№ 3 / 2015___________
УДК 342.742.3
ISSN 2410-6070
С.Ю. Нифантьев
студент 1 курса направления «юриспруденция» Институт государства и права Тюменский государственный университет
Т.В. Сазанова магистрант направления «юриспруденция» профиль «Защита прав человека и бизнеса» Институт государства и права Тюменский государственный университет
г. Тюмень, Российская Федерация
ЗАЩИТА ПРАВ ЛИЦ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА Аннотация
В статье рассмотрены типичные нарушения прав лиц допризывного возраста, возникающие при прохождении ими первоначальной постановки на воинский учет и медицинского освидетельствования. Проанализированы официально представленные различными правозащитными организациями и государственными службами статистические данные. Обозначены основные виды и причины нарушений прав лиц допризывного возраста.
Ключевые слова
Допризывные мероприятия, воинский учет, медицинское освидетельствование, проблемы призыва, нарушения прав граждан, не достигших 18 лет.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина, закрепленными законодательно в основном законе государства - Конституции Российской Федерации [1, ч.2 ст.59].
Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях динамично развивающегося российского государства в рамках мирового сообщества призыв на военную службу в РФ является особо важным политикоправовым явлением, а потому рассмотрение типичных нарушений, происходящих в ходе осуществления допризывных и призывных мероприятий, необходимо для построения своего рода «стратегии» защиты прав лиц допризывного и призывного возраста. Рассматриваемая проблема, по нашему мнению, носит сложный, многоуровневый и полифункциональный характер.
Несмотря на всю формальную «прозрачность» призывных мероприятий, гражданам зачастую приходится сталкиваться с множеством различных трудностей: как тем, кто желает отдать свой долг Родине, так и тем, кто уверен, что имеет законные основания для получения отсрочки или освобождения от призыва на военную службу.
Согласно статистике основных итогов деятельности призывной комиссии (далее ПК), например, в Тюменской области, в 2013 году вызывалось 11922 человека, из которых не явилось на ПК без уважительной причины 77 человек, что составило 0,65% от общего числа призывников, что в 2-3 раза больше, чем в предыдущие годы [9]. Для сравнения: в 2011 году вызывалось 22695 человека, соответственно не явилось 50 человек (0,22%); в 2012 году вызывалось 17062 человека и не явилось - 55 человек (0,32%).
Причем рост числа так называемых «уклонистов» из года в год, несмотря на снижение числа граждан, вызываемых на ПК, растет. Так, в 2011 году разыскивалось - 1565 человек (6,9%), в 2012 году - 2638 человек (15,46%), в 2013 году - 3441 человек (28,86%), более четверти от всех вызванных на призывную комиссию). Таким образом, официальные данные призывной кампании 2011-2013 годов по Тюменской области свидетельствуют о неблагоприятной тенденции граждан избегать прохождение призывных мероприятий, что можно охарактеризовать как социально опасное явление (в перспективе), и не только регионального уровня.
Чем вызвана такая ситуация? По нашему мнению, источник проблемы необходимо искать первоначально в нарушениях прав лиц еще допризывного возраста, а затем и призывного возраста, которые формируют соответствующее отношение граждан к своей конституционной обязанности и подвергают сомнению престиж военной службы в целом.
Анализ статистики о нарушении прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу в ряды ВС РФ, официально представленной различными правозащитными организациями и государственными службами на открытых сайтах и форумах, позволил установить группы основных видов нарушений и частоту
- 220 -
_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
встречаемости этих нарушений в различных регионах Российской Федерации за период с 2009 по 2013 год. Обобщенно рейтинг нарушений выглядит следующим образом:
1. Призыв граждан, имеющих отсрочки от призыва либо не являющихся призывниками. Насильственный призыв в армию - 8,4 до 37,2%. Имеющих отсрочки от призыва в связи с обучением - 10-14%, до 19,8%. Имеющих отсрочки, связанные с семейными обстоятельствами - 3,6%. Незаконный призыв на военную службу - до 16% (по решениям суда).
2. Нарушения прав граждан при медицинском освидетельствовании (обследовании) - от 21,6 до 31%.
3. Нарушение процедур и технологии призыва. Нарушение установленного порядка вызова в военные комиссариаты - от 3% до 16,2-20%. Нарушение сроков призыва - 4-7%. Незаконные вызовы в военные комиссариаты - 16%. Различные иные нарушения процедуры призыва - до 14%. Процедура призыва продолжалась длительно и целый год - до 2%.
