Научная статья на тему 'Общественный контроль за деятельностью органов внутренних дел'

Общественный контроль за деятельностью органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2273
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / PUBLIC OPINION / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Звонарева Анна Юрьевна

Анализируются проблемы осуществления общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public control over the internal affairs agencies activities

The article analyzes the problems of public control implementation over the internal affairs agencies activities.

Текст научной работы на тему «Общественный контроль за деятельностью органов внутренних дел»

дународных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 12.

8. Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Зеркало, 2000. 75 с.

9. Доклад Уполномоченного по правам человека за 2012 г. Российская газета. Федеральный выпуск № 6044.

10. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. М., 1998. С.316-321.

1 Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Зеркало, 2000. 75 с.

2 Витрук Н.В. Конституционное правосудие. М., 1998. С. 316-321.

3 Интернет-конференция Председателя КС РФ Баглая М.В. 29 января 2003 г.

4 Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., 1997. 145 с.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

АННА ЮРЬЕВНА ЗВОНАРЕВА,

адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России Научная специальность 22.00.08 - социология управления Научный руководитель и рецензент: доктор социологических наук Коробов В.Б.

E-mail: zvonareva.a.u@yandex.ru

Аннотация. Анализируются проблемы осуществления общественного контроля за деятельностью органов внутренних Ключевые слова: общественный контроль, общественное мнение, органы внутренних дел.

Annotation. The article analyzes the problems of public control implementation over the internal affairs agencies activities. Keywords: public control, public opinion, internal affairs agencies.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел, как было отмечено Министром внутренних дел, генерал-полковником полиции В.А. Колокольцевым на расширенном заседании коллегии МВД России 21 марта 2013 г., является принятие целенаправленных мер по усилению общественного контроля за деятельностью ОВД, осуществлению конструктивного диалога с институтами гражданского общества. В 2013 г. были обновлены составы Общественных советов, проводился постоянный мониторинг мнения граждан и средств массовой информации о работе полиции, принята новая система оценки деятельности территориальных органов МВД России1.

Система общественного контроля включает в себя внутренний и внешний общественный контроль. Внутренний общественный контроль - деятельность общественных формирований системы МВД России (общественных и наблюдательных советов и т.п.), направленная на выявление недостатков, ошибок и злоупотреблений в их работе и принятие на этой основе необходимых решений. Внешний общественный контроль - организованный процесс наблюдения гражданами и их объединениями за должным и легитимным исполнением

органами внутренних дел своих функций, принятие необходимых мер по изменению этой деятельности в целях защиты интересов общества и граждан, реализации их потребностей[3]

Изучение общественного мнения является одной из форм внешнего общественного контроля, наряду с непосредственным участием граждан в охране общественного порядка, деятельностью внешних специализированных организаций и т.д.

По мнению П.В. Десятых, основная теоретическая проблема в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел заключается в специфической трактовке категории «контроль».

Традиционно контроль определяется как систематический процесс, посредством которого регулируется деятельность системы, организации, обеспечивается их соответствие планам, целям и нормативным показателям. Обязательными элементами в содержании контроля являются: установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке; сопоставление достигнутых результатов с ожидаемыми результатами; корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Категория «общественный контроль», хотя и имеет родственные свойства с понятием «контроль», но, вместе с тем, применение многих управленческих принципов контроля в сфере взаимоотношений общества и государства невозможно. Отличие, не позволяющее механически применить в сфере организации общественного контроля основные нормы и положения соответствующего раздела теории управления, в том, что здесь не установлены общественно одобряемые стандарты деятельности системы ОВД, подлежащие общественной проверке; не определены критерии измерения достигнутых результатов, соответствующих общественным ожиданиям; не разработаны пути корректировки управленческих процессов, если достигнутые результаты деятельности ОВД не удовлетворяют общество.

А.Г. Воробьева выделяет два вида общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел, полиции[1]:

- стихийный (осуществляемый гражданами, общественностью);

- сознательно организованный (Общественные наблюдательные комиссии по контролю над обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания; Общественная палата; Общественные советы; Общественные объединения).

Субъекты общественного контроля указаны в ст. 50 «Общественный контроль за деятельностью полиции» Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 «О полиции».

Особое внимание в системе МВД России уделяется деятельности Общественных советов при органах внутренних дел. Анализ практики их функционирования позволяет сделать вывод о «сознательной иллюзии взаимодействия ОВД и общества» [2] в связи со следующими причинами:

• инициатива комплектования советов, установление условий допуска и использования информации исходит от органов внутренних дел;

• в деятельности советов практикуется применение ряда сопроводительных, нормативно ориентированных разъяснений (толкований), преследующих конкретно фиксированные целевые установки для обеспечения безопасности и сохранности конфиденциальной информации подразделений полиции, а также ограничивающих свободу выбора способов осуществления общественного контроля;

• слабая мотивационная заинтересованность членов совета в отстаивании общественных интересов;

• в деятельности членов общественных советов заложен механизм хронических противоречий ввиду специфики получаемой информации и введённых ограничений на её распространение, что предполагает наложение на человека определённых обязательств по нераспространению данных и, по сути, делает работу советов внешне атрибутивной;

• вертикаль управления органами внутренних дел накладывает отпечаток на сформированные при них советы и обесценивает идею о какой-либо независимости и самостоятельности Общественных советов;

• решения советов носят рекомендательный характер, поэтому они реализуются на усмотрение руководителей органов внутренних дел, при которых общественные советы учреждены.

