Научная статья на тему 'Правозащитная деятельность общественных советов при органах внутренних дел'

Правозащитная деятельность общественных советов при органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
315
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ / PUBLIC COUNCILS / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HUMAN RIGHTS ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зырянов С.М., Федорова И.В.

Раскрываются правовые основы, и анализируется порядок деятельности общественных советов при органах внутренних дел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human rights activities of public councils under the bodies of internal affairs

Defined legal basis and analyzed the way of activity of public councils under the bodies of internal affairs.

Текст научной работы на тему «Правозащитная деятельность общественных советов при органах внутренних дел»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЗЫРЯНОВ,

профессор Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, профессор ИННА ВИКТОРОВНА ФЕДОРОВА, преподаватель Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрываются правовые основы, и анализируется порядок деятельности общественных советов при органах внутренних дел.

Ключевые слова: общественные советы, органы внутренних дел, правозащитная деятельность.

Annotation. Defined legal basis and analyzed the way of activity of public councils under the bodies of internal affairs.

Keywords: public councils, bodies of internal affairs, human rights activities.

На основании ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № Э2-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»1 и в соответствии с требованиями Указов Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» (далее — Указ № 842)2 и от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» (далее — Указ № 668)3 при МВД России и территориальных органах МВД России образованы общественные советы.

Названными нормативными правовыми актами установлено, что общественные советы образуются в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной

власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе полиции.

Однако, согласование общественно значимых интересов не является единственной задачей общественных советов. Общественные советы при органах внутренних дел должны привлекать граждан, общественные объединения и организации к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, содействовать реализации государственной политики в сфере противодействия преступности; участвовать в разработке концепций, программ по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел; участвовать в рассмотрении инициатив граждан и общественных объединений по вопросам деятельности органов внутренних дел; участвовать в информировании граждан о деятельности органов внутренних дел,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности органов внутренних дел; анализировать мнения граждан о деятельности органов внутренних дел, доводить соответствующую информацию до руководителей органов внутренних дел; проводить общественную экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности органов внутренних дел; осуществлять общественный контроль за деятельностью органов внутренних дел.

В представленном в п. 5 Указа № 668 перечне задач общественных советов при органах внутренних дел задача осуществления правозащитной деятельности прямо не названа, однако, представляется, защита прав граждан и организаций должна быть главной целью участия общественных советов в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и организаций, изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, проведения общественной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел.

Действительно, п. 6 Указа № 668 наделяет общественные советы при органах внутренних дел и их членов соответствующими правами, в частности, запрашивать и получать от органов внутренних дел информацию об их деятельности; посещать помещения, занимаемые органами внутренних дел, места принудительного содержания; знакомиться с обращениями граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов, с результатами рассмотрения таких обращений; присутствовать при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приема граждан.

Материалы о работе Общественного совета при МВД России, имеющиеся в открытом доступе, свидетельствуют о том, что Общественный совет функционирует, хотя и не так активно, как, возможно, хотелось бы. В отчете о работе Общественного совета за 2013 г. отмечено, что в течение года было впервые проведено одно заседание в формате видеоконференции; группой по общественному контролю и мониторингу безопасности дорожного движения были предложены поправки в законодательство

по безопасности дорожного движения; велась работа с обращениями граждан; были внесены изменения в Регламент Общественного совета при МВД России4.

Как следует из отчета о работе Общественного совета в 2014 г., в Общественный совет поступило почти полторы тысячи обращений граждан. Наибольшее число обращений поступило из Москвы, Московской области, Краснодарского и Красноярского краев, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Основные проблемы, с которыми граждане обращаются в Общественный совет — отказы в возбуждении уголовных дел, волокита, отказы от предоставления социальных гарантий сотрудникам, сообщения о преступлениях, жалобы на несправедливые решения судов.

Члены Общественного совета совершили десять выездов в субъекты Российской Федерации для проведения мероприятий по общественному контролю за деятельностью органов внутренних дел, присутствовали при шестнадцати приемах граждан должностными лицами МВД России5.

Документы о деятельности Общественного совета размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://os.mvd.ru/.

