Научная статья на тему 'Механизм осуществления общественного контроля за деятельностью полиции'

Механизм осуществления общественного контроля за деятельностью полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1422
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГРАЖДАНИН / СОТРУДНИК / POLICE / ACTIVITY / CONTROL / PUBLIC CONTROL / ORGANIZATIONS / PUBLIC ORGANIZATIONS / CITIZEN / EMPLOYEE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боева М. А., Сергунова А. С.

В статье анализируются механизмы общественного контроля за деятельностью полиции. Систему контроля за деятельностью органов полиции принято разделять на санкционированный общественный и гражданский контроль. В Российской Федерации действуют как государственно-общественные, так и гражданские формы организации общественного контроля за деятельностью полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of implementation of public control over police activity

The article analyzes the mechanisms of public control over the activities of the police. The system of control over the activities of the police is divided into authorized public and civil control. In the Russian Federation there are both state-public and civil forms of organization of public control over the activities of the police.

Текст научной работы на тему «Механизм осуществления общественного контроля за деятельностью полиции»

у ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

У УДК 347.9(072) Виктимология 4(18) / 2018, с. 78-82

Боева М. А., Сергунова А. С.

МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ

В статье анализируются механизмы общественного контроля за деятельностью полиции. Систему контроля за деятельностью органов полиции принято разделять на санкционированный общественный и гражданский контроль. В Российской Федерации действуют как государственно-общественные, так и гражданские формы организации общественного контроля за деятельностью полиции.

Ключевые слова: полиция, деятельность, контроль, общественный контроль, организации, общественные организации, гражданин, сотрудник.

В настоящее время важнейшими критериями эффективности деятельности правоохранительных органов становятся не только количественные, но и качественные характеристики. К их числу относятся уровень удовлетворенности населения работой органов внутренних дел в целом, отдельных подразделений и сотрудников, мера доверия к ним, степень готовности граждан оказывать поддержку и содействие им в работе и некоторые другие[1, с. 33]. «Именно мнение населения зачастую становится определяющим критерием оценки не только деятельности правоохранительных органов, но и уровня развития правовой системы государства и общества в целом» [2, с. 12].

В целом существующую сегодня в России систему контроля за деятельностью органов полиции можно разделить на санкционированный общественный (участники получают соответствующие разрешения от органов государственной власти и наделяются специальными полномочиями) и гражданский контроль (основывается на праве гражданина участвовать в управлении государством, получать информацию от государственных органов и т.д.). Подобного рода деятель-

ность не требует специального разрешения и может не оговариваться в законодательных актах.

Отметим, что значительное место во взаимодействии органов внутренних дел с общественными объединениями занимают объединения предпринимателей РСПП, «Деловая Россия», «Опора России», «Объединение Российского союза юристов» и «Союза юристов России», Торгово-промышленная палата Российской Федерации и много других объединений.

Рассмотрим вкратце специфику правозащитных организаций. Итак, указанные организации осуществляют мониторинг нарушений прав человека, подготавливают доклады, как национального, так и регионального характера, осуществляют взаимодействие с Уполномоченным по правам человека Российской Федерации, а также региональными уполномоченными, участвуют в международных форумах разных межгосударственных организаций. Стоит заметить, что данные организации непосредственно выступают с критикой тех или иных действий властей. В свою очередь федеральная власть осуществляет активное взаимодействие разными способами и мето-

дами, с такими организациями пытаясь сделать их союзниками или партнерами [3, с.34 - 35].

Зачастую, общественные организации преобразовываются из политических партий. Примером такого преображения является партия «Гражданская сила», которая теперь является общественным объединением «Гражданские силы». Однако, партии могут и не преобразовываться в организацию, а создать под свои руководством общественную организацию. Образование на базе политической партии общественную организацию происходит с целью расширить свою электоральную и организационную составляющую, особенно это направлено на молодежную среду. Примером, может выступать движение «Молодая гвардия» относящееся к партии «Единая Россия».

