Научная статья на тему 'Общество и властные структуры: Актуальные вопросы защиты прав и законных интересов граждан, признанных решением призывной комиссии военного комиссариата не годными к воинской службе'

Общество и властные структуры: Актуальные вопросы защиты прав и законных интересов граждан, признанных решением призывной комиссии военного комиссариата не годными к воинской службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Доста Г. В.

Внимание специалистов должны привлечь проблемы в области защиты прав и законных интересов граждан, признанных решением призывной комиссии не годными к воинской службе, со стороны государства, применение норм, гарантирующих защиту их прав, а также вопросы с реализацией права на медицинское переосвидетельствование в случае несогласия с вынесенным диагнозом и изменением в связи с этим категорией годности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общество и властные структуры: Актуальные вопросы защиты прав и законных интересов граждан, признанных решением призывной комиссии военного комиссариата не годными к воинской службе»

ОБЩЕСТВО И ВЛАСТНЫЕ СТРУКТУРЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ

И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН, ПРИЗНАННЫХ РЕШЕНИЕМ ПРИЗЫВНОЙ КОМИССИИ ВОЕННОГО КОМИССАРИАТА НЕ ГОДНЫМИ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ

© Доста Г.В.*

Волгодонской институт экономики, управления и права, филиал Южного федерального университета, г. Волгодонск

Внимание специалистов должны привлечь проблемы в области защиты прав и законных интересов граждан, признанных решением призывной комиссии не годными к воинской службе, со стороны государства, применение норм, гарантирующих защиту их прав, а также вопросы с реализацией права на медицинское переосвидетельствование в случае несогласия с вынесенным диагнозом и изменением в связи с этим категорией годности.

Согласно российскому законодательству существует несколько способов защиты прав человека: обжалование решения в вышестоящий орган (обжалование в административном порядке), обращение к Уполномоченному по правам человека (омбудсмену) Российской Федерации, подача жалобы в Европейский суд по правам человека. Как показывает практика, самый действенный способ - судебная защита. Обжаловать решение призывной комиссии можно в суд (п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Согласно Закону РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Решение призывной комиссии военного комиссариата можно обжаловать в течение трех месяцев (ст. 256 ГПК РФ) [4]. Первым днем этого срока является день получения копии указанного решения (п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), а решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации, которым отказано в удовлетворении жалобы гражданина, может быть обжаловано в течение одного месяца со дня получения письменного уведомления при-

* Преподаватель кафедры Права

зывной комиссии субъекта Российской Федерации об этом отказе. Согласно статье 5 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» непредставление ответа в срок более одного месяца приравнивается к отказу. Если в течение месяца после подачи жалобы в призывную комиссию военного комиссариата субъекта Российской Федерации не получено письменного ответа на нее, то в течение следующего месяца призывник вправе обжаловать бездействие призывной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации в суд. Возможно, правильно было бы сначала обратиться и обжаловать решение призывной комиссии в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. Важно знать, что обжалование решения призывной комиссии военного комиссариата в призывную комиссию субъекта Российской Федерации не исключает в дальнейшем возможности обжаловать принятое призывной комиссией субъекта Российской Федерации решение в судебном порядке в случае несогласия с ним (п. 4 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В жизни встречаются случаи, когда призывник в силу определенных мотивов считает необходимым и возможным по своему состоянию здоровья пройти службу в рядах вооруженных сил, например, для прохождения службы в государственных структурах, в органах внутренних дел и т.д., однако призывная комиссия уже приняла решение на основании выставленного диагноза, например, - ожирение, и конечно же, с мыслью о дальнейшей карьере в государственных структурах приходится расстаться. К сожалению, этот диагноз весьма распространен сегодня в России. На рубеже 20-21 веков ожирение было охарактеризовано Всемирной Организацией Здравоохранения как неинфекционная эпидемия. Сегодня ожирением страдают в мире около 100 млн. человек, а тяжелые формы ожирения, или так называемое «морбидное ожирение», в экономически развитых странах встречается у 3-5 % взрослого населения. На сегодняшний день по оценке российских диетологов около 50 % взрослых россиян имеют избыточную массу тела. По расчётам экспертов ВОЗ в мире к 2025г. число лиц с избыточной массой тела превысит 300 млн. человек [6]. Ожирение -это хроническое, пожизненное, многофакторное, генетически обусловленное, опасное для жизни заболевание, вызванное избыточным накоплением жира в организме, приводящее к серьезным медицинским, социальным и экономическим последствиям (определение Международной федерации хирургии ожирения, 1997) [7]. Безусловно, существуют различные заболевания эндокринной системы (Е65-Е68) [9], и конечно же, нельзя их объединить под одним словом «ожирение». Формы и методы лечения этих заболеваний различны, однако что касается типичных форм ожирения, сегодня можно говорить о новых, альтернативных методах лечения. В частно -сти существует солидная практика успешной коррекции веса благодаря

