ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Э. ФЕДОРОВ
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — Административное право, административный процесс Научный руководитель: доктор юридических наук Сойников С.А.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются особенности формирования Общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: общественный совет, формирование, руководитель, представители.
ON THE FORMATION OF PUBLIC COUNCIL UNDER THE MINISTRY OF THE INTERIOR THE RUSSIAN FEDERATION
A.E. FEDOROV
graduated in a military academy offaculty ofpreparation of scientific and pedagogical and scientific shots
of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. The article considers the peculiarities of the Public Council under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
Key words: public council, formation, head, representative.
В условиях продолжающегося реформирования МВД России, реализации принципов открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества в деятельности полиции, развития партнерских отношений полиции с гражданами возникает необходимость повышения качества правовой регламентации и механизма деятельности Общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах с соблюдением баланса интересов государства и реализации прав граждан.
С начала реформы органов внутренних дел был принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах. Так, в соответствии с ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»1 при феде-
ральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также его территориальных органах образуются Общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции.
Указом Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах»2 определен правовой статус Общественного совета при МВД России и Общественных советов при территориальных органах
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
внутренних дел, цели и задачи, порядок формирования, права общественных советов и их членов.
В состав Общественного совета при МВД России входят граждане из числа известных правозащитников, видных деятелей образования, науки и искусства, представителей традиционных религиозных конфессий, средств массовой информации, которые имеют значительный жизненный опыт и заслуженный авторитет, могут способствовать воспитанию и образованию сотрудников органов внутренних дел, нести в общество лучшие образцы культуры и искусства.
Указом Президента РФ от 28 июля 2011 г. № 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации»3 утверждено Положение об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Примечательно, что Общественный совет при МВД России стал первым Общественным советом при федеральном органе исполнительной власти, положение о котором утверждено главой государства. Во исполнение указа были образованы Общественные советы при территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях. В настоящий момент в их состав входит 14 639 членов, в том числе: на окружном уровне — 166 человек, на межрегиональном уровне — 141 человек, на региональном уровне — 1776 человек, на районном уровне — 12 556 человек4.
Приказом Министра внутренних дел РФ № 939 от 15 августа 2011 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668»5 утвержден Порядок образования общественных советов при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и формирования состава этих советов, а также порядок утверждения положений о них.
В аспекте рассмотрения способа формирования Общественного совета при МВД России определенный интерес представляет анализ способа формирования Общественных советов при территориальных органах. Считаем важным отметить, что Общественный совет при территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации образуется приказом руководителя территориального органа Министерства внутрен-
них дел Российской Федерации. Положение об Общественном совете утверждается руководителем территориального органа МВД России по согласованию:
ф на окружном уровне — с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе; ф на межрегиональном и региональном уровнях — с Общественным советом при Министерстве внутренних дел Российской Федерации; ф на районном уровне — с соответствующим Общественным советом при территориальном органе МВД России на региональном уровне.
Персональный состав Общественного совета при территориальном органе формируется руководителем территориального органа МВД России на основе предложений граждан, общественных объединений, организаций и с учетом требований п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах», где указаны категории лиц, которые не могут быть членами Общественного совета. Предложения принимаются в течение 15 дней со дня размещения информации о начале формирования данного Общественного совета на официальном сайте территориального органа МВД России в сети Интернет и в региональных печатных средствах массовой информации. Граждане, которые получили предложение войти в состав Общественного совета при территориальном органе, письменно уведомляют руководителя территориального органа МВД России о своем согласии, либо об отказе войти в состав Общественного совета при территориальном органе. В десятидневный срок руководитель территориального органа МВД России, после получения им письменного согласия граждан Российской Федерации войти в состав выше обозначенного Общественного совета и с учетом результатов проведения консультаций с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе (высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации), общественными объединениями и организациями, ут-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
верждает состав Общественного совета. После утверждения персонального состава Общественного совета при территориальном органе в тридцатидневный срок должно быть проведено его первое заседание. Срок полномочий членов Общественного совета при территориальном органе истекает через два года, со дня его первого заседания. Анализируя данный приказ, можно сделать вывод о том, что Общественные советы должны быть образованы при каждом территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Они формируются в соответствии с положениями, утвержденными руководителями данных территориальных органов, которые определяют задачи, функции и порядок деятельности Общественного совета, права Общественного совета, права и обязанности его членов.
Отмечая интенсивность развития законодательства, регламентирующего деятельность Общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах, очевидна возрастающая роль данного института в современных условиях. Президент РФ неоднократно указывал на необходимость развития общественного контроля, эффективно способствующего совершенствованию деятельности органов внутренних дел и способного положительно влиять на принимаемые ими решения.
В рамках состоявшегося 11 октября 2012 г. второго заседания Расширенной рабочей группы по реформированию органов внутренних дел России при участии Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта полиции Владимира Колокольцева прошла презентация «Дорожной карты» — комплекса первоочередных мер по реформированию ведомства. Представляя основные положения разработанной «Дорожной карты» участникам заседания, советник Министра внутренних дел РФ, ответственный секретарь Расширенной рабочей группы Владимир Овчинский одним из приоритетных направлений дальнейшего реформирования МВД России определил доверие общества, подчеркнув при этом, что речь идет о расширении полномочий Общественных советов при подразделениях МВД России, формировании экспертных советов, внедрении практики консультаций подразделений полиции с местной обще-
ственностью и населением по наиболее актуальным вопросам6.
