Научная статья на тему 'Формирование механизма общественного контроля за деятельностью полиции'

Формирование механизма общественного контроля за деятельностью полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2069
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ / POLICE / POLICE REFORM / PUBLIC CONTROL / CIVIL SOCIETY / PUBLIC COUNCILS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров В.И.

В статье отражен процесс формирования механизма общественного контроля за деятельностью полиции в Российской Федерации. Общественный контроль является одним из ключевых видов контроля, поскольку способствует открытости и гласности деятельности органов внутренних дел, помогает в борьбе с коррупцией, обеспечивает неукоснительное соблюдение прав граждан при их взаимодействии с полицией. Автором рассмотрены основные документы, регламентирующие осуществление общественного контроля за деятельностью полиции, оценена динамика развития различных форм и способов общественного контроля. В заключение определено, что основными формами контроля являются общественные и гражданские, при этом гражданские формы имеют более гибкую структуру и высокий потенциал для реализации на массовом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the mechanism of public control over police activity

The article reflects the process of formation of the mechanism of public control over police activities in the Russian Federation. Public control is one of the key forms of control, since it contributes to the openness and transparency of the activities of the internal affairs authorities, helps in the fight against corruption, ensure strict observance of citizens’ rights when they are interacting with police. The author describes the main documents regulating the implementation of public control over police activities, considers the dynamics of the various methods of social control. In conclusion, the main forms of control are determined as public and civil; the civil form has a flexible structure and a high potential for implementation at the masses level.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма общественного контроля за деятельностью полиции»

mindortrans.donland.ru/Default.aspx?pageid=140970 (дата обращения: 11.10.2016);

6. Хозяинов А., Сидоров Д. С новым законом! // www.livejournal.com (Сетевое сообщество Живой Журнал). 2016. 11 июня URL: http://pitertransport. livejournal.com/57195.html (дата обращения: 13.10.2016).

7. Серебрякова М. Омские перевозчики «с нетерпением» ждут вступления в силу нового закона о пассажироперевозках Электронный режим. Точка доступа: // www.omskgazzeta.ru. («Вечерний Омск - Неделя» - Интернет-проект в формате полноценной ежедневной городской газеты). 2016. 15 июня URL:http:// omskgazzeta.ru/gorod/omskie-perevozchiki-s-neterpeniem-zhdut-vstupleniya-v-silu-novogo-zakona-o-passazhiroperevozkakh (дата обращения: 13.10.2016).

8. 220 закон о пассажирских перевозках 2016 // по материалам сайта www. bus-club.ru. Bus-club.ru: Автобусный клуб №1. 2016. 07 июня URL: http://bus-club.ru/news/interesnoe/220_zakon_o_passazhirskikh_perevozkakh_2016/(дата обращения: 13.10.2016).

Майоров В.И.

формирование механизма общественного контроля за деятельностью полиции

Проводимое в России реформирование системы Министерства внутренних дел (МВД) направлено на установление тесного взаимодействия полиции с формирующимися в стране институтами гражданского общества, повышение уровня общественного доверия и поддержки граждан. В настоящее время важнейшими критериями эффективности деятельности правоохранительных органов становятся не только количественные, но и качественные характеристики. К их числу относятся уровень удовлетворенности населения работой органов внутренних дел в целом, отдельных подразделений и сотрудников, мера доверия к ним, степень готовности граждан оказывать поддержку и содействие им в работе и некоторые другие [2]. «Именно мнение населения зачастую становится определяющим критерием оценки не только деятельности правоохранительных

органов, но и уровня развития правовой системы государства и общества в целом» [4, с. 10].

Однако доверие граждан предполагает возможность осуществления общественного контроля за деятельностью полиции. Общественный контроль является одним из ключевых видов контроля, так как, с одной стороны, способствует открытости и гласности деятельности органов внутренних дел (ОВД), с другой стороны, помогает в борьбе с коррупцией, обеспечивает неукоснительное соблюдение прав граждан при их взаимодействии с сотрудниками полиции. В соответствии со статьей 50 Федерального закона «О полиции», принятого 7 февраля 2011 года, общественный контроль непосредственно осуществляют граждане РФ, общественные объединения, Общественная палата РФ, общественные наблюдательные комиссии, а также общественные советы, образуемые при МВД России и его территориальных органах [8].