В настоящее время создаются специальные законодательные акты для регулирования деятельности таких организаций и вводится новое понятие «социально ориентированные некоммерческие организации (НКО)». Деятельность таких организаций, поддерживается органами государственной власти и местного самоуправления.

Необходимо отметить, что правовой статус общественных организаций специально регулируется отдельным нормативно-правовым актом, а именно Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [4]. Указанный закон определяет уставные цели и задачи, таких организаций, а также содействие процессам демократизации и становлению правового государства; именно они наиболее активно идут на взаимодействие с органами государственной власти.

Для совершенствования государственно-общественных форм управления была образована Общественная палата Российской Федерации представляющуюся, как орган взаимодействия между органами власти и институтами общества. Общественная палата РФ, призвана обеспечивать взаимодействие граждан России с органами государственной власти, способствовать вовлечению структур гражданского общества в процессы выработки политических решений для улучшения качества принимаемых решений и их практической реализации^, с.34 - 35].

Специалисты в области юриспруденции отмечают, что понятие «правоохранительная деятельность» трактуется как в широком, так и в узком смысле[5, с. 14]. А. Н. Миронов и Н. М. Павинский замечают, что принимая во внимание оба подхода к понятию «правоохранительная деятельность» стоит определить правоохранительную деятельность как вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными на то органами строго в рамках закона, а именно преобладает толкование данного вида деятельности в узком смысле[6, с. 11]. Примечательно также мнение С. В. Егорыше-ва, в условиях расширяющейся практики участия общественности в охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности, появления сравнительно большого числа общественных формирований правоохранительной направленности, должен преобладать широкий подход к пониманию содержания правоохранительной деятельности[1, с. 33].

В качестве основания объективной природы, взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями необходимо обратить внимание на универсальность процесса социального кооперирования и его ценностную основу. Единством и основой для всех субъектов социального процесса выступает безопасность, которая создает устойчивую, относительно независимую от субъективных факторов и внешних условий основу взаимодействия органов внутренних дел и общественных формирований. Разделение понятия взаимодействия как совместной или согласованной деятельности органов внутренних дел и общественных формирований по обеспечению общественной безопасности и понятия, характеризующего саму организацию такого взаимодействия, показала, что оно одновременно отражает и цель, и средство ее достижения. Взаимодействие полиции и институтов гражданского общества в отношении обеспечения общественной безопасности определяется как система их совместной согласованной деятельности, которая обеспечивает удовлетворение наиважнейших общественных потребностей.

Регулярно информация о проведении сотрудниками полиции мероприятий по розыску лиц, пропавших без вести, направлялась в указанную организацию с

целью эффективного взаимодействия по установлению местонахождения пропавших.

В рамках реализации функции общественного контроля за деятельностью полиции, члены общественных советов при МВД России и его территориальных органах во взаимодействии с активистами правозащитной организации «Московская Хельсинская группа» приняли участие в акции «Гражданин и полиция». Целью кампании является формирование объективной общественной оценки о деятельности участковых уполномоченных полиции, условиях и порядке приема граждан, работе с населением, а также повышение качества работы сотрудников право охранительных органов. В 2016 году кампания «Гражданин и полиция» прошла в 33 субъектах Российской Федерации и мониторингу подверглись более 1300 объектов, включая 234 отдела полиции, 11 линейных отделов на транспорте, 483 участковых уполномоченных полиции, 523 наряда дорожно-патрульной службы, 44 реги-страционно-экзаменационных отдела, 12 стационарных постов ГИБДД [7].

Также сотрудники полиции совместно с общественными организациями правозащитной направленности проводили мероприятия по противодействию коррупции. В высших учебных заведениях были организованы лекции и профилактические беседы со студентами об уголовной составляющей за совершение противоправных действий коррупционной направленности.

