «продвинутых» потребителей.
Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени.
3. Децентрализованность размещения создает рабочие места независимо от экономической развитости территорий.
4. Малое предпринимательство как налогоплательщики формирует немалую часть отчислений в бюджеты всех уровней. Так, в Германии в легальном малом бизнесе занято примерно 65% рабочей силы (рис. 2), благодаря чему бюджет получает примерно половину налогов. В Венгрии, Чехии, Польше и других странах с переходной экономикой именно благодаря развитию малого и среднего бизнеса спад производства в период трансформации экономики продолжался всего несколько лет.
Рис. 2. Доля малого бизнеса зарубежных стран в составе ВВП, % [8]
Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран -это основа всей их социальной и экономической жизни и главный фактор для их дальнейшего хозяйственного развития.
5. Малое предпринимательство поддерживает творчество, ремесла, промыслы и традиции многих народов.
6. Малому бизнесу свойственна высокая «инновационность», т. е. открытие инноваций и/ или их внедрение. Зарубежный опыт показывает, что в сфере малого бизнеса реализуется значительная часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу.
Малый и средний бизнес в большинстве ведущих стран способствовал появлению и развитию следующих ключевых решений:
- установление политической и социально-экономической стабилизации;
- создание среднего класса (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Канада, Испания);
- преодоление рецессии (Израиль, США);
- создание новых рынков (Мексика, Канада, Сингапур, Япония);
- последовательное проведение реформ (Китай, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия).
В настоящее время, такие страны, как Япония, США, страны ЕС, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки стремятся создавать и поддерживать экономический климат, что позволяет расти и развиваться малому предпринимательству. Ему уделяется огромное внимание, поскольку очень велико его влияние на различные микро- и макроэкономические показатели (ВВП, спрос на кредиты, конкурентоспособность государства, занятость населения) и другие крайне важные экономические величины.
Как видно из рис. 2, правительства развитых стран давно осознали высокую роль малого бизнеса в своей экономике и осуществляют очень продуманную его поддержку. В России же на долю малого предпринимательства приходится пока около 22% ВВП. Поэтому основная роль в поддержке малого бизнеса в данный момент отводится государству.
В соответствии с российским законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:
- создание льготных условий использования субъектами малого бизнеса государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенной процедуры регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистики и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и т.д.
Цель поддержки малого бизнеса - поиск оптимального соотношения интересов общества, бизнеса и государства. Важная задача такой политики заключается в придании ей инвестиционной направленности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, и именно малые предприятия оказываются наиболее предпочтительными.
Заключение. Таким образом, подводя итоги изложенному, выделим следующие ключевые тезисы. В основе любого развитого государства, помимо крупных корпораций, также находится малый бизнес, так как он является массовой, динамичной и гибкой формой экономической деятельности. Именно в секторе малого бизнеса сосредоточивается основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
На малых предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, они со значительно меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе пользования местными источниками (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.
На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вы-
званная самим ходом истории и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.
В развивающихся государствах малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица (Индия, Бразилия).
Государственная поддержка является решающим фактором развития предпринимательства в индустриально развитых странах. Практически все развитые страны с рыночной экономикой используют различные методы и формы административной, правовой и экономической поддержки: финансирование федеральных программ поддержки и развития малого бизнеса, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства.
Литература
1. Бердина, М. Ю., Бердин, А. Э. Организация и ведение бизнеса в условиях глобализации : учеб. пособие. - СПб. : ГУАП, 2016.
2. Кожевников, Н. Н. Основы экономики : учеб. пособие. - 9-е изд. -М. : Academia, 2014.
3. Международное торговое дело : учебник / [Т.Н.Васильева и др.] ; под ред. проф. О.И. Дегтяревой. -М. : Магистр: ИНФРА-М, 2015.
4. Официальный сайт Госкомстата России. - URL : // http://www.gks.ru /.
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - URL : //www.Nalog.ru.
6. Официальный сайт информационного агентства РосБизнесКонсалтинг. - URL : // www.rbc.ru.
7. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ (Стратегия развития торговли в РФ на 2015-2016 гг. и период до 2020 г.). - URL : //www.minpromtorg.gov.ru.
8. Саляхова, Э. К. Малый бизнес в зарубежной практике //Novainfo. №57-4. 28.12.2016.
9. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015 / Росстат. - M., 2015.
10. Тихомирова, О. Г. Глобализация и малый бизнес : новые возможности для малых и средних предприятий //Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 79.
11. Торосян, Е. К., Сажнева, Л. П., Зарубина, Ж. Н. Основы предпринимательской деятельности : учеб-но-метод. Пособие. - СПб. : Университет ИТМО, 2016.
12. Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (ред. от 27.11.2017 г.).
13. Филатова, А. В. Разграничение предметов ведения в сфере развития малого и среднего бизнеса // Предпринимательское право. 2008. № 3.
14. Халимова, С. Р. Влияние характеристик национальной инновационной системы на особенности развития малого инновационного бизнеса // ЭКО. 2011. № 8. С. 35-44.
15. Чернобродова, Л. А. Институциональное обеспечение формирования и развития малого инновационного предпринимательства // ЭПОС. 2011. № 2. С. 43-49.
16. Annual Report on European SMEs 2016/2017. - URL : // https://ec.europa.eu/docsroom/documents/26563/ attachments/1/translations/en/.. ./pdf.
17. Experian (2010). The Insight Report. 'Tomorrow's champions: finding the small business engines for economic growth'. - URL : http://www.experian.co.uk/assets/insightreports/brochures/experian-insight-report-q4-2010.pdf [accessed 12/07/2017].
18. Number of small businesses (employer and non-employer) in the United States from 1988 to 2015. -URL : //https://www.statista.com/statistics/257521/number-of-small-businesses-in-the-us/.
19. Statistics on small and medium-sized enterprises. - URL : // https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Statisticsonsmallandmedium-sizedenterprises.
20. The Best Small Businesses Opportunities for 2018. - URL : // https://www.thebalancesmb.com/best-small-businesses-opportunities-4111809.
21. World Trade Report 2016: Levelling the trading field for SMEs. - URL : // https://www.wto.org/english/ res_e/booksp_e/world_trade_report16_e.pdf
References:
1. Berdina, M. Yu., Berdin, A. E. Organization and doing business in the conditions of globalization : Education guidance. - SPb. : GUAP, 2016.
2. Kozhevnikov, N. N. Bases of the economy : Education guidance. - 9th edition. - M. : Academia, 2014.
3. International trade : the textbook / [T.N. Vasilyeva, etc.] ; under the ed. of the prof. O. I. Degtyarevoy. - M. : Master: INFRA-M, 2015.
4. Official site of Goskomstat of Russia. - URL : //http://www.gks.ru /.
5. Official site of Federal Tax Service. - URL : //www.Nalog.ru.
6. Official site of news agency RosBusinessConsulting. - URL : //www.rbc.ru.
7. The official site of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation (The strategy of development of trade in the Russian Federation for 2015-2016 and the period till 2020). - URL : // www.minpromtorg.gov. ru.
8. Salyakhova, E. K. Small business in foreign practice // Novainfo. No. 57-4. 28.12.2016.
9. The statistical collection A small and average entrepreneurship in Russia. 2015 /Rosstat. - M., 2015.
10. Tikhomirova, O. G. Globalization and small business : new opportunities for small and medium enterpris-
es //Management in Russia and abroad. 2011. No. 3. P. 79.
11. Torosyan, E. K., Sazhneva, L. P., Zarubina, Zh. N. Bases of entrepreneurial activities // Educational and methodical benefit. - SPb. : ITMO university, 2016.
12. The federal law of July 24, 2007 No. 209-FZ About development of a small and average entrepreneurship in the Russian Federation"(an edition of27.11.2017).
13. Filatova, A. V. Differentiation of areas ofjurisdiction in the sphere of development small and medium business // the Entrepreneurial right. 2008. No. 3.
14. Halimova, S. R. Influence of characteristics of national innovative system on features of development of small innovative business //EKO. 2011. No. 8. P. 35-44.
15. Chernobrodova, L.A. Institutional ensuring forming and development of a small innovative entrepreneur-ship //EPOS. 2011. No. 2. P. 43-49.
16. Annual Report on European SMEs 2016/2017. - URL : // https://ec.europa.eu/docsroom/documents/26563/ attachments/1/translations/en/.. ./pdf.
17. Experian (2010). The Insight Report. 'Tomorrow's champions : finding the small business engines for economic growth'. - URL : http://www.experian.co.uk/assets/insightreports/brochures/experian-insight-report-q4-2010.pdf [accessed 12/07/2017].
18. Number of small businesses (employer and non-employer) in the United States from 1988 to 2015. -URL : // https://www.statista.com/statistics/257521/number-of-small-businesses-in-the-us/.
19. Statistics on small and medium-sized enterprises. - URL : // https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Statisticsonsmallandmedium-sizedenterprises.
20. The Best Small Businesses Opportunities for 2018. - URL : // https://www.thebalancesmb.com/best-small-businesses-opportunities-4111809.
21. World Trade Report 2016 : Levelling the trading field for SMEs. - URL : // https://www.wto.org/english/ res_e/booksp_e/world_trade_report16_e.pdf.