Все сознательно организованные, по ранее нами приведенной классификации Воробьевой А.Г., субъекты общественного контроля зависимы от органов государственной власти и управления, что свидетельствует о невозможности осуществления ими общественного контроля в Российской Федерации в том смысле, в котором категория «общественный контроль» применяется в рамках международного законодательства.

Стихийное или инициативное осуществление гражданами и общественностью общественного контроля сопряжено с рядом трудностей, пробелами в законодательстве. В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект федерального закона «Об основах общественного контроля»2, который мог бы существенно дополнить и систематизировать нормативную правовую регламентацию в этой сфере.

Кроме того, существуют трудности реализации общественного контроля в связи со специфическими характеристиками российского общества (низкой общественной активностью, патерналистской позицией по отношению к государству, широко распространенным конформизмом и т.д.). Поэтому его проявление не получило широкого распространения, в отличие от зарубежных стран.

Следует отметить, что зарубежный опыт реализации общественного контроля в Российской Федерации в настоящее время широко не востребован в силу культурно-исторической специфики миссии органов внутренних дел России и зарубежных стран. Так, за рубежом полиция нацелена, прежде всего, на выполнение сервисной функции для общества, в связи с чем, должна быть прозрачной и подотчетной обществу. В России полиция осуществляет государственные функции в сфере внутренних дел, а ее подотчетность и открытость для общества вызвана, прежде всего, интеграцией в международное сообщество. Как отмечает Типа-ло Е.Е., «проблемы становления в России общественного контроля во многом обусловлены спецификой отечественного восприятия государства как субъекта властного действия, управляющего обществом при помощи механизма принуждения, отличается от западного объяснения государства как правопорядка, в равной степени обязательного для граждан и аппарата публичной политической власти» [4].

Для осуществления эффективного общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел крайне важно: во-первых, устранить пробелы в законодательстве: регламентировать организацию и осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти в целом; во-вторых, урегулировать границы информационного поля взаимодействия ОВД и общества с учетом служебной тайны; в-третьих, определить объем общественного контроля, исходя из специфики деятельности органов внутренних дел.

Литература

1. Воробьева А.Г. Социальный контроль как фактор повышения эффективности деятельности полиции (на примере Московской области): Автореф. Дисс. ... канд. социолог. наук: 22.00.08, М., 2013.

2. Грошева И.А. Особенности нормативного обеспечения

общественного контроля в России // «Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях». Материалы международной научно-практической конференции (1-2 ноября 2013 г.). Вып. 10. Ч. 1. Тюмень: ТГАМЭУП, 2013.

3. Десятых П.В. Организация и правовое обеспечение общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.11, М., 2009.

4. Типало Е.Е. Общественная палата Российской Федерации как институт гражданского общества: Автореф. дисс. . канд. социолог. наук: 22.00.04, Ростов-на-Дону, 2011.

1 См. Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации»

2 В соответствии с п. «г» ст. 84 Конституции Российской Федерации Президент РФ В.В. Путин 12 марта 2014 г. внес в Государственную Думу проект федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ МИХАЙЛОВ,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры управления в органах внутренних дел Уфимского юридического института МВД России Научная специальность 22.00.08 - социология управления E-mail: mihailov-vi@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме индивидуального подхода в воспитательной работе с сотрудниками органов внутренних дел. Рассматриваются основные этапы процесса организации и проведения индивидуальной воспитательной работы.

Ключевые слова: индивидуальная воспитательная работа; цели; формы; методы; планирование.

Annotation. The article is devoted to the problem of an individual approach in educational work with officers of the internal affairs bodies. It considers the main stages of the process of organizing and conducting individual educational work. Keywords: individual educational work; aims; forms; methods; planning.

В условиях развития рыночных отношений и обострения социально-экономических противоречий в российском обществе наблюдается рост организованной преступности. В этой связи актуальной задачей органов внутренних дел (ОВД) остается - обеспечение безопасности граждан и общества в целом, наступательная борьба с криминальной угрозой. В складывающейся ситуации при возросших требованиях к кадрам ОВД возникла необходимость улучшения индивидуальной воспитательной работы с каждым членом служебного коллектива. С одной стороны, ее следует рассма-

тривать как эффективный метод оказания помощи сотруднику в формировании необходимых профессиональных и нравственных качеств, средство его мобилизации на решение оперативно-служебных задач, а с другой - как способ предупреждения возможных коррумпированных связей, нарушений трудовой дисциплины, законности, других видов негативного поведения. На такие подходы к месту и роли индивидуальной воспитательной работы в системе работы с сотрудниками нас ориентируют выступления Президента Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.