Важным направлением выступает антикоррупционная пропаганда в отношении как самих сотрудников, так и широкого круга граждан [8, с. 8-10]. В рамках мероприятий проведены межведомственные совещания и рабочие встречи с общественными организациями правоохранительной направленности.

На постоянной основе гражданам оказывались юридические консультации сотрудниками полиции совместно с представителями адвокатских палат, Общественных советов.

Так, совместно с Адвокатской палатой Ставропольского края организованы мероприятия по оказанию юридических консультаций гражданам.

П. М. Параносенков, отмечает, что весьма развитым направлением взаимо-

действия полиции с институтами гражданского общества является организация взаимодействия с религиозными организациями [9, с. 70]:

Важно отметить работу общественных советов при МВД России и его территориальных органах, в состав которых в соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции» входят и представители религиозных организаций.

В рамках взаимодействия представители религиозных объединений встречаются с руководством, личным составом органов внутренних дел, ведут просветительскую деятельность, работу по формированию толерантного отношения сотрудников органов внутренних дел к представителям различных этносов и национальностей.

В частности, представитель Общественного совета при МВД России А. Ю. Гуревич проводит учебные занятия для сотрудников МВД России на тему «Профилактика расового и религиозного экстремизма».

В частности, можно привести пример как представитель Общественного совета при МО МВД России «Тобольский» протоиерей Вадим провел профилактическое мероприятие, приуроченное ко Всемирному дню борьбы со СПИДом. Священник постарался привлечь общественность к актуальной на сегодняшний день проблеме распространения СПИДа в молодежной среде, формированию у подростков ответственного отношения к своему здоровью [10].

Член Общественного совета при МО МВД России «Южноуральский» священник Павел встречался с личным составом ОМВД и рассказал о важности семьи в достижении социального и материального благополучия, сохранения и укрепление здоровья человека, уделив особое внимание здоровому воспитанию детей.

Вопросы взаимодействия органов, подразделений и организаций системы МВД России с религиозными организациями являлись предметом обсуждения в ходе совместных мероприятий: «круглых столов», пресс-конференций, брифингов, семинаров.

Таким образом, на сегодняшний день в РФ действуют как государственно-общественные, так и гражданские формы организации общественного контроля за

деятельностью полиции. При этом гражданские формы организации общественного контроля часто являются более гибкими и разнообразными, чем государственно-общественные, что позволяет избегать излишней бюрократизации. Данное обстоятельство может сделать общественный контроль по-настоящему массовым, а использование новых коммуникационных технологий способно придать

ему сетевой характер. Осуществление контроля за деятельностью полиции со стороны общества, государственных и негосударственных институтов должно служить повышению эффективности охраны общественного порядка, укреплять авторитет ОВД, способствовать развитию партнерских взаимоотношений полиции и общества.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Егорышев, С. В. Общественная правоохранительная деятельность и ее роль в обеспечении правопорядка // Российский следователь. 2012. № 5.

2. Майоров, В. И. Повышение уровня доверия к деятельности полиции как направление реформы органов внутренних дел // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина: в 2 частях. 2012.

3. Гриб, В. В. Историческая роль и значение общественных формирований в России в развитии гражданского общества // История государства и права. 2014. № 10.

4. Об общественных объединениях : федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Спра-вочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Кон-сультантПлюс». — Последнее обновление 15.06.2018.

5. Дмитриев Ю. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2015.

6. Миронов А. Н., Павинский Н. М. Правоохранительные органы: Учеб. пособие. 5-е изд., испр. и доп. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2016.

7. Обзор о результатах взаимодействия полиции с институтами гражданского общества по итогам 2016 года : [Сайт]. — Режим доступа : Web-сайт мвд.рф (Дата обращения: 15.06.2018).

8. Баранчикова М.В. Уголовно-правовая антикоррупционная пропаганда как направление предупреждения преступлений в полиции // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2018. № 2.

9. Параносенков, П. М. Правовые основы деятельности полиции Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 5.