4. Нарушение процедуры работы призывных комиссий. Присвоение военными комиссариатами полномочий призывных комиссий - 2-6% и до 21%. Практика изъятия паспортов у призывников - до 7,2%. Отказ выдать решение призывной комиссии о призыве -2%. Отправка к месту службы на следующий день после решения призывной комиссии о призыве 1,8%.
5. Дезинформация призывников и оказание психологического давления сотрудниками военных комиссариатов и членами призывных комиссий на граждан допризывного возраста - до 14%, призывного - до 16%.
6. Прокурорский надзор за призывом. Нарушения прав граждан со стороны органов прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора за призывом - до 17%. Осуществление призывных мероприятий в отношении несовершеннолетних граждан, выявленных прокуратурой - до 10,4%. Угрозы следователя следственного комитета призывнику, подавшему в суд жалобу - 1,8%. Отказ в приеме вносимых призывниками в военные комиссариаты документов - 1,8%-8%.
Представленные данные обобщены по ежегодным отчетам, по Волгоградской, Калининградской, Калужской, Костромской, Нижегородской, Псковской, Ленинградской, Московской областям, Республике Карелия, городам федерального значения Москве, Санкт-Петербурге. Однако таких подробных отчетов по Тюменской области и другим регионам, особенно Зауралья и восточной части страны, мы не нашли. Возникает вопрос, это их так хорошо скрывают или в таком детальном изложении эти вопросы в отдаленных регионах не обсуждаются, или там нет правозащитных организаций.
Практика работы правозащитных организаций по защите прав призывников и их родителей свидетельствует, что из года в год призыв граждан на военную службу осуществляется с грубыми и массовыми нарушениями прав и свобод человека и гражданина, количество и характер которых не изменяется.
Таким образом, существующие описанные выше и не затронутые нами проблемы условно можно разделить на две большие группы:
1. Нарушения порядка проведения мероприятий, связанных с призывом
а) среди лиц допризывного возраста (первоначальная постановка на воинский учет и т.д.), б) среди лиц призывного возраста.
2. Нарушения, совершаемые в ходе осуществления деятельности военно-врачебных комиссий (по аналогичной схеме).
Рассмотрим подробнее первую группу проблем, руководствуясь соответствующими нормативноправовыми актами.
Призыв граждан на срочную службу осуществляется на основании Указов Президента Российской Федерации ежегодно: весной (с 1 апреля по 15 июля) и осенью (с 1 октября по 31 декабря) [5].
В большинстве своем, губернатор, - лицо-гарант законности мероприятий, связанных с призывом, -исполняет обязанности председателя призывной комиссии. Однако, лишь номинально, а по факту -организационные вопросы призыва и его контроль осуществляется непосредственно самим военным комиссариатом, во главе которого стоит заместитель - военный комиссар. И этот пробел в праве не компенсируется какими-либо специализированными комиссиями по рассмотрению жалоб призывников. В таком случае многим приходится искать истину в правозащитных организациях и независимых военноврачебных комиссиях, чье мнение имеет лишь «рекомендательный» характер, поскольку они не обладают государственными властными полномочиями, либо и вовсе пассивно подчиниться некорректному, по их
- 221 -
№ 3 / 2015_______________________________ISSN 2410-6070_______________________________________________
мнению, решению. И тогда остается два способа решения назревшей проблемы: обжалование решений ПК осуществляется на основании п.7 ст.28 ФЗ №53 «О воинской обязанности и военной службе» только через ПК Субъекта (которая априори не заинтересована в этом), либо через суд [3, п.7 ст.28].
Первым и, по нашему мнению, наиболее проблемным аспектом становится даже не сами по себе злоупотребления со стороны сотрудников военных комиссариатов, а личная неподготовленность граждан (особенно к прохождению медицинского освидетельствования). В данном вопросе необходимо понимать, что большинству молодых людей без сопровождения родителей, а именно они до совершеннолетия являются их законными представителями не обойтись [2, п.1 ст.64]. Мало кто в этом возрасте (16-17 лет) всерьез задумывается о своем будущем, а тем более о вероятно предстоящем прохождении военной службы, в связи с чем отсутствие осознания необходимости ознакомиться хотя бы с минимумом правой информации, которая касается вопросов первоначальной постановки на воинский учет, делает допризывников абсолютно беззащитными перед «компетентным произволом», с которым они, вполне могут столкнуться.
Помимо призывных мероприятий (с 18 лет), существуют и те, что связаны с первоначальной постановкой на воинский учет (в 17 лет) - именно тогда начинаются первые нарушения прав граждан при их взаимодействии с военным комиссариатом. И в этом вопросе вполне показателен один из наиболее типичных видов нарушений, возникающих в ходе взаимодействия военного комиссариата с администрацией и учащимися общеобразовательного учреждения или учреждения среднего профобразования.