новым, эффективным методам снижения веса, как с использованием различных медицинских методик, так и хирургическим путем. Таким образом, возможно определение понятия ожирение в части «пожизненное», уже несколько устарело. Современная медицина позволяет довольно успешно бороться с избыточным весом, и у призывника с диагнозом ожирение, признанным не годным для прохождения воинской службы заключением призывной комиссии первой инстанции, теоретически есть надежда на то, что данный диагноз может быть снят или хотя бы изменена категория годности, что в данном случае тоже немаловажно. На самом деле данная ситуация весьма проблематична. Призывник имеет право в этом случае заявить о своем несогласии с заключением об их годности к военной службе в вышестоящую призывную комиссию - в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. На призывную комиссию субъекта РФ законом возлагается организация двух видов медицинской деятельности -медицинского осмотра и контрольного медицинского освидетельствования (далее по тексту - КМО). При этом нужно помнить, что призывная комиссия первой инстанции организует совершенно иной вид медицинской деятельности - медицинское освидетельствование. Оно, в отличие от осмотра и КМО, завершается дачей заключения о годности гражданина к военной службе. По результатам осмотра и КМО можно получить решение об отмене ранее вынесенного заключения, но не новое заключение о годности. Контрольное медицинское освидетельствование (КМО) проводится по плану работы призывной комиссии субъекта РФ. О сроках, месте проведения КМО и гражданах, подлежащих контрольному освидетельствованию, призывная комиссия субъекта РФ сама извещает нижестоящие военкоматы, а те в свою очередь доводят эту информацию до конкретных граждан (п. 26 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования). На КМО гражданин направляется с личным делом, медицинской картой амбулаторного больного и иными медицинскими документами, характеризующими состояние его здоровья и подтверждающими установленный диагноз. По окончании контрольного освидетельствования указанные документы возвращаются в нижестоящий военкомат (п. 28 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования). Если в результате проведения КМО категория годности гражданина изменяется, то врачом-специалистом оформляется лист медицинского освидетельствования, а призывная комиссия субъекта РФ отменяет решение нижестоящей призывной комиссии, о чем объявляет данному гражданину. Медицинское освидетельствование призывников врачами призывной комиссии субъекта РФ может проводиться только в том случае, если при медицинском осмотре гражданина врачи-члены призывной комиссии признают этого гражданина нуждающимся в обследовании или изменяют данную врачами-специалистами первой инстанции категорию годности к военной службе.

Порядок проведения медицинского осмотра и КМО регламентируется ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о военно-врачебной экспертизе и Инструкцией от 23 мая 2001 года. Важно заметить, что в силу п. 3 ст. 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта РФ имеет право отмены решения комиссии первой инстанции по итогам КМО и медицинского осмотра, но ни она, ни врачи, являющиеся её членами, не наделены правом принятия заключения о годности к военной службе по первой инстанции. В случае отмены решения призывной комиссии по причине несогласия врача-члена призывной комиссии субъекта РФ с заключением о годности гражданина к военной службе, личное дело призывника должно быть направлено на призывную комиссию первой инстанции для вынесения нового решения.

С 1 октября 2005 года, согласно поправке к ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», внесённой ФЗ от 30 июня 2005 года № 77-ФЗ «О внесении изменений в ст. 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призывная комиссия субъекта РФ приобрела полномочия по вынесению решений в отношении призывника по первой инстанции. То есть, призывная комиссия субъекта РФ имеет право выносить решения об освобождении от призыва на военную службу, призыве на военную службу, предоставлении отсрочки и т.п. Однако подзаконные акты, регламентирующие деятельность призывных комиссий субъектов РФ, не позволяют реализовывать указанные полномочия в отношении граждан, проходящих медицинский осмотр или КМО [8]. Следовательно, данное полномочие на практике не может быть реализовано. Право призывника оспаривать заключение призывной комиссии в этом случае попирается. Конечно же, законодателем предоставляется право на производство независимой военно-врачебной экспертизы. При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению производится независимая медицинская экспертиза соответствующего вида, но не предусмотрены сроки, место и порядок проведения независимой медицинской экспертизы в соответствии со ст.53 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 №5487-1 (с изменениями от 02.02.2006 г.). Опять вопрос, каковы правила прохождения независимой врачебной экспертизы. Куда именно, в какие сроки и каков порядок предоставления результатов независимой экспертизы. И что делать дальше гражданину в случае получения заключения независимой экспертизы, где, например, речь идет о снятии данного диагноза? Понятно, что законодателем предусмотрена возможность прохождения независимой экспертизы, но для чего в этом случае она нужна, и будет ли она являться основанием для проведения дополнительного обследования для дачи нового заключения. И жаловаться получается можно в этом случае до бесконечности, а в итоге получать нулевой результат. В итоге - законодательство не нарушается, а

поскольку нет нарушений - теоретически нет ущемления ни чьих прав, поэтому и отсутствуют основания к удовлетворению жалобы в судебном порядке. В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом, однако суд всегда будет ориентирован на медицинское заключение и в нашем случае вряд ли стоит надеяться на то, что суд вынесет решение в разрез с медицинским заключением. Нет нужды говорить о том, что в таких ситуациях важно не только посеять сомнения в правильности постановки диагноза, законодателю необходимо принять новые подзаконные акты, регламентирующие четкий порядок принятия конкретных решений исполнительными органами власти для предоставления возможности по реализации прав и законных интересов граждан.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-Ф3.

2. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г., 9 февраля 2009 г.).

3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 № 5487-1 (с изменениями от 02.02.2006 г.).

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 № 138-ФЗ.

5. Федеральный закон от 30 июня 2005 года № 77-ФЗ «О внесении изменений в ст. 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

6. Бутрова С.А., СавельеваЛ.В. Современные подходы к лечению ожирения // Фармацевтический вестник / Эндокринологический научный центр РАМН. - М., 2009.

7. Гладкий Е.Ю. Хирургические методы лечения ожирения // Клиника 23Яи. - 2009.

8. Коллегия адвокатов «Призывник» - Помощь призывникам в освобождении от призыва и службы в армии. Отсрочка от армии. Антипризыв. 1997-2009.

9. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. «Медицина» - Всемирная организация здравоохранения (МКБ-10). - Женева, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.