10. Мероприятие приуроченное ко Всемирному дню борьбы со СПИДом: [Сайт]. — Режим доступа : Web-сайт http://varsschool.ru (Дата обращения: 15.06.2018).

REFERENCES:

1. Egoryshev, S. V. Obshchestvennaya pravoohranitel'naya deyatel'nost' i ee rol' v obespechenii pravoporyadka // Rossijskij sledovatel'. 2012. № 5.

2. Majorov, V. I. Povyshenie urovnya doveriya k deyatel'nosti policii kak napravlenie reformy organov vnutrennih del // Aktual'nye problemy administrativnogo i administrativno-processual'nogo prava. Materialy ezhegodnoj vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchyonnoj pamyati doktora yuridicheskih nauk, professora, zasluzhennogo deyatelya nauki Rossijskoj Federacii V.D. Sorokina: v 2 chastyah. 2012.

3. Grib, V. V. Istoricheskaya rol' i znachenie obshchestvennyh formirovanij v Rossii v razvitii grazhdanskogo obshchestva // Istoriya gosudarstva i prava. 2014. № 10.

4. Ob obshchestvennyh ob"edineniyah : feder. zakon ot 19 maya 1995 g. № 82-FZ // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus»: [EHlektronnyj resurs] / Kompaniya «Konsul'tantPlyus». — Poslednee obnovlenie 15.06.2018.

5. Dmitriev YU. A. Pravoohranitel'nye organy Rossijskoj Federacii: Uchebnik dlya vuzov. 3-e izd., pererab. i dop. M.: EHksmo, 2015.

6. Mironov A. N., Pavinskij N. M. Pravoohranitel'nye organy: Ucheb. posobie. 5-e izd., ispr. i dop. M.: FORUM; INFRA-M, 2016.

7. Obzor o rezul'tatah vzaimodejstviya policii s institutami grazhdanskogo obshchestva po itogam 2016 goda : [Sajt]. — Rezhim dostupa : Web-sajt mvd.rf (Data obrashcheniya: 15.06.2018).

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

81

8. Baranchikova M.V. Ugolovno-pravovaya antikorrupcionnaya propaganda kak napravlenie preduprezhdeniya prestuplenij v policii // Ugolovnoe sudoproizvodstvo: problemy teorii i praktiki. 2018. № 2.

9. Paranosenkov, P. M. Pravovye osnovy deyatel'nosti policii Rossijskoj Federacii // Administrativnoe pravo i process. 2012. № 5.

10. Meropriyatie priurochennoe ko Vsemirnomu dnyu bor'by so SPIDom: [Sajt]. — Rezhim dostupa : Web-sajt http://varsschool.ru (Data obrashcheniya: 15.06.2018).

БОЕВА Милана Александровна, кандидат юридических наук, доцент, подполковник полиции, преподаватель кафедры специальной подготовки, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 302027, г. Орел, ул. Игнатова, 2 E-mail: [email protected]

СЕРГУНОВА Анастасия Сергеевна, курсант 3 курса Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, 302027, г. Орел, ул. Игнатова, 2. E-mail: [email protected]

Boeva M. A., Sergunova A. S.

THE MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF PUBLIC CONTROL OVER POLICE ACTIVITY

The article analyzes the mechanisms of public control over the activities of the police. The system of control over the activities of the police is divided into authorized public and civil control. In the Russian Federation there are both state-public and civil forms of organization of public control over the activities of the police.

Keywords: police, activity, control, public control, organizations, public organizations, citizen, employee.

BOEVA Milana, candidate of law, associate Professor, Lieutenant Colonel of police, teacher of special training Department, Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Lukyanov, 302027, Orel, 2 Ignatova str. E-mail: [email protected]

SERGANOVA Anastasya, student of the 3rd year of the Oryol law Institute of the MIA of Russia named after V. V. Lukyanov, 302027, Orel, ul. Ignatova, 2. E-mail: [email protected]

Дата поступления: 21.11.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.