Каждый учащийся в год достижения им 17 лет во время постановки на воинский учет [3, п.1 ст.9] заполняет одну из анкет, которая, по большому счету, адресована его родителям. Как показывает практика, анкеты направляются в школу, где классный руководитель раздает их ученикам, чтобы те, не утруждая своих родителей, заполнили их на месте, дабы провести это мероприятие массово и единовременно. Что конкретно содержится в рассматриваемой нами анкете: адреса проживания и прописки, сведения о профессиональной деятельности родителей, их заработке, судимости, состоянии здоровья, даже сведения о близких родственниках. Это нарушение прав, как несовершеннолетнего, так и его родителей - никто не обязан эти данные указывать. В соответствии с ФЗ «О персональных данных» [4] для получения этих данных, как минимум, требуется согласие субъекта персональных данных (в данном случае будущего призывника и его родителей), которого не спрашивают. Более того, в ст. 23, 24 и 51 Конституции РФ [1] закреплена защита права граждан как на личную, так и на семейную тайну. Но сотрудники учебного заведения обязательно укажут на «последствия» в случае отказа, принудив этим молодого человека к заполнению анкеты. Классные руководители и руководство учебных заведений, в силу своей низкой компетентности в юридических вопросах данного аспекта, часто неумышленно, а во исполнение гражданского долга, с чувством добросовестности и ответственности, ущемляют право подростка (а до 18 лет ребенка) на защиту своих прав и законных интересов, закрепленное в Конституции РФ и Семейном кодексе РФ.
Естественно, все данные анкеты собираются не только исходя из соображения «сбора учетных данных призывника»: это является необходимой для военных комиссариатов информацией в случае, если будущий призывник самовольно оставит часть или решит скрываться от военного комиссариата - в первую очередь будут искать именно по тем адресам, что он указал в анкете. Причем содержание данной анкеты, условно говоря «для родителей», регламентируется внутренними положениями военных комиссариатов, с которыми заранее не представляется возможным ознакомиться ни самим будущим призывникам, ни их родителям. Образца данной анкеты единой установленной формы в свободном интернет-пространстве мы так и не нашли.
Сотрудники военного комиссариата не имеют права требовать от гражданина, подлежащего постановке на воинский учет, и его родителей в обязательном порядке заполнить графы и вопросы анкеты, которые вы заполнять не считаете корректным. А если последует угроза с отказом в выдаче приписного свидетельства, что часто встречается как форма давления на гражданина, то необходимо написать соответствующую жалобу.
Вторая группа проблем начинается во время прохождения первого медицинского освидетельствования, возникает вполне очевидная сложность: юноши банально к нему не готовы. Подавляющее большинство не имеет ни малейшего представления о том, кому и на что жаловаться при наличии каких-либо симптомов (заболеваний). Более того, без документального подтверждения того или иного заболевания оно, скорее всего, в силу отсутствия стимула его выявления будет попросту проигнорировано, в частности, если оно «непризывное». Учащихся снимают с занятий и группой доставляют в поликлинику, заранее предупреждая о необходимости паспорта и полиса, однако принимают к осмотру и без него, со слов сопровождающих педагогов или копией из
- 222 -
_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
школы. А больного человека, да если не по месту жительства, без полиса или паспорта, не везде примут. Более того, наблюдаться граждане могут у специалистов по месту проживания и даже в ином городе, если этого требуют особенности болезни, обучаться совсем в другом районе города, а первичные осмотры проходят в лечебно-профилактических учреждениях, с которыми есть договор у военкомата. И уж тем более, никто не несет с собой медицинскую карту или выписку из истории болезней.
И здесь гражданин напрямую сталкивается с проблемой, описанной выше, - с собственным незнанием своих прав и информации, касающейся аспектов освидетельствования по его заболеванию. В связи с этим необходимо заранее ознакомиться с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и соответствующими статьями Расписания болезней («Положение о военно-врачебной экспертизе» [6]) - это составит правовой минимум знаний, необходимых допризывнику, а впоследствии и призывнику, для того, чтобы не оказаться обманутым во время прохождения медицинского освидетельствования [8, с.16].
Если вышеуказанный закон еще будет понятен гражданину, то с Расписанием болезней могут возникнуть трудности, поскольку оно представляет собой перечень критериев, по которым те или иные заболевания служат основанием для присвоения соответствующей категории годности. Оно изобилует медицинской терминологией, для понимания которой требуются специальные знания. Обращаться к врачам в поликлинику с просьбой разъяснить, будет ли то или иное заболевание «непризывным» во многом пустая трата времени, поскольку они не являются экспертами в области военно-врачебной экспертизы и не работают с данным документом непосредственно.
