ПРЕДПОСЫЛКИ АКТУАЛИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
АННА ЮРЬЕВНА ЗВОНАРЕВА,
адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России
Научная специальность: 22.00.08 — социология управления
E-mail: zvonareva.a. [email protected] Научный руководитель и рецензент: доктор социологических наук Коробов В.Б.
Аннотация. В статье анализируются предпосылки использования результатов изучения общественного мнения в процессе принятия управленческих решений в органах внутренних дел.
Ключевые слова: управленческие решения, общественное мнение, органы внутренних дел.
PRECONDITIONS OF ACTUALIZATION OF THE USE OF PUBLIC OPINION STUDY RESULTS IN THE PROCESS OF MAKING MANAGEMENT DECISIONS IN THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES
ANNA YUREVNA ZVONAREVA,
postgraduate of the Department of Theory and Sociology of Management of Bodies of Internal Affairs Academy of Management of the Interior Ministry of Russia
Annotation. The article analyzes the preconditions of public opinion study use in the process of making management decisions in the internal affairs agencies.
Keywords: management decisions, public opinion, internal affairs agencies.
Эффективное функционирование любого государственного института невозможно без «социологического мышления» в принятии управленческих решений, т.е. понимания наличия в обществе многочисленных связей и сложных отношений, которые должны «просчитываться» социальными акторами, поскольку оказывают влияние на результаты их осмысленных действий.
В управленческой деятельности общественное мнение воспринимается как социальная технология [4], позволяющая организовывать и упорядочивать управленческое воздействие в соответствии с целью и логикой развития самих объектов воздействия.
Предпосылками, детерминирующими использование результатов изучения общественного мнения в
процессе принятия управленческих решений в органах внутренних дел, на наш взгляд, являются:
♦ во-первых, эволюция научно-управленческой мысли.
На рубеже XX—XXI вв. в научной среде четко обозначился вектор научных исследований в сфере социологии управления — поиск социально ориентированных управленческих процедур.
По мнению А.В. Возженникова [3], уже со второй половины ХХ в. мировая наука о государственном управлении движется в направлении существенного пересмотра прежней, «классической», парадигмы государственной службы и принципов ее построения.
Анализируя становление концепции социальной ориентированности управления в зарубежной и рос-
244
Вестник Московского университета МВД России
№ 8 I 2014
-ii.^'fc--
сийской управленческой мысли, А.А. Баранов показывает переход от системы показателей управленческой эффективности, связанной с планирующим и корректирующим воздействием на социальные процессы, к системе интегрированности связей управленческого воздействия, общественных запросов, оценок управленческих решений [2];
♦ во-вторых, наличие необходимых условий повышения прозрачности и подотчетности власти.
В апреле 2012 г. Россия присоединилась к международной инициативе по повышению прозрачности и подотчетности власти Open Government Partnership. Система «Открытое министерство» является неотъемлемой частью Открытого правительства в рамках уже существующей международной инициативы Open Government Partnership (OGP);
♦ в-третьих, появление в достаточном количестве независимых социологических фондов, предоставляющих информацию по социологическому исследованию общественного мнения и обеспечивающих совместно со средствами массовой информации его трансляцию.
Ежегодно, начиная с 2009 г. выигравшая конкурс по тендеру независимая социологическая организация проводит исследование общественного мнения о деятельности органов внутренних дел по заказу МВД России. По сложившейся практике, победители — крупные российские социологические центры ФОМ и ВЦИОМ. По репрезентативным выборкам представителями данных организаций опрашивается население всех субъектов Российской Федерации. Предоставляемые отчеты находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Социологические исследования общественного мнения о деятельности полиции проводятся не только по заказу МВД России, но и неангажированными специалистами. Как отмечается в докладе комитета гражданских инициатив Фонда ИНДЕМ, имидж ОВД чаще изучают специалисты из исследовательских структур при МВД России. Экономическую активность и коррупцию сотрудников — социологи и экономисты из крупных научно-образовательных институтов: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб). Практику взаимодействия органов внутренних дел с населением, нарушение прав граждан, а также пути реформирования системы МВД России — социологи из
независимых исследовательских центров (Левада-центр, Центр «Демос», ЦНСИ, «Юрикс») и сотрудники правозащитных некомерческих организаций («Мемориал», «Гражданский контроль», «Комитет против пыток», Фонд «Общественный вердикт» и др.) [5];
♦ в-четвертых, институциональные преобразования российского общества постсоветского периода.
Социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности, стабилизируют социальные отношения, вносят согласованность в действия членов общества. С позиции системно-структурного анализа «социальный институт» может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни [6];
♦ в-пятых, глобальная информатизация социального пространства. Современные информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможность демократического обсуждения социально значимых проблем.