В настоящее время завершено формирование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы организации и деятельности Общественных советов при МВД России и его территориальных органах. Представляется, что некоторые аспекты организации их деятельности не урегулированы в полной мере. В частности, в процессе формирования Общественных советов при МВД России и его территориальных органах не достаточно реально участие граждан, общественных объединений и организаций. По нашему мнению, одним из направлений повышения эффективности деятельности Общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах может стать совершенствование способов их формирования.
На сегодняшний день, в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» и Положением об Общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента от 28 июля 2011 г. № 1027 «Об утверждении положения об общественном совете при министерстве внутренних дел Российской Федерации», в состав Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации7 входит 35 членов, выдвинутых общественными объединениями и утвержденных министром МВД России.
Рассматривая аспекты формирования Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, определенный интерес представляет существующий порядок комплектования Общественной палаты Российской Федерации8, так как этот институт является одним из основных в сфере взаимодействия государства и граждан. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 326-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации»9 численность Общественной палаты составляет 126 человек, и формируется из:
ф 42 — граждане Российской Федерации, утверждаемые Президентом Российской Федерации;
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
42 — представители общероссийских общественных объединений (решение о приеме выносят члены Общественной палаты, утвержденные Президентом Российской Федерации в течение 60 дней со дня своего утверждения); 42 — представители межрегиональных и региональных общественных объединений. В аспекте повышения эффективности деятельности Общественного совета значительный интерес представляет инициатива рабочей группы сенаторов, направленная на повышение эффективности деятельности Общественной палаты путем совершенствования существующего порядка формирования, предполагающего увеличение представительства регионов. В соответствии с законопроектом «О порядке формирования Общественной палаты»10 планируется увеличение общей численности Общественной палаты Российской Федерации со 126 до 166 человек. Также, предлагается изменение существующего порядка утверждения персонального состава Общественной палаты. Предлагается, что 40 кандидатур будет утверждать Президент Российской Федерации (вместо — 42), 83 кандидата в члены Общественной палаты будут делегироваться палатами региона (вместо — 43), 43 кандидата определяться от общественных организаций в результате Интернет — голосования (в настоящее время данная процедура не предусмотрена). При этом законопроект сохраняет действующий срок полномочий членов палаты — три года.
По нашему мнению, предложенная инициатива группы сенаторов по порядку формирования Общественной палаты в значительной степени повысит качество представительства институтов гражданского общества в Общественной палате Российской Федерации, процедура ее формирования станет более демократичной из-за использования прямого волеизъявления граждан и расширения участия региональных общественных структур.
В целях повышения эффективности деятельности Общественного совета, повышения уровня доверия граждан полиции, соответствующие нововведения могут быть реализованы применительно к способу формирования Общественного совета. По аналогии с рассмотренным выше законопроектом, предлагаются следующие дополнения к существующему порядку формирование Общественного совета:
ф включить в состав Общественного совета по 1 кандидатуре от 8 федеральных округов, из числа председателя (заместителя председателя) Общественного совета ГУ МВД России в федеральном округе;
делегировать 24 представителя из числа Общественных советов при территориальных органах в 8 федеральных округах путем их избрания на коллегиальных собраниях представителей данных Общественных советов (по 3 человека от Общественных советов при территориальных органах, входящих в структуру федерального округа).
По нашему мнению, решение по изложенным выше кандидатурам предлагается выносить Министру внутренних дел Российской Федерации.
Также рекомендуется рассмотреть включение в состав Общественного совета кандидатов по результатам Интернет — голосования.
Проведение первого заседания Общественного совета предлагается провести после утверждения его персонального состава в тридцатидневный срок. Срок полномочий членов Общественного совета целесообразно ограничить двухлетним периодом со дня их первого заседания. Данный срок предполагает достаточную ротацию членов Общественного совета и возможность участия более широкого круга лиц в его персональном составе.
По нашему мнению, реализация предлагаемых дополнений в существующий порядок формирования Общественного совета при МВД России в определенной мере будет способствовать повышению эффективности его деятельности.
1 «Российская газета». № 25. 8 февраля 2011 г.
2 «Российская газета». № 113. 27 мая 2011 г.
3 «Собрание законодательства РФ». 1 августа 2011 г. № 31. ст. 4712.
4 Общественный совет при МВД России [Электронный документ] // Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd. га/mvd/sovet/ (дата обращения 26 марта 2013 г.).
5 Документ опубликован не был (источник Консультант +).
6 Состоялось заседание Расширенной рабочей группы по реформированию органов внутренних дел России [Электронный документ] // Официальный сайт МВД России. URL: http//www. mvd.ru/news/item/14118/ (дата обращения 26 марта 2013 г.).
7 Далее — Общественный совет.
8 Далее — Общественная палата.
9 «Российская газета». № 70. 7 апреля 2005 г.
10 «Российская газета». № 6034. 19 марта 2013 г.