В составе Общественного совета образованы комиссии по:

защите прав и законных интересов сотрудников органов внутренних дел, членов их семей и ветеранов МВД России;

общественному контролю за деятельностью органов внутренних дел;

организации общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов; укреплению духовно-нравственных основ, совершенствованию работы по патриотическому и правовому воспитанию сотрудников органов внутренних дел;

оказанию содействия привлечению квалифицированных кадров для службы в органах внутренних дел и информированию об особенностях службы;

повышению информационной открытости МВД России, взаимодействию со средствами массо-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

вой информации и институтами гражданского общества;

$ регламенту, организации деятельности Общественного совета и взаимодействию с общественными советами при территориальных органах внутренних дел.

В то же время, на заседаниях Общественного совета зачастую поднимаются вопросы, обсуждение которых напоминает оперативные совещания. Так, в соответствии с протоколом заседания, прошедшего 7 апреля 2015 г., перед членами Общественного совета отчитывались руководители территориальных органов МВД России — начальник ГУ МВД России по Ростовской области, заместитель начальника УМВД России по Ярославской области, заместитель начальника УМВД России по Калужской области, исполняющий обязанности начальника управления ГИБДД по Московской области, которые доложили информацию об аварийности на дорогах соответствующих субъектов Российской Федерации. Кроме того, на заседании присутствовали и выступали представители региональных властей, прокуратуры.

На том же заседании рассматривался вопрос о рассмотрении обращений граждан, связанных с противоправной деятельностью казино. Как следует из протокола заседания, Общественный совет организовал интерактивную карту в сети Интернет по адресу: картказино.рф, на которую поступило 1 042 обращения граждан. Председатель Общественного совета А.Г. Кучерена обратил внимание на то, что реакция на эти обращения последовала только со стороны органов внутренних дел г. Севастополя. Однако, присутствовавший на заседании представитель общественного совета при МВД по Республике Башкортостан сообщил, что в данной Республике в результате изучения 170 поступивших сообщений от населения было изъято почти 9 000 игровых автоматов. В 2015 г. поступило 38 сообщений, что позволило изъять 616 единиц игрового оборудования.

Далее на совещании была озвучена информация о том, что в Краснодарском крае запущена новая интерактивная карта «Стопигра.рф», с помощью которой граждане могут сообщать о расположении подпольных игорных заведений.

Безусловно, это крайне важная задача — выявление и пресечение незаконных игровых заведений с использованием гражданской активности. Вместе с тем, представляется, что это деятельность органов внутренних дел. По нашему мнению, общественные советы не должны подменять правоохранительные органы, обеспечивать их деятельность. Тем не менее, создание таких интернет-ресурсов, как картказино.рф, dorogibezproblem. гц и др. позволяет обеспечить реальное участие граждан в защите своих прав и обеспечении общественной безопасности, безопасности дорожного движения.

К сожалению, подобные проекты не получили пока широкого освещения. Так, сайт дороги-безпроблем.рф в месяц посещает немногим более 7 тыс. человек, а информации о посещаемости ресурса картказино.рф обнаружить не удалось, что может свидетельствовать об очень низкой посещаемости6.

К сожалению, информация о непосредственно правозащитной деятельности, о том, сколько обращений о нарушениях прав граждан, в том числе сотрудников полиции, было рассмотрено членами Общественной палаты, какие были приняты меры по результатам рассмотрения обращений, права какого количества обратившихся были защищены или восстановлены, отсутствует. Предложение о создании рабочей группы для оценки правомерности действий сотрудников органов внутренних дел в случае чрезвычайных происшествий с их участием, озвученное на заседании 12 марта 2014 г., принято не было.

Необходимо учитывать, что активность работы Общественного совета возрастает. Если в 2014 г. было проведено пять заседаний, то в первом полугодии 2015 г. уже прошло четыре заседания.

1 СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.

2 СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 3539.

3 СЗ РФ. 2011. № 22. Ст. 3154.

4 https://os.mvd.ru/document/3075701. Вхождение 15 февраля 2015 г.

5 https://os.mvd.ru/upload/site107/document_text/003/075/706/_-_2014.pdf. Вхождение 2 мая 2015 г.

6 http://pr-cy.ru/site-statistics/. Вхождение 2 июля 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.