Включенность в потребление информации стала повседневной, ритуальной деятельностью для масс. При наличии широкой гласности обмена мнениями, определенной степени публичности обществу становилась известна распространенность того или иного явления, состояние сознания общества по определенной проблеме во всем наборе его характеристик, наличие разных точек зрения по этим проблемам.
Следует отметить, что известные отечественные социологи Е. Петренко и В. Мансуров возникновение и развитие средств массовой информации называют среди обстоятельств, непосредственно повлиявших на выделение общественного мнения как относительно самостоятельного направления исследования в истории мировой социологии [4];
♦ в-шестых, становление плюралистического общества как фактор социологических исследований общественного мнения.
Л.Н. Федотова считает, что в результате появления в обществе новых социальных структур, новых социальных слоев и, параллельно, индивидов, потенциально свободных экономически, политически, идеологически, возникло и разнообразие мнений, и заинтересованность новых структур в их изучении. Изучение это стало практически равно самому факту существо-
№ 8 / 2014
Вестник Московского университета МВД России
245
- -я.¿¿¿Ь'-
вания феномена общественного мнения, понимаемого как набор всех альтернатив мнения, всех его составных частей и всех носителей этого мнения в лице социальных единиц всего универсума [7];
♦ в-седьмых, поиск новых путей оптимизации управления органами внутренних дел, направленных на адекватное противодействие новым вызовам и угрозам в соответствии с нормами действующего законодательства.
Приведение норм федерального законодательства, ведомственных нормативных правовых актов в соответствие положениям Конституции РФ позволило в полной мере осуществить пересмотр фундаментальных основ деятельности органов внутренних дел.
Общественное доверие и поддержка граждан является одним из принципов деятельности полиции в соответствии со ст. 9 ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». При этом общественное мнение отнесено законодателем к ряду основных критериев официальной оценки деятельности ведомства, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Законодательное включение общественного мнения в оценку деятельности полиции можно рассматривать как проявление одной из важнейших тенденций — социализации управления в системе органов внутренних дел в целом, а также продолжением тренда реформирования системы государственного управления, обозначенного в Концепции административной реформы в Российской Федерации 2006—2010 гг.;
♦ в-восьмых, потребность самих членов организации в повышении уровня социального престижа профессии и соответствие этого уровня высокой значимости стоящих перед органами внутренних дел задач.
На рубеже XX—XXI вв. уровень доверия населения к органам внутренних дел стал настолько низким, что непринятие со стороны руководства Министерства внутренних дел мер реагирования по повышению имиджа органов внутренних дел воспринималось крайне негативно личным составом. Ухудшение морально-психологического климата в коллективах, отсутствие заинтересованности в результатах деятельности, формализм при исполнении служебных обязанностей достигли критических пределов.
Любая система накапливает «взрывчатку» противоречий. Как отмечают Н.А. Андреев и В.Б. Коробов, они могут возникать в силу двойственного поведения системы либо ее слабости или неспособности из-за последней снять эти противоречия, мобилизовать участников системы на достижение уровня современных требований. Что в дальнейшем, с учетом масштабности и скорости их накоплений, может привести к их взрыву и слому системы вообще [1].
Резюмируя сказанное, выделим главный концепт: сегодня имеется значительный ряд экзогенных и эндогенных предпосылок для актуализации использования результатов изучения общественного мнения в процессе принятия управленческих решений в органах внутренних дел. При этом ограничиваться описанием и объяснением происходящих в стране процессов уже недостаточно. Необходимо выявлять возможности управления и предвидеть социальные последствия, «социальный эффект» от реализации принятых решений.
Литература
1. Андреев Н.А., Коробов В.Б. Стратегический анализ отраслевого управления: Учеб. пособие. М., 2011.
2. Баранов А.А. Социальная ориентированность системы управления в российском обществе: условия формирования и перспективы развития: Автореф. дисс. ... канд. соц. наук. Ростов н/Д., 2013.
3. Возжеников А.В. Становление института государственной службы в современной России // Государственная служба в современной России: Сб. ст. М., 2003.
4. Епархина О.В. Социология общественного мнения: Учебник. М., 2013.
5. Римский Л.В. Доклад комитета гражданских инициатив Фонда ИНДЕМ по теме: «Результаты социологических исследований исполнения государством правоохранительной функции: оценки граждан и необходимые реформы» от 1 ноября 2012 г. М., 2012.
6. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2008.
7. Федотова Л.Н. Общественное мнение и журналистика: Учеб. пособие. М., 2011.
246
Вестник Московского университета МВД России
№ 8 / 2014