Общественный контроль можно определить как общественный институт в форме гражданской самоорганизации для контроля за законностью и эффективностью реализации полномочий органами власти и недопущения произвола с их стороны в отношении граждан. Формирование института общественного контроля за деятельностью МВД началось в 1990-е гг. и характеризовалось расцветом различных гражданских инициатив, в частности, стихийным посещением отделов внутренних дел, изоляторов временного содержания, наблюдением за работой сотрудников и т.д.

В 2000-е гг. деятельность по осуществлению общественного контроля получила законодательное оформление. Под давлением общественности 10 июня 2008 г. был принят Федеральный закон РФ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Закон закрепил создание таких органов общественного контроля, как федеральный и региональные общественные советы при МВД России и его территориальных органах, а также общественные наблюдательные комиссии (ОНК), члены которых обладают специальными полномочиями для оценки работы полицейских и мониторинга ситуации с правами задержанных и правами человека в целом [9]. Но еще до создания в 2008 году ОНК правозащитники в разных регионах вели мониторинг отделений милиции: как осуществляется прием заявлений у посетителей, как соблюдаются права задержанных и т.п.

2 августа 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». В законе в качестве субъектов общественного контроля были определены только Общественная палата и общественные советы [10]. Гражданам разрешалось принимать участие в общественном контроле, однако частные лица могли быть не допущены к документам и определенной информации подконтрольной организации. Поэтому 7 июля 2014 года на конференции «Актуальные проблемы развития системы общественного контроля в РФ» было принято решение учредить Российскую ассоциацию общественного контроля. Новая организация заявила о необходимости создания пра-

вовых механизмов, позволяющих гражданам и некоммерческим организациям полноправно заниматься общественным контролем [11].

Процесс формирования института общественного контроля получил новый импульс благодаря реформе ОВД, начавшейся после издания Указа Президента РФ от 24 декабря 2009 г. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [6]. Закон «О полиции» в 2011 г. закрепил понятие «общественный контроль» и определил его субъекты. На основании Указа Президента РФ от 23 мая 2011 года № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах были образованы общественные советы. В соответствии с Указом одной из основных задач деятельности Общественного совета является «привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка» [2].

Общественные советы были призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Дальнейшее развитие системы общественного контроля за деятельностью полиции связано с принятием в 2012 году новым министром внутренних дел В. Колокольцевым документа под названием «Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации». Один из важнейших пунктов «Дорожной карты» — восстановление доверия общества посредством создания дополнительных механизмов для организации эффективного взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества [1]. Речь идет о расширении полномочий общественных советов при подразделениях МВД России, формировании экспертных советов, внедрении практики консультаций подразделений полиции с общественностью и населением по наиболее актуальным вопросам. В «Дорожной карте» предлагалось разработать и принять концепцию взаимодействия МВД с институтами гражданского общества. Была выдвинута идея организации постоянного совместного мониторинга проблем, возникающих во взаимоотношениях бизнес-структур и органов полиции. По результатам мониторинга предполагается подготовка совместных предложений по развитию законодательства и принятие организационных решений. Также в «Дорожной карте» немалое внимание уделялось вопросам использования современных информационных технологий: создание сайтов всех МВД республик, ГУ, УМВД по субъектам Федерации, городских управлений и районных отделов внутренних

дел; внедрение разработанного за рубежом софта Police Tape, предназначенного для фиксации правонарушений самих сотрудников полиции и т.д.

В целом существующую сегодня в России систему контроля за деятельностью органов полиции можно разделить на санкционированный общественный (участники получают соответствующие разрешения от органов государственной власти и наделяются специальными полномочиями) и гражданский контроль (основывается на праве гражданина участвовать в управлении государством, получать информацию от государственных органов и т.д.). Подобного рода деятельность не требует специального разрешения и может не оговариваться в законодательных актах.