А проблема достаточно серьезна, например, по данным общественной правозащитной организации «Союз солдатских матерей», ежегодно только по состоянию здоровья досрочно комиссованных солдат более 2000 человек. Причем многие подают судебные иски именно по причине ухудшения состояния здоровья в связи с тем, что те или иные факты о здоровье были не учтены призывной комиссией, как бы призывник и его родители этого не добивались. Имеются случаи с летальным исходом по причине развития осложнений ранее не учтенного врачебной комиссией заболевания.
Другая серьезная проблема, когда ротация кадров состава военно-врачебных комиссий осуществляется редко или не осуществляется совсем, и врачи занимают свои должности годами, что создает плодороднейшую почву для коррупции, ровно, как и тот факт, что в нормативных актах отсутствует четкая система проверки обоснованности решений призывных комиссий. Коррупция во время призывных мероприятий и особенности ее выявления - является сложной проблемой и темой отдельной дискуссии. Коротко можно сказать, до сих пор все дело в цене вопроса, и в большинстве случаев, нет ничего невозможного как в ту, так и в другую сторону. Все это влечет за собой еще более серьезные проблемы: перерасход средств ОМС на повторные обследования лиц, направленных на них необоснованно, траты бюджетных средств на выплаты компенсаций гражданам, обжаловавшим решение ПК через суд [10], выплаты досрочно комиссованным с осложнениями в состоянии здоровья и законно требующим возмещения ущерба.
Другая и не менее важная проблема возникает на финальном этапе медицинского освидетельствования. После прохождения всех врачей-специалистов военно-врачебной комиссии (далее ВВК), итоговое решение выносится конкретно врачом (наиболее опытным и подготовленным), руководящим работой своих коллег занимающихся медицинским освидетельствованием граждан. Фактически, это единственный врач, входящий в состав призывной комиссии и представляющий решение врачей-специалистов о категории годности. Причем нужно понимать, учитывая его особую роль в процессе принятия решения, что он может оказать самое прямое влияние на него: от принуждения врача-специалиста вынести решение о конкретной категории до внесения самовольных правок в лист освидетельствования.
Также немаловажен и психологический момент: поскольку именно образовательные учреждения организуют доставку будущих призывников в поликлинику или военный комиссариат, получается, что медицинское освидетельствование проходят одноклассники, которым стыдно заявлять о своих заболеваниях врачам, боясь быть осмеянными. И диалог с врачом-специалистом может быть сведен до минимума: «Жалобы есть? - Нет!».
Однако первоначальная постановка на воинский учет ровным счетом призвана лишь зафиксировать данные о будущем призывнике, и категория годности, присваиваемая гражданину, может быть легко изменена, когда он вновь будет проходить медицинское освидетельствование уже по достижении возраста 18 лет.
- 223 -
№ 3 / 2015______________________________ISSN 2410-6070______________________________________________
С выдачей приписного удостоверения также существуют своего рода «особенности». В соответствии со ст. 17 Приказа Министерства Обороны РФ 400 (Приложение N 1 к Приказу) [7] «гражданину, первоначально поставленному на воинский учет, в день прохождения комиссии под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу...». Однако на практике почти никогда данное требование не соблюдается, и гражданина просят прийти в другой день для его получения.
Более того, есть своего рода регулярная «практика», о которой высказывался председатель специализированной коллегии адвокатов «Призывник» Аркадий Чаплыгин - граждане вызываются на медицинскую комиссию в марте, хотя официально призыв начинается только в апреле, что является непосредственным нарушением законодательства. А также на призывную комиссию вызываются лица 17 лет, которым 18 лет исполнится только через 1-2 месяца, заранее, видимо, чтобы времени не терять.
Качественная информированность граждан об их правах со стороны военных комиссариатов - это еще одна проблема общегосударственного масштаба, у нас все как-то об обязанностях. Часто встречается не только предоставление военным комиссариатом некорректной информации, но и заведомо ложная дезинформация лиц допризывного возраста и их родителей, и призывников, а то и вовсе отказы в получении информации.
