Научная статья на тему 'Организационно-правовое обеспечение деятельности общественных советов при органах внутренних дел'

Организационно-правовое обеспечение деятельности общественных советов при органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
784
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ / ПОЛИЦИЯ / ОРГАН ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / PUBLIC CONTROL / PUBLIC COUNCIL / POLICE / INTERIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курбатова Ольга Владимировна

Рассматривается характеристика административно-правового статуса общественных советов при органах внутренних дел, как коллективных субъектов общественного контроля за деятельностью полиции. Определены цели деятельности общественных советов, их задачи и полномочия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курбатова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-legal maintenance of activity of public councils under the law-enforcement bodies

This article is devoted to the administrative and legal status of public councils at law-enforcement bodies as the collective subjects of public control over police activities. The aims of activities of public councils, their tasks and powers.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовое обеспечение деятельности общественных советов при органах внутренних дел»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.9 ББК 67.401

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА КУРБАТОВА,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право;

административный процесс Рецензент: кандидат юридических наук Л.Л. Сакулина

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается характеристика административно-правового статуса общественных советов при органах внутренних дел, как коллективных субъектов общественного контроля за деятельностью полиции. Определены цели деятельности общественных советов, их задачи и полномочия.

Ключевые слова: общественный контроль, общественный совет, полиция, орган внутренних дел.

Abstract. This article is devoted to the administrative and legal status of public councils at law-enforcement bodies as the collective subjects of public control over police activities. The aims of activities of public councils, their tasks and powers.

Keywords: public control, public council, the police, the Interior.

Необходимым условием эффективного функционирования полиции являются партнерское взаимодействие с институтами гражданского общества, доверие граждан. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» закрепил основополагающие принципы полицейской деятельности — открытость и публичность, общественное доверие и поддержку граждан, взаимодействие и сотрудничество. Партнерские отношения немыслимы без объективной оценки качества работы полиции и контроля за нею со стороны общества1.

Общественный контроль за деятельностью государственных органов, в том числе полиции, в настоящее время представляет собою зарождающийся институт в системе административного права.

Анализ научной литературы показал, что общественный контроль рассматривается и как общественный институт в форме гражданской самоорганизации для контроля за законностью и эффектив-

ностью реализации полномочий органами власти и недопущения произвола с их стороны в отношении граждан2; и как средство приобщения широких масс к проверке всех государственных дел и обучения их управлению3; и как организованное наблюдение, осуществляемое в установленной правовой форме невластными субъектами, посредством общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых полицейских актов и принимаемых решений с целью обеспечения общественной без-опасности4; и как система негосударственных контролирующих субъектов5.

Субъектами общественного контроля за деятельностью полиции выступают граждане Российской Федерации, общественные объединения, Общественная палата Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии и общественные советы, образуемые при МВД России и его территориальных органах.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее важное место в системе общественных структур, с которыми активно взаимодействует МВД России, является Общественный совет при МВД России, а также общественные советы при территориальных органах Министерства6. По мнению К.Д. Рыдченко, именно общественные советы имеют потенциал стать наиболее квалифицированными и объективными субъектами общественного контроля за деятельностью полиции'.

Правовые основы деятельности указанных советов составляют следующие нормативные правовые акты: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (ст. 9); Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (ст. 9, 50); Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах»; Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2011 г. № 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 939 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668»8 и другие нормативные документы.

Указанные советы образуются в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, а также решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе полиции.

Общественный совет является совещательным органом, решения которого носят рекомендательный характер, и формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан, членов общественных объединений и организаций.

Среди основных задачам общественного совета можно выделить привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны обще-

ственного порядка, профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, а также содействие реализации государственной политики в сфере противодействия преступности; участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел, а также в информировании граждан о деятельности органов внутренних дел; анализ мнения граждан о деятельности органов внутренних дел и доведение полученной в результате анализа обобщенной информации до руководителей соответствующих органов внутренних дел; проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности органов внутренних дел; осуществление общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел.

Общественный совет для выполнения возложенных на него задач вправе запрашивать и получать в установленном порядке от органов внутренних дел информацию об их деятельности; вносить руководителям органов внутренних дел Российской Федерации предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел; создавать по вопросам, отнесенным к компетенции общественного совета, комиссии и рабочие группы; принимать участие в работе аттестационных комиссий органов внутренних дел, а также конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей сотрудников органов внутренних дел; оказывать содействие сотрудникам органов внутренних дел в защите их прав и законных интересов.