Несмотря на различные трудности в России имеется богатый опыт осуществления гражданских форм общественного контроля. Так, с начала 1993 года регулярно делались доклады Рабочей группы по произвольным задержаниям [5, с. 114]. В 2009 году в 17 субъектах РФ была проведена акция «Неделя посещений отделений милиции» — проект глобального альянса неправительственных организаций Altus с целью оценить уровень предоставляемых гражданам правоохранительных услуг. С 2012 года действует Объединенная группа общественного наблюдения (ОГОН), которая ведет мониторинг действий полиции во время массовых публичных акций. Представляет интерес опыт проведения общественных расследований преступлений, совершенных сотрудниками МВД, которые ведут фонд «Общественный вердикт», Ассоциация АГОРА, Комитет против пыток и др. В ноябре 2012 года были подведены итоги общероссийской кампании общественного контроля по выполнению Федерального закона «О полиции». В 2013 и в 2014 годах участниками правозащитных организаций и другими гражданскими активистами проводились дни и декады проверки отделов полиции в десятках городов России. Кроме того, были инициированы проверки безопасности вокзалов (совместное ведение МВД России и ОАО «РЖД») и линейных отделов внутренних дел. Организованы многочисленные проверки патрульно-постовых служб, подразделений дорожной полиции, участковых, действий сотрудников полиции во время проведения массовых акций [2].

На данный момент имеется целый ряд организаций, реализующих гражданский контроль за деятельностью полиции и других государственных органов как на местном, так и на федеральном уровне. Так, в Краснодарском крае действует правозащитный центр «Южный», оказывающий правовую помощь и консультирование, осуществляющий контроль за деятельностью органов власти. Федеральный проект «Гражданин и полиция» проводит мониторинги работы полиции и ДПС во многих городах России. Общественная правозащитная организация «Гражданский контроль» стремится содействовать установлению контроля со стороны гражданского общества над деятельностью правоохранительных служб. Перечень подобных организаций достаточно широк, что свидетельствует о развитии институтов гражданского общества в нашей стране.

Таким образом, сегодня в России действуют как государственно-общественные (ОНК, общественные советы, общественные палаты), так и граждан-

ские формы организации общественного контроля за деятельностью полиции. При этом гражданские формы организации общественного контроля часто являются более гибкими и разнообразными, чем государственно-общественные, что позволяет избегать излишней бюрократизации. Данное обстоятельство может сделать общественный контроль по-настоящему массовым, а использование новых коммуникационных технологий способно придать ему сетевой характер. Осуществление контроля за деятельностью полиции со стороны общества, государственных и негосударственных институтов должно служить повышению эффективности охраны общественного порядка, укреплять авторитет ОВД, способствовать развитию партнерских взаимоотношений полиции и общества.

литература

1. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Российская газета [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2013/02/04/karta-mvd-site-dok.html (дата обращения: 17.08.2016).

2. Егорышев С.В. Социальный аудит органов внутренних дел: понятие и возможности / С.В. Егорышев // Евразийский научно-исследовательский институт проблем права [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasniipp.ru (дата обращения: 18.08.2016).

3. Логинова О. В полицию пришли инспекторы с гражданки // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ng.ru/regions/2014-04-24/5_police.html (дата обращения: 18.08.2016).

4. Майоров В.И. Повышение уровня доверия к деятельности полиции как направление реформы органов внутренних дел / В.И. Майоров // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвя-щённой памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина: в 2 частях. - 2012. - С. 10-14.

5. Реформа правоохранительных органов: преодоление произвола. - М.: Демос, 2005. - 416 с.

6. Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ. Электронный режим. точка доступа: http://base.garant.ru/12171874/#ixzz4Hx1wSCPc (дата обращения: 18.08.2016).

7. Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» // Российская газета. - 27.05.2011.

8. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7.

9. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ. Электронный режим. Точка доступа: http://base.garant.ru/12160914/#ixzz4HwvqcIb0 (дата обращения: 18.08.2016).

10. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. Электронный режим. Точка доступа: http://base.garant.ru/70700452/#ixzz4HwzoqKFx (дата обращения: 18.08.2016).

11. Эксперт КГИ Елена Тополева-Солдунова о Российской ассоциации общественного контроля // [Электронный ресурс]. - URL: http://komitetgi.ru/news/ news/1665/#.U_g168XV_MI (дата обращения: 19.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.