Все вышеперечисленные нарушения и проблемы являются наиболее распространенными и актуальными для граждан при их первоначальной постановке на воинский учет. Таким образом, в ходе анализа и синтеза информации, основанной на практике правозащитных организаций и официальных данных призывной кампании в Тюменской области (2010-2013), а также других областях, мы пришли к выводу о том, что динамика нарушений носит систематический, долговременный характер. Нарушаются права граждан на охрану здоровья, судебную защиту, достоверную информацию, право на неприкосновенность жилища, личную неприкосновенность, право на образование, право на медицинскую помощь, право на неограниченное передвижение и пр. Это обусловлено рядом как объективных причин, связанных с организацией деятельности военно-врачебных комиссий при первоначальной постановке на воинский учет, взаимодействием школ и допризывников с их родителями. Так и субъективными причинами, проявляющимися в низкой юридической компетенции образовательных учреждений и в недостаточности (или отсутствии) подготовленности граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, к прохождению связанных с этим мероприятий.
При любых нарушениях прав призывников и тем более несовершеннолетних лиц допризывного возраста всегда имеет смысл обращаться на специализированные форумы по защите прав призывников и военнослужащих, которые привлекают для своей работы опытных и квалифицированных специалистов, а лучше очно, непосредственно в сами организации, которые занимаются этими вопросами. Система общественного контроля, как мы видим из практики иных государств и уже многих регионов России, является одним из самых эффективных механизмов контроля за деятельностью различных организаций и госструктур, за коррупцией в них, а в данном случае, деятельностью военных комиссариатов и призывных комиссий.
Кроме правовой безграмотности, ведущим фактором, способствующим распространению нарушений прав граждан при призыве на военную службу, является практически полная безнаказанность должностных лиц и чиновников. Список использованной литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (с учетом поправок, внесенных Законами РФ .) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2015) // «КонсультантПлюс», 2015.
3. ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ (от 22.12.2014) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. от
03.01.2015) // «КонсультантПлюс», 2015. п.7 ст.28.
4. ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» // «КонсультантПлюс», 2015.
5. Указ Президента РФ от 30.09.2014 N 647 «О призыве в октябре - декабре 2014 г. граждан Российской Федерации на военную службу.» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2014, N 40 (Часть Ш), ст. 5411.
6. Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (от 01.10.2014) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» // «КонсультантПлюс», 2015.
7. Приказ Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 (ред. от 29.06.2012) «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663» (вместе с "Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу.") (Зарег. в Минюсте России 12.11.2007 N 10454) // «КонсультантПлюс», 2015.
- 224 -
_________________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
8. Доклад о нарушении прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу в Российской Федерации в 2009 году, составленный на основании мониторинга... [Электронный ресурс] // Общественная Инициатива "ГРАЖДАНИН И АРМИЯ" Российские правозащитные организации в поддержку призывников, военнослужащих и альтернативнослужащих: действия по обеспечению верховенства права -[сайт]. - URL: http://www.army-hr.ru/article/4703.html, 2010.
9. Основные итоги деятельности призывной комиссии Тюменской области в 2011, 2012, 2013 гг. [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области [сайт]. -URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administrative.
10. Стрильченко С.Д. «Врачи военно-врачебной комиссии, как истина в последней инстанции» // Международная сеть правозащитных организаций в поддержку призывников, военнослужащих и альтернативнослужащих: действия по обеспечению верховенства права «Общество и Армия» - [сайт] - URL: http://nis-army.org/ru/print/news/.
© С.Ю. Нифантьев, Т.В. Сазанова, 2015
УДК 352.075.1:34
О.Г.Остапец
Канд. юрид. наук Факультет государственно-правового управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Г. Балаково, Российская Федерация
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН
На современном этапе отсутствует единая концепция правового статуса муниципального образования. Разработка проблемы правового статуса муниципального образования как основного субъекта муниципальноправовых отношений и специфического правового феномена позволяет расширить представления о сути и перспективах развития территориальных основ местного самоуправления.
Ключевые слова и словосочетания:
муниципальное образование, признаки муниципального образования, территориальная основа местного самоуправления
В системе публичной власти России особое место занимает местное самоуправление. Основным предназначением местного самоуправления является решение населением вопросов местного значения на определенной территории муниципального образования.
Круг общественных отношений, урегулированных нормами законодательства, достаточно обширен. Содержание указанного вида правоотношений составляет деятельность их субъектов в рамках предоставленных им полномочий. Особый интерес представляет юридический анализ такого специфического субъекта правовых отношений, как муниципальное образование.
Впервые в постсоветский период термин «муниципальное образование» упоминается в п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 2 декабря 1993 г. № 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий» [1], а на законодательном уровне указанное понятие использовалось в п.п. 4.4 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 [2].
В статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования характеризуются как субъекты гражданско-правовых отношений [3]. В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальное образование именуется публично-правовым образованием (наряду с государством и субъектами Российской Федерации) [4]. По мнению В.Е. Чиркина публично-правовое образование является «особым
- 225 -