Кроме того, реализуя контрольные полномочия, члены общественного совета вправе посещать без специального разрешения помещения, занимаемые органами внутренних дел, а также места принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту; присутствовать при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приема граждан; знакомиться с обращениями граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов сотрудниками органов внутренних дел, а также с результатами рассмотрения таких обращений; ходатайствовать

№ 2 / 2017

Вестник экономической безопасности

63

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

перед соответствующими руководителями органов внутренних дел и контролирующих органов о проведении проверок соблюдения сотрудниками органов внутренних дел прав, свобод и законных интересов граждан, требований к служебному поведению, норм профессиональной этики, принимать участие в таких проверках и знакомиться с их результатами и др.

Подобная организация работы общественных советов способствует органам внутренних дел в решении наиболее актуальных проблем, позволяет донести мнение, пожелание или просьбу каждого человека до органов управления, до руководителей, которые обязаны прислушиваться к мнению общественности и принять соответствующее решение9.

Положение об Общественном совете при МВД России утверждается Президентом Российской Федерации. Состав Общественного совета при МВД России формируется и утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации с учетом результатов консультаций с Общественной палатой Российской Федерации, Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, общественными объединениями и организациями. Количественный состав Общественного совета определяется Министром внутренних дел Российской Федерации. Персональный состав Общественного совета формируется Министром внутренних дел Российской Федерации на основе предложений граждан, общественных объединений и организаций.

Порядок образования общественных советов при территориальных органах МВД России и формирования состава этих советов, а также порядок утверждения положений о них устанавливается Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Общественным советом при МВД России.

Количественный состав общественного совета определяется руководителем территориального органа МВД России и, как правило, не должен превышать 30 человек. Персональный состав совета формируется руководителем территориального органа МВД России на основе предложений граждан, общественных объединений, организаций.

Срок полномочий членов Общественного совета и общественных советов при территориальных

органах МВД России истекает через три года со дня их первого заседания. Основными формами работы Общественного совета являются: заседания (Общественного совета, заседания Президиума совета, комиссий, рабочих групп); опрос членов совета.

Таким образом, осуществление общественными советами, наряду с иными субъектами, контроля за деятельностью полиции должно служить повышению эффективности охраны общественного порядка, укреплять авторитет органов внутренних дел, способствовать развитию партнерских взаимоотношений полиции и общества. При этом необходимо уделять также внимание повышению правовой грамотности самих членов общественных советов при ОВД, так как для осуществления полноценного и объективного контроля, как справедливо отмечает А.Ю. Афанасьев10, необходимо иметь представление о контролируемой деятельности, о ее специфике, а специфичность полицейской службы не вызывает никаких сомнений.

1 Сургутское В.И., Самойлов А.В. Понятие и субъекты общественного контроля за деятельностью полиции // Совершенствование законодательства о полиции и полицейской деятельности: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. (12 ноября 2015 г.). Омск: Омская академия МВД России, 2016. С. 100.

2 Майоров В.И. Формирование механизма общественного контроля за деятельностью полиции // Научно-практический журнал «Государство и право в XXI веке». 2016, № 2. С. 68.

3 Цит по: Синяжникое Д.А., Ребрищее Н.М. Граждане Российской Федерации — субъект общественного контроля за деятельностью полиции // Вестник экономической безопасности. 2016, № 1. С. 239.

4 Сургутское В.И. Общественный контроль за деятельностью полиции как правовой институт, организованное наблюдение и система контролирующих органов // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2016, № 1-1. С. 259.

5 Там же.

6 Кибакин С.М., Хазое Е.Н. Общественный совет при МВД России как один из видов гражданского контроля общества // Вестник Московского университета МВД России, 2014, № 6. С. 67.

7 Рыдченко К.Д. Перспективы совершенствования правового статуса общественных советов при органах внутренних дел как субъекта общественного контроля // Совершенствование законодательства о полиции и полицейской деятельности: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. (12 ноября 2015 г.). Омск: Омская академия МВД России, 2016. С. 97.

8 Данным приказом утвержден «Порядок образования общественных советов при территориальных органах МВД России и формирования состава этих советов, а также утверждения положений о них».

9 Доценко Ю.В. Правовое обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с общественными советами. // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. с. 269.

10 Афанасьее А.Ю. Институт общественного контроля за деятельностью полиции: проблемы и перспективы развития // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2016, Выпуск № 1